Дело № 33АП-2003/17 Судья первой инстанции
Докладчик Гончарук И.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 апреля 2017 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего: Гончарук И.А.,
судей коллегии: Абрамовой С.А., Калиниченко Т.В.,
при секретаре: Красникове П.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амурской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Народный контроль» в интересах ФИО1 к Некоммерческой организации Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» о признании незаконными действий по направлению квитанций, взыскании убытков, неустойки, штрафа,
по апелляционной жалобе Амурской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Народный контроль» на решение Белогорского городского суда от 19 декабря 2016 года.
Заслушав дело по докладу судьи Гончарук И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Амурская региональная общественная организация по защите прав потребителей «Народный контроль» (АРОО ЗПП «Народный контроль») в интересах ФИО1 обратилась в суд с иском к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области». В обоснование требований указала следующие обстоятельства: ФИО1 является собственником квартиры № многоквартирного дома, расположенного по адресу: Амурская область, г. Белогорск, <адрес>. Собственниками вышеуказанного многоквартирного дома 07.04.2016 в установленном порядке принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте, владельцем которого является ООО «...», эта же управляющая компания является управляющей организацией данного многоквартирного дома с 01.05.2016 и выставляет собственникам многоквартирного дома № платёжные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Согласно протоколу общего собрания собственников жилых помещений от 07.04.2016 собственниками принято решение о представлении платёжных документов на оплату взносов на капитальный ремонт в ООО «...». НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» выставил в июле 2016 года в адрес потребителя ФИО1 квитанцию на оплату взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома за июль 2016 года в размере <данные изъяты> рублей, а также в этой же квитанции указан долг в размере <данные изъяты> рублей и пени в сумме <данные изъяты>.
С момента принятия собственниками решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте до июля 2016 года НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» квитанции на оплату взносов за капитальный ремонт не выставлял.
27 июля 2016 года ФИО1 обратилась с претензией в адрес НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области», в которой потребитель требовала прекратить направление квитанций для оплаты взносов на капитальный ремонт, однако ответчик с требованиями потребителя не согласился.
Истец просил суд:
- признать действия НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» по направлению в адрес потребителя ФИО1 квитанций на оплату взносов на капитальный ремонт незаконными, нарушающими права потребителя;
- взыскать с НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» в пользу ФИО1 в качестве убытков сумму, предъявленную к оплате в квитанции за июль 2016 года в размере <данные изъяты>, судебные расходы по направлению почтовой корреспонденции (претензии) в размере <данные изъяты> рублей, неустойку в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, штраф в размере 50% от присуждённой судом суммы за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя;
- взыскать с НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» в пользу Амурской Региональной общественной организации по защите прав потребителей «Народный контроль» 50% от суммы взысканного штрафа.
В судебном заседании представитель АРОО ЗПП «Народный контроль» поддержала заявленные исковые требования в полном объеме. Просила суд учесть позицию, изложенную в п. 8 Постановления Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 № 10-П, согласно которой положение ч.5 ст. 173 ЖК РФ относительно двухлетнего срока вступления в силу решения о прекращении фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и о его формировании на специальном счете, не должно применяться, поскольку изначально решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято не собственниками помещений многоквартирного дома, а органами местного самоуправления в порядке предусмотренным ЖК РФ.
В письменных возражениях представитель ответчика НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» изложил возражения против предъявленных требований. Указал, что постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2014 № 26 утверждена региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014-2043 годах, которая была опубликована в газете «Амурская правда» от 19.02.2014 № 30 и от 21.02.2014 № 32. Администрацией города Белогорска 17.09.2014 принято постановление № 1653 «О выборе способа формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирных домах на территории муниципального образования г. Белогорск» и направлено в адрес НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» информационное письмо, согласно которому многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Белогорск Амурской области, <адрес>, был включен в перечень многоквартирных домов, собственники которых в установленный законом срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный им способ был не реализован. В соответствии с частью 3 ст. 169 ЖК РФ и ч.5 ст.1 Закона Амурской области № 200-ОЗ от 08.07.2013 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных мах в Амурской области» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома у собственников помещений возникла с 01.11.2014. В адрес Фонда поступили протоколы общих собраний собственников от 06.04.2015 об изменении способа формирования капитального ремонта по <адрес> г. Белогорск. В соответствии с ч. 5 ст. 173 ЖК РФ решение о прекращении формирования фонда капительного ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда на специальном счете вступает в силу через два года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет. Таким образом, многоквартирный жилой дом по <адрес> г. Белогорска должен будет осуществлять формирование фонда капитального ремонта на специальном счете с 06.04.2017, Фонд капитального ремонта правомерно выставляет квитанции. Считает, что отношения между собственниками и Фондом не регулируются законодательством о защите прав потребителей. Доказательств причинения морального вреда истцом не представлено. Просил суд в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
В письменном отзыве представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации г. Белогорска Амурской области полагал, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «...» в письменном отзыве считает требования истца правомерными.
Решением Белогорского городского суда от 19 декабря 2016 года Амурской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Народный контроль», действующей в интересах ФИО1, отказано в удовлетворении исковых требований к Некоммерческой организации Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» о признании незаконными действий по направлению квитанций, взыскании убытков, неустойки, штрафа.
В апелляционной жалобе истец указывает о несогласии с решением суда, считает его вынесенным с существенным нарушением норм материального права, а выводы суда – не соответствующими обстоятельствам дела. Считает, что судом не применены нормы права, подлежащие применению. Полагает не основанным на фактических обстоятельства дела вывод суда о том, что принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении указанного жилого дома на счете капитального регионального оператора соответствует положениям ЖК РФ и не нарушает прав и законных интересов собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома. Поскольку изначально решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято не собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, а органом местного самоуправления, считает, что пунктом 5 ст. 173 ЖК РФ к указанным правоотношениям неприменимы. Не соглашается с выводами суда о том, что решение собственников многоквартирного дома №, расположенного по <адрес> г. Белогорска о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формирования фонда капитального ремонта на специальном счете до настоящего времени не вступило в законную силу, поскольку такой вывод суда противоречит конституционно-правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 12.04.2016 № 10-П. В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Судебная коллегия, руководствуясь пунктом 2 статьи 354 ГПК РФ, учитывая ходатайство ФИО1 о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Амурская область г. Белогорск <адрес>.
Администрацией г. Белогорска от 17 сентября 2014 года принято постановление № 1653 «О выборе способа формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирных домах на территории муниципального образования г. Белогорска», из приложения к которому следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> г. Белогорска Амурской области включен в перечень многоквартирных домов, собственники помещений которых в установленный законом срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован.
Управление многоквартирным домом № по <адрес> в г. Белогорске Амурской области осуществляет ООО «...» с 18 апреля 2016 года.
Согласно платёжного документа НО «Фонд капитального ремонта» ФИО1 начислен к оплате взнос за капитальный ремонт за июль 2016 года в размере <данные изъяты> рублей и пени в размере <данные изъяты>.
Согласно выписки по лицевому счёту ФИО1 в период с ноября 2014 года по сентябрь 2016 года не производила платежи в НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области», в связи, с чем образовалась задолженность сумме <данные изъяты> рубля.
27 июля 2016 года ФИО1 обратилась к Генеральному директору НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» с претензией, в которой просила прекратить направление квитанций для оплаты взносов на капитальный ремонт.
Из ответа и.о. генерального директора НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» от 05.08.2016 года следует, что доставка платёжных документов (счетов) на оплату взносов на капитальный ремонт в адрес собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Амурская область, г. Белогорск, <адрес> будет осуществляться Фондом до вступления в силу решения общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме, а именно до 06.04.2017.
Полагая, что действия ответчика по направлению в адрес потребителя квитанций на оплату взносов на капитальный ремонт являются неправомерными, нарушающими права потребителя ФИО1 на достоверную информацию об оплате предоставленной услуге, Амурская региональная общественная организация по защите прав потребителей «Народный контроль» (АРОО ЗПП «Народный контроль») в интересах ФИО1 обратилась с иском в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В части 3 данной статьи указано, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В соответствии с частью 5 данной статьи решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
В части 6 данной статьи указано, что не позднее, чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 данной статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
Часть 7 данной статьи предусматривает, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 данного Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Судом первой инстанции установлено, что НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области является региональным оператором в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Амурской области от 8 июля 2013 года № 200-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Амурской области».
Постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2014 года № 26 утверждена Региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области в 2014-2043 годах». Данная программа была опубликована в газете «Амурская правда» № 30 от 19 февраля 2014 года (начало) и № 32 от 21 февраля 2014 года (окончание).
Указанное постановление Правительства Амурской области содержит перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Амурской области, вошедших в программу капитального ремонта в 2014-2043 годах, в который включен многоквартирный жилой дом по <адрес> в г. Белогорске Амурской области.
24 марта 2015 года собственниками многоквартирного жилого дома № по <адрес> г. Белогорска Амурской области на общем собрании путём открытого голосования было принято решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома на специальном счёте ООО «...», открытом 30 марта 2015 года (л.д. 94-96).
Протокол общего собрания собственников многоквартирного дома № по <адрес> г. Белогорска Амурской области от 24.03.2015 направлен в адрес НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» 31.03.2015 и получен ответчиком.
Исходя из требований законодательства, регулирующего спорные правоотношения, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте должно было быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме № по <адрес> в г. Белогорске Амурской области, не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, то есть не позднее 21 августа 2014 года. В связи с тем, что такое решение в установленный законом срок собственниками указанного дома принято не было, жилой дом № по <адрес> в г. Белогорске Амурской области был включен в Региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области в 2014-2043 годах», а органом местного самоуправления г. Белогорска в отношении указанного дома принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
07 апреля 2016 года протоколом общего собрания собственников многоквартирного жилого дома № по <адрес> г. Белогорска Амурской области принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.
В соответствии с ч.5 ст. 173 Жилищного кодекса РФ решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте вступает в силу через два года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации.
Частью 3.1. статьи 5 Закона Амурской области № 200-03 от 08.07.2013, решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора и формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в соответствии с ч. 4 статьи 173 ЖК РФ. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счёт.
Судебная коллегия находит ошибочными суждения суда первой инстанции, которыми он обосновал невозможность применения при рассмотрении настоящего дела правовой позиции, изложенной в п. 8 Постановления Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 № 10-П. Однако эти нарушения не повлияли на правильность выводов по существу спора, в связи с чем оснований для отмены либо изменения судебного постановления коллегия не усматривает, а доводы апелляционной жалобы не принимает во внимание, как ошибочные.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12.04.2016 № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179» указал, что предписание части 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации относительно двухлетнего срока (если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации) вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и о его формировании на специальном счете во всяком случае не должно применяться, если изначально решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято не собственниками помещений в многоквартирном доме, а органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном положением части 7 статьи 170 данного Кодекса, без учета конституционно-правового смысла этого положения, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, притом, что соответствующий факт установлен решением суда и что капитальный ремонт общего имущества в этом доме проведен не был.
В пункте 7 указанного Постановления Конституционный Суд РФ разъяснил конституционно-правовой смысл положений части 7 статьи 170 ЖК РФ – это соблюдение органом местного самоуправления обязанности по надлежащему информированию граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также по оказанию помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации. То есть, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, которое, однако, не было проведено либо в силу каких-либо причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятое решение в установленный законом срок не было реализовано.
Поскольку собственники многоквартирного дома № по <адрес> г. Белогорска Амурской области, в установленный законом срок не выбрали и не реализовали способ формирования фонда капитального ремонта, а также не имеется решения суда, которым был бы установлен факт нарушения органом местного самоуправления положений ч. 7 ст. 170 ЖК РФ при принятии решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении жилого дома № по <адрес> г. Белогорска Амурской области на счете регионального оператора, то вступление в силу решения общего собрания указанного дома о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте, производится в сроки, установленные ч. 5 ст. 173 Жилищного кодекса РФ и частью 3.1. статьи 5 Закона Амурской области № 200-03 от 08.07.2013.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о законности действий ответчика НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» по направлению в адрес ФИО1 квитанций на оплату взносов на капитальный ремонт являются верными.
Доводы апелляционной жалобы о неприменении судом Закона РФ «О защите прав потребителей» не могут быть приняты во внимание.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции, имели бы юридическое значение для правильного разрешения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность постановленного по делу судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
Нарушений норм материального права, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе, влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено.
Основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328, 329, 199 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белогорского городского суда от 19 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Амурской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Народный контроль» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллеги: