ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-1669/2022 от 11.05.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД 28RS0008-01-2022-000136-21

Дело № 33АП-1669/2022 судья первой инстанции:

Докладчик Дружинин О.В. Плешков А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 мая 2022 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе

председательствующего Калиниченко Т.В.,

судей Бережновой Н.Д., Дружинина О.В.,

при секретаре Мозговой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующей в интересах несовершеннолетней Ф.И.О.22, ФИО4, действующей в интересах несовершеннолетней Ф.И.О.31, к администрации Зейского района о признании членами семьи умершего ФИО5, возложении обязанности включить в списки жителей Зейского района, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,

по апелляционной жалобе представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области – ФИО6 на решение Зейского районного суда Амурской области от 28 февраля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Дружинина О.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующая в интересах несовершеннолетней Ф.И.О.37, ФИО4, действующая в интересах несовершеннолетней Ф.И.О.41, обратились в суд с иском к администрации Зейского района о признании членами семьи умершего Ф.И.О.45, возложении обязанности включить в списки жителей Зейского района, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В обоснование исковых требований указали, что Ф.И.О.65 являлся участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, относясь к категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в категории «пенсионеры».

<дата>Ф.И.О.66 умер. С 17 октября 1977 года и до дня смерти он проживал и был зарегистрирован в принадлежащем ему, ФИО1, ФИО3 и ФИО7 жилом помещении <адрес>. Совместно с Ф.И.О.73 до его смерти в указанном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства, проживали и продолжают проживать его супруга ФИО1, дочь ФИО4, внучки Ф.И.О.84, ФИО8 О.79, которые вели общее совместное хозяйство, имели общий бюджет.

ФИО1 изначально была включена в список лиц, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, как супруга Ф.И.О.46, но была исключена из него из-за наличия у нее на день смерти Ф.И.О.47 регистрации по иному адресу. После смерти Ф.И.О.67 был снят с соответствующего учета и исключен из участников программы. С 01 января 2015 года в списках числятся его дочь ФИО4 и внучка ФИО2, остальные члены семьи не были включены в список, несмотря на то, что фактически проживали совместно с Ф.И.О.90, вели совместное хозяйство.

На основании изложенного, истцы просили суд: признать их членами семьи умершего Ф.И.О.48; обязать администрацию Зейского района Амурской области включить их в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет Ф.И.О.49 – 18 июня 1998 года, по категории «пенсионеры».

Определением суда от 02 февраля 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.

В судебном заседании ФИО1, действующая в своих интересах и в качестве представителя Ф.И.О.42, Ф.И.О.38, ФИО2, на удовлетворении иска настаивала.

Остальные участвующие в деле лица, в суд первой инстанции не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

Решением Зейского районного суда Амурской области от 28 февраля 2022 года исковые требования истцов удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области – ФИО6 просит отменить решение в части удовлетворения иска в отношении Ф.И.О.43, ФИО8 О.39. Приводит довод о том, что внучки умершего Ф.И.О.50 - Ф.И.О.85, Ф.И.О.80 не могут являться лицами, за которыми сохраняется право на получение жилищной субсидии, поскольку умерший Ф.И.О.68 при жизни не заявлял их в качестве членов его семьи, подлежащих постановке на учёт совместно с ним. Ссылается на то, что при жизни Ф.И.О.51 его внучка ФИО2 не была признана членом его семьи, а её указание в составе семьи в учетном деле является неправомерным.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 полагала решение законным и обоснованным.

Участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства были уведомлены, однако в заседание судебной коллегии не явились. Руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что с 18 июня 1998 года Ф.И.О.69 состоял в очереди на предоставление жилищной субсидии по переселению из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по категории «пенсионеры» с составом семьи 4 человека: ФИО1 (супруга), ФИО3 (дочь), ФИО4 (дочь).

Согласно свидетельству о смерти серии <номер>Ф.И.О.70 умер <дата> (л.д. 11).

После смерти Ф.И.О.52 и по состоянию на 2022 год в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории «пенсионеры» по дате его постановки на учет (18 июня 1998 года), числятся ФИО4 (дочь) и ФИО2 (внучка, дочь ФИО3) (л.д. 43).

Из справки КУМИ Зейского района от 14.02.2022 года следует, что Ф.И.О.71 по причине смерти исключен из списков граждан Зейского района, имеющих право на получение соответствующей социальной выплаты. Информация о причине исключения из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, ФИО1 и ФИО3 в учетном деле отсутствует (л.д. 54).

Согласно справке администрации Зейского района Амурской области от 12.01.2022 года Ф.И.О.72 на день смерти был зарегистрирован и проживал <адрес>; совместно с ним по указанному адресу зарегистрированы, фактически проживали и вели совместное хозяйство – супруга ФИО1, <дата> года рождения, дочь ФИО4, <дата> года рождения, внучка Ф.И.О.86, <дата> года рождения, внучка ФИО2, <дата> года рождения, внучка Ф.И.О.81, <дата> года рождения (л.д. 42).

Согласно справке администрации Юбилейненского сельсовета Зейского района Амурской области от 26.01.2015 года ФИО1 на момент смерти Ф.И.О.53 состояла с ним в зарегистрированном браке, была зарегистрирована и фактически проживала совместно с Ф.И.О.74<адрес>; ФИО4 (ранее ФИО9) А.Г. и ФИО3 являются дочерями умершего Ф.И.О.54 и на момент смерти последнего также были зарегистрированы проживающими совместно с Ф.И.О.75; внучки умершего Ф.И.О.55 – ФИО8 О.82, Ф.И.О.87 также проживали совместно с ним по указанному адресу (л.д. 99).

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, и исходил из того, что родство и свойство истцов с Ф.И.О.76, а также их совместное проживание и ведение совместного хозяйства подтверждено имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем за истцами как за членами семьи лица, состоявшего на соответствующем учёте, сохраняется право на получение социальных выплат с даты постановки на учёт Ф.И.О.56. Судом также учтено, что супруга Ф.И.О.57 - ФИО1 на момент постановки Ф.И.О.58 на учет была признана членом семьи гражданина - участника подпрограммы, однако после смерти Ф.И.О.59 была исключена из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, без указания причин, то есть незаконно.

Решение суда в части восстановления права ФИО1 на получение указанной социальной выплаты не обжалуется и предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Выводы суда о признании такого же права за ФИО2 судебная коллегия находит верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствующими установленным по делу обстоятельствам.

Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия предоставления гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года в соответствии с нормами данного закона.

Согласно ст. 1 названного Федерального закона, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Абзацем 4 ст. 1 указанного Федерального закона определено, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Согласно статье 5 Закона для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Как предусмотрено пп. «з» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 (далее – Положение № 879), граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи).

Как следует из представленных комитетом по управлению муниципальным имуществом Зейского района материалов учетного дела Ф.И.О.60, списка граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры» на 2013 – 2022 годы, внучка Ф.И.О.61 - ФИО2, <дата> года рождения, включена в данный список на основании заявления ФИО1 от 31.12.2003 года в качестве члена семьи Ф.И.О.62, как проживающая вместе с ним в одном жилом помещении. С учетом приведенных выше норм за ФИО2 сохраняется право на получение социальной выплаты как за членом семьи умершего гражданина.

Сведений о том, что ФИО2 в установленном порядке исключена из данного списка, в деле не имеется, а потому основания для отказа в удовлетворении ее исковых требований о признании за ней права на получение социальной выплаты отсутствуют.

Вместе с тем, с решением суда о признании права на получение указанной социальной выплаты за внучками умершего Ф.И.О.63 - Ф.И.О.44, <дата> года рождения, Ф.И.О.40, <дата> года рождения, судебная коллегия согласиться не может.

Перечень документов, необходимых для регистрации и постановки на учет гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установлен пунктом 9 Положения N 879, согласно которому заявителем представляются, в том числе копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи (пп. "б").

Такие же документы предоставляются гражданином в соответствии с подпунктом "е" пункта 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы".

Таким образом, изменение численного состава семьи, претендующей на получение социальной выплаты для выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется на основании заявления гражданина, включенного в список лиц, претендующего на получение такой выплаты.

Доказательств тому, что Ф.И.О.88 и Ф.И.О.83 в установленном порядке заявлялись в качестве членов семьи, подлежащих постановке на учет совместно с Ф.И.О.77, имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в материалах учетного дела Ф.И.О.64 и настоящего гражданского дела не имеется.

В отсутствие таких доказательств факт их постоянного проживания с Ф.И.О.78, ведения с ним совместного хозяйства не является достаточным основанием для признания за ними права на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей.

На основании изложенного, решение суда в части признания Ф.И.О.32, Ф.И.О.23 членами семьи умершего Ф.И.О.92, возложении обязанности на администрацию Зейского района включить Ф.И.О.93, Ф.И.О.95 в списки жителей Зейского района, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, подлежит отмене по предусмотренным ст. 330 ГПК РФ основаниям с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Зейского районного суда Амурской области от 28 февраля 2022 года в части удовлетворения исковых требований Ф.И.О.29, действующей в интересах несовершеннолетней Ф.И.О.33, ФИО3, действующей в интересах несовершеннолетней Ф.И.О.24, о признании Ф.И.О.34, Ф.И.О.25 членами семьи умершего Ф.И.О.96, возложении обязанности на администрацию Зейского района включить Ф.И.О.97, Ф.И.О.99 в списки жителей Зейского района, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, - отменить, принять в данной части новое решение.

В удовлетворения исковых требований Ф.И.О.30, действующей в интересах несовершеннолетней Ф.И.О.35, ФИО3, действующей в интересах несовершеннолетней Ф.И.О.26, о признании Ф.И.О.36, Ф.И.О.27 членами семьи умершего Ф.И.О.100, возложении обязанности на администрацию Зейского района включить Ф.И.О.101, Ф.И.О.102 в списки жителей Зейского района, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, - отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение в окончательной форме составлено 13.05.2022 года

УИД 28RS0008-01-2022-000136-21

Дело № 33АП-1669/2022 судья первой инстанции:

Докладчик Дружинин О.В. Плешков А.А.