Дело № 33АП-1257/18 судья Матюханова Н.Н.
Докладчик Будкова Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 мая 2018 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда
в составе:
председательствующего Калиниченко Т.В.,
судей коллегии Абрамовой С.А., Будковой Т.Н.,
при секретаре Мозговой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 19 декабря 2017 года.
Заслушав дело по докладу судьи Будковой Т.Н., пояснения представителя УМВД России по Амурской области ФИО2, представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области – ФИО3, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда» о признании не имеющим права на получение звания «Ветеран труда», признании права на получение звания «Ветеран труда». В обоснование заявленных требований указал, что является пенсионером МВД РФ, имеет ведомственные медали «За отличие в службе» I, II, III степени, «Отличник милиции», присвоенный приказом начальника УВД Амурской области, благодарность министра внутренних дел РФ, объявленную приказом МВД РФ. В 2016 году истец обращался в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда». Решением комиссии по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда» Министерства социальной защиты населения Амурской области истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда», в связи с тем, что награждение, представленное заявителем, не относится к ведомственным знакам отличия в труде, предусмотренным ст. 2 Закона «О присвоении звания «Ветеран труда» Амурской области». С данным решением истец не согласен, считает, что у него имеются ведомственные награды и необходимый стаж трудовой деятельности, дающий ему право претендовать на получение звания «Ветеран труда». Просит суд признать решение комиссии по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда» о признании его не имеющим права на получение звания «Ветеран труда», незаконным и признать право на присвоение звания «Ветеран труда».
Представитель ответчика министерства социальной защиты населения Амурской области иск не признала, с учётом письменных возражений указав, что награды, представленные истцом, не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку награждение медалью «За отличие в службе» 1 степени осуществлено начальником структурного подразделения территориального органа МВД России на региональном уровне - ФГКУ ОВО УМВД России по Амурской области, которому такие полномочия Положением о ведомственных знаках отличия МВД РФ, утвержденным приказом МВД РФ от 31 октября 2012 года №989, не делегированы. Не относится к ведомственным знакам отличия в труде и нагрудный знак «Отличник милиции», поскольку ФИО1 награжден знаком «Отличник милиции» не от имени Министерства внутренних дел, а от территориального управления. Награждение благодарностью Министра (заместителей Министра) внутренних дел Российской Федерации не является ведомственным знаком отличия в труде. Поскольку представленные ФИО1 награждения в силу ст. 2 Закона № 192-ОЗ «О присвоении звания «Ветеран труда» не могут быть отнесены к числу ведомственных знаков отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель УМВД России по Амурской области, МВД России поддержала исковые требования, указав, что медаль МВД России «За отличие в службе» относится к ведомственным знакам отличия, то есть к числу наград, которые служат одним из оснований для признания ветераном труда. Награждение медалями «За отличие в службе» осуществляется в соответствии и в порядке, утвержденном Приказом МВД России от 5 июля 2002 года №641. Требование Министерства социальной защиты Амурской области о том, что приказ о награждении медалью должен был исходить исключительно от имени начальника УВД по Амурской области, незаконно и противоречит порядку награждения данной медалью, установленному действующим законодательством, а также необоснованно сужает круг лиц, уполномоченных производить награждение этим ведомственным знаком отличия. Награждение медалью сотрудников МВД России может производиться как непосредственно по распоряжению министра внутренних дел РФ, так и лицами, которым в соответствии с их компетенцией разрешено увольнение начальствующего состава в запас и отставку (то есть прямыми начальниками). У ФИО1 имеется право на присвоение ему звания «Ветеран труда», поскольку медали МВД России «За отличие в службе» III, II и I степени относятся к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право па присвоение звания «Ветеран труда». Просила удовлетворить иск.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 19 декабря 2017 года отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1
В апелляционной жалобе ФИО1 не соглашается с решением суда, указывает, что судом неправильно применены нормы материального права. Оспаривает выводы суда о том, что знаки, которыми был награждён истец, не являются ведомственными знаками. Просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель УМВД России по Амурской области просит удовлетворить апелляционную жалобу ФИО1, отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В суде апелляционной инстанции представитель УМВД России по Амурской области поддержал апелляционную жалобу ФИО1, просил решение суда отменить. Ходатайствовал об исследовании нового доказательства - Приказ МВД РФ от 02 сентября 2005 года № 716 «Об утверждении Типового положения об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации».
Представитель Министерства социальной защиты населения Амурской области возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Не возражала против приобщения к материалам дела Приказа МВД РФ от 02 сентября 2005 года № 716 и его исследовании.
Судебная коллегия в целях полного и всестороннего исследования имеющих значение для дела обстоятельств считает возможным в соответствии с п.п.29,30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" исследовать и приобщить к материалам новые доказательства: Приказ МВД РФ от 02 сентября 2005 года № 716 «Об утверждении Типового положения об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации».
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте заседания судебной коллегии, в суд апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и поданных относительно неё письменных возражений в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" регулирует правовой статус ветеранов труда, относит к ним, в том числе лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (подпункт 2 пункта 1 статьи 7), устанавливает, что меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами (пункт 2 статьи 10, статья 22), предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" (пункт 4 статьи 7).
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда" на территории Амурской области определены Законом Амурской области от 09 июня 2006 года №192-0З «О присвоении звания «Ветеран труда», а также Порядком присвоения звания «Ветеран труда», утверждённым Постановлением губернатора Амурской области от 26 июня 2006 года №331.
В соответствии со статьей 1 Закона № 192-03 определен перечень граждан, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда», в соответствии с которым звание «Ветеран труда» присваивается: лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или РФ, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости (мужчины - 25 лет, женщины - 20 лет) или за выслугу лет; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период ВОВ и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Статья 2 Закона № 192-03 определяет ведомственные знаки отличия в труде, учитываемые при присвоении звания «Ветеран труда».
К ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда», относятся учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд ведомственные медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные и почетные знаки, знаки, нагрудные значки, значки, почетные грамоты, дипломы, благодарности, именные часы, именное оружие, если награждение производилось от имени: Правительства Российской Федерации; федеральных органов государственной власти; Администрации Президента Российской Федерации; аппаратов палат Федерального собрания Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации; Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации; Генеральной прокуратуры Российской Федерации; межгосударственных (межправительственных) органов, созданных государствами - участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации; союзных и республиканских органов государственной власти СССР, РСФСР; центральных советов, союзов, комитетов организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации (в т.ч. Главного комитета ВДНХ СССР); центральных органов партийных, профсоюзных, комсомольских, ветеранских и других общественных объединений СССР, РСФСР, Российской Федерации при условии, что согласно записям в трудовой книжке награжденные работники состояли в штате этих организаций или работали в их системе по основному месту работы; иных, определенных законодательством, органов.
В соответствии с п.2 и п. 3 Порядка присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением губернатора области от 26 июня 2006 года № 331, лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», подают в государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городскому округу и муниципальному району области заявление и документы, подтверждающие основания для его присвоения. Лица, указанные в пункте «а» статьи 1 Закона № 192-03, представляют документы, подтверждающие: награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде; трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости (мужчины - 25 лет, женщины - 20 лет) или за выслугу лет.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 Приказом ОВО при УВД Амурской области от 9 ноября 2004 года № 248 награжден медалью «За отличие в службе» III степени, Приказом ОВО при УВД Амурской области от 7 ноября 2005 года № 278 награжден медалью «За отличие в службе» II степени, Приказом ОВО при УВД Амурской области от 7 ноября 2008 года № 173 награжден медалью «За отличие в службе» I степени, Приказом УВД по Амурской области от 24 октября 2007 года награжден значком «Отличник милиции». Также ФИО1 за добросовестное исполнение служебных обязанностей по защите имущества физических и юридических лиц, профилактике преступлений и административных правонарушений и в связи с 56-й годовщиной со дня образования вневедомственной охраны и празднованием Дня Российской милиции, согласно Приказу от 23 октября 2008 года № 1226 л/с, первым заместителем министра внутренних дел Российской Федерации объявлена благодарность.
Согласно справке Отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Амурской области от 22 марта 2013 года № 19/2-106/13086, выслуга лет истца в календарном исчислении составляет 24 года, в льготном исчислении 35 лет.
11 февраля 2016 года истец обратился в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» на основании медалей «За отличие в службе» I, II и III степени, знака «Отличник милиции», благодарности и трудового стажа. К заявлению были приложены документы, подтверждающие наличие трудового стажа, копии документов о награждении медалью «За отличие службе» III, II и I степеней, знаком «Отличник милиции», благодарностью Министра (заместителей Министра) внутренних дел Российской Федерации.
Выпиской из протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда» от 24 мая 2016 года №19 ФИО1 включён в проект постановления губернатора Амурской области «Об отказ в присвоении звания «Ветеран труда». Основанием к отказу послужило то обстоятельство, что заявитель награжден нагрудным знаком не от имени Министерства внутренних дел РФ, а территориального управления, награждение, представленное заявителем, не относится к ведомственным знакам отличия в труде, предусмотренным ст. 2 Закона Амурской области от 9 июня 2006 года № 192-03 «О присвоении звания «Ветеран труда», и не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Министерство внутренних дел РФ является действующим органом исполнительной власти, соответственно, к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» на основании ст.7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», могут быть отнесены лишь те знаки отличия, которые в качестве таковых признаются самим ведомством. Из Положения о благодарности Министра (заместителей Министра) внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 5 февраля 2014 года № 77 «О почетной грамоте Министерства внутренних дел Российской Федерации и благодарности Министра (заместителей Министра) внутренних дел Российской Федерации» не следует, что данная благодарность является ведомственным знаком отличия в труде. В перечне ведомственных знаков отличия МВД России, утвержденном приказом МВД «О знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации», к ведомственным знакам отличия отнесены медали МВД РФ и нагрудные знаки МВД РФ. Благодарность в этом перечне отсутствует. Награждение, представленное заявителем, не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, предусмотренным ст. 2 Закона Амурской области от 9 июня 2006 года № 192-ОЗ «О присвоении звания «Ветеран труда», и не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Постановлением Губернатора Амурской области № 227 от 5 августа 2016 года на основании п. 8 Порядка присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 26 июня 2006 года № 331, и в соответствии с решением комиссии по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда» от 24 мая 2016 года № 19, истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда».
Не согласившись с данным отказом, ФИО1 обратился в суд.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что представленные ФИО1 награждения в силу ст. 2 Закона № 192-03 не могут быть отнесены к числу ведомственных знаков отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», указав, что нормы Закона Амурской области от 9 июня 2006 года № 192-ОЗ, ограничивают по сравнению с Федеральным законом 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» круг лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда», и что в рамках предоставленных государством полномочий именно субъект Российской Федерации утверждает перечень наград и ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», и предусматривает условия, при соблюдении которых проживающие на территории данного субъекта лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», имеют возможность реализовать данное право на основании положений Федерального закона «О ветеранах», в силу чего пришёл к выводу о законности решения комиссии при Министерстве социальной защиты населения Амурской области по рассмотрению заявлений и документов на присвоение званий «Ветеран труда» от 24 мая 2016 года № 19, не содержащим нарушения прав и законных интересов истца.
Однако с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Из анализа пп. 2 п. 1 ст. 7 ФЗ "О ветеранах" и ст. 1 Закона №192-ОЗ «О присвоении звания «Ветеран труда» следует, что законодательство в качестве основания признания гражданина ветераном труда предусматривает наличие двух условий одновременно: факт награждения ведомственным знаком отличия в труде и наличие необходимого трудового стажа.
Согласно п. 1 Положения о медали МВД России «За отличие в службе», утвержденного приказом МВД России от 05 июля 2002 года N 641 "Об учреждении медали МВД России «За отличие в службе», медалью МВД России «За отличие в службе» награждаются сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск МВД России за добросовестную службу (военную службу) и имеющие соответствующую выслугу лет в календарном исчислении.
Медаль МВД России «За отличие в службе» относится к ведомственным знакам отличия, то есть к числу наград, которые служат одним из оснований для признания ветераном труда. Награждение медалями «За отличие в службе» осуществляется в соответствии и в порядке, утвержденном приказом МВД России от 05 июля 2002 года № 641, в силу которого награждение медалью производится следующими лицами: министром внутренних дел РФ; лицами, которым разрешено увольнение начальствующего состава в запас и отставку; заместителем министра - главнокомандующим внутренними войсками МВД России - военнослужащих.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лег в календарном исчислении.
Истец награжден медалями МВД России "За отличие в службе" I и II степени в 2005 и 2008 годах и в соответствии с действовавшим на момент награждения приказом МВД России от 05 июля 2002 года № 641 «Об учреждении медали МВД России «За отличие в службе»», а потому приказ МВД России от 31 октября 2012 года № 989 "О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации", на который ссылалось Министерство социальной защиты населения Амурской области при отказе истцу в присвоении звания «Ветеран труда», к спорным правоотношениям не применим.
В суде апелляционной инстанции судебной коллегией в качестве нового доказательства исследовано Типовое положение об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, утвержденное приказом МВД РФ от 2 сентября 2005 г. №716.
Согласно п.п.48,49 Типового Положения, руководство деятельностью управления (отдела) осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и МВД России. Управление (отдел) возглавляет начальник, который назначается и освобождается от должности соответствующим министром внутренних дел, начальником главного управления, управления внутренних дел по субъекту Российской Федерации по согласованию с Департаментом государственной защиты имущества Министерства внутренних дел Российской Федерации по представлению начальника Центра оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации. Начальник управления (отдела) имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке по представлению начальника ЦОРДВО МВД России и согласованию Департамента.
В соответствии с п.51 Типового Положения, начальник управления (отдела) осуществляет общее руководство деятельностью управления (отдела), является прямым начальником личного состава подразделений вневедомственной охраны и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций, постоянно совершенствует формы и методы своей работы (51.1), утверждает положения об управлениях (отделах, отделениях) вневедомственной охраны и непосредственно подчиненных управлению (отделу) подразделениях, планы работы структурных подразделений управления (отдела), должностные инструкции сотрудников и работников управления (отдела). Представляет для утверждения руководству МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации Положение о Совете охраны управления (отдела) (п.51.2), разрабатывает и утверждает структуру, штаты и численность управлений (отделов, отделений) вневедомственной охраны при органах внутренних дел и других подразделений, находящихся в прямом подчинении управления (отдела) в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России (51.3), назначает и освобождает от должности сотрудников аппарата и подчинённых подразделений вневедомственной охраны до начальника управления (отдела, отделения) включительно. Начальник управления (отдела) имеет право делегировать начальнику подчинённого подразделения вневедомственной охраны функции приёма, перемещения и увольнения лиц рядового и младшего начальствующего состава (51.6).
Указанные полномочия были закреплены в Приказе МВД РФ от 17.09.2005 N 755 "Об организационно-штатной работе в подразделениях вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации" (с изм. от 01.04.2008), утратившим силу в связи с изданием Приказа МВД России от 29.06.2012 N 650, утвердившего новые типовые штатные расписания подразделений вневедомственной охраны.
В период с 1992 года по 31 декабря 2011 года порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации в полном объеме регулировалось Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года №4202-1.
В соответствии с п.1 статьи 60 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации увольнение со службы сотрудников органов внутренних дел, состоящих на должностях рядового и младшего начальствующего состава, производится прямыми начальниками в пределах их компетенции.
Таким образом, награждение медалью сотрудников МВД России может производиться как непосредственно по распоряжению министра внутренних дел РФ, так и лицами, которым в соответствии с их компетенцией разрешено увольнение начальствующего состава в запас и отставку.
В период награждения медалями "За отличие в службе" I и II степени в 2005 и 2008 годах ФИО1 имел специальное звание младшего начальствующего состава - старший сержант полиции и впоследствии - прапорщик милиции (ст. 6 Положения) и в соответствии со ст. 60 Положения правом приема и увольнения в отношении сотрудников органов внутренних дел младшего начальствующего состава был наделен начальник Управления (Отдела) вневедомственной охраны при УВД по Амурской области.
Из вышеизложенного следует, что медали «За отличие в службе» II и I степени, которыми награждён истец, являются ведомственными знаками отличия в труде, поскольку награждение произведено начальником ОВО при УВД по Амурской области и начальником УВО при УВД по Амурской области, на основании полномочий, делегированных им МВД России.
Отказ Министерства социальной защиты населения Амурской области в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда» на основании того, что истец награждён медалями не от имени УВД Амурской области, а от структурного подразделения – отдела вневедомственной охраны при УВД Амурской области, нельзя признать законным.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, с принятием нового решения об удовлетворении требований о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда» от 24 мая 2016 года № 19 и признании за истцом права на присвоение звания «Ветеран труда».
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 19 декабря 2017 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда» от 24 мая 2016 года № 19 о признании ФИО1 не имеющим право на получение звания «Ветеран труда».
Признать за ФИО1 право на присвоение звания «Ветеран труда».
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллегия: