УИД 28RS0020-01-2018-000294-11
Дело № 33АП-1726/2019 Судья первой инстанции:
Докладчик Бережнова Н.Д. Комарова Н.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 мая 2019 г. г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе
председательствующего Бережновой Н.Д.,
судей Будковой Т.Н., Дружинина О.В.,
при секретаре Филоненко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 к ООО «Сети» об установлении тарифной ставки в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 года, о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, о взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе представителя истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 – ФИО11 на решение Селемджинского районного суда Амурской области от 11 февраля 2019 г.
Заслушав дело по докладу судьи Бережновой Н.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 обратились в суд с иском к ООО «Сети», указав, что состояли с ответчиком в трудовых отношениях, работают (работали) : ФИО1 с 20 октября 2017 г. - электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования 2 разряда северного энергетического участка пгт. Экимчан; ФИО5- с 01 мая 2013 г. - монтёром по ремонту и облуживанию электрооборудования 5 разряда северного энергетического участка пгт. Экимчан; ФИО3 со 02 сентября 2013 г. - монтёром по ремонту и обслуживанию электрооборудования 3 разряда северного энергетического участка с. Златоустовск, а в период с июля 2017 г. по июль 2018 г. - монтёром по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда северного энергетического участка с. Златоустовск; ФИО2- со 02 сентября 2016 г. - водителем автомобиля 3 разряда северного энергетического участка пгт. Экимчан, а в период с июля 2017 г. по июль 2018 г. - водителем автомобиля 5 разряда северного энергетического участка пгт. Экимчан; ФИО6- с 01 августа 2017 г. - электромонтёром по ремонту и обслуживанию электрооборудования 3 разряда северного энергетического участка п. Коболдо; ФИО4 с 22 марта 2016 г. - монтёром по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда северного энергетического участка п. Коболдо; ФИО9 - с 20 мая 2016 г. - монтёром по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда, а в период с 01 июля 2017 г. по 03 мая 2018 г. - мастером участка 8 разряда; ФИО7 - с 01 мая 2013 г. - контролёром энергохозяйства 3 разряда энергетического участка с. Стойба; ФИО8- с 01 августа 2013 г. - водителем автомобиля 4 разряда энергетического участка с. Стойба, ФИО10 - с 18 июля 2017 г.- электромонтёром по ремонту и обслуживанию электрооборудования, а в период 01 июля 2017 г. по 31 марта 2018 г. - электромонтёром 2 разряда, и в период с 01 апреля 2018 г. по 31 июля 2018 г. – электромонтёром 3 разряда энергетического участка с. Стойба.
При оплате их труда ответчик, являющийся организацией, осуществляющей деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не применял условия оплаты труда, установленные Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 28 декабря 2016 г., регистрационный № 22/17-18, и распространяется на ответчика. В нарушение условий указанного Отраслевого тарифного соглашения ( далее-ОТС), которым для предприятий коммунального энергоснабжения предусмотрена минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда с 01.01.2017 до 01.01.2018 – 9 526 руб., с 01.01.2018 -9 907 руб. и применение отраслевых тарифных коэффициентов, ответчик производил расчет заработной платы истцов в меньшем размере: в 2017 г. - исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда – 5 489,26 руб., с 01.03.2018 – 7 849,64 руб. Отраслевой коэффициент не начислял.
Уточнив исковые требования, истцы требовали:
-признать не соответствующим требованиям закона установленный ООО «Сети» размер минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда на 2017 г. в размере 5 489 рублей 26 копеек, а с 01 марта 2018 года - в размере 7 849 рублей 64 копейки;
-обязать ООО «Сети» исчислять тарифную ставку в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 гг.: ФИО4, ФИО5 ФИО3, ФИО2, ФИО8, ФИО7 – с 01 июля 2017 г.; ФИО10 – с 18 июля 2017 г.; ФИО6 - с 01 августа 2017 г.; ФИО1 – с 20 октября 2017 г.;
-взыскать с ООО «Сети» недоначисленную и невыплаченную заработную плату по представленным расчетам в пользу: ФИО4 за период с 01 июля 2017 г. по 31 июля 2018 г. - 237 112 рублей 94 копейки; ФИО2 за период с 01 июля 2017 г. по 31июля 2018 г. - 235 786 рублей 84 копейки; ФИО7 за период с 01 июля 2017 г. по 31 июля 2018 г. - 241 507 рублей 65 копеек; ФИО6 за период с 01 августа 2017 г. по 31 июля 2018 г. - 95 345 рублей 57 копеек; ФИО9 за период с 01 июля 2017 г. по 03 мая 2018 г. – 286 612 рублей; ФИО8 за период с 01 июля 2017 г. по 31 июля 2018 г. в размере 389 298 рублей 15 копеек; ФИО3 за период с 01 июля 2017 г. по 31 июля 2018 г. – 279 052 рублей 01 копейку; ФИО5 за период с 01 июля 2017 г. по 31 июля 2018 г. - 333 139 рублей 57 копеек; ФИО1 за период с 01 октября 2017 г. по 31 июля 2018 г. - 81 243 рублей 34 копеек; ФИО10 за период с 18 июля 2017 г. по 31 июля 2018 г. в размере 120 823 рублей 04 копеек,
-взыскать с ООО «Сети» в пользу каждого из истцов компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истцов ФИО11 иск поддержала в полном объёме, просила его удовлетворить, настаивала на том, что ООО «Сети» осуществляет свою деятельность в сфере ЖКХ, в связи с чем, к спорным отношениям подлежит применению положения ОТС в ЖКХ на 2017-2019 гг., которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 28 декабря 2016 г., регистрационный № 22/17-18.
Представитель ответчика ООО «Сети» ФИО12 в письменном отзыве на иск и в пояснениях в судебном заседании иск не признал. Указывал, что условия ОТС, на которое ссылаются истцы, на ООО «Сети» не распространяются, так как общество не являлось участником, не состоит в объединении работодателей сферы жизнеобеспечения. ООО «Сети» является сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электроэнергии, электроснабжением конечных потребителей, продажей электроэнергии потребителям не занимается, поэтому не относится к организациям в сфере ЖКХ.
ООО «Сети» оказывает услуги по регулируемым тарифам, с учетом требований законодательства, регулирующего установление цены на электроэнергию.
При установлении Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области тарифа на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период 2017-2021 г.г. положения ОТС, на которое ссылаются истцы, не применялись. При этом ООО «Сети» на основании трудовых договоров, локальных нормативных актов обеспечило истцам оплату труда в размере не ниже установленного МРОТ (без учета компенсационных выплат за работу в неблагоприятных климатических условиях) и не ниже минимального размера, установленного данным ОТС.
Также представителем ответчика заявлено о применении последствий пропуска срока исковой давности на предъявление иска, отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда.
Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании суда первой инстанции не участвовали.
Представитель третьего лица - Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в письменном отзыве указал, что ООО «Сети» является территориальной сетевой организацией, в отношении которой применяется метод государственного регулирования цен «долгосрочная индексация валовой выручки» в соответствии с Методическими указаниями № 98/-э. Приказом управления от 29.12.2016 № 194-пр/э для ООО «Сети» на 2017-2021 г.г. утверждены долгосрочные параметры регулирования, величина необходимой валовой выручки и тарифы на услуги по передаче электрической энергии с последующей корректировкой согласно приказу Управления от 15.12.2017 № 158-пр/э.
На момент установления тарифов в 2017 г. ООО «Сети» не являлось участником Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ, тарифы были установлены без учета условий данного соглашения.
В последующие годы долгосрочного периода регулирования ( 2018-2021 г.г.) корректировка подконтрольных расходов производится лишь в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов, к которым относится, например, индекс потребительских цен, количество условных единиц объектов электросетевого хозяйства регулируемой организации. В связи с этим, даже если бы ООО «Сети» при корректировке тарифов на услуги на 2018 г. заявило об увеличении минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда в соответствии с ОТС, Управлением не было бы принято решение об увеличении тарифа ввиду отсутствия в Методических указаниях № 98-э корректировочных множителей, увеличивающих фонд оплаты труда в соответствии с ОТС.
Пунктом 1.9 ОТС предусмотрено, что в случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую и тепловую энергию, на иные жилищно-коммунальные услуги без учёта расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учётом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов Организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимального уровня оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации.
По ООО «Сети» месячная заработная плата рабочего первого разряда (минимальный размер оплаты труда) с учётом надбавок и стимулирующих выплат определена Управлением на 2017 г. в размере 16906 рублей (исходя из минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда 5489 рублей 26 копеек в месяц, премии 40%, выплаты по районному коэффициенту и северным надбавкам 120%), на 2018 г. эта величина составляет 17 394 рублей в месяц. Таким образом, условия ОТС Управлением и работодателем - ООО «Сети» соблюдены в полной мере.
