ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-148/2014 от 20.01.2014 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 33АП-4249/13 

Докладчик Губанова Т.В.  

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 января 2014 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Губановой Т.В.,

судей коллегии Щеголевой М.Э., Благова К.С.,

при секретаре Перепелициной Л.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к администрации города Зеи Амурской области о признании незаконным решения об отказе во включении в списки граждан, имеющих право на получение единовременной и финансовой помощи, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации по апелляционной жалобе представителя истцов ФИО1, ФИО4 ФИО5 на решение Зейского районного суда Амурской области от 13 ноября 2013 г., которым в удовлетворении заявленного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Губановой Т.В., Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда

установила:

ФИО1, ФИО2 ФИО3 и ФИО4 обратились с иском к администрации города Зеи Амурской области о признании незаконным отказа администрации города Зея Амурской области признать ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 пострадавшими в результате ЧС и включить в списки граждан, пострадавших в результате ЧС – наводнения, произошедшего в 2013 году на территории города Зеи Амурской области, и имеющих право на получение единовременной материальной помощи, выраженный в письме от 16.09.2013 №, признать их пострадавшими в результате указанной чрезвычайной ситуации, обязать ответчика включить их: в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи за счет средств областного бюджета, в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводками на территории Амурской области, в соответствии с распоряжением правительства российской Федерации от 15.08.2013 № 1431-р, имеющих право на получение единовременной материальной помощи за счет средств федерального бюджета; список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение финансовой помощи за счет средств областного бюджета; список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводками на территории Амурской области, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 1431-р, имеющих право на получение финансовой помощи за счет средств федерального бюджета.

В обоснование указали, что принадлежащее истцам имущество пострадало в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в июле - августе 2013 года, что подтверждается актами обследования от 20 августа 2013 г., составленными Межведомственной комиссии при администрации г. Зеи по оценке материального ущерба, возникшего в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной подтоплением территории города Зеи в 2013 году. Однако администрацией г. Зеи во включении в списоки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение единовременной материальной или финансовой помощи им отказано, так как их жилое помещение внесено в реестр жилых домов города Зеи и Зейского района Амурской области не пригодных для проживания в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в 2007 году, и они включены в поименные списки граждан города Зеи, лишившихся жилья в результате этой чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение государственного жилищного сертификата. С указанным решением они не согласны, несмотря на то, что государственный жилищный сертификат на приобретение жилья их семьей получен в апреле 2013 года и реализован в мае 2013 года, они продолжают на законном основании владеть и пользоваться принадлежащим им жилым помещением, права собственности на него не лишены, платят за него имущественные налоги и квартплату, после наводнения 2007 года самостоятельно восстановили его, произведя капитальный ремонт. Условием выдачи государственного жилищного сертификата обязанность владельцев жилого помещения покинуть его не является. Кроме того, в результате чрезвычайной ситуации 2013 года был полностью затоплен огород, который был засажен ими до возникновения чрезвычайной ситуации и утрачен урожай.

В судебном заседании представитель истцов на иске настаивали по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика администрации г. Зеи исковые требования не признала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку принадлежащий истцам поврежденный дом включен в реестр жилых домов г. Зеи и Зейского района Амурской области не пригодных для проживания в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в 2007 году, а истцы в поименные списки граждан г. Зеи, лишившихся жилья в результате этой чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, государственный жилищный сертификат истцам предоставлен, правовых оснований для признания их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в 2013году не имеется.

Представитель третьего лица – Министерства социальной защиты населения Амурской области в отзыве на иск просил в удовлетворении требований отказать, поскольку факт утраты жилого помещения, в котором проживают истцы, в результате наводнения был установлен в 2007 году, постановлением губернатора Амурской области от 20 сентября 2007 года № дом был включен в реестр жилых домо непригодных для проживания в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 года. Постановлением губернатора Амурской области от 10 апреля 2008 года № истцы были включены в поименный список граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации для получения государственных жилищных сертификатов, условием выдачи которых является утрата жилого помещения, а целью предоставления – приобретение пострадавшим гражданам жилья взамен утраченного.

Решением Зейского районного суда Амурской области от 13 ноября 2013 года в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе представителя истцов ФИО1, ФИО4 ФИО5 содержится просьба об отмене решения Зейского районного суда Амурской области от 13 ноября 2013 года в связи с тем, что условием признания гражданина пострадавшим в результате ЧС является полная или частичная утрата имущества, вследствие подтопления жилого дома, и постоянное проживание в этом доме. Иных условий для получения государственной помощи действующее законодательство не содержит. Получение и реализация жилищного сертификата не лишают истцов права на получение финансовой помощи при утрате имущества первой необходимости. Принадлежащее им жилое помещение, пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации, из жилищного фонда не исключено, они несут обязанности по его содержанию, имеют право свободного выбора места жительства. Также указывают на недоказанность администрацией города Зеи законности принятия решения об отказе признать семью ФИО6 пострадавшими в результате ЧС – наводнения, произошедшего в 2013 году на территории города Зеи Амурской области, и имеющих право на получение единовременной материальной помощи, отсутствие в отказе ссылок на нормы права, обосновывающие данный отказ.

В возражениях на апелляционную жалобу Правительство Амурской области просит решение Зейского районного суда Амурской области оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным, поясняют, что истцы воспользовались мерами государственной поддержки при утрате имущества в 2007 году, в связи с чем права на материальную помощь при наводнении 2013 года не имеют.

Министерство социальной защиты населения Амурской области просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, так как жилое помещение – квартира №, расположенная в доме <адрес>, в городе Зея, признано утраченным истцами и включено в реестр жилых домов, непригодных для проживания в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 года постановлением губернатора Амурской области от 20 сентября 2007 г. №. В действиях истцов усматриваются признаки злоупотребления правом.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, надлежаще уведомлены о месте и времени проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда находит апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения в связи со следующим.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.

Распоряжением исполняющего обязанности главы города Зеи Амурской области от 31 июля 2013 г. № 156 – р на территории города Зеи введен режим чрезвычайной ситуации в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями и размывом части дорожного полотна трассы Зея – Тыгда.

Согласно части 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68 – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68 – ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основано на гарантиях, установленных статье 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Согласно части 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68 – ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с частью 1 указанной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных норм постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» на Правительство Российской Федерации возложена обязанность принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае, если это имущество было утрачено полностью или частично.

Во исполнение пункта 6 данного Указа Правительством Амурской области было принято постановление № 423 от 13 сентября 2013 г. «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 указанного Постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 2 Порядка выплата помощи производится государственными казенными учреждениями Амурской области – управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области, гражданам, включенным в:

а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из содержания вышеуказанных правовых положений в их взаимосвязи следует, что для признания за гражданином права на получение единовременной материальной и финансовой помощи безусловно необходима совокупность двух условий: гражданин должен быть признан пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживать в населенном пункте, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации.

Кроме этого наряду с вышеперечисленными правовыми нормами при решении вопроса о предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, мер государственной поддержки с учетом конкретной ситуации должны применяться в совокупности положения иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в сфере предоставления гражданам Российской Федерации компенсаций и социальных гарантий.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцы ФИО1 и ФИО2 являются собственниками квартиры №, расположенной в доме <адрес>, в городе Зея, в котором они зарегистрированы и проживают совместно с истцами ФИО3 и ФИО4

В результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего в 2013 году на территории города Зеи Амурской области, указанный жилой дом был подтоплен. Межведомственной комиссией при администрации города Зеи по оценке материального ущерба, возникшего в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной подтоплением территории города Зеи в 2013 году, установлена частичная утрата имущества истцов, что подтверждается актами обследования от 20 августа 2013 г.

19 августа 2013 г. ФИО1 обратился в администрацию города Зеи с заявлениями о выплате ему и членам его семьи единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, расположенного по адресу: г. Зея, <адрес>, за счет резервных фондов Правительства Российской Федерации и Правительства Амурской области.

Решением от 16 сентября 2013 г. администрацией города Зеи истцам отказано во включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной материальной и финансовой помощи за частично утраченное имущество. В обоснование указано, что в соответствии с постановлением губернатора Амурской области от 20 сентября 2007 г. № жилой дом, в состав которого входит квартира №, расположенная в доме <адрес>, включен в реестр жилых домов в городе Зея непригодных для проживания в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 г. Постановлением губернатора Амурской области от 10 апреля 2008 г. № утвержден список граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 года, для получения государственных жилищных сертификатов, в который включены, в том числе, ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4, проживающие по адресу: <адрес>.

12 апреля 2013 г. ФИО2, с учетом интересов всех членов семьи, получен государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения площадью <данные изъяты> кв. м.. Указанный сертификат погашен в связи с приобретением истцами на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры №, расположенной в доме <адрес>.

Условия предоставления, порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным Постановлением Правительства российской Федерации от 9 октября 1995 г. № 982.

Из содержания положений вышеперечисленных нормативных правовых актов в их взаимосвязи следует, что государством гарантировано право на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения гражданам Российской Федерации, утратившим жилое помещение по независящим от них обстоятельствам, повлекшим невозможность дальнейшего использования утраченного жилого помещения в связи с разрушением, либо в случаях, когда его дальнейшее использование может создать угрозу для жизни, здоровья и имущества собственника жилого помещения и членов его семьи.

Таким образом, следствием предоставления жилищного сертификата семье истцов должно было стать их отселение из опасной зоны подтопления с целью недопущения в будущем возникновения опасности для жизни, здоровья лиц, проживавших в жилом помещении, признанном непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, и причинения ущерба их имуществу.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истцы после получения и реализации жилищного сертификата в связи с лишением жилья в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 года, утратили право на получение мер государственной поддержки в случае повторного возникновения чрезвычайной ситуации на территории города Зеи и причинении ущерба жилому помещению, признанному непригодным для проживания.

Кроме этого, в российской правовой системе действует общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, закрепленный статьей 17 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в городе Риме 4 ноября 1950 года, статьей 17 Конституции Российской Федерации, предусматривающий добросовестность в использовании своих прав участниками правовых отношений. Учитывая обстоятельства намеренного возвращения истцов для проживания в зону подтопления, судебная коллегия расценивает действия истцов по обращению в администрацию города Зеи за получением единовременной материальной и финансовой помощи в связи с причинением ущерба в результате чрезвычайной ситуации за счет средств федерального и областного бюджетов как злоупотребление правом.

На основании изложенного, судебная коллегия находит несостоятельным довод заявителей жалобы о том, что действующее законодательство не содержит иных условий для оказания мер государственной поддержки лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, кроме подтверждения факта утраты имущества вследствие подтопления жилого дома и факта постоянного проживания в этом жилом помещении.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что истцы, получившие государственную помощь и приобретшие новое жилое помещение взамен утраченного, будучи осведомленными о наличии у принадлежащего им жилого помещения - квартиры №, расположенной в доме <адрес>, статуса непригодного для проживания и его нахождения в зоне подтопления, принимая решение о проживании в нем и использовании иного имущества по этому адресу в соответствии со ст. 211 ГК РФ должны самостоятельно нести риск случайной гибели или случайного повреждения своего имущества. При этом обстоятельств, ограничивающих право истцов на свободный выбор места жительства, не установлено.

Кроме этого коллегия оценивает как несостоятельный довод жалобы о том, что судом первой инстанции не учтено отсутствие в решении об отказе в признании семьи ФИО6 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего в 2013 г. на территории города Зеи, Амурской области, и имеющими право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, ссылок на нормы права, обосновывающие данный отказ. Из сообщения администрации города Зеи Амурской области от 16 сентября 2013 г. № (л.д. 15) следует, что отказ мотивирован получением и реализацией семьей ФИО6 мер государственной поддержки в связи с утратой жилого помещения в 2007 году, что исключает повторное возмещение ущерба, причиненного тому же имуществу, и нарушает положения Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства российской Федерации от 9 октября 1995 г. № 982.

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку судом верно установлены имеющие значение для дела фактические обстоятельства, им дана надлежащая юридическая оценка в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.

Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено, доводы апелляционной жалобы об обратном не свидетельствуют.

С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда

определила:

решение Зейского районного суда Амурской области от 13 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истцов ФИО1, ФИО4 ФИО5 без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: