Судья Пятова Д.В. Дело № 33а-9982/2020
УИД 24RS0004-01-2020-001498-95
3.172а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 сентября 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Мирончика И.С.,
судей: Корниенко А.Н., Гавриляченко М.Н.,
с участием: прокурора Шадриной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи:
Дорошковой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю к Каххорову Кудратило о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в «Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю»,
по апелляционной жалобе Каххорова К.
на решение Березовского районного суда Красноярского края от 21 августа 2020 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю к Каххорову Кудратило о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в «Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю» удовлетворить.
Поместить гражданина Республики Узбекистан Каххорова Кудратило, 07.07.1995 года рождения, в «Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю» сроком до 19.11.2020 года».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением к Каххорову К. о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в «Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю».
Требования мотивированы тем, что 03.08.2020 года гражданину Республики Узбекистан Каххорову К. аннулирован ранее выданный вид на жительство в Российской Федерации. 03.08.2020 года он лично ознакомлен с вынесенным решением. Каххоров К. в установленные законом срок (15 суток) не выехал из РФ. 19.08.2020 года ГУ МВД России по Красноярскому краю утверждено решение о депортации Каххорова К. 19.08.2020 года Каххоров К. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю на срок до 48 часов. Законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, не имеет. В связи с необходимостью решения финансовых вопросов, связанных с депортацией, необходимостью приобретения проездных билетов, требуется помещение Каххорова К. в «Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю». Учитывая, что в настоящее время границы между странами закрыты, просит суд поместить гражданина Республики Узбекистан Каххорова К., подлежащего депортации, в «Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю», сроком до 19.11.2020 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Каххоров К. ссылается на незаконность и необоснованность решения о помещении его в Центр временного содержания иностранных граждан. Ссылается на то, что решения об аннулировании вида на жительство и о депортации в отношении него приняты незаконно. При этом суд не учел положения Указа Президента РФ от 18.04.2020 года № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и Письмо МВД России от 19.03.2020 года № 1/2964 «О дополнительных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV)». При этом суду также следовало учесть, что границы с Республикой Узбекистан закрыты, официальных данных об открытии не имеется вплоть до 19.11.2020 года. При таких обстоятельствах отсутствовала возможность исполнения назначенного дополнительного наказания в виде выдворения.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Березовского района Красноярского края Гриднев С.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ, выслушав представителя Каххорова К. – адвоката Суш А.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и в арбитражном процессах прокуратуры Красноярского края Шадриной Е.А. о законности и обоснованности решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 1 статьи 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции).
Из содержания части 1 статьи 267 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение подается в суд в течение сорока восьми часов с момента помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и предоставлению государственных услуг в сфере миграции, или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его заместителя, принятому в соответствии с федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» депортация иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.
В силу пункта 9 этой же статьи Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его заместителя (пункт 9.3 ст. 31 ФЗ от 25.07.2002 года № 115-ФЗ).
За исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда (п. 9.4 ст. 31 ФЗ от 25.07.2002 года № 115-ФЗ).
На основании пункта 11 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Производство по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение, осуществляется в порядке, установленном главой 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Каххоров К. является гражданином Республики Узбекистан.
03.08.2020 года в отношении гражданина Республики Узбекистан Каххорова К. ГУ МВД России по Алтайскому краю вынесено решение № 464/17 об аннулировании вида на жительство в РФ. При этом из содержания данного решения следует, что 07.07.2020 года ГУ МВД России по Красноярскому краю вынесено решение о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации Каххорову К. на основании ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда и въезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
07.07.2020 года и 03.08.2020 года Каххоров К. ознакомлен с вынесенными решениями, о чем имеются его расписки.
19.08.2020 года ГУ МВД России по Красноярскому краю утверждено решение о депортации Каххорова К. и решение о помещении Каххорова К. в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю на срок до 48 часов.
Учитывая, что гражданин Республики Узбекистан Каххоров К. пребывает на территории Российской Федерации без законных оснований, в отношении него принято решение о депортации, для совершения которой административному истцу необходимо оформить соответствующие проездные документы, а также учитывая, что на момент рассмотрения дела государственные границы между странами закрыты, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеется необходимость в помещении и временном содержании административного ответчика в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю.
Разрешая заявленные требования Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об их удовлетворении.
При этом суд первой инстанции верно исходил из того, что Каххоров К. находится на территории Российской Федерации без законных на то оснований, документов, подтверждающих его право на проживание в РФ не имеет, в отношении него принято решение о депортации, которое им на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции не оспорено. Документы, дающие право на выезд за пределы Российской Федерации, исполнение решения о его депортации отсутствуют, для решения финансовых вопросов, связанных с депортацией, приобретения проездного документа, необходимо помещение Каххорова К. в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю. Срок содержания является разумным, с учетом необходимости решения финансовых вопросов о депортации административного ответчика.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам и не противоречащими действующему законодательству Российской Федерации, в связи с чем, не находит оснований для их пересмотра, в том числе по доводам апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно не учел и не применил положения Указа Президента РФ от 18.04.2020 года № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и Письма МВД России от 19.03.2020 года № 1/2964 «О дополнительных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» подлежат отклонению, как необоснованные, поскольку данные положения не устанавливают запрет на помещение в специальное учреждение иностранного гражданина, подлежащего депортации, и не прекращают действия Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В соответствии с Указом Президента РФ № 274 на срок с 15 марта по 15 сентября 2020 года приостанавливается исключительно течение сроков добровольного выезда за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
При этом помещение иностранного гражданина в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого иностранного гражданина и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, не влечет нарушения прав, вызванного депортацией, и не может рассматриваться как ограничение его права на свободу и личную неприкосновенность, несоразмерным целям, указанным в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, поскольку данное ограничение свободы прямо предусмотрено частью 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В настоящее время решение о депортации административного ответчика Каххорова К. из Российской Федерации, как и решение о неразрешении Каххорову К. въезда на территорию Российской Федерации, а также решение об аннулировании Каххорову К. вида на жительство не отменены, незаконными в судебном порядке не признаны, а потому подлежат исполнению. Административный ответчик Каххоров К. не имеет законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации.
Ссылка представителя административного ответчика Каххорова К. – адвоката Суш А.А. в суде апелляционной инстанции о подаче Каххоровым К. административного иска в суд об обжаловании решения о депортации не влияет на законность и обоснованность решения суда и не может являться основанием для его отмены в рамках настоящего дела, поскольку судебного акта об отмене решения о депортации не представлено.
Сам факт несогласия административного ответчика Каххорова К. с указанными обстоятельствами, при наличии неотмененных и непризнанных незаконными решений о депортации из Российской Федерации, о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, об аннулировании вида на жительство, не может свидетельствовать о незаконности решения суда о помещении его в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю.
Применение мер в виде помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, носит обеспечительный характер для предотвращения затягивания процедуры выезда иностранного гражданина.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции имелись достаточные правовые основания для помещения и содержания Каххорова К., гражданина Республики Узбекистан, в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю сроком до 19 ноября 2020 года.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правильность выводов суда доводами апелляционной жалобы не опровергается, поскольку указанные в жалобе обстоятельства не имеют отношения к установлению наличия либо отсутствия оснований для помещения Каххорова К. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю.
Иная оценка доказательств и иное толкованием норм права автором апелляционной жалобы, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно, в связи с чем, решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы, которая не содержит доказательств, опровергающих выводы суда.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке, в апелляционной жалобе не содержится.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Березовского районного суда Красноярского края от 21 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Березовский районный суд Красноярского края в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: