судья Ширяев А.С. дело № 33аа-683/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 05 июня 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина М.В.,
судей Болотовой Л.А., Брянского В.Ю.,
при секретаре судебного заседания Гапоновой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Ставрополя по доверенности ФИО1, исполняющего обязанности заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя первого заместителя руководителя комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя ФИО2 на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 12 марта 2018 года
по административному делу по административному исковому заявлению Прокурора Ленинского района города Ставрополя (в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ) к Администрации города Ставрополя, Комитету городского хозяйства администрации г.Ставрополя о признании незаконным бездействие администрации города Ставрополя, Комитета городского хозяйства,
заслушав доклад судьи Болотовой Л.А., пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Колячкиной И.В., представителя администрации Ленинского района города Ставрополя – ФИО3, представителя комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя ФИО4 а также пояснения представителя администрациии города Ставрополя ФИО1,
установила:
Прокурор Ленинского района города Ставрополя обратился с административным исковым заявлением (впоследствии уточненным) в районный суд города Ставрополя к Администрации города Ставрополя, Комитету городского хозяйства администрации г.Ставрополя о признании незаконным бездействие администрации города Ставрополя, Комитета городского хозяйства, обосновав свои требования тем, что Прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО5 по факту нарушений законодательства в жилищно- коммунальной сфере при организации водоотведения на территории города.
В ходе проверки установлено, что по адресу: «…» отсутствует дождевая канализация, в связи с чем, выпадающие осадки в виде дождя аккумулируются в районе пересечения «…».
Согласно п. 4 ст. 16 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.201 1 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.
На основании п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон № 416-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов но организации водоотведения относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Как следует из и. 2 ст. 2 вышеназванного Федерального закона, водоотведение включает в себя прием, транспортировку и очистку сточных воде использованием централизованной системы водоотведения.
В соответствии с п.п. 7 и 9 Государственного стандарта СССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия» под «водоснабжением» понимается подача воды потребителям, а под «канализацией» - отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.
Кроме этого, в соответствии с п.п. 4, 12 ст. 9, п.п. 5 ст. 1 I решения Ставропольской городской Думы от 25.04.2008 № 81 «Об Уставе муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края», к вопросам местного значения города Ставрополя относятся: организация в границах города Ставрополя электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения населения города Ставрополя, водоотведения, снабжения населения города Ставрополя топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Следовательно, система сетей и сооружений водоотведения, в том числе дождевой канализации, относится к объектам инженерной инфраструктуры и является муниципальной собственностью, поэтому организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и строительство системы канализации на территории муниципального образования является обязанностью органа местного самоуправления.
Начиная с 2014 года по настоящее время ФИО5 неоднократно обращался в администрацию города по вопросу строительства дождевой канализации.
Администрацией города на указанные обращения ФИО5 неоднократно сообщалось, что необходимо построить дождевую канализацию но пер. Мариупольскому с последующей врезкой в существующую сеть дождевой канализации по ул. Каменоломской, но для этого необходимо разработать проектную документацию. Вопрос о разработке проектной документации будет рассмотрен в 2016 году, а затем в 2017 году при условии достаточного уровня финансирования. До настоящего времени проектная документация не разработана.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение изложенных норм, по адресу: «…» отсутствует дождевая канализация, проведение строительных работ по укладке сетей канализации по указанному адресу администрацией города на протяжении многих лет, начиная с 2008 года не осуществляется.
По фактам, выявленных нарушений закона 06.10.2016 в адрес главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя внесено представление.
Нарушения закона фактически не устранены до настоящего времени, о чем свидетельствует повторное обращение ФИО5
Указанные нарушения закона могут привести к подтоплению домов и уничтожению имущества.
В нарушение указанных требований действующего законодательства, должностными лицами администрации города Ставрополя и ее структурных подразделений меры по строительству и укладке сетей канализации не приняты, что привело к нарушению прав и законных интересов не только ФИО5, но и иных жителей города.
Указанные нарушения закона являются следствием ненадлежащего исполнения должностных обязанностей должностными лицами отраслевых органов администрации города Ставрополя.
Административный истец уточнил исковые требования и просил суд признать незаконным бездействие администрации города Ставрополя и комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя, выразившееся в отсутствии дождевой канализации, не проведении строительных работ по укладке сетей канализации по адресу: «…».
Обязать администрацию города Ставрополя и комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя повторно рассмотреть вопрос о принятии мер, направленных на разработку проектно- сметной документации по строительству дождевой канализации по адресу: «…».
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 12 марта 2018 года исковые требования Прокурора Ленинского района города Ставрополя к Администрации города Ставрополя, Комитету городского хозяйства администрации г.Ставрополя о признании незаконным бездействие администрации города Ставрополя, Комитета городского хозяйства - удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие администрации города Ставрополя и комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя, выразившееся в отсутствии дождевой канализации, не проведении строительных работ по укладке сетей канализации по адресу: «…».
