ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-1930/20 от 19.06.2020 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД 28RS0009-01-2020-000133-42

Дело № 33АП-1930/2020 Судья первой инстанции

Докладчик Воробьёва В.С. Скобликова Н.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 июня 2020 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Воробьёвой В.С.,

судей коллегии: Бережновой Н.Д., Дружинина О.В.,

при секретаре: Семеновой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Задорожного Сергея Сергеевича к Администрации Ивановского района о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя администрации Ивановского района на решение Ивановского районного суда Амурской области от 07 апреля 2020 года.

Заслушав дело по докладу судьи Воробьёвой В.С., судебная коллегия

установила:

Задорожный С.С. обратился в суд с настоящим иском к администрации Ивановского района о предоставлении жилого помещения, мотивируя его тем, что он является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать – Ф.И.О.6 на основании решения Ивановского районного суда лишена родительских прав, а отец – Ф.И.О.7 записан в свидетельстве о рождении со слов матери, до 2005 года воспитывался в детском доме, в последующем в Малиновском доме – интернате для глубоко – умственно – отсталых детей. Постановлением главы администрации Ивановского района от 22.12.2011 <номер> он был принят на учет на внеочередное получение жилья в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Уведомлением Министерства социальной защиты населения Амурской области от 10.04.2019 № 17-2622 он был включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В конце мая 2019 года он был исключен из списков стационарно проживающих Малиновского детского дома, в связи с переводом на постинтернатное сопровождение (сопровождаемое проживание) по технологии проживания инвалидов малыми группами в социальном жилье, в связи с отсутствием собственного жилья. В настоящее время он официально трудоустроен в Малиновском детском доме, имеет профессиональное образование.

На основании изложенного просит суд обязать Администрацию Ивановского района выделить ему в с. Среднебелая жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим нормам, установленным на указанной территории, как лицу, оставшемуся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Решением Ивановского районного суда Амурской области от 07 апреля 2020 года постановлено: исковые требования Задорожного С.С. к Администрации Ивановского района - удовлетворить полностью. Обязать администрацию Ивановского района предоставить Задорожному С.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, не менее 33 кв.м. общей площади, на территории с. Среднебелая Ивановского района Амурской области.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Ивановского района просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылается на отсутствие средств субвенций из областного бюджета и отсутствие жилого фонда для предоставления лицам рассматриваемой категории, тяжелое материальное положение.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено.

В соответствии со статьей 167 и частью 1 статьи 327 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Проверив законность постановленного решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Задорожный С.С. является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать – Ф.И.О.6 на основании решения Ивановского районного суда лишена родительских прав, сведения об отце Ф.И.О.7 внесены в запись акта о рождении Ф.И.О.1 на основании заявления его матери.

На основании постановления главы администрации Ивановского района от 01.11.2000 года Задорожный С.С. определен в областной специализированный Дом ребенка, за ним закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

22.12.2011 года главой администрации Ивановского сельсовета во исполнение Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принято постановление № 161, которым Задорожный С.С. поставлен на учет на внеочередное получение жилья в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

Постановление главы администрации Ивановского сельсовета №139 от 09.11.2000 года «О закреплении жилой площади за Задорожным С.С.» отменено.

Материалы учетного дела в отношении Задорожного С.С. направлены в Министерство социальной защиты населения Амурской области для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сведения о правах истца на жилые помещения, в размере, предусмотренном нормами жилищного законодательства, в ЕГРН отсутствуют.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции дал системное толкование нормам права, регулирующим вопросы обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, исходил из того, что Задорожный С.С. включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при этом, признанное за ним право на обеспечение жилого помещения до настоящего времени не реализовано.

В связи с изложенным пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на Администрацию Ивановского района обязанности по предоставлению Задорожному С.С. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, не менее 33 кв.м. общей площади, в с. Среднебелая Ивановского района Амурской области.

Не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии оснований не имеется.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, на территории Амурской области урегулированы Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Названным законом государственные полномочия субъекта по обеспечению жильем лиц рассматриваемой категории переданы органам местного самоуправления.

Принимая во внимание, что истец включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при этом, признанное за ним право на обеспечение жилым помещением не реализовано, выводы суда о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Ивановского района обязанности предоставить Задорожному С.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам соответствуют требованиям законности и обоснованности.

Приведенные в апелляционной жалобе администрации Ивановского района доводы о том, что в настоящее время обязанность по обеспечению истца жилым помещением не может быть исполнена в связи с отсутствием средств субвенций из областного бюджета и отсутствием жилого фонда для предоставления лицам рассматриваемой категории, не заслуживают внимания и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку на его правильность не влияют.

Дополнительные гарантии прав категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

В силу Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления уполномочены на решение вопросов по предоставлению жилых помещений данной категории граждан по договорам специализированного найма за счет средств областного бюджета.

В силу вышеприведенных норм непосредственная обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению рассматриваемой категории граждан жилым помещением предполагает полную компенсацию возникающих при ее исполнении расходов органа местного самоуправления. Данная обязанность не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение. Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органом местного самоуправления для приобретения жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления. Тот факт, что обеспечение жилым помещением рассматриваемой категории граждан должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей вышеуказанной категории на обеспечение их жильем органами местного самоуправления, поскольку закон не связывает реализацию соответствующих социальных гарантий с наличием либо отсутствием денежных средств, они не могут быть поставлены в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ.

Кроме того, в силу ст.1 и ст. 152 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем, право истицы не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.

С учетом изложенного, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ивановского районного суда Амурской области от 07 апреля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Ивановского района – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные постановления по настоящему делу могут быть обжалованы в кассационном порядке в Девятый кассационной суд общей юрисдикции (690090 Приморский край город Владивосток улица Светланская, 54) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

УИД 28RS0009-01-2020-000133-42

Дело № 33АП-1930/2020 Судья первой инстанции

Докладчик Воробьёва В.С. Скобликова Н.Г.