ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АА-1129/17 от 26.09.2017 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Паков Н.Н. дело № 33аа-1129/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 26 сентября 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе

председательствующего судьи Фомина М.В.,

судей Луневой С.П., Строчкиной Е.А.,

при секретаре Краснослободцевой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ГУ МВД России по Ставропольскому краю по доверенности К.А.С.

на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 06 июля 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Амбардаряна Т. Д. и Амбардарян М. О. к Главному Управлению МВД РФ по Ставропольскому краю об оспаривании действий государственного органа и возложении обязанности,

заслушав доклад судьи Луневой С.П.,

УСТАНОВИЛА:

Амбардарян Т.Д., Амбардарян М.О. обратились в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указали, что в 2007 году получили разрешение на временное проживание в Липецкой области, где на тот момент проживали и были зарегистрированы.

В 2008 году ими было подано заявление в УФМС РФ по Липецкой области о приобретении гражданства РФ в упрощенном порядке, на основании действующей на тот момент части 4 ст.14 ФЗ-62 от 31.05.2002 «О гражданстве РФ». По результатам рассмотрения данных заявлений 07.04.2008 Амбардарян Т.Д. и Амбардарян М.О. были документированы паспортами граждан РФ серии 4*7 №46*6 (супруг) и серии 4*7 №4*5 (супруга).

С 2009 года супруги проживают в г.П*. В 2012 году, по достижении возраста 45 лет, в Отделе УФМС РФ по СК в г.Пятигорске Амбардарян Т.Д. была произведена замена паспорта. 09.06.2012 он был документирован паспортом серии 0*1 №65*8.

В 2016 году Отделом УФМС РФ по СК в г.Пятигорске
Амбардаряну Т.Д. было сообщено о том, что он и его супруга обязаны сдать паспорта, поскольку они недействительны, о чем поступила информация из УФМС РФ по Липецкой области.

Истцы обратились за разъяснениями в УФМС РФ по Липецкой области, откуда получили ответ с информацией о том, что на основании решения Данковского городского суда Липецкой области решения о приобретении ими гражданства РФ были отменены.

В Данковский городской суд были направлены заявления с просьбой выслать соответствующие копии решений суда. В ноябре 2016 года Амбардаряны получили из суда копии решений.

Также они обратились в Пятигорский отдел по вопросам миграции с заявлением, в котором просили письменно подтвердить сообщение о необоснованности выдачи им паспортов, а также сообщить основания вынесения соответствующего заключения.

В ответ на их обращение было получено письмо от 08.09.2016, подготовленное инспектором О* А.А., где сообщено, что на основании решения Данковского городского суда Липецкой области решения о приобретении гражданства РФ были отменены. Далее в ответе сказано, что на основании п. 55 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325, иностранным гражданам и лицам без гражданства, в отношении которых отменено решение о приеме в гражданство, выдается вид на жительство в порядке, установленном Административным регламентом.

В соответствии с ответом от 08.09.2016 Амбардаряны обратились в Управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю с заявлением, в котором просили разъяснить порядок получения вида на жительство в связи с отменой решений о приеме в гражданство РФ.

На данное обращение получен ответ Управления по вопросам миграции от 15.03.2017 года, где сообщен перечень документов, которые следует подать вместе с заявлением о выдаче вида на жительство. При этом указано на пункт 120 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в РФ.

Не согласившись с данными рекомендациями, Амбардаряны повторно обратились в УВМ ГУ МВД РФ по СК с заявлением, в котором просили документировать их видом на жительство без предъявления требования о предоставлении документов, предусмотренных Административным регламентом. В ответ на данное повторное обращение УВМ ГУ МВД РФ по СК направило письмо от 22.05.2017, в котором подтвердило ранее изложенную позицию и, по сути, сообщило, что вид на жительство Амбардарянам может быть выдан только при представлении ими всех содержащихся в перечне регламента документов.

Считая, что полученные из Управления по вопросам миграции ГУ МВД РФ по СК ответы содержат отказ в безусловной выдаче вида на жительство.

Просят суд признать неправомерными отказ Управления по вопросам миграции Главного Управления МВД РФ по Ставропольскому краю в выдаче вида на жительство Амбардаряну Т.Д.. Признать неправомерным отказ Управления по вопросам миграции Главного Управления МВД РФ по Ставропольскому краю в выдаче вида на жительство Амбардарян М. О.. Обязать Управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю изъять у Амбардаряна Т.Д. паспорт гражданина РФ и документировать его видом на жительство иностранного гражданина без предъявления требований о подаче заявления с приложением документов, определяемых Административным регламентом, утвержденным Приказом ФМС РФ от 22.04.2013 №215. Обязать Управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю изъять у Амбардарян М.О. паспорт гражданина РФ и документировать ее видом на жительство иностранного гражданина без предъявления требований о подаче заявления с приложением документов, определяемых Административным регламентом, утвержденным Приказом ФМС РФ от 22.04.2013 №215.

Обжалуемым решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 06 июля 2017 года административное исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД России по Ставропольскому краю по доверенности К.А.С. просит обжалуемое решение отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать, считая, что суд в своих выводах о соблюдении сроков обращения в суд, анализировал только ответы, полученные Амбардарян Т.Д. и Амбардарян М.О. от 15.03.2017 и 22.05.2017.

Данными ответами разъяснялась возможность выдачи вида на жительство после предоставления документов, определенных Административным регламентом. Однако, о том, что вид на жительство может быть выдан после предоставления документов, определяемых Административным регламентом №215, административным истцам разъяснялось еще в ответе ОМВД России по г.Пятигорску от 08.09.2016. Таким образом, об обстоятельствах, которые, по мнению Амбардарян Т.Д. и Амбардарян М.О. нарушают их законные права, им стало известно еще в сентябре 2016 года.

Обстоятельства осведомленности Амбардарян Т.Д., Амбардарян М.О. с сентября 2016 года о возможности получения ими вида на жительство после предоставления документов, определяемых Административным регламентом № 215, судом первой инстанции не исследовались.

Полагает, что судом были применены положения ст.22 ФЗ от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве РФ», не применимые в настоящем деле, а также не была учтена позиция Верховного Суда РФ, изложенная в определении Верховного Суда РФ от 15.04.2014 №58-КГ 14-4.

Вывод суда о том, что выдача вида на жительство лицу, в отношении которого отменено решение о приобретении гражданства РФ, является безусловным и не предполагает подачу заявления в установленном порядке, считает необоснованным, поскольку решение ВС РФ от 20.01.2015 NАКПИ14-1378 не содержит положений о необходимости выдачи вида на жительство без подачи соответствующего заявления и пакета документов.

Судом не установлены обстоятельства, не позволяющие административным истцам обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство в установленном законом порядке.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административных истцов по доверенности Ш. Н.О. просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, супруги Амбардарян Т.Д. и Амбардарян М.О. в 2008 году приобрели гражданство РФ, и каждый из них получил паспорт гражданина РФ.

Решениями Данковского городского суда Липецкой области установлено предоставление ложных сведений при подаче заявлений о приеме в гражданство РФ, в результате чего решения о приеме в гражданство Амбардаряна Т.Д. и Амбардарян М.О. отменены.

Обратившись в Управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю с заявлением о выдаче вида на жительство, административные истцы получили ответ, в котором им разъяснен порядок получения вида на жительство, установленный Административным регламентом, утвержденным Приказом ФМС РФ от 22.02.2013 года № 215.

Не согласившись с данными рекомендациями, Амбардаряны повторно обратились в УВМ ГУ МВД РФ по СК с заявлением, в котором просили документировать их видом на жительство без предъявления требования о предоставлении документов, предусмотренных Административным регламентом. В ответ на повторное обращение Управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ по СК направило очередное письмо от 22.05.2017 года, в котором подтвердило ранее изложенную позицию и сообщило, что вид на жительство Амбардарянам может быть выдан только при представлении ими всех содержащихся в перечне регламента документов.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что выдача вида на жительство лицу, в отношении которого отменено решение о приобретении гражданства РФ, является безусловной и не предполагает подачу заявления установленной формы с приложением каких-либо документов.

Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит правильным по следующим основаниям.

Стандарт и порядок предоставления территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации установлен Административным регламентом, утвержденным Приказом ФМС России от 22 апреля 2013 года N 215.

Пунктом 120 Административного регламента было установлено, что иностранному гражданину, в отношении которого отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации, вид на жительство выдается в порядке, установленном Административным регламентом, после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом.

Решением Верховного Суда РФ от 20 января 2015 г. N АКПИ14-1378 пункт 120 настоящего Административного регламента признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда в части, предусматривающей выдачу вида на жительство иностранному гражданину, в отношении которого отменено решение о приобретении гражданства РФ, после получения разрешения на временное проживание в РФ в соответствии с федеральным законом. При этом Верховный Суд РФ указал на то, что вопросы получения вида на жительство после отмены решения о приобретении гражданства РФ не регулируются нормой статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Верховный Суд также отметил, что Президент РФ, реализуя предоставленные частью 2 статьи 29 ФЗ от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ полномочия, в пункте 55 Положения, устанавливающего порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства РФ, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства РФ, закрепил, что при отмене решения о приобретении гражданства РФ лицу, проживающему на территории РФ, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина, при этом полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением.

В разделе I "Общие положения" Административного регламента обозначен круг заявителей, обращающихся в миграционные органы за получением вида на жительство. К числу перечисленных в данном разделе заявителей не относятся лица, в отношении которых отменено решение о приобретении гражданства РФ.

В разделе II Административного регламента содержится исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.

В пунктах 21 - 29 раздела II Административного регламента перечислены документы, предоставляемые различными категориями лиц при подаче заявления о выдаче вида на жительство. Ни к одной из категорий, перечисленных в пунктах 21 - 29, не относятся лица, в отношении которых отменено решение о приобретении гражданства РФ.

Не содержат порядка обращения и перечня предоставляемых документов при получении вида на жительства данной категорией лиц и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

Вместе с тем, законодательство содержит нормы, прямо указывающие на безусловную выдачу вида на жительство лицам, проживающим на территории РФ, в отношении которых отменено решение о приобретении гражданства РФ.

В частности, пунктом 55 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года N 1325 определено, что в случае отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением. При отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных требованиях является правильным.

Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 06 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: