ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АА-1394/17 от 21.11.2017 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Кузнецова Н.М. Дело № 33аа-1394/17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 21 ноября 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Фомина М.В.,

судей Брянского В.Ю., Болотовой Л.А.,

при секретаре Мазикиной А.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционным жалобам администрации города Ставрополя и комитета градостроительства администрации города Ставрополя на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 23 августа 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района города Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ставрополя, межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе, комитету градостроительства администрации города Ставрополя о признании незаконным постановления главы города Ставрополя от 23 июля 2009 года № 87 в части отмены постановления главы города Ставрополя от 31 декабря 2008 года № 530 «Об утверждении акта от 15 декабря 2008 года № 44 обследования многоквартирного дома, расположенного в городе Ставрополе по улице Орджоникидзе, 50, и заключения от 15 декабря 2008 года № 44 «О признании многоквартирного дома, расположенного в городе Ставрополе по улице Орджоникидзе, 50, аварийным и подлежащим сносу».

Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступления участников процесса, заключение прокурора, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Октябрьского района города Ставрополя обратился с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ставрополя, межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе, комитету градостроительства администрации города Ставрополя о признании незаконным постановления главы города Ставрополя от 23 июля 2009 года № 87 в части отмены постановления главы города Ставрополя от 31 декабря 2008 года № 530 «Об утверждении акта от 15 декабря 2008 года № 44 обследования многоквартирного дома, расположенного в городе Ставрополе по улице Орджоникидзе, 50, и заключения от 15 декабря 2008 года № 44 «О признании многоквартирного дома, расположенного в городе Ставрополе по улице Орджоникидзе, 50, аварийным и подлежащим сносу».

В обоснование административного иска административный истец указал, что прокуратурой Октябрьского района города Ставрополя проведена проверка по коллективному обращению собственников многоквартирного дома № 50 по улице Орджоникидзе города Ставрополя.

В ходе проверки установлено, что по улице Орджоникидзе. 50 города Ставрополя расположены многоквартирный дом: литеры «А», «А 1» 1905 года постройки. «Б» 1900 года постройки, «В» 1910 года постройки, «Г» 1962 года постройки. Дом состоит из 18 квартир, в том числе 5 муниципальных.

Постановлением главы администрации города Ставрополя от 10 декабря 2004 года № 5928 «Об утверждении актов технического состояния ветхого и непригодного для проживания муниципального жилищного фонда города Ставрополя, составленных в период до 2000 года» квартиры № 8, 9, 13-17 в многоквартирном доме по улице Орджоникидзе 50 города Ставрополя признаны ветхими, непригодными для постоянного проживания граждан и включены в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2004-2005 годы и на период до 2010 года», утвержденную постановлением главы города Ставрополя от 16 декабря 2004 года.

19 декабря 2008 года первым заместителем прокурора Ставропольского края главе администрации города Ставрополя принесен протест № 7/1-590-2008 с требованием отмены постановления от 10 декабря 2004 года № 5928, в связи с отсутствием акта и заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома по улице Орджоникидзе 50 города Ставрополя ветхим и непригодным для постоянного проживания.

Постановлением главы города Ставрополя от 31 декабря 2008 года №530 утверждены акт от 15 декабря 2008 года № 44 обследования многоквартирного дома, расположенного в городе Ставрополе по улице Орджоникидзе, 50, и заключение от 15 декабря 2008 года № 44 о признании многоквартирного дома, расположенного в городе Ставрополе по улице Орджоникидзе, 50, аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением главы города Ставрополя от 21 января 2009 года №151 отменено постановление главы города Ставрополя от 10 декабря 2014 года № 5928.

Постановлением главы города Ставрополя от 23 июля 2009 года № 87 в соответствии со статьей 48 Устава города Ставрополя постановление главы города Ставрополя от 31 декабря 2008 года № 530 незаконно отменено.

Актом № 44 технического обследования многоквартирного дома, расположенного в городе Ставрополе по улице Орджоникидзе, 50, и заключением по результатам технического обследования указанного многоквартирного дома, составленными межведомственной комиссией 15 декабря 2008 года многоквартирный дом, расположенный в городе Ставрополе по улице Орджоникидзе, 50, признан аварийным и подлежащим сносу.

По информации заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета градостроительства администрации города Ставрополя от 19 апреля 2017 года № 06/1-03/2- 1/1894 причиной отмены постановления главы города Ставрополя от 31 декабря 2008 года № 530 явился отказ большинства жильцов многоквартирного дома № 50 от участия в краевой адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае на 2008-2011 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2008 года № 196-п.

Вместе с тем, проверкой установлено и подтверждено предоставленными документами, что собственники многоквартирного дома № 50 по улице Орджоникидзе города Ставрополя от участия в данной программе не отказывались, в январе 2009 года подали главе города Ставрополя заявления о несогласии на переселение в неоконченный строительством многоквартирный дом, расположенный по адресу: город Ставрополь, проспект Кулакова. 49/4. что не исключает их право на участие в указанной программе.

Таким образом, постановление главы города Ставрополя от 31 декабря 2008 года № 530 «Об утверждении акта от 15 декабря 2008 года № 44 обследования многоквартирного дома, расположенного в городе Ставрополе по улице Орджоникидзе, 50, и заключения от 15 декабря 2008 года № 44 «О признании многоквартирного дома, расположенного в городе Ставрополе улица Орджоникидзе,. 50, аварийным и подлежащим сносу», вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, законных оснований для его отмены не имелось.

Выявленный прокуратурой района в ходе проверки 21 апреля 2017 года незаконный правовой акт (постановление главы города Ставрополя от 23 июля 2009 года № 87) оспорен путем принесения протеста главе города Ставрополя с требованием его отмены.

15 мая 2017 года в прокуратуру района поступил ответ исполняющего полномочия главы города Ставрополя Мясоедова А.А. об отказе в удовлетворении протеста и отсутствии оснований для отмены постановления главы администрации города Ставрополя от 23 июля 2009 года № 87. При этом, администрацией города Ставрополя в качестве оснований отмены постановления главы города Ставрополя от 31 декабря 2008 года № 530 в ответе указаны иные обстоятельства, нежели сообщенные в прокуратуру района 19 апреля 2017 года в ходе проверки.

Так, администрация города Ставрополя в информации от 15 мая 2017 года ссылается на отсутствие поступивших в орган местного самоуправления на момент обследования многоквартирного дома 50 по улице Орджоникидзе города Ставрополя заявлений всех собственников (нанимателей) жилых помещений, а также нотариально заверенных копий представленных собственниками правоустанавливающих документов. В связи с чем, отсутствовали законные основания для рассмотрения вопроса о признании вышеуказанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Однако, указанные администрацией города Ставрополя недостатки при приеме заявлений собственников жилых помещений многоквартирного дома 50 по улице Орджоникидзе города Ставрополя и подтверждающих документов не являются существенными и могли быть устранены в ходе их рассмотрения. Изложенные обстоятельства не являлись объективным препятствием для рассмотрения межведомственной комиссией вопроса о признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с заключением от 15 декабря 2008 года № 44 о признании многоквартирного дома по улице Орджоникидзе, 50 города Ставрополя аварийным и подлежащим сносу комиссия пришла к выводу о том, что общий физический износ здания составляет более 90 %. Основные конструкции дома разрушаются из-за длительной эксплуатации без капитального ремонта. С 2008 года и по настоящее время текущий и капитальный ремонт указанного многоквартирного дома не осуществлялся.

В настоящее время многоквартирный дом по улице Орджоникидзе, 50 города Ставрополя не значится в списках аварийных и подлежащих сносу и реконструкции.

Таким образом, отмена постановления повлекла нарушение жилищных прав собственников многоквартирного дома № 50.

Административный истец просил суд: признать незаконным и отменить постановление главы города Ставрополя от 23 июля 2009 года №87 в части отмены постановления главы города Ставрополя от 31 декабря 2008 года № 530 «Об утверждении акта от 15 декабря 2008 года № 44 обследования многоквартирного дома, расположенного в городе Ставрополе по улице Орджоникидзе, 50 и заключения от 15 декабря 2008 года № 44 о признании многоквартирного дома, расположенного в городе Ставрополе по улице Орджоникидзе, 50, аварийным и подлежащим сносу».

Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 23 августа 2017 года административное исковое заявление удовлетворено.

