АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 января 2021 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе
председательствующего Дружинина О.В.
судей Бережновой Н.Д., Фурсова В.А.,
при секретаре Перепелициной Л.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Амурской области о возложении обязанности осуществить выплату на капитальный ремонт жилого помещения вместо выплаты на приобретение или строительство жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области – ФИО2 на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 10 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Дружинина О.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Амурской области о возложении обязанности осуществить выплату на капитальный ремонт жилого помещения вместо выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения <адрес>, которое было повреждено в результате чрезвычайной ситуации (далее – ЧС), объявленной на территории г. Благовещенска в июле-августе 2019 года, в связи с чем Министерством социальной защиты населения Амурской области ей была назначена выплата на приобретение или строительство жилого помещения взамен непригодного с одновременным возложением обязанности по отчуждению земельного участка отведенного под домовладение.
С назначением ей указанной выплаты не согласна, просила суд возложить на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность осуществить ей выплату средств на капитальный ремонт её жилого помещения.
В суде первой инстанции представитель Министерства социальной защиты населения указал на необоснованность исковых требований по предоставлению выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, указав, что для получения спорной выплаты установлен заявительный порядок, с соответствующим заявлением истец не обращалась.
Остальные участвующие в деле лица в суд первой инстанции не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель администрации г. Благовещенска Амурской области возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что спорное жилое помещение в установленном законом порядке не признавалось подлежащим капитальному ремонту, соответствующее заключение не выносилось.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая их противоречащими действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 10 сентября 2020 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Амурской области – ФИО2 просит отменить решение. Ссылается на то, что с заявлением о предоставлении указанной выплаты истец в ГКУ УСЗН не обращалась, решение об отказе в выплате не принималось, заключение межведомственной комиссии о признании жилого дома подлежащим капительному ремонту в материалах дела отсутствует.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства уведомлялись надлежащим образом, однако в заседание судебной коллегии не явились. Руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником жилого дома <адрес>, в котором постоянно проживает и зарегистрирована; дом является индивидуальным, одноэтажным, расположен на приусадебном участке.
Постановлением администрации города Благовещенска от 17.07.2019 г. № 2269 на территории муниципального образования город Благовещенск установлен режим чрезвычайной ситуации в связи с опасным природным явлением (очень сильный дождь) и подтоплением дождевыми водами участков проезжей части и улиц г. Благовещенска. Распоряжением Губернатора Амурской области от 25.07.2019 № 136-р на территории Амурской области, в том числе на территории г. Благовещенска, с 25 июля 2019 года введен региональный режим чрезвычайной ситуации в связи с комплексом опасных метеорологических явлений. Постановлением администрации города Благовещенска № 2761 от 19.08.2019 режим чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования города Благовещенска отменен.
17.09.2019 года ФИО1 обратилась в городскую межведомственную комиссию с заявлением, в котором просила рассмотреть вопрос пригодности для проживания жилого помещения <адрес> (л.д. 39).
Заключением межведомственной комиссии от 20.09.2019 года, принятым на основании акта обследования помещения от этой же даты, данный жилой дом признан непригодным для проживания в результате ЧС (л.д. 35-38).
Постановлением мэра г. Благовещенска от 01.11.2019 года № 3811 указанное жилое помещение признано непригодным для проживания граждан (л.д. 34).
Из материалов дела следует, что 08.04.2020 года ФИО1 обратилась в городскую межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого дома подлежащим капительному ремонту (л.д. 96).
Письмом председателя городской межведомственной комиссии от 22.04.2020 года для рассмотрения данного заявления заявителю было предложено представить в комиссию заключение специализированой организации, проводившей обследование дома (л.д. 97).
Согласно материалам дела, на момент рассмотрения настоящего спора такое заключение ФИО1 в городскую межведомственную комиссию представлено не было, заключение о признании жилого помещения подлежащим капитальному ремонту межведомственной комиссией не принималось.
Согласно заключению проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы <данные изъяты> № 220720-47 от 22.07.2020 года спорное жилое помещение повреждено в результате чрезвычайной ситуации (паводок), объявленной на территории г. Благовещенска, Амурской области, в июле-августе 2019 года, находится в ограниченно-работоспособном техническом состоянии. Дальнейшая эксплуатация жилого дома, при выполнении капитального ремонта всего дома - для отдыха и проживания в нем возможна (147-157).
В ходе рассмотрения дела установлено, и не оспаривается участвующими в деле лицами, что на основании заявления истца, признанной пострадавшей в результате ЧС, Министерством социальной защиты населения Амурской области принято решение об осуществлении ей выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного.
Истец, полагая, что жилое помещение является пригодным для проживания при условии проведения в нем капитального ремонта, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», федеральными, Правилами предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Амурской области, утвержденными постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 г. № 596, исходил из того, что право истца на получение выплаты на капитальный ремонт дома подтверждена заключением судебной строительно-технической экспертизы <данные изъяты> № 220720-47 от 22.07.2020 года.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, как не соответствующими нормам права, регулирующими спорные правоотношения.
Пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в нормативном единстве с пунктом 2 данной статьи закрепляют права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и предусматривают, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу п. 15 названных Правил порядок и условия предоставления выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений гражданам, являющимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В рамках предоставленных действующим законодательством полномочий Правительством Амурской области 22 октября 2019 года принято Постановление № 596 «Об утверждении Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле-августе 2019 года на территории Амурской области» (далее - Правила).
На основании п. 3.1. названных Правил для получения выплаты на осуществление капитального ремонта поврежденного жилого помещения гражданин из числа лиц, установленных пунктом 1.3 настоящих Правил, или его представитель подает в ГКУ УСЗН письменное заявление о предоставлении выплаты на осуществление капитального ремонта с приложением соответствующих документов.
ГКУ УСЗН в течение 2 рабочих дней со дня регистрации заявления на капитальный ремонт и документов запрашивает в органе местного самоуправления копию акта обследования жилого помещения и заключения межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления, о признании жилого помещения подлежащим капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации (п. 3.4 Правил).
ГКУ УСЗН в течение 3 рабочих дней со дня получения в полном объеме сведений и документов на запросы, направленные в соответствии с пунктом 3.4 настоящих Правил, за исключением сведений, запрашиваемых министерством социальной защиты населения Амурской области в соответствии с пунктом 3.7 настоящих Правил, направляет пакет документов заявителя в министерство (п. 3.5 Правил).
Согласно пп. 2.10, 3.8 Правил рассмотрение заявлений на капитальный ремонт и документов, поданных заявителями (представителями), осуществляется комиссией, создаваемой министерством социальной защиты населения Амурской области
Комиссия в течение 10 рабочих дней со дня поступления от ГКУ УСЗН в министерство пакета документов заявителя или в течение 5 рабочих дней со дня получения министерством сведений, запрошенных в соответствии с пунктом 3.7 настоящих Правил, рассматривает их и принимает решение:
1) о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения;
2) об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения.
Решения комиссии, предусмотренные настоящим пунктом, оформляются протоколом.
Основаниями для принятия комиссией решения об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения являются:
1) отсутствие у заявителя права на предоставление выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в соответствии с настоящими Правилами;
2) представление документов, содержащих недостоверные и (или) неполные сведения (п. 3.10 Правил).
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47) и применительно к настоящему спору, полномочия по признанию жилого помещения подлежащим капитальному ремонту относятся к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления.
Таким образом, обязательным условием реализации названными категориями граждан права на получение выплаты на осуществление капитального ремонта является решение комиссии министерства социальной защиты населения Амурской области, принятое по результатам рассмотрения поданного гражданином заявления и всех необходимых документов, в число которых входит заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения подлежащим капитальному ремонту.
Между тем, доказательств обращения ФИО1 в ГКУ УСЗН с заявлением о предоставлении ей выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения, наличия заключения межведомственной комиссии о признании указанного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту истцом суду, в порядке ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, не представлено, и из материалов дела таковых доказательств не усматривается.
Заключение судебной строительно-технической экспертизы <данные изъяты> от 22.07.2020 года допустимым доказательством нуждаемости жилого помещения в капитальном ремонте являться не может.
Ввиду изложенного, решение суда о выплате ФИО1 на капитальный ремонт жилого помещения не соответствует требованиям законодательства и обстоятельствам дела, а потому подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 10 сентября 2020 года – отменить.
В удовлетворении заявленных ФИО1 требований к Министерству социальной защиты населения Амурской области о возложении обязанности осуществить выплату на капитальный ремонт жилого помещения вместо выплаты на приобретение или строительство жилого помещения – отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
1версия для печатиДело № 33АП-181/2021 (33АП-4085/2020;) (Определение)