ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-1978/2021 от 30.06.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 33АП-1978/2021 Судья первой инстанции

Докладчик Палатова Т.В. Плешков А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июня 2021 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

Председательствующего Исаченко М.В.

судей коллегии Грибовой Н.А., Палатовой Т.В.,

при секретаре Филоненко П.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Зейские тепловые сети» о признании договора о поставке тепловой энергии ничтожным, возложении обязанности признать действующим прибор учета тепловой энергии, произвести перерасчет начисленной платы по прибору учета, по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Зейского районного суда Амурской области от 22 марта 2021 года.

Заслушав дело по докладу судьи Палатовой Т.В., пояснения истца ФИО1, его представителя ФИО2, действующего на основании доверенности от 28 мая 2021 года, представителей ответчика ООО «Зейские тепловые сети» – ФИО3, действующего на основании доверенности от 12 марта 2021 года, ФИО4, действующего на основании доверенности от 27 октября 2020 года, изучив апелляционную жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Зейские тепловые сети», в обоснование указав, что он является собственником жилого дома общей площадью 126 кв. м., расположенного по адресу: г. Зея, <адрес>. Указанный жилой дом введен в эксплуатацию 11 сентября 1998 года государственной приемочной комиссией. Теплоснабжение централизованное, присоединение к тепловой сети выполнено одновременно по проектному решению. Учет теплоносителя осуществляется теплосчетчиком, смонтированным в период строительства. С 1998 года по сентябрь 2020 года расчеты по теплопотреблению производились по прибору учета. На основании договора <номер> от 1 января 2016 года коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению предоставляет ООО «Зейские тепловые сети». 26 сентября 2020 года для передачи показаний прибора учета тепловой энергии ФИО1 обратился в офис ООО «Зейские тепловые сети», однако, сотрудник ответчика принять показания прибора учета отказался, указав, что истцом не представлены паспорт и проект узла учета, ссылаясь на п. 73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2003 года № 1034, посчитал узел учета не введенным в эксплуатацию и сообщил, что начисление за теплоэнергию будет производиться по нормативу. Кроме того заявил, что поверка прибора учета просрочена. ФИО1 были приняты меры по проведению поверки прибора учета Амурским центром стандартизации, который 5 октября 2020 года произвел поверку вычислителя ВКТ-7 и внес запись в паспорт прибора о последующей поверке в 2024 году и его пригодности по назначению. 9 октября 2020 года к истцу прибыл инженер ООО «Зейские тепловые сети» с проверкой, истец передал ему копии паспортов на датчики узла учета и вычислитель ВКТ-7. Инженер произвел проверку учета, его настройку, запустил в работу и опломбировал. При этом, акт проверки не составил, чем нарушил п. 85(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. В последующем истцом были сделаны запросы и получены ответы от ООО «Зейские тепловые сети», в которых содержались требования предоставить проект и паспорт на узел учета, сообщалось, что в противном случае, прибор учета будет не пригоден к учету, и расчеты будут производиться по нормативу. Данные требования ответчика противоречат п. 81 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354, согласно которому для собственников жилых помещений предоставление проекта и паспорта узла учета не требуется при вводе прибора учета в эксплуатацию. То же установлено Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1034, для объектов, в том числе узлов учета, введенных ранее введения в действие указанных Правил. Показания за отчетные периоды ответчик не принимал по различным причинам, в этой связи показания прибора учета направлялись заказными письмами за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года. Оплата за потребленную тепловую энергию за эти периоды истцом производилась. ООО «Зейские тепловые сети» выставлены к оплате счета на сумму 31 041 рублей 50 копеек (21,5 Гкал), оплачено по прибору учета 20 353 рублей 10 копеек (14,097 Гкал) и расчетным способом за 14 дней отсутствия прибора учета, по правилам п. 59 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354. В связи с разночтением Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1034 «Правила коммерческого учета тепловой энергии» и Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 «Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний», договор <номер> полностью противоречит типовому договору Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354, и базируется на положениях Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1034. Считает, что действиями ООО «Зейские тепловые сети» нарушены его права, в частности, при заключении договора <номер> допущены нарушения жилищного законодательства (ст. 157 ЖК РФ), Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354, и типового договора, также ответчик необоснованно уклонялся от принятия к расчетам прибора учета теплоэнергии, необоснованно начислял оплату за тепловую энергию по нормативу. Считает, что произведенный ООО «Зейские тепловые сети» расчет сделан в интересах получения наибольшей прибыли.