Суд обязал администрацию города Ставрополя и комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя повторно рассмотреть вопрос о принятии мер, направленных на разработку проектно- сметной документации по строительству дождевой канализации по адресу: «…».
В апелляционной жалобе представитель администрации города Ставрополя по доверенности ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела (в том числе обязанности административных ответчиков) и решение суда от 19.03.2018 содержит ссылки на недействующий Устав муниципального образования г.Ставрополя Кроме того, функции по решению поставленных прокурором вопросов, входят в компетенцию отраслевых органов администрации, а также соответствующих муниципальных бюджетных учреждений, созданных в определенных целях и для выполнения определенных задач. Одной из функций комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя является проектирование, строительство и реконструкция участков ливневой канализации. В связи с чем судом неправильно определены обязанности административных ответчиков.
В апелляционной жалобе исполняющий обязанности заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя первого заместителя руководителя комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя ФИО2 просит решение суда отменить. Апелляционную жалобу удовлетворить.
В обоснование доводов указывает, что комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя уполномочен организовывать и составлять проект бюджета города Ставрополя на очередной финансовый год и плановый период, а также организовывать исполнение бюджета. В связи с этим, считает, что прокурор Ленинского района города Ставрополя необоснованно подменяет и дублирует функции комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя, который в соответствии с вышеуказанными нормами действующего законодательства вправе самостоятельно организовывать исполнение бюджета, определять порядок расходования средств бюджета города Ставрополя. Суд первой инстанции при вынесении решения не принял во внимание доводы, приведенные представителем Комитета, о том, что организация деятельности по выполнению задач возложенных на Комитет осуществляется из бюджета администрации города Ставрополя в рамках бюджетных средств предусмотренных в бюджете города на эти цели.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО5 по факту нарушений законодательства в жилищно- коммунальной сфере при организации водоотведения на территории города.
В ходе проверки установлено, что по адресу: «…» отсутствует дождевая канализация, в связи с чем, выпадающие осадки в виде дождя аккумулируются в районе пересечения «…».
Начиная с 2014 года по настоящее время ФИО5 неоднократно обращался в администрацию города по вопросу строительства дождевой канализации.
Администрацией города на указанные обращения ФИО5 неоднократно сообщалось, что необходимо построить дождевую канализацию но «…» с последующей врезкой в существующую сеть дождевой канализации «…», но для этого необходимо разработать проектную документацию. Вопрос о разработке проектной документации будет рассмотрен в 2016 году, а затем в 2017 году при условии достаточного уровня финансирования. До настоящего времени проектная документация не разработана.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что по адресу: «…», отсутствует дождевая канализация, проведение строительных работ по укладке сетей канализации по указанному адресу администрацией города на протяжении многих лет, начиная с 2008 года не осуществляется.
По фактам, выявленных нарушений закона 06.10.2016 в адрес главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя внесено представление.
До настоящего времени нарушения закона фактически не устранены.
В соответствии с п.п. 7 и 9 Государственного стандарта СССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия» под «водоснабжением» понимается подача воды потребителям, а под «канализацией» - отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Решения Ставропольской городской Думы от 11.05.2016 № 847 «Об Уставе муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края», к вопросам местного значения города Ставрополя относятся: организация в границах города Ставрополя водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Следовательно, система сетей и сооружений водоотведения, в том числе дождевой канализации, относится к объектам инженерной инфраструктуры и является муниципальной собственностью, поэтому организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и строительство системы канализации на территории муниципального образования является обязанностью органа местного самоуправления.
Согласно п. 4 ст. 16 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.201 1 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.
На основании п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Как следует из и. 2 ст. 2 вышеназванного Федерального закона, водоотведение включает в себя прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о незаконном бездействие администрации города Ставрополя и комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя, выразившееся в отсутствии дождевой канализации, не проведении строительных работ по укладке сетей канализации по адресу: <...> от пер. Мариупольский до ул. Гастелло, поскольку указанные административными ответчиками нарушения закона могут привести к подтоплению домов и уничтожению имущества.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд первой инстанции правомерно обязал администрацию города Ставрополя и комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя повторно рассмотреть вопрос о принятии мер, направленных на разработку проектно- сметной документации по строительству дождевой канализации по адресу: <...> от пер. Мариупольский до ул. Гастелло.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Ссылка суда на положения недействующего Устава города Ставрополя не может служить основание для отмены правильного по существу решения суда, поскольку положения действующего Устава города Ставрополя, в частности п.4 ст.8, содержит аналогичные требования.
Таким образом, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 12 марта 2018 года - оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи