ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-1765/2022 от 25.05.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД 28RS0005-01-2021-001838-05

Дело № 33АП-1765/2022 Судья первой инстанции

Докладчик Абрамова С.А. Куликова С.Л.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 мая 2022 года город Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Калиниченко Т.В.,

судей Абрамовой С.А., Бережновой Н.Д.,

при секретаре Владарской Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Мартиросян Виктории Олеговны к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании уведомления Министерства социальной защиты населения Амурской области об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения незаконным, о возложении обязанности, по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Амурской области на решение Благовещенского районного суда от 20 января 2022 года.

Заслушав доклад судьи Абрамовой С.А., выслушав пояснения Мартиросян В.О., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мартиросян В.О. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании уведомления Министерства социальной защиты населения Амурской области об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения незаконным, о возложении обязанности.

В обоснование зачаленных требований указала, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17 декабря 2013 года ей на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 93,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, который в результате чрезвычайной ситуации вызванной наводнением в июне - августе 2021 года на территории Амурской области, был поврежден.

Согласно акту обследования жилого помещения от 12 июля 2021 года, межведомственной комиссией выявлены основания для признания ее жилого дома подлежащим капитальному ремонту.

В целях получения мер социальной поддержки на капитальный ремонт дома, она обратилась в Министерство социальной защиты населения Амурской области, однако в выплате ей было отказано, поскольку было установлено, что на момент введения чрезвычайной ситуации в ее собственности имеется жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

При этом, обращает внимание, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, представляет собой комнату в общежитии, жилая площадь 9 кв.м., то есть её доля в данной комнате составляет 3 кв.м. При таких обстоятельствах считала, что отказ в выплате является незаконным.

На основании изложенного просила суд признать незаконным уведомление Министерства социальной защиты населения Амурской области об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения от 24 сентября 2021 года; обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области включить Мартиросян В.О. в списки граждан, нуждающихся в получении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании Мартиросян В.О. исковые требования по изложенным в заявлении основаниям поддержала, просила их удовлетворить.

В письменном отзыве на иск, Министерство социальной защиты населения Амурской области указало, что наличие у граждан на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, является основанием для отказа в предоставлении выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения. Учитывая, что в собственности заявителя имеется иное жилое помещение, сведений о его непригодности на день введения режима чрезвычайной ситуации, представлено не было, считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Решением Благовещенского районного суда от 20 января 2022 года исковые требования Мартиросян В.О. удовлетворены.

Постановлено признать незаконным решение Министерства социальной защиты населения Амурской области об отказе в предоставлении Мартиросян В.О. выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, оформленное в виде уведомления от 24 сентября 2021 года № 06-25/9419.

Возложить на Министерство социальной защиты населения Амурской области включить Мартиросян В.О. в список граждан, жилое помещение которого признано подлежащим капитальному ремонту в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Амурской области в соответствии с Правилами предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области, утвержденными постановлением правительства Амурской области от 22 октября 2019 года №596.

Решение постановлено обратить к немедленному исполнению.

На решение суда от Министерства социальной защиты населения Амурской области

поступила апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об его отмене, поскольку судом не исследовался вопрос о непригодности доли истца в спорном жилом помещении, кроме того, доля истца в спорном жилом помещении является незначительной.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В суде апелляционной инстанции Мартиросян В.О. просила оставить решение суда без изменения, а жалобу ответчика – без удовлетворения.

В судебное заседание не явились представители администрации Благовещенского района, Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района, Министерства ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещена надлежащим образом путём направления письменных извещений 28 апреля 2022 года по электронной почте, в том числе стороны извещены путём размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Амурского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 16 Постановления от 26 декабря 2017 года №57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»).

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание отсутствие ходатайств об отложении судебного заседания и непредставление сведений об уважительных причинах неявки участников процесса, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из представленных материалов дела, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Мартиросян В.О., право собственности зарегистрировано 17 декабря 2013 года, кроме того у Мартиросян В.О. имеется на праве собственности 1/3 доля комнаты в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Согласно сведениям, представленным из адресной справки, Мартиросян В.О. с 21 декабря 2013 года по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>.

В результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в июне 2021 года на территории Благовещенского района, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было подтоплено.

Согласно акту № 49 от 12 июля 2021 года обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, составленному на основании акта визуального обследования объекта, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации в Благовещенском районе от 12.07.2021 года, выданного МУП БТИ, установлены следующие повреждения обследуемого объекта: все элементы жилого дома из-за нахождения в воде впитали большое количество влаги. При просушке возможны значительные увеличения деформаций. Оценка технического состояния конструкций жилого дома - удовлетворительное, степень повреждения объекта - 32%, эксплуатация конструктивных элементов в целом пригодна для эксплуатации. Использование жилого дома возможно после проведения некоторого капитального ремонта, наиболее целесообразного для этой стадии. Выявлены основания для признания жилого дома подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных характеристик жилого дома в связи с возникновением комплекса метеорологических и гидротехнических явлений и подъема уровня реки Амур в июне 2021 г.

Заключением № 49 от 12 июля 2021 года межведомственная комиссия, проведя оценку жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пришла к выводу о признании его подлежащим капитальному ремонту.

Уведомлением № 06-25/9419 от 24 сентября 2021 года Министерство социальной защиты населения Амурской области отказало в предоставлении Мартиросян В.О. выплаты на капитальный ремонт указанного жилого помещения, со ссылкой на имеющееся в собственности иное жилое помещение на день введения режима ЧС.

Не согласившись с данным отказом, Мартиросян В.О. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные исковые требования по существу, суд первой инстанции пришёл к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку, несмотря на формальное наличие в собственности у Мартиросян В.О. 1/3 доли в праве собственности на иное жилое помещение, относится к числу лиц, фактически оставшихся без жилья в результате чрезвычайной ситуации и объективно нуждается в предоставлении соответствующих мер социальной поддержки в виде спорной выплаты.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами в виду следующего:

Пункт 1 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закрепляет права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и предусматривают, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно подп. «а» п.6 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года №1327, мероприятия по социальной поддержке граждан реализуются в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.11.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

В соответствии с подп. «в» п.6 Правил мероприятия по социальной поддержке граждан реализуются в отношении граждан, не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, относящихся к членам семей граждан, указанных в подп. «б» названного пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Аналогичные положения закреплены в подп. «а» пункта 1.2 Порядка предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в 2021 году на территории Амурской области, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года №596.

Согласно п.1.3 постановления Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года №596, право на получение выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения имеют граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Согласно имеющейся в материалах дела Выписке из ЕГРН от 19 января 2022 года <номер>, Мартиросян В.О., Ф.И.О.6 (сын), Ф.И.О.7(супруг) являются сособственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 9,2 кв.м (л.д.9, 40-42). Как пояснила истица в заседании судебной коллегии апелляционной инстанции, комната расположена в общежитии, приобретена с использованием средств материнского капитала, пригодна для проживания относительно санитарно технического состояния, однако, очень малая площадь.

Поскольку из материалов дела следует, что Мартиросян В.О. принадлежит доля в праве собственности на комнату в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у истца отсутствовало право на получение выплаты на капитальный ремонт, предусмотренной постановлением Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года №596 в связи с наличием доли в праве собственности в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, поэтому решение суда подлежит отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При этом доводы истца о малозначительности имеющейся доли в жилом помещении не влекут удовлетворение требований о взыскании выплаты на капитальный ремонт, поскольку противоречат требованиям Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области.

Руководствуясь ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Благовещенского районного суда от 20 января 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Мартиросян Виктории Олеговны к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании уведомления Министерства социальной защиты населения Амурской области об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения незаконным, о возложении обязанности- отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 26 мая года.

УИД 28RS0005-01-2021-001838-05

Дело № 33АП-1765/2022 Судья первой инстанции

Докладчик Абрамова С.А. Куликова С.Л.