Представитель третьего лица - Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения в письменном отзыве на иск указал, что ООО «Сети» является организацией, относящейся к сфере ЖКХ на основании Приказа Минстроя России от 27.04.2016 № 286/пр, приложений №№ 1,4,5 к Отраслевому тарифному соглашению, поскольку осуществляет деятельность по передаче электроэнергии, технологическому присоединению к распределительным сетям и распределение электроэнергии, эксплуатируя объекты коммунальной инженерной инфраструктуры по кодам 35.12 и 35.13 ОКВЭД, обеспечивая коммунальное энергоснабжение.
Представитель третьего лица - Амурской областной организации Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения в письменном отзыве поддержал позицию представителя Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения.
Решением Селемджинского районного суда Амурской области от 11 февраля 2019 г в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истцов -ФИО11 ставит вопрос об отмене постановленного по делу решения, принятии нового решения об удовлетворении иска, ссылаясь на ранее изложенные доводы. Оспаривает выводы суда о том, что ООО «Сети» не относится к сфере ЖКХ, считает, что эти выводы противоречат действующему законодательству.
В дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе истцы настаивают на ранее заявленных доводах о том, что ответчик относится к организациям жилищно-коммунального хозяйства, так как оказываемые ответчиком услуги по передаче электроэнергии, по технологическому присоединению направлены на обеспечение электроэнергией конечных потребителей.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о дне рассмотрения дела уведомлены. Истцы просили рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в периоды, за которые требуют взыскать заработную плату, истцы состояли в трудовых отношениях с ООО «Сети». Оплата труда истцов производилась ответчиком по повременно-премиальной системе оплаты труда, установленной трудовыми договорами, Коллективным договором на 2015-2018 г., Положением об оплате труда.
В соответствии с трудовыми договорами, локальными нормативными актами за исполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором, истцам был установлен должностной оклад соответственно штатному расписанию, районный коэффициент, северная надбавка, предусмотренные ТК РФ и локальными актами надбавки (доплаты), премии в соответствии с положением о премировании. При этом минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда ( с 01.01 2017 г. - 9 526 руб., с 01.01.2018 -9 907 руб.), а также отраслевые тарифные коэффициенты, предусмотренные Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, на 2017-2019 г.г., утвержденным Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016, в расчетах заработной платы истцов ответчик не применял.
Разрешая спор, суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, придя к выводам о том, что ответчик не относится к организациям, на которые распространяются условия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также о том, что оплата труда истцов без учета выплат компенсационного характера за работу в неблагоприятных климатических условиях превысила минимальный размер, определенный указанным Отраслевым тарифным соглашением.
Оснований не согласиться с такими выводами судебная коллегия не имеет.
Пунктами 1.3,1.4 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 г.г. к организациям жилищно-коммунального хозяйства отнесены юридические лица, обеспечивающие жизнедеятельность населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях, осуществляющие виды деятельности, услуги, работы, поименованные в квалификационных характеристиках видов деятельности в Приказе Минстроя России от 27 апреля 2016 года N 286/пр "Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли ЖКХ"
Полный перечень таких Организаций по видам экономической деятельности, услугам и работам в ЖКХ приводится в Приложении № 4 и Приложении № 5 к ОТС ( в редакциях ОТС, действующих в период с 01.01.2017 по 26.02.2018) и в Приложениях 1,4,5 ( в редакциях ОТС, действующей в период с 27.02.2018 по настоящее время).
Приложениями №№ 4,5 предусмотрены виды деятельности, работы и услуги по передаче электроэнергии и технологическому присоединению к распределительным электросетям.
Приказом Минстроя России от 27.04.2016 № 286/пр утверждены собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности "Жилищно-коммунальное хозяйство" на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) согласно приложению № 1 к настоящему приказу и собирательная классификационная группировка работ и услуг, оказываемых организациями отрасли жилищно-коммунального хозяйства, на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) согласно приложению № 2 к настоящему приказу.
Приложением № 1 предусмотрены такие виды экономической деятельности как: передача электроэнергии (код по ОКВЭД 2 – 35.12.1); технологическое присоединение к распределительным электросетями (35.12.2); распределение электроэнергии ( обеспечение работы распределяющей системы (т.е. системы, состоящей из линий, столбов, счетчиков и электропроводов), которая передает электроэнергию, полученную от генерирующего сооружения или системы передачи электроэнергии конечному потребителю ( 35.13).
Приложением № 2 предусмотрены такие виды услуг как: услуги по передаче электроэнергии и технологическому присоединению к распределительным электросетям (Код ОКПД2- 35.12); услуги по распределению электроэнергии ( 35.13).
Из Устава ООО «Сети», экспертного заключения Управления цен и тарифов Амурской области, пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что ООО «Сети», являясь территориальной сетевой организацией, осуществляет передачу электрической энергии и обслуживание электросетевого имущества ряда муниципальных образований, владеет электросетевым имуществом на праве аренды.
Между тем, сам по себе факт выполнения ответчиком указанных выше видов деятельности не является безусловным основанием для причисления ответчика к организациям, на которые распространяются условия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 г.г., поскольку перечень видов экономической деятельности, приведенный в Приказе Минстроя России от 27.04.2016 № 286/пр, не определяет исчерпывающих критериев для отнесения организации к организациям жилищно-коммунального хозяйства. Отраслевое тарифное соглашение, на которое ссылаются истцы, также не содержит исчерпывающего перечня критериев.
Принимая во внимание, что жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс (совокупность) отраслей экономики, судебная коллегия считает, что понятие организации жилищно-коммунального хозяйства, данное в ОТС, не означает, что любые организации, осуществляющие предусмотренные ОТС виды деятельности, относятся к организациям, на которые распространяются положения указанного ОТС.
Судом установлено, что ответчик осуществляет свою деятельность в сфере электроэнергетики.
Приказом ФСТ России от 14.03.2014 № 339-э ООО «Сети» - включено в реестр естественных монополий, в отношении ответчика введено государственное регулирование деятельности в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Амурской области.
Органом регулирования составлено экспертное заключение по экономической обоснованности тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Сети».
Правовые, экономические и организационные основы отношений в сфере электроэнергетики, в том числе – в области регулирования цен на услуги по передаче электроэнергии в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 года N 98-э "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки", приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 года N 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.
Услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона;
В соответствии с п. 12 Методических указаний при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются расходы на оплату труда, определяемые в соответствии с п. 26 Основ ценообразования.
Пунктом 26 Основ ценообразования установлено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Таким образом, отношения в электроэнергетике, как отрасли хозяйства, имеют специальное регулирование, определяющее понятие услуги по передаче электрической энергии применительно к отношениям в сфере электроэнергетики.
В соответствии со ст. 6 ФЗ от 26 марта 2003 года № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Следовательно, являясь территориальной сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии, ООО «Сети» не вправе осуществлять деятельность по предоставлению коммунальной услуги в виде продажи электрической энергии потребителям. Соответственно, ответчик не оказывает услуг по коммунальному электроснабжению и не участвует в конкурентных отношениях на рынке услуг ЖКХ.
При данных обстоятельствах ООО «Сети» не может быть отнесено к организациям жилищно-коммунального хозяйства, и нет оснований считать, что ответчик относится к организациям, на которые распространяется условия ОТС в ЖКХ в порядке ст. 48 ТК РФ.
Кроме того, судебная коллегия учитывает следующее.
Согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
В силу ч.ч.1,2, 5 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Оплата труда истцов произведена ответчиком в соответствии с условиями трудовых договоров и локальных актов, с учетом установленных работодателем окладов (месячной тарифной ставки). Кроме оклада в расчет оплаты за выполненную истцами работу по трудовому договору включены премии, компенсационные выплаты за работу в неблагоприятных климатических условиях, оплата сверхурочных работ и работ, выполненных в праздничные выходные дни.
Согласно п. 2.3 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 г.г. в редакции, действующей с 01.01.2017 по 02.08.2018, минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению и не может быть менее законодательно установленного минимального размера оплаты труда или прожиточного минимума.
В соответствии с Приложением № 1 фактическая дата установления минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда устанавливается с учетом абзаца второго пункта 2.3 настоящего Соглашения.
В силу п. 2.3.1 Соглашения в случае несоответствия даты установления минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, предусмотренной настоящим Соглашением, и даты изменения фактического уровня тарифов на газ, электроэнергию, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, работодатель вправе синхронизировать дату установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда с датой изменения фактического уровня тарифов.
Пунктом п. 1.9 ОТС в редакции, действующей в период с 01.01.2017 по 26.02.2018, предусмотрено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением, учитываются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую, тепловую энергию, органами местного самоуправления при установлении регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность.
В случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую и тепловую энергию, на иные жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов Организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимального уровня оплаты труда, установленного региональным соглашением о минимальной заработной плате.
В редакции, действующей с 27.02.2018 по настоящее время, пункт 1.9 ОТС предусматривает, что работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимального уровня оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 29.12.2016 № 194-пр/э для ООО «Сети» ( сетевой организации, участвующей в электроснабжении потребителей, в отношении которой тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций) с 01 января 2017 г. установлены на 2017-2019 г.г., 2017-2021 г.г. долгосрочные параметры регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии, величины необходимой валовой выручки, а также индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, применяемые для взаиморасчетов между территориальной сетевой компанией АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (филиал "Амурские электрические сети").
На момент издания данного приказа ООО «Сети» не являлось участником ОТС в ЖКХ на 2017-2019 г.г., положения ОТС при издании приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 29.12.2016 № 194-пр/э в части размеров тарифной ставки рабочего первого разряда ( с 01.01.2017 - 9 526 руб., с 01.01.2018 -9 907 руб.) не применялись и не учитывались.
При данной ситуации судебная коллегия считает обоснованными возражения ответчика о том, что в случает, если бы на него распространялось действие ОТС в ЖКХ, при оплате труда истцов в размере не ниже установленного законодательством минимального размера, у него не имелось обязанности производить оплату труда истцов исходя из установленной ОТС в ЖКХ тарифной ставки рабочего первого разряда и тарифных коэффициентов, поскольку с учетом установленных параметров долгосрочного регулирования тарифов на услуги по передаче электроэнергии расходы на оплату труда по данной системе не были предусмотрены.
В соответствии со ст. 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте РФ региональным соглашением может устанавливаться размер минимальной заработной платы, не распространяющийся на организации, финансируемые из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. Если размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не установлен, то применяется МРОТ.
В связи с тем, что в период с 01.01.2017 по настоящее время региональное соглашение о минимальном размере оплаты труда отсутствует, судебная коллегия считает, что к спорным правоотношениям применимы нормы законодательства, устанавливающие минимальный размер оплаты труда, установленный в Российской Федерации.
Судебная коллегия учитывает правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 07.12.2017, согласно которой при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекта Российской Федерации) работников организаций, расположенных в районах с особыми климатическими условиями, в него не могут включаться районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях
В период, за который истцы требуют взыскать заработную плату, МРОТ устанавливался в следующих размерах: с 01.01.2017 – 7 500 руб. (Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ); с 01.07.2017 – 7 800 руб. (Федеральный закон от 19.12.2016 № 460-ФЗ); с 01.01.2018 – 9 489 руб. (Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ); с 01.05.2018 – 11 163 руб. (Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ).
Истцы выполняли работы по трудовым договорам в местности с неблагоприятными климатическими условиями, в соответствии с действующим законодательством и трудовыми договорами им устанавливался районный коэффициент -70%, северная надбавка – 50%.
Следовательно, в период в 01.01.2017 г. по 30.06.2017 г. минимальная заработная плата истцов должна составлять не менее 9000 руб. в месяц (7500 х 120%); в период с 01.07.2017 по 31.12.2017 – 9 360 руб. в месяц ( 7800 х120%); в период с 01.01.2018 по 30.04.2018 – 11 386,8 руб. в месяц; ( 9 489 руб. х120%); в период с 01.05.2018 – 13 395,6 руб. в мес. ( 11 163 руб. х 120%)
Доводы ответчика о том, что в периоды, за которые истцы требуют взыскать заработную плату их заработок ( без учета оплаты сверхурочных работ и работ в праздничные выходные дни) превышал величину установленного законодательством минимального размера оплаты труда, подтверждается материалами дела, в том числе – расчетами, произведенными истцами.
При таких обстоятельствах права истцов на получение заработной платы ответчиком не нарушены. Оснований для взыскания заработной платы, компенсации морального вреда не имеется.
В соответствии с коллективным договором на 2015-2018 г., трудовыми договорами, заключенными с истцами, выплата заработной платы за первую половину месяца производится 30 числа ( в феврале -28,29), окончательный расчет производится 15 числа следующего месяца.
Данный иск подан в суд 23 августа 2018 г.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно, в соответствии со ст. 392 ТК РФ, признал, что по требованиям о взыскании заработной платы за июль 2017 г. истцами пропущен срок исковой давности.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Селемджинского районного суда Амурской области от 11 февраля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 – ФИО11 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи