28RS0023-01-2020-001343-35
Дело № 33АП – 1588/2021 Судья первой инстанции
Докладчик Фурсов В.А. Муратов В.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 мая 2021 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Калиниченко Т.В.,
судей Абрамовой С.А, Фурсова В.А.,
при секретаре Перепелициной Л.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Тынды о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Тындинского районного суда от 24 ноября 2020 года.
Заслушав дело по докладу судьи Фурсова В.А., выслушав пояснение представителя истца ФИО3, представителя ответчика ФИО4, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО2 обратился в суд с иском, в обоснование указав, что 21 октября 2016 года в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> произошел пожар, жилой дом уничтожен полностью. Квартира <номер> в данном жилом помещении была предоставлена истцу работодателем СМП-573 АО «Тындатрансстрой».
Решением Тындинского районного суда от 16 марта 2017 года ФИО2 был признан нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на условиях социального найма в период с 1992 года по 21 октября 2016 года
Постановлением администрации г. Тынды от 02.05.2017 №984 истцу предоставлены жилые помещения маневренного жилого фонда - комната <номер>, общей площадью 20,2 кв.м, и комната <номер>, общей площадью 14,0 кв.м, по <адрес> до предоставления жилого помещения в соответствии с подпрограммой «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмическом районе г. Тында» муниципальной программой «Обеспечение доступным и качественным жильем населения г. Тында на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Администрации г. Тында от <дата><номер>, а также постановлено: заключить ФИО2 договор найма жилого помещения маневренного фонда на комнаты <номер>, <номер><адрес>, включая: Ф.И.О.11 кызы, Ф.И.О.7, Ф.И.О.12
02 мая 2017 года между истцом и муниципальным образованием г. Тында в лице мэра г. Тында заключен договор социального найма жилого помещения маневренного фонда <номер> в соответствии с которым ФИО2 и членам его семьи предоставлено за плату во владение и пользование, указанные в Постановлении администрации г. Тында жилое помещение - комната <номер> и <номер> по <адрес>.
Указывая, что истец с семьей до настоящего времени проживают в указанном жилом помещении, просил суд: обязать администрацию г. Тынды предоставить ФИО2 по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям установленным Жилищным законодательством.
В судебном заседании представитель ФИО2 - ФИО3 на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель администрации г. Тынды - ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований, считала, что требование ФИО2 следует рассматривать как предоставление жилого помещения вне существующей очереди нуждающихся, однако истец не соответствует условиям, предусмотренным частями 1, 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации. 23 апреля 2019 года постановлением Администрации города Тынды <номер> ФИО2 отказано в признании малоимущим в целях постановки на учет в качестве граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в постановке на учет в качестве граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Семья истца обеспечена жилым помещением маневренного фонда, просила в иске отказать.
Определениями Тындинского районного суда от 03 августа 2020 года, 01 октября 2020 года, 27 октября 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены: Управление муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Тынды, Финансовое управление администрации г. Тынды, Министерство социальной защиты населения Амурской области, ФИО5 (жена истца), Ф.И.О.12 (сын истца).
В письменном отзыве представитель Управления муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Тынды поддержал позицию администрации г. Тынды.
Представитель третьего лица Финансовое управление администрации г. Тынды, Министерство социальной защиты населения Амурской области, ФИО2, ФИО5, Ф.И.О.12 в судебном заседании участия не принимали, дело рассмотрено в их отсутствие.
Решением Тындинского районного суда Амурской области от 24 ноября 2020 года ФИО2 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО2 ставит вопрос об отмене решения суда, считает, что основано на предположениях о соблюдении очередности предоставления жилья и отсутствии нарушения жилищных прав истца. Указывает, что органы местного самоуправления обязаны принять нормативный акт, определяющий порядок и очередность предоставления жилья. Отсутствие таких актов не освобождает ответчика от обязанности соблюдать предусмотренные законодательством гарантии граждан и своевременно предоставлять жилье. Считает, что администрация г. Тынды не представила доказательств, что граждане получившие жилье обладали преимущественным правом перед истцом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца на доводах апелляционной жалобы настаивал, дополнительно пояснив суду, что не урегулирование вопроса организации очередности предоставления жилья не может являться причиной отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
В письменных возражений на апелляционную жалобу и в устных пояснениях данных в суде апелляционной инстанции представитель ответчика полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Иные лица участвующие в деле о времени и месте судебного разбирательства уведомлялись надлежащим образом, однако в заседание судебной коллегии не явились. Руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации города Тынды <номер> от <дата> «О признании экономически нецелесообразным сейсмоусиление многоквартирного жилого <адрес> в г. Тынде и о признании его подлежащим сносу» (на основании Краткой паспортной карты – акта состояния сейсмической надежности и безопасности жилого дома) постановлено признать экономически нецелесообразным сейсмоусиление многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>.
Судом установлено, что в результате пожара многоквартирный жилой <адрес> от воздействия высокой температуры был уничтожен полностью на общей площади 160 кв.м, причина пожара не установлена.
10 ноября 2016 года между ФИО2 и муниципальным образованием города Тынды, в лице главы муниципального образования мэра города Тынды Ф.И.О.8 заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда <номер>. ФИО2 и членам его семьи за плату во владение и пользование переданы жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, состоящие из комнаты общей площадью 20,2 кв.м. и комнаты общей площадью 14,0 кв.м расположенные по адресу: <адрес> комната 219, комната <номер> для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставлено сроком на 69 месяцев – по 09 мая 2017 года (до предоставления документов, подтверждающих право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>).
Вступившим в законную силу решением Тындинского районного суда от 16.03.2017 года, ФИО2 признан нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма в период с 1992 года до 21.10.2016 год.
02 мая 2017 года между истцом и Муниципальным образованием города Тынды, в лице главы муниципального образования мэра города Тынды Ф.И.О.8 заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда <номер>, на основании которого: 1. Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование, жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, состоящие из комнаты общей площадью 20,2 кв. м и комнаты общей площадью 14,0 кв. м расположенные по адресу: <адрес>, комната <номер>, комната <номер> для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставлено до предоставления жилого помещения в соответствии с подпрограммой «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмическом районе город Тында» муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Тынды на 2015 - 2020 годы» утвержденной постановлением Администрации города Тынды от 03.10.2014 № 3660.
Согласно дополнительному соглашению к договору найма жилого помещения маневренного фонда от 02 мая 2017 года <номер>, комната <номер> общей площадью 14,0 кв. м. исключена.
Судом также установлено, что ФИО2 на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в администрации г. Тынды не состоит и ранее не состоял, малоимущим в установленном законом порядке не признан.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 1, 14, 57, 85, 89 ЖК РФ и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о предоставлении ФИО2 жилого помещения по договору социального найма, поскольку правом на внеочередное обеспечение жилым помещением взамен непригодного для проживания истец не обладает. Суд также указал, что им не представлены доказательства того, что он является малоимущим, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма.
Судебная коллегия находит выводы суда верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствующими установленным по делу обстоятельствам.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным кодексом порядке.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, в силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Таким образом, разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданином на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения его жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий, а именно: признание гражданина органом местного самоуправления малоимущим в установленном порядке и принятие его на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку ФИО2 на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не состоит, малоимущим в установленном порядке не признан, то законных оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке не имеется.
Кроме того, в судебном заседании установлено и не оспаривалось истцом, что администрацией г. Тынды истцу и его семье предоставлено для временного проживания жилое помещение маневренного фонда, до предоставления жилого помещения в соответствии с подпрограммой «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмическом районе город Тында» муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Тынды на 2015 - 2020 годы» утвержденной постановлением Администрации города Тынды от 03.10.2014 № 3660, в настоящее время она именуется "Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Тынды на 2015 - 2024 годы".
Довод апелляционной жалобы о том, что органы местного самоуправления обязаны принять нормативный акт, определяющий порядок и очередность предоставления жилья основанием для отмены верного по существу решения не является.
Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 446 в рамках государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области" утверждены: подпрограмма «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах области» и подпрограмма «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории Амурской области».
С целью реализации указанной государственной программы Амурской области Постановлением Администрации города Тынды от 03.10.2014 N 3660 утверждена муниципальная программа "Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Тынды на 2015 - 2024 годы" с подпрограммой "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмическом районе город Тында" и подпрограммой «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории города Тынды». Срок реализации указанных подпрограмм – до 2024 года.
Порядок переселения граждан - нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, граждан, пользующихся жилыми помещениями на условиях договора социального найма, и собственников жилых помещений, проживающих в жилых домах в городе Тынде, не подлежащих реконструкции (сейсмоусилению) или сейсмоусиление которых признано экономически нецелесообразным, установлен Положением, утвержденным Решением Тындинской городской Думы от 15.11.2011 N 365 (далее – Положение).
Порядок переселения граждан - нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, граждан, пользующихся жилыми помещениями на условиях договора социального найма, и собственников жилых помещений, проживающих в жилых домах в городе Тынде, не подлежащих реконструкции (сейсмоусилению) или сейсмоусиление которых признано экономически нецелесообразным, установлен Решением Тындинской городской Думы от 15.11.2011 N 365.
В соответствии с пунктами 2.1., 2.1.1, 4.1.1 данного Порядка основанием для предоставления собственнику жилого помещения другого жилого помещения по программе сейсмоустойчивости являются:
инженерно-сейсмическое обследование жилищного фонда о возможности (невозможности) сейсмоусиления (реконструкции) или экономической нецелесообразности сейсмоусиления, осуществляемое независимой организацией;
решение администрации города Тынды о признании жилого дома не подлежащим реконструкции (сейсмоусилению) или экономической нецелесообразности сейсмоусиления дома и его сносе.
Период времени между проведением независимой организацией обследования жилого дома, составлением отчета (заключения) о проведении обследования и принятием администрацией города Тынды решения об экономической целесообразности либо нецелесообразности сейсмоусиления и сносе жилого дома обусловлен сроками ввода в эксплуатацию и принятия в муниципальную собственность города Тынды многоквартирных домов, строящихся по Программе, и не должен превышать периода реализации Программы.
Исходя из условий данного Положения принятие администрацией города Тынды решения об экономической целесообразности либо нецелесообразности сейсмоусиления и сносе жилого дома и последующее переселение из них граждан осуществляется в зависимости от финансовых возможностей соответствующих бюджетов, внеочередной порядок предоставления жилых помещений участникам подпрограммы не предусмотрен.
Как следует из материалов дела, период реализации Программы не завершен.
В связи с изложенным оснований для внеочередного предоставления истцу жилого помещения по программе сейсмоустойчивости не имеется.
Ссылка, что администрация г. Тынды не представила доказательств, что граждане получившие жилье обладали преимущественным правом перед истцом судебной коллегией не принимается, поскольку как верно было указано судом первой инстанции до 24.04.2017 года – даты вступления в законную силу решения Тындинского районного суда от 16.03.2017 (которым ФИО2 был признан нанимателем на условиях договора социального найма спорного жилого помещения) истец не предоставлял в администрацию г. Тынды доказательства проживания в спорном жилом помещении на условиях социального найма. Что также препятствовало в переселении его семьи в рамках подпрограммы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Амурской области».
Судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы являться оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тындинского районного суда от 24 ноября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО2. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
28RS0023-01-2020-001343-35
Дело № 33АП – 1588/2021 Судья первой инстанции
Докладчик Фурсов В.А. Муратов В.А.