Признаны незаконными, подлежащими отмене постановление главы города Ставрополя от 23 июля 2009 года № 87 в части отмены постановления главы города Ставрополя от 31 декабря 2008 года № 530 « Об утверждении акта от 15 декабря 2008 года № 44 обследования многоквартирного дома, расположенного в городе Ставрополе по улице Орджоникидзе, 50 и заключения от 15 декабря 2008 года № 44 о признании многоквартирного дома, расположенного в городе Ставрополе по улице Орджоникидзе, 50, аварийным и подлежащим сносу».

Не согласившись с решением суда, представитель администрации города Ставрополя Горская Я.О. и представитель комитета градостроительства администрации города Ставрополя Богатырева С.А. подали на него апелляционные жалобы.

В апелляционной жалобе представитель администрации города Ставрополя Горская Я.О. отменить решение и прекратить производство по делу. Полагает, что выводы сделаны судом на основании доказательств, которые не могут служить допустимыми доказательствами по делу. Лица, в отношении которых подано административное исковое заявление не могут быть отнесены к числу неопределенного круга, поскольку они не только известны, но и привлечены к участию в деле. Судом первой инстанции сделаны неверные выводы относительно разрешения вопроса о применении пропуска срока для обращения прокурора в суд с административным иском в защиту прав граждан. Администрацией города Ставрополя издано оспариваемое постановление, поскольку орган местного самоуправления в порядке самоконтроля вправе отменить принятые им муниципальные правовые акты в силу прямого указания закона, что подтверждает законность и обоснованность принятого постановления.

В апелляционной жалобе представитель комитета градостроительства администрации города Ставрополя Богатырева С.А. просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагает, что представленными в материалы дела письменными доказательствами достоверно подтверждается, что постановление главы города Ставрополя от 31 декабря 2008 года № 530 принято с нарушением норм действующего законодательства, а именно в обход установленной процедуры - на момент проведения обследования многоквартирного дома и составления соответствующего заключения, а именно – 15 декабря 2008 года, в комиссию поданы заявления только от трех собственников квартир, все иные заявления датированы с 21 по 24 декабря 2008 года. Таким образом, волеизъявление от большинства жильцов многоквартирного дома по улице Орджоникидзе, 50 на момент составления заключения о его аварийности отсутствовало. Более того, документами по обращению заинтересованных лиц в межведомственную комиссию подтверждается, что к большинству заявлений не приложены нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, что также является нарушением порядка, предусмотренного пунктом 4 постановления главы города Ставрополя от 27 марта 2006 года № 816. Комитет считает, что является ненадлежащим административным ответчиком, поскольку межведомственная комиссия создается администрацией города Ставрополя, комитет осуществляет организационно-техническое, финансовое обеспечение деятельности межведомственной комиссии.

В возражениях на апелляционную жалобу представителя комитета градостроительства администрации города Ставрополя помощник прокурора Октябрьского района города Ставрополя Ишниязова Ю.В. указывает на несостоятельность ее доводов, просит решение суда оставить без изменения.

Представитель прокуратуры Октябрьского района города Ставрополя, Шишков Д.А., Шишков М.А., Кастрюлина Н.И., Кривоус А.В., Никитенко Л.А., Черномурова Л.Е., Винокурова Т.И., Карташова Л.И. в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении слушания дела не представили.

Григорьева И.А., Фартушный А.И. в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, поступили ходатайства о рассмотрении апелляционных жалоб в их отсутствие.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующие лица не возражали против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, выслушав представителя межведомственной комиссии и комитета градостроительства администрации города Ставрополя Богатыреву С.А., представителя администрации города Ставрополя Горскую Я.О., поддержавших апелляционные жалобы, представителя комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя Самойленко Г.Н., просившую решение отменить, заинтересованных лиц Дулову Л.К., Горбенко Е.А., Гурмекову Т.Д., Маркуца Е.М., Зубенко Л.М., Ткачук Е.Н., Спраговского И.К. Джагарян Ю.Г., Егорова А.А., Соболеву Н.В., просивших решение оставить без изменения, заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Колячкину И.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи. - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения), и с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Согласно пункту 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 47, 49 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» вопрос о признании многоквартирного дома аварийным рассматривается межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, по результатам работы которой принимается решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. На основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно части 2 статьи 15 ЖК РФ помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых.

В соответствии со статьей 48 Устава города Ставрополя, принятого решением Ставропольской городской Думы от 25 апреля 2008 года № 81, действовавшего на момент вынесения постановления главы города Ставрополя от 23 июля 2009 года № 87, к полномочиям главы города Ставрополя относится отмена правовых актов должностных лиц администрации города Ставрополя и ее органов, противоречащих федеральному законодательству, законодательству Ставропольского края, данному Уставу и иным нормативным муниципальным правовым актам города Ставрополя.

Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Статья 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с требованиями статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации в компетенции Российской Федерации находится определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания (пункт 11).

В силу пунктов 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по улице Орджоникидзе, 50 города Ставрополя расположен многоквартирный дом: литеры «А», «А 1» 1905 года постройки, «Б» 1900 года постройки. «В» 1910 года постройки, «Г» 1962 года постройки. Дом состоит из 18 квартир, в том числе 5 муниципальных.

Постановлением главы администрации города Ставрополя от 10 декабря 2004 года № 5928 «Об утверждении актов технического состояния ветхого и непригодного для проживания муниципального жилищного фонда города Ставрополя, составленных в период до 2000 года» квартиры № 8, 9. 13-17 в многоквартирном доме по улице Орджоникидзе 50 города Ставрополя признаны ветхими, непригодными для постоянного проживания граждан и включены в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2004-2005 годы и на период до 2010 года», утвержденную постановлением главы города Ставрополя от 16 декабря 2004 года, которая продлена до 01 сентября 2017 года на основании постановления Правительства Ставропольского края № 237 от 17 июля 2013 года.

19 декабря 2008 года первым заместителем прокурора Ставропольского края главе администрации города Ставрополя принесен протест № 7/1-590-2008 с требованием отмены вышеуказанного постановления от 10 декабря 2004 года № 5928, в части признания ветхой, непригодной для проживания квартиры № 4 в доме № 40 по улице Ипатова, которая признана таковой при отсутствии решения межведомственной комиссии, оформленного актом установленного образца. В указанном протесте требований об отмене постановления органа в части признания ветхим многоквартирного дома по улице Орджоникидзе, 50 города Ставрополя не усматривается, оно вынесено позже.

Из акта № 44 от 15 декабря 2008 года следует, что комиссия в составе 14 членов, в том числе председателя межведомственной комиссии, которым он подписан (из общего числа состава комиссии 19 человек), большинством, провела обследование многоквартирного дома по заявлениям жильцов и составила акт обследования многоквартирного жилого дома по улице Орджоникидзе, 50 в городе Ставрополе, и пришла к заключении, о признании его аварийным и подлежащим сносу, в качестве приложения значится заключение о техническом состоянии указанного дома.

Согласно заключению от 15 декабря 2008 года в результате технического обследования многоквартирного дома по указанному адресу установлено, что общий физический износ здания составляет более 90 %. Основные конструкции дома разрушаются из-за длительной эксплуатации без капитального ремонта. Многоквартирный дом находится в аварийном состоянии и подлежит сносу.

Из представленных в суд первой инстанции заявлений жильцов многоквартирного дома по улице Орджоникидзе, 50 Винокуровой Т.И. – квартира 14, дата подачи 21 декабря 2008 года, Горбенко Е.А. - квартира 17 от 22 декабря 2008 года, Дуловой Л.К. – квартира 6 от 12 декабря 2008 года, Зубенко Л.М. - квартира 12 от 22 декабря 2008 года, Масловой И.В. - квартира 15 от 22 декабря 2008 года, Григорьевой И.А. - квартира 10 от 22 декабря 2008 года, Соболевой Н.В. - квартира 10 А от 12 декабря 2008 года, Черномуровой Л.Е. - квартира 11 от 22 декабря 2008 года, Карташовой Л.А. - квартира 19 от 12 декабря 2008 года, Кастрюлиной Н.И – квартира 2 от 12 декабря 2008 года, Васильева Н.Н., Васильевой Г.Н., Васильевой Е.Н. – квартира 9 от 22. декабря 2008 года, 24 декабря 2008 года, Удовыченко М.Н. - картира 9 от 24 декабря 2008 года, Елагина И.И. – квартира 5 от 22 декабря 2008 года Библя М.И. - квартира 16 от 22 декабря 2008 года, Ольховской А.А. - квартира 3 от 22 декабря 2008 года, Никитенко Л.А. – квартира 7 от 22 декабря 2008 года, Спраговской С.И. – квартира 18 от 22 декабря 2008 года, Гурмековой Т.Д. - квартира 8 от 22 декабря 2008 года, Шашкова Д.А., Шашковой Ю.А., Шашковой Н.Ю., Шашкова М.А. - квартира 1 от 24 декабря 2008 года следует, что они просили признать жилые помещения многоквартирного дома по улице Орджоникидзе, 50 непригодными для проживания.

В указанном многоквартирном доме к муниципальной собственности относятся квартиры № 1, 12, 16, 17, квартира № 7 имеет статус служебного жилья, администрация Октябрьского района города Ставрополя не обращалась с заявлением в комиссию о признании помещений непригодными для проживания.

Постановлением главы города Ставрополя от 31 декабря 2008 года №530 утверждены акт от 15 декабря 2008 года № 44 обследования многоквартирного дома, расположенного в городе Ставрополе по улице Орджоникидзе, 50 и заключение от 15 декабря 2008 года № 44 о признании многоквартирного дома, расположенного в городе Ставрополе по улице Орджоникидзе, 50, аварийным и подлежащим сносу.

В материалах дела не имеется распоряжения органа местного самоуправления, в котором указан срок отселения граждан. Согласно письменного ответа от 02 августа 2017 года № 4148 руководителя архивного отдела управления делопроизводства и архива администрации города Ставрополя Зайцевой Е.Ю., документы, послужившие основанием для принятия постановлений главы города Ставрополя от 31 декабря 2008 года №530 и от 23 июля 2009 года № 87, копии которых выданы по запросу руководителя комитета правового обеспечения деятельности администрации города Ставрополя Сухоловской Е.В., на хранение в архивный отдел управления делопроизводства и архива администрации города Ставрополя не поступали.

Постановлением главы города Ставрополя от 23 июля 2009 года № 87, в соответствии со статьей 48 Устава города Ставрополя, отменено постановление главы города Ставрополя от 31 декабря 2008 года № 530 « Об утверждении акта от 15 декабря 2008 года № 44 обследования многоквартирного дома, расположенного в городе Ставрополе по улице Орджоникидзе, 50, и заключения от 15 декабря 2008 года № 44 о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Актом № 44 технического обследования многоквартирного дома, расположенного в городе Ставрополе по улице Орджоникидзе, 50, и заключением по результатам технического обследования указанного многоквартирного дома, составленными межведомственной комиссией 15 декабря 2008 года, многоквартирный дом, расположенный в городе Ставрополе по улице Орджоникидзе, 50, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением главы города Ставрополя от 31 декабря 2008 года №530 утверждены акт от 15 декабря 2008 года № 44 технического обследования данного многоквартирного дома, и заключение от 15 декабря 2008 года № 44 о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Из ответа заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета градостроительства администрации города Ставрополя от 19 апреля 2017 года № 06/1-03/2- 1/1894, следует, что причиной отмены постановления главы города Ставрополя от 31 декабря 2008 года № 530 явился отказ большинства жильцов многоквартирного дома № 50 от участия в краевой адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае на 2008-2011 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2008 года № 196-п.

По коллективному обращению собственников многоквартирного дома № 50 по улице Орджоникидзе города Ставрополя прокуратурой Октябрьского района города Ставрополя проведена проверка, в ходе которой установлено, что собственники многоквартирного дома 50 по улице Орджоникидзе города Ставрополя от участия в данной программе не отказывались. Прокуратурой района в ходе проверки установлено, что в январе 2009 года они действительно подали главе города Ставрополя заявления о несогласии на переселение в неоконченный строительством многоквартирный дом, расположенный по адресу: город Ставрополь, проспект Кулакова, 49/4, однако, это не исключало их право на участие в указанной программе.

Из заявлений жильцов (собственников и нанимателей указанного дома), поданных ими в январе - феврале 2009 года, на имя главы администрации города Ставрополя Пальцева Н.И. следует, что предлагаемое им жилье для переселения не благоустроенно, не соответствует жилищным нормам, не учтен состав семьи, часть из них являются инвалидами - Винокурова, Спраговская, Елагин, Гурмекова, не устраивает этажность- 10, 11 (15 заявлений).

Маркуца Е.М., наниматель квартиры 16, которая обратилась с заявлением о признании квартиры непригодной для проживания, получила ответ из комитета градостроительства администрации города Ставрополя от 08 июня 2015 года № 3026. о том, что ею не представлены в комиссию документы - заявления от всех собственников многоквартирного дома, копии правоустанавливающих документов, технический паспорт жилых помещений, заключение специализированной организации, проводившей обследование, заключение проектно-изыскательской организации и т.д.. Кроме того, сообщено, что в соответствии с региональной программой запланирован перечень работ по капитальному ремонту: 2014-2016 годы ремонт крыши, ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения и газоснабжения, холодного водоснабжения, а также электроснабжения, ремонт фасада, а также перечень работ на 2020-2022 годы ремонт фундамента, 2035-2037 годы ремонт внутридомовой инженерной системы газоснабжения, ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения.

Работы, запланированные в перечне на 2014-2016 годы, органом местного самоуправления не выполнены. С 2008 года и по настоящее время капитальный ремонт указанного многоквартирного дома не осуществлялся.

Администрации Октябрьского района города Ставрополя Управлением на основании акта проверки от 28 марта 2017 года № 583-34/1 направлено предписание № 3361 от 28 марта 2017 года об устранении ряда нарушений действующих жилищных нормативов, стандартов и правил эксплуатации жилых помещений в срок до 29 мая 2017 года.

На основании акта проверки от 28 июля 2017 года №2559-34/1 администрации Октябрьского района города Ставрополя повторно направлено предписание № 4301 от 28 июля 2017 года об устранении нарушений действующих жилищных нормативов, стандартов и правил эксплуатации жилых помещений в срок до 01 сентября 2017 года, которые не устранены согласно предписанию от 28 марта 2017 года.

В настоящее время многоквартирный дом по улице Орджоникидзе, 50 города Ставрополя не значится в списках аварийных и подлежащих сносу и реконструкции. Капитальный ремонт объекта за рассматриваемый период с 2008 года, не производился, перечень работ, запланированный на период 2014-2016 годов не выполнен.

Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору с целью осуществления государственного жилищного надзора, выявлен ряд нарушений жилищных условий граждан, проживающих в указанном доме.

По сведениям кадастрового паспорта, выданного филиалом ФГБУ ФКП Россреестра по Ставропольскому краю на объект недвижимости- многоквартирный жилой дом по улице Орджоникидзе, 50, остаются актуальными сведения о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании Постановления главы города Ставрополя от 31 декабря 2008 года № 530.

По результатам проведенной проверки, по заявления граждан, прокуратурой принесен протест на постановление главы города Ставрополя от 23 июля 2009 года № 87 с требованием его отмены. Однако, в удовлетворении протеста прокурора отказано исполняющим полномочия главы города Ставрополя Мясоедовым А.Д. в связи с отсутствием оснований для его отмены.

Согласно информации администрации города Ставрополя от 15 мая 2017 года в орган местного самоуправления на момент обследования многоквартирного дома 50 по улице Орджоникидзе города Ставрополя заявлений всех собственников (нанимателей) жилых помещений, а также нотариально заверенных копий представленных собственниками правоустанавливающих документов не поступало, в связи с чем, законные основания для рассмотрения вопроса о признании вышеуказанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу отсутствуют.

Изложенные обстоятельства не являются объективными препятствиями для рассмотрения межведомственной комиссией вопроса о признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку самой межведомственной комиссией проведено обследования многоквартирного дома, имелось заключение по его результатам, заявления жильцами представлены.

Отмена постановления главы города Ставрополя от 31 декабря 2008 года № 530 и заключения от 15 декабря 2008 года № 44 повлекла нарушение жилищных прав собственников и нанимателей квартир в многоквартирном доме № 50 по улице Орджоникидзе города Ставрополя, создав реальную угрозу причинения вреда их жизни и здоровью.

Административное исковое заявление подано в пределах установленного процессуального срока для обращения в суд.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении административного искового заявления.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, и направлены на иное толкование норм права, не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено.

Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Таким образом, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 23 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: