28RS0004-01-2021-008748-86
Дело № 33АП-173/2022 (33АП-4859/2021) Судья первой инстанции
Докладчик Фурсов В.А. Матюханова Н.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 января 2022 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Абрамовой С.А.,
судей Дружинина О.В., Фурсова В.А.,
при секретаре Перепелициной Л.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УМВД России по Амурской области об оспаривании действий, связанных с применением районного коэффициента при назначении пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, произвести перерасчет пенсии с учетом применения районного коэффициента,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 19 августа 2021 года.
Заслушав дело по докладу судьи Фурсова В.А., выслушав пояснения представителя УМВД России по Амурской области – ФИО2 судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к УМВД России по Амурской области, в обоснование указав, что с августа 1984 года по октябрь 1993 года проходил службу в Министерстве обороны по контракту и с 20 декабря 1993 года по 16 сентября 2013 года в органах внутренних дел МВД России. Является пенсионером МВД России в звании полковника внутренней службы запаса, выслуга лет в календарном исчислении составляет 28 лет 11 месяцев, 39 лет в льготном исчислении. В октябре 2013 года Военным комиссариатом в г. Байконур ему была установлена пенсия, с учетом районного коэффициента в размере 1.4. В апреле и мае 2021 года им направлены запросы в УМВД России по Амурской области по вопросу изменения районного коэффициента при установлении пенсии, с учетом районного коэффициента 1.4, который был применен по месту ее назначения Военным комиссариатом в г. Байконур. В ответе от 30 апреля 2021 года истцу сообщено, что в постановлении Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» города Байконур нет в перечне, так же в письме от 25 мая 2021 года, ему предоставлен список нормативов, для исчисления пенсии за период с ноября 2015 по настоящее время.
Указал, что данными действиями УМВД России по Амурской области нарушает право истца на получение пенсии с учетом районного коэффициента.
Просил суд, с учетом уточнения требований, приравнять прохождение службы в г. Байконур в период с июля 2007 года по сентябрь 2013 года включительно, к службе в районах, указанных в перечне, определенного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1237; признать действия (решения) УМВД России по Амурской области, связанных с применением районного коэффициента при назначении пенсии при переезде к новому месту жительства недействительными и обязать УМВД России по Амурской области произвести изменение размера пенсии с учетом районного коэффициента 1.4, примененного при назначении пенсии в г. Байконур; признать ответ УМВД России по Амурской области, связанный с применением районного коэффициента при назначении пенсии при переезде к новому месту жительства неправомерным и обязать УМВД России по Амурской области, принять новое решение; обязать УМВД России по Амурской области произвести выплату, согласно перерасчету пенсии, которая могла бы быть назначена с учетом районного коэффициента 1.4, примененного при назначении пенсии в г. Байконур за период с ноября 2015 года по настоящее время.
В судебном заседании представитель УМВД России по Амурской области - ФИО2 исковые требования не признала, в обоснование своей позиции, указала, что с ноября 2015 года начисление и выплата пенсии ФИО1 осуществляется ОПО УМВД России по Амурской области. С 1 ноября 2015 года по 31 июля 2016 года с учетом регистрации и проживания в Ивановском районе, с. Ивановка, пенсия выплачивалась с применением районного коэффициента в размере 1.2. С 24 июня 2016 года с учетом регистрации и проживания в Зейском районе, с. Овсянка, пенсия выплачивалась с применением районного коэффициента в размере 1.3. С 1 января 2019 года по настоящее время с учетом регистрации и проживания в г. Циолковский, <адрес>, с применением районного коэффициента в размере 1.2. Данная мера социальной поддержки установлена законодателем в качестве государственных гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с их работой и проживанием в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, поэтому пенсия с учетом соответствующего районного коэффициента выплачивается только на период проживания пенсионеров в этих районах и местностях, если он не имеет право на сохранение ее размера в соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1. Предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1.5. На ФИО1 требования ч. 2 ст. 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 не распространяются, поскольку пенсионером, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, не является. ОПО УМВД России по Амурской области применение районного коэффициента осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, просила в иске отказать.
ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, дело рассмотрено в его отсутствие.
Решением Благовещенского городского суда от 19 августа 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
На указанное решение истцом подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме. Указывает, что судом первой инстанции не верно определены обстоятельства имеющие значения для рассмотрения дела. Считает возможным прировнять прохождение службы в г. Байконур в период с июля 2007 года по сентябрь 2013 года включительно к службе в районах указанных в перечне, определенном Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года №1237. Приводит доводы аналогично высказанным в иске.
В суде апелляционной инстанции представитель УМВД России по Амурской области полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены, поэтому на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Лицам, проходившим военную службу, пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, который предусматривает правовые основания назначения пенсий, а также общий порядок их выплаты.
Согласно части 1 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Частью 2 ст. 48 указанного Закона РФ предусмотрено, что за пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Общий порядок выплаты пенсий, установленный статьей 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, предполагает их выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации (часть первая), а при переезде пенсионера - выплату и доставку пенсии по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета (часть седьмая).
Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода выбора места жительства провозглашена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Принятый для обеспечения осуществления данного права Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях создания необходимых условий для реализации гражданами прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом возложил на граждан Российской Федерации обязанность регистрироваться по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации в органах регистрационного учета. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, принятым во исполнение предписания названного Закона.
Из материалов дела следует, что ФИО1 проходил службу в Министерстве обороны по контракту с августа 1984 года по октябрь 1993 года, в органах внутренних дел МВД России с 20 декабря 1993 года по 16 сентября 2013 года. Военным комиссариатом РФ г. Байконур истцу назначена пенсия за выслугу лет с учетом районного коэффициента 1.4, который был применен по месту назначения пенсии в г. Байконур.
Как следует из справки Военного комиссариата РФ г. Байконур № 50 от 29 января 2015 года ФИО1 является пенсионером МВД и состоит на военном учете в военном комиссариате г. Байконур.
Согласно справке ЦФО УМВД России по Амурской области от 3 ноября 2015 года, пенсия за выслугу лет назначена ФИО1 с 17 сентября 2013 года, выслуга лет в календарном исчислении составляет 28 лет, в льготном исчислении 39 лет.
Судом первой инстанции установлено, что с ноября 2015 года начисление и выплата ФИО1 пенсии осуществляется ОПО УМВД России по Амурской области, в том числе в период с 1 ноября 2015 года по 31 июля 2016 года пенсия выплачивалась истцу с применением районного коэффициента 1.2 (с учетом регистрации и проживания в с. Ивановка Ивановского района Амурской области), в период с 24 июня 2016 года с применением районного коэффициента 1.3 (с учетом регистрации и проживания в с. Овсянка Зейского района Амурской области), с 1 января 2019 года с учетом районного коэффициента 1.2 (с учетом регистрации и проживания в г. Циолковский).
ФИО1 обратился к УМВД России по Амурской области с обращением по вопросу назначения к пенсии сохраненного районного коэффициента в размере 1.4.
В ответе от 30 апреля 2021 года (исх. № 3/212701943177) истцу разъяснено, что поскольку город Байконур в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не входит, оснований для исчисления пенсии с учетом сохраненного районного коэффициента, не имеется.
Указывая, что действия ответчика нарушают право истца на получение пенсии с учетом районного коэффициента 1.4, примененного при назначении пенсии в г. Байконур, последний обратился в суд с иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, руководствуясь положениями Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1237, суд исходил из того, что в настоящее время истец зарегистрирован и проживает Амурской области, Свободненский район, в г. Циолковский в связи с чем, оснований для назначения ему пенсии с учетом районного коэффициента в повышенном размере 1.4, не имеется.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильно примененных и истолкованных нормах материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным материалам.
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 № 1237 утверждены Правилам применения коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиям, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях».
В соответствии с п. 9 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2011 № 1237 для Амурской области за исключением территорий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего приложения установлен районный коэффициент 1,2.
Таким образом, суд установив, что ФИО1 проживает в г. Циолковский, с учетом районного коэффициента, установленного для соответствующих районов Амурской области 1,2, оснований для применения районного коэффициента 1,4 не усмотрел.
Оснований для приравнивания прохождения службы в г. Байконур в период с июля 2007 года по сентябрь 2013 года включительно, к службе в районах Крайнего Севера, указанных в перечне, определенного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1237, не имеется, поскольку город Байконур в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не входит.
Ссылка в апелляционной жалобе истца на Постановление Правительства РФ от 05.09.1998 N 1031 "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях гражданам Российской Федерации и гражданам Республики Казахстан, проживающим и/или работающим на комплексе "Байконур" и на Распоряжение Совмина СССР от 20.07.1987 N 1644рс «Об установлении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных в г. Ленинске и поселках Тюратаме и Акае Кзыл-Ординской области Казахской ССР» не имеет правового значения, поскольку названные нормативные акты не относят территорию космодрома и г. Байконур (г. Ленинск) к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
В целом в апелляционной жалобе истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права, устанавливающих условия и порядок назначения пенсии; данные доводы являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении и толковании вышеприведенных правовых норм.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных в ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 19 августа 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме составлено 21 января 2022 года.
28RS0004-01-2021-008748-86
Дело № 33АП-173/2022 (33АП-4859/2021) Судья первой инстанции
Докладчик Фурсов В.А. Матюханова Н.Н.