Просил суд признать ничтожным договор <номер> от 1 января 2016 года, заключенный между ООО «Зейские тепловые сети» и ФИО1, обязать ООО «Зейские тепловые сети» признать прибор учета тепловой энергии по адресу: г. Зея, <адрес>, действующим, введенным в эксплуатацию со дня ввода жилого дома в соответствии с актом комиссии о вводе жилого дома в эксплуатацию и актом проверки прибора учета, обязать ООО «Зейские тепловые сети» произвести перерасчет начисленной платы с 26 по 30 сентября 2020 года, с 1 по 9 октября 2020 года в соответствии с п. 59 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354, с 9 октября по 31 декабря 2020 года расчет произвести по прибору учета и далее по периодам потребления коммунальной услуги, взыскать с ООО «Зейские тепловые сети» в свою пользу компенсацию морального вреда в сумме 15 000 рублей, а также штраф по Закону РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» в размере, определенном по усмотрению суда. Судебные расходы просил отнести на ответчика.

В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 на удовлетворении исковых требований настаивал, поддержав доводы, изложенные в иске.

Представители ответчика ООО «Зейские тепловые сети» – ФИО3, ФИО5 исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении. В обоснование возражений указали, что договор на поставку тепловой энергии <номер> от 1 января 2016 года был заключен на основании заявления истца, никаких протоколов разногласий по содержанию договора от ФИО1 не поступало. 9 октября 2020 года по заявке истца специалист ООО «Зейские тепловые сети» осмотрел прибор учета тепловой энергии после проведения очередной проверки вычислителя ВКТ-7, опломбировал его и предложил абоненту прибыть в отдел сбыла ООО «Зейские тепловые сети» с документами для оформления акта повторного допуска в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии. При приемке документов ФИО1 было указано на отсутствие основного пакета документов, предусмотренного п. 64 Правил коммерческого учета тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1034 от 18 ноября 2013 года. Требование об их предоставлении истцом были проигнорированы. Указали, что опломбировка прибора учета до подписания акта допуска произошла по причине необходимости указать в акте повторного допуска в эксплуатацию номера пломб, установленных на приборе, и приложить к акту распечатки показаний прибора учета. Составление и подписание акта допуска в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии было отложено до момента предоставления абонентом необходимых документов. В очередной раз истец был проинформирован ответчиком о необходимости предоставления данных прибора учета на бумажном или электронном носителе. На основании того, что ФИО1 отказался от передачи показаний согласно действующему законодательству и отсутствия у него акта повторного допуска, он был поставлен в известность о начислении в его адрес объема потребления тепловой энергии с сентября 2020 года согласно договорных величин. Неоднократно абоненту разъяснялся порядок расчетов, передачи показаний, 12 августа 2020 года в его адрес было направлено ежегодное напоминание о необходимости подготовки к отопительному сезону. За период с мая по август 2020 года истцу не выставлялись счета за отопление, так как у него установлен прибор учета. Проверка прибора закончилась 26 февраля 2020 года, очередная проверка была осуществлена 5 октября 2020 года, узел учета тепловой энергии не получил акт повторного допуска в эксплуатацию. 14 января 2021 года расчет потребления тепловой энергии ФИО1 произведен по среднему значению показаний прибора учета. По спорному вопросу истец обращался в Государственную жилищную инспекцию Амурской области, прокуратуру г. Зея, Управление ФАС по Амурской области, однако, нарушений со стороны ООО «Зейские тепловые сети» не установлено.

Решением Зейского районного суда Амурской области от 22 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 не соглашается с принятым решением, просит его отменить, считая, что обжалуемым решением нарушены его права. В жалобе ссылается на то, что судом первой инстанции не приняты во внимание его доводы о несоответствии содержания договора <номер> от 1 января 2016 года нормам жилищного законодательства. Не соглашается также с отказом в удовлетворении требований о признании прибора учета действующим, ссылаясь на те обстоятельства, что приборы учета исправны, пригодны для применения, имеют непросроченную проверку и соответствуют требованиям Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ и Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Считает, что судом необоснованно ограничено действие акта допуска прибора учета до 2003 года, в то время как расчеты за коммунальные услуги производились с помощью прибора учета до 26 сентября 2020 года, и после этого проводилась проверка службой заказчика 21 февраля 2000 года без ограничений по сроку. Указывает, что судом не были приняты во внимание доводы истца о применении порядка проведения проверок приборов учета и правильности снятия показаний. Ссылку суда на правомерность применения п. 73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2003 года № 1034. Настаивает на том, что у ООО «Зейские тепловые сети» нет основания проводить расчеты за теплоэнергию расчетным способом при наличии исправного узла учета. Указывает, что суд не обратил внимания на то, что обе стороны не представили акты проверок, в то время как проведение проверок является обязанностью исполнителя, ООО «Зейские тепловые сети» от этой обязанности уклонилось, не проявило надлежащей озабоченности к состоянию приборов учета, достоверности принимаемых к расчету показаний прибора учета, его исправности. Не соглашается с указанием суда на его недобросовестное поведение, считая себя пострадавшей стороной. Отметил, что с 26 сентября 2020 года ответчик фактически уклоняется от проведения допуска прибора учета и организации осуществления расчетов по приборам учета, акт о проверке узла учета до сих пор истцом не получен, что свидетельствует о недобросовестном поведении ответчика. Приводит доводы о том, что при принятии решения суд руководствовался Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2003 года № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», однако, оно регулирует отношения между теплоснабжающими организациями, теплосетевыми и потребителями юридическими лицами, в Правилах нет упоминания о гражданах потребителях коммунальных услуг.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ООО «Зейские тепловые сети» – ФИО6 полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу истца – не подлежащей удовлетворению. Считает, что суд дал должную оценку обстоятельствам дела, не установил оснований для признания спорного договора ничтожным. Приводит доводы о том, что утверждения ФИО1 о том, что договор о поставке тепловой энергии противоречит ст. 157 ЖК РФ, Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 года, а также иным правовым актам, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела по существу.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 и его представитель ФИО2 поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

Представители ответчика ООО «Зейские тепловые сети» ФИО4 и ФИО3 возражали относительно доводов апелляционной жалобы. Считая решение суда законным и обоснованным, просили оставить его без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в силу чего судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, рассмотрела дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ – в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Амурская область, г. Зея, <адрес>. Согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 11 сентября 1998 года жилой дом по указанному адресу, построенный ФИО1 принят в эксплуатацию.

01 января 2016 года между ООО «Зейские тепловые сети» и ФИО1 заключен договор <номер> о поставке тепловой энергии (в горячей воде).

26 сентября 2020 года ООО «Зейские тепловые сети» отказались принимать у ФИО1 показания прибора учета тепловой энергии, сославшись на то, что истцом не представлены паспорт и проект узла учета, поэтому узел учета считается не введенным в эксплуатацию, поверка прибора учета просрочена и начисление за теплоэнергию будет производится по нормативу.

ФИО1 были приняты меры по проведению поверки прибора учета Амурским центром стандартизации, который 5 октября 2020 года произвел поверку вычислителя ВКТ-7 и внес запись в паспорт прибора о последующей поверке в 2024 году и его пригодности по назначению.

09 октября 2020 года ФИО1 инженеру ООО «Зейские тепловые сети» были переданы копии паспортов на датчики узла учета и вычислитель ВКТ-7, который произвел проверку учета, его настройку, запустил в работу, опломбировал. При этом акт проверки не составил.

На многочисленные обращения истца в ООО «Зейские тепловые сети», ответчик ссылался на отсутствие у ФИО1 акта повторного допуска в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии по причине не представления им в ООО «Зейские тепловые сети» пакета документов согласно требований п. 73 Постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034, таких как проект на узел учета тепловой энергии, а также паспорт или проект паспорта на узел учета, с учетом чего, расчет потребленной энергии абоненту производится на основании приложения № 2 к договору <номер>, Постановления Правительства РФ № 1034.

Считая такие действия ООО «Зейские тепловые сети» незаконными, ФИО1 обратился в суд с настоящими требованиями.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 153, 154, 157 ЖК РФ, ст. ст. 166, 420, 539, 544, 548 ГК РФ, положениями Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, Постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034, разъяснениями постановления Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» пришел к выводу о том, что договор <номер> от 1 января 2016 года заключенный между ФИО1 и ООО «Зейские тепловые сети» является действующим, сторонами исполнялся, количество отпускаемой абоненту тепловой энергии в соответствии с договором определялось по приборам учета, установленным у абонента в соответствии с Постановлением Правительства от 18 ноября 2013 года № 1034 и оплачивалось им до мая 2020 года в соответствии с выставленными счетами, при этом сославшись на недобросовестность поведения истца в части дальнейшего неисполнения им п. 3.1 заключенного договора, отказал в удовлетворении заявленных требований.

С указанными выводами судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Частью 4 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя, в числе прочего, плату за тепловую энергию.

В силу ч. 9 ст. 155 ЖК РФ собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как было указано выше, 1 января 2016 года между ООО «Зейские тепловые сети» и ФИО1 был заключен договор <номер> о поставке тепловой энергии (в горячей воде) по адресу: г. Зея, <адрес>.

Положения данного договора основаны на Постановлении Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».

Отказывая в допуске в эксплуатацию индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного в доме абонента и производя расчет потребленной тепловой энергии на основании приложения № 2 к договору <номер> и Постановления Правительства РФ № 1034, ООО «Зейские тепловые сети» со ссылкой на положения Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные данным Постановлением, указывали на возможность такого допуска только в случае выдачи акта повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии для получения которого, ФИО1 необходимо предоставить ряд установленных Правилами документов.

Согласно ч.ч.1, 3 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ

«О теплоснабжении» потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Приложением № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 установлена типовая форма договора холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления.

Данный типовой договор разработан в соответствии с положениями указанных Правил и распространяется на правоотношения ресурсоснабжающей организации и потребителя физического лица, в том числе собственника индивидуального жилого дома.

В силу п. 1 ст. 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Содержащееся в указанной норме положение о недействительности условий договора, ущемляющих права потребителя, направлено на защиту прав и законных интересов потребителей как экономически более слабой и зависимой стороны в гражданско-правовых отношениях с организациями и индивидуальными предпринимателями.

В п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

Таким образом, поскольку оспариваемый ФИО1 договор <номер> от 1 января 2016 года, заключен в соответствии с положениями Постановления Правительства № 1034 регулирующего коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя и фактически направлен на обход положений закона регулирующего правоотношения ресурсоснабжающей организации и потребителя в роли которого выступает физическое лицо, использующее имущество в личных целях для удовлетворения бытовых нужд, следовательно, противоречит им и является в соответствии со ст. 168 ГК РФ ничтожным.

Как следует из пункта 2 Правил № 354, регулирующих, в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов и отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении.

Пунктом 6 Правил № 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.

В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 10 Правил № 354 условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются: в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией; в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.

Пунктом 31 Правил № 354 предусмотрено, что Исполнитель обязан:

ж) принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, если прибор учета электрической энергии не подключен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, а также в случаях, предусмотренных пунктами «г» - «ж» пункта 17 настоящих Правил, передавать, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, полученные от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом;

т) не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом;

у) осуществлять по заявлению потребителя, за исключением предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения), ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, в том числе установленного гарантирующим поставщиком (сетевой организацией - в отношении жилого дома (домовладения) в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

В силу положений пункта 81 Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Согласно пункту 81(1) Правил № 354 исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.

При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

Пунктом 81(2) Правил № 354 установлено, что в случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 81(4) Правил № 354 в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); работоспособность прибора учета.

Согласно пункту 81(5) Правил № 354 несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.

В силу пункта 81(6) Правил № 354 по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение договора <номер> от 1 января 2016 года и положений Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1034 истцом в адрес ответчика не были представлены требуемые документы, предусмотренные Правилами для повторного допуска узла учета тепловой энергии в эксплуатацию, соответственно вопрос о количестве отпускаемой тепловой энергии абоненту для отопления и горячего водоснабжения между сторонами обоснованно определяется в соответствии с п. 3.1 договора, согласно приложения № 2 к договору.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда по следующим основаниям.

Из анализа положений ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», устанавливающего правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяющие полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034, устанавливающих, в том числе, характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения, следует, что данные нормы на правоотношения сторон не распространяются, в связи с чем, у ответчика отсутствовали основания для отказа ФИО1 в вводе индивидуального прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию в связи с несоответствием требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Поскольку в данном случае правоотношения сторон по поводу ввода в эксплуатацию установленного истцом индивидуального прибора учета тепловой энергии регулируются нормами Жилищного кодекса РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и потребителям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, регулирующими предоставление коммунальных услуг собственнику индивидуального жилого дома, соответственно вышеуказанный вывод суда первой инстанции основан на неверном применении норм материального права.

Как было указано выше, ФИО1 имеющийся у него прибор учета тепловой энергии был установлен при строительстве жилого дома, расположенного по адресу: г. Зея, <адрес> в 1998 году, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 13 ноября 1998 года, согласно которому установлен прибор № <данные изъяты> г.

Согласно свидетельства о поверке <номер> от 12 августа 2019 года ФБУ Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Амурской области был проверен теплосчетчик с заводским номером <номер>, которым установлена действительность прибора до 11 августа 2023 года.

В материалы дела представлен паспорт <данные изъяты> на вычислитель количества теплоты ВКТ-7, согласно листа 4 которого поверка прибора была осуществлена 5 октября 2020 года, прибор признан годным до 5 октября 2024 года. Ранее поверка производилась 26 февраля 2016 года с установкой срока до 25 февраля 2020 года.

Согласно паспортам ПС <данные изъяты> счетчики воды ВСКМ <данные изъяты> ДГ с заводскими №№ <номер>(<номер>), прошли первичную поверку 13 июня 2019 года с признанием их годными и допущенными к эксплуатации.

При рассмотрении дела, судом не было учтено, что ответчик, осведомленный об истечении 25 февраля 2020 года у абонента даты поверки прибора учета, не осуществлял проверку состояния прибора учета на объекте абонента, принимал от него после указанной даты до мая 2020 года без замечаний показания прибора учета по истечении МПИ, то есть не проявил как профессиональный участник отношений по теплоснабжению должной заботливости и осмотрительности в целях недопущения нарушений учета со стороны своего абонента.

В свою очередь абонент, пропустивший установленную дату поверки прибора учета установленного в принадлежащем ему жилом доме, самостоятельно осуществил поверку этого прибора учета 5 октября 2020 года. Поскольку поверка осуществлялась без замены прибора учета, отметка в паспорте прибора о прохождении поверки является достаточным подтверждением технической исправности и пригодности названного прибора.

При этом ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не предоставлено доказательств несоответствия по состоянию на 9 октября 2020 года (на день опломбировки прибора учета) индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного истцом в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме, положениям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и Правил № 354, что в силу приведенных выше положений являлось бы единственным законным основанием для отказа в допуске ввода его в эксплуатацию и к продолжению осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги путем начисления исходя из среднемесячного объема, определенного по фактическому потреблению за предыдущий отопительный период.

Более того, как было указано выше, ФИО1 проводилась поверка ранее установленного и эксплуатируемого им прибора учета, а не замена прибора, соответственно доводы ответчика и выводы суда в части необходимости представления абонентом в ресурсоснабжающую организацию проекта на узел учета тепловой энергии, не соответствуют положениям Правил № 354.

В связи с тем, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не было установлено наличие у ответчика законного основания для отказа ФИО1 во вводе в эксплуатацию индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного в жилом доме истца, и отказу в осуществлении расчетов размера платы за коммунальные услуги, исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности требований ФИО1 в части признания прибора учета тепловой энергии введенным в эксплуатацию и возложении на ООО «Зейские тепловые сети» обязанности производить расчет по прибору учета тепловой энергии.

При этом введенным прибор учета тепловой энергии следует считать с даты проверки прибора специалистом ООО «Зейские тепловые сети» и его опломбировки – 9 октября 2020 года, а дату с которой следует производить расчет по прибору учета тепловой энергии надлежит установить с 1 ноября 2020 года, то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию (п. 81 Правил № 354).

Что касается исковых требований об обязании ООО «Зейские тепловые сети» произвести перерасчет начисленной платы с 26 по 30 сентября 2020 года, с 1 по 9 октября 2020 года в соответствии с п. 59 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354, в указанной части решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении данных требований следует признать не подлежащим отмене в соответствии с ч. 6 ст. 330 ГПК РФ.

В ходе проведенной Государственной жилищной инспекцией Амурской области проверки, результаты которой отражены в письме от 14 января 2021 года, было установлено нарушение ООО «Зейские тепловые сети» п. 59 Правил № 354: в течение трех расчетных периодов (сентябрь, ноябрь, декабрь 2020 года) расчет размера платы был произведен по нормативу, в то время как за указанный период согласно требованиям законодательства расчет должен осуществляться исходя из среднемесячного объема, определенного по фактическому потреблению за предыдущий отопительный период.

После проведенной проверки ООО «Зейские тепловые сети» самостоятельно в соответствии с п. 59 Правил № 354 произвели перерасчет за указанные три месяца, что подтверждается актом отпуска тепловой энергии за январь 2021 года от 31 января 2021 года, счетом-фактурой <номер> от 31 января 2021 года и перерасчетом отраженным в таблице (т. 1 л.д. 103, оборот 106, 107).

В связи с изложенным, оснований для возложения на них обязанности по производству перерасчета за период с 26 по 30 сентября 2020 года, с 1 по 9 октября 2020 года (в соответствии с требованиями истца) не имеется.

При этом расчет в соответствии с п. 59 Правил № 354 с 10 по 31 октября 2020 года ответчиком, как было указано уже также произведен, а с 1 ноября 2020 года, как указано выше ООО «Зейские тепловые сети» будет необходимо производить начисления исходя из показаний прибора учета тепловой энергии.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Согласно абз. 1 ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Как разъяснено в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при разрешении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Установив нарушение прав ФИО1, как потребителя коммунальных услуг, со стороны ООО «Зейские тепловые сети», судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в данной части иска, поскольку вышеуказанные обстоятельства, установленные судом апелляционной инстанции свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения требования истца о компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, с учетом установленных по делу обстоятельств, характера и объема причиненных истцу нравственных страданий, его индивидуальных особенностей, степени вины ответчика, а также требований разумности и справедливости, коллегия приходит к выводу о взыскании в пользу ФИО1 суммы в размере 3 000 рублей.

В силу п. 6 ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Частью 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей установлен исчерпывающий перечень действий потребителя в случае обнаружения в товаре (услуге) недостатков, если они не были оговорены продавцом (изготовителем).

Вместе с тем, предметом рассмотрения настоящего иска не являлись недостатки предоставляемых потребителю услуг, в случае невыполнения претензии по которым, с исполнителя в соответствии с вышеуказанными положениями подлежал бы взысканию штраф.

С учетом этого, решение суда в указанной части, в соответствии с ч. 6 ст. 330 ГПК РФ не подлежит отмене.

На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела, судом первой инстанции не верно были определены обстоятельства имеющие значение для дела и применены нормы материального права, не подлежащие применению, в связи с чем решение подлежит отмене в части отказа ФИО1 в удовлетворении требований о признании ничтожным договора <номер> от 1 января 2016 года, признании прибора учета тепловой энергии введенным в эксплуатацию, о возложении на ООО «Зейские тепловые сети» обязанности производить расчет по прибору учета тепловой энергии, взыскании компенсации морального вреда.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Зейского районного суда Амурской области от 22 марта 2021 года отменить в части.

Принять по делу новое решение.

Признать договор <номер> от 1 января 2016 года, заключенный между ООО «Зейские тепловые сети» и ФИО1 ничтожным.

Признать прибор учета тепловой энергии, установленный по адресу: Амурская область, г. Зея, <адрес>, введенным в эксплуатацию 9 октября 2020 года.

Обязать ООО «Зейские тепловые сети» с 1 ноября 2020 года производить расчет по прибору учета тепловой энергии, установленному по адресу: Амурская область, г. Зея, <адрес>.

Взыскать с ООО «Зейские тепловые сети» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Дело № 33АП-1978/2021 Судья первой инстанции

Докладчик Палатова Т.В. Плешков А.А.