ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9963/2023 от 09.11.2023 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1-й инстанции Рыжова Н.А.

УИД 38RS0023-01-2023-001945-64

Судья-докладчик Махмудова О.С.

№ 33а-9963/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 ноября 2023 г.

г. Иркутск

Судья Иркутского областного суда Махмудова О.С., рассмотрев единолично частную жалобу непубличного акционерного общества «Первое клиентское бюро» на определение судьи Тулунского городского суда Иркутской области от 23 августа 2023 г. об оставлении без движения административного искового заявления непубличного акционерного общества «Первое клиентское бюро» к административным ответчикам Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, Тулунскому районному отделу судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, начальнику отделения - старшему судебному приставу Болохиной Любови Александровне, судебному приставу-исполнителю Коблиной Наталье Александровне об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя

установил:

Непубличное акционерное общество «Первое клиентское бюро» обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным бездействие начальника Тулунского РОСП ГУФССП России по Иркутской области Болохиной Л.А., выразившееся в неосуществлении должного контроля за действиями должностных лиц вверенного ему подразделения, в том числе в части организации делопроизводства и контроля за соблюдением установленных Инструкцией правил документирования и документооборота в структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах службы, признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Коблиной Н.А. в части своевременного направления процессуальных документов о принятых мерах принудительного исполнения, обязать судебного пристава-исполнителя устранить нарушения норм права и прав взыскателя.

Определением судьи Тулунского городского суда Иркутской области от 23 августа 2023 г. административное исковое заявление оставлено без движения, установлен срок для исправления недостатков до 11 сентября 2023 г.

В частной жалобе представитель НАО «ПКБ» Тихонова Э.И. просит определение об оставлении без движения отменить, поскольку на административном истце как на юридическом лице, не обладающим государственными или иными публичными полномочиями, обязанности направлять участвующим в деле лицам копии административного иска и приложенных к нему документов не лежит. Требования административного иска конкретизированы, в нем акцентировано внимание на неисполнении судебным приставом-исполнителем обязанности направить сторонам исполнительного производства процессуальные документы о принятых мерах принудительного исполнения не позднее дня, следующего за днем вынесения исполнительного документа.

Частная жалоба рассмотрена судьей единолично по правилам, установленным главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения судебного заседания в соответствии с частью 2 и частью 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Оставляя административный иск без движения, судья суда первой инстанции в качестве недостатков, препятствующих принятию административного иска к производству указал, что административным истцом не достаточно конкретизирована просительная часть заявления: не указано, какое именно бездействие необходимо признать незаконным либо незаконными, даты и место его совершения либо не совершения, по какому исполнительному производству необходимо признать бездействие (бездействия) незаконными, в отношении какого должника, с указанием его фамилии, имени и отчества и за какой период исполнения либо неисполнения требований закона, с указанием периода: число, месяц, год. Кроме того, административный иск и приложенные к нему документы не разосланы в адрес иных лиц, участвующих в деле.

Проверив представленный материал, законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривая вынесение определения об оставлении административного искового заявления без движения в случае установления нарушений требований статей 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов (часть 1 статьи 130), в главе 22 Кодекса, регламентирующей порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установил требования к административному исковому заявлению и основания оставления его без движения.

Согласно требований части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны в том числе: сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования.

Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом, часть 7 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу требований части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.

Судья суда первой инстанции не учел, что НАО «Первое клиентское бюро» создано в организационно-правовой форме непубличного акционерного общества, самостоятельно планирует свою хозяйственную деятельность, является коммерческой организацией и не обладает государственными или публичными полномочиями, что в силу части 7 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет ему право либо направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенные к нему документы, которые у них отсутствуют, способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов, либо приложить указанные документы к исковому заявлению по числу лиц, участвующих в деле.

Указанное положение закона не возлагает обязанность на данное юридическое лицо направлять другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом, а лишь предоставляет такое право.

В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 45 Кодекса административно судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации и порядком, определяемым Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлено, что указанные документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», указано, что из частей 1, 1.1 статьи 3, части 1.1 статьи 35 ГПК РФ, частей 1, 7 статьи 4, части 1 статьи 41 АПК РФ, части 2 статьи 45 КАС РФ, граждане, организации, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, вправе направлять обращения в суд в электронном виде (например, исковые заявления, заявления, в том числе заявления о выдаче судебного приказа, административные исковые заявления, ходатайства, жалобы).

Обращения в электронном виде подаются в суды посредством заполнения формы, размещенной на официальных сайтах судов в сети «Интернет», в соответствии с порядками подачи документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утверждаемыми Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах своих полномочий.

Из представленных материалов следует, что Общество направило в суд административное исковое заявление в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», в соответствии с порядком подачи документов в электронном виде в форме электронного документа.

Представленные материалы свидетельствуют о выполнении административным истцом требований пунктов 1.4, 2.2.5, 3.3.1 приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации «Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа».

Административный иск подан в форме электронного документа, что не препятствовало судье суда первой инстанции получить необходимое количество копий документов и направить сторонам по делу в установленном порядке.

При таком положении судья суда апелляционной инстанции приходит к выводу, что ни отсутствие доказательств направления копий документов сторонам, ни приложений к административному иску, поданному в форме электронного документа, его копий для направления иным лицам, участвующим в деле, основаниями для оставления административного иска без движения не являлись.

Тот факт, что, по мнению судьи городского суда, просительная часть заявления не конкретизирована, также не является основанием для оставления административного искового заявления без движения, поскольку вопросы уточнения требований административного истца в соответствии со статьей 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежат разрешению на стадии принятия административного искового заявления к производству суда, так как отнесены законодателем на стадию подготовки административного дела к судебному разбирательству.

При таких обстоятельствах определение суда первой инстанции об оставлении административного иска без движения нельзя признать правомерным, ввиду нарушения норм процессуального права, в связи с чем, оно подлежит отмене, а материал по административному иску подлежит направлению в суд первой инстанции со стадии принятия.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

определил:

определение судьи Тулунского городского суда Иркутской области от 23 августа 2023 г. об оставлении без движения административного искового заявления непубличного акционерного общества «Первое клиентское бюро» к административным ответчикам Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, Тулунскому районному отделу судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, начальнику отделения - старшему судебному приставу Болохиной Любови Александровне, судебному приставу-исполнителю Коблиной Наталье Александровне об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя - отменить.

Материал направить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья

О.С. Махмудова