ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-997/19 от 24.09.2019 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Дёмин А.Н. Дело № 33а-997/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 24 сентября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.,

судей Строчкиной Е.А. и Шишовой В.Ю.

при секретаре судебного заседания Жегулине А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 сентября 2019 года

административное дело по апелляционной жалобе представителя Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края по доверенности ФИО1

на решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 24 мая 2019 года

по административному исковому заявлению ФИО2 к совету депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края о признании незаконными решений Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края № 1-2, 1-3, 1-4. 1-5 от 29 марта 2019 года,

заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО3 обратилась в суд с настоящим административным иском, указав, что она является депутатом Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края 5 созыва. В соответствии с ранее принятыми решениями представительного органа от 17.09.2017 года № 1-1 «О назначении заместителя председателя Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края из числа депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края для работы на непостоянной основе» и от 10 ноября 2017 года № 4-8 «Об утверждении и образовании состава постоянных комиссий Совета депутатов из числа депутатов Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края пятого созыва и утверждении председателей данных комиссий», административный истец замещала должности заместителя председателя представительного органа, председателя Комиссии представительного органа и являлась членом нескольких комиссий представительного органа.

Решениями представительного органа от 14 декабря 2018 года № 17-1 «О внесении изменений в Решение Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края № 1-1 от 27.09.2017 года «О назначении заместителя председателя Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края из числа депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края для работы на непостоянной основе» и Решением от 14 декабря 2018 года № 17-2 «О внесении изменений в Решение Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края № 4-8 от 10 ноября 2017 года» истец незаконно была лишена вышеуказанных должностей. При подаче истцом административного иска по спариванию данных актов от 14 декабря 2018 года № 17-1 и от 14 декабря 2018 года № 17-2, указанные акты ответчиком были признаны утратившими силу, судом производство по делу прекращено (в настоящее время истцом оспаривается данное определение суда).

Уточнив требования, просила признать незаконным решение Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края 5 созыва от 29 марта 2019 года № 1-2 «О признании утратившими силу Решения Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края» в части признания утратившим силу Решений Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края от 27.09.2017 года № 1-1 и от 27 сентября 2018 года № 1-1 «О назначении заместителя председателя Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края из числа депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края для работы на непостоянной основе» (в редакции решения Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района от 23.04.2019 года № 2-1), признать незаконным Решение Совета депутатов муниципального образования Пригородный сельсовет Предгорного района Ставропольского края от 29.03.2019 года № 1-4 «О Признании утратившими силу Решения Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края» в части признания утратившим силу Решений Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края от 10 ноября 2017 года № 4-8 «Об утверждении и образовании состава постоянных комиссий Совета депутатов из числа депутатов Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края пятого созыва и утверждении председателей данных комиссий» (в редакции решения Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района от 23.04.2019 года № 2-2.

Решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 24 мая 2019 года административное исковое заявление ФИО2 удовлетворено.

С решением суда не согласилась представитель Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края по доверенности ФИО1 и подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагает, что судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводу суда, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФИО2 доверенности ФИО4 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, сочтя возможным в соответствии со статьями 150, 152, части 6 статьи 226, 307 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не просивших об отложении слушания, выслушав ФИО2 и её представителя по доверенности ФИО4, поддержавших жалобу и просивших её удовлетворить, решение суда отменить, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения решения суда не находит.

Согласно части 2 статьи 46 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-Ф3 порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Статьей 44 Устава муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края установлено, что муниципальные правовые акты могут быть[отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочии указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а так же, судом а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Ставропольского края, - уполномоченным органом государственной власти.

В силу положений части 1 статьи 2 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-Ф3 заместитель председателя Совета является выборным должностным лицом местного самоуправления, избираемым представительным органом муниципального образования из своего состава.

Из части 2 статьи 40 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-Ф3 следует, что срок полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается - уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет.

Решение об изменении срока полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения (часть4 статьи 40 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ).

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно лишь по основаниям, предусмотренным законом (части 10, 10.1 ФЗ от 06.10.2003 года № 131- ФЗ).

Согласно статье 2 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-Ф3, заместитель председателя представительного органа муниципального образования, председатель постоянной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители) относятся к числу депутатов, замещающих должность в представительном органе муниципального образования. В силу части 10.1. статьи 40 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-Ф3 полномочия депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных данным федеральным законом.

Согласно статье 18 Регламента Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета, основаниями для досрочного прекращения полномочий исполняющего полномочия председателя Совета или его заместителя являются: подача исполняющего полномочия председателя Совета или его заместителем заявления о добровольном сложении полномочий; освобождение от занимаемой должности решением Совета; выезд исполняющего полномочия председателя Совета или его заместителя за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; утрата исполняющего полномочия председателя Совета или его заместителем гражданства Российской Федерации; признание исполняющим полномочия председателя Совета или его заместителя судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признание исполняющего полномочия председателя Совета или его заместителя судом безвестно отсутствующим или объявление его судом умершим; смерть исполняющего полномочия председателя Совета или его заместителя; иные основания, установленные федеральным и областным законодательством.

Регламентом Совета депутатов определен порядок отстранения заместителя председателя Совета от должности.

Исполняющий полномочия председателя Совета обязан на ближайшем очередном заседании Совета, но не позднее чем через месяц со дня его избрания или досрочного прекращения полномочий заместителя исполняющего полномочия председателя Совета представить на рассмотрение Совета кандидатов на должность заместителя исполняющего полномочия председателя Совета. Исполняющий полномочия председателя Совета имеет право выдвинуть на должность заместителя исполняющего полномочия председателя Совета кандидатов, которые не были предложены депутатами Совета.

Согласно статье 20 указанного выше регламента, исполняющий полномочия председателя Совета или его заместитель могут быть освобождены от должности решением Совета, принимаемым большинством голосов от установленного числа депутатов Совета. Вопрос об освобождении исполняющего полномочия председателя Совета от должности рассматривается Советом по требованию группы депутатов Совета в составе не менее половины от числа избранных депутатов Совета. Вопрос об освобождении заместителя исполняющего полномочия председателя Совета от должности рассматривается Советом по предложению исполняющего полномочия председателя Совета, а также по требованию группы депутатов Совета в составе не менее половины от числа избранных депутатов Совета. Предложение об освобождении исполняющего председателя Совета или его заместителя от должности оформляется в письменном виде, подписывается депутатами, выступившими инициаторами рассмотрения данного вопроса, и направляется исполняющему полномочия председателя Совета.

Предложение исполняющего полномочия председателя Совета об освобождении заместителя исполняющего полномочия председателя Совета от должности оформляется в письменном виде, подписывается исполняющим полномочия председателя Совета и направляется в комиссии Совета.

Вопрос об освобождении от должности исполняющего полномочия председателя Совета или его заместителя включается в повестку ближайшего очередного заседания Совета без обсуждения и голосования.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела 14.12.2018 года решением № 17-1 Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края были внесены изменения в Решение Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края от 27.09.2017 года № 1-1 в части, а именно указано, что в пункте 1 Решения считать заместителем председателя Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края ФИО5. При этом сведений о соблюдении процедуры отстранения предыдущего заместителя председателя Совета ФИО2 административным ответчиком не представлено.

В последующим решением Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края от 29.03.2019 года указанное решение Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края № 1-2 было признано утратившим силу, как и решение Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края № 1-1 от 27.09.2017 года, как не соответствующие требованиям федерального законодательства.

Разрешая заявленный спор и удовлетворяя требования ФИО2, суд первой инстанции, исходя из того, что установленных пунктом 18 регламента оснований для прекращения полномочий заместителя председателя Совета депутатов, равно как и соблюдения процедуры отстранения от должности по делу не установлено, пришел к верному выводу о том, что оспариваемые решения № 1-2 и № 1-3 от 29.03.2019 года не соответствуют требованиям закона и нарушают права административного истца, следовательно, являются незаконными.

Вывод суда о том, что при принятии оспариваемых решений Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края не были учтены положения Регламента и Устава судебная коллегия находит правильным.

При таком положении суд обоснованно указал об отсутствии правовых оснований для вынесения оспариваемых решений Совета депутатов муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного ответчика, изложенной в возражениях на административный иск, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументировано изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии по административным делам оснований не имеется.

Иные утверждения, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем Судебная коллегия не находит поводов для ее удовлетворения и отмены законного и обоснованного решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 24 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи