ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-2051/20 от 10.07.2020 Амурского областного суда (Амурская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июля 2020 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе

председательствующего Дружинина О.В.,

судей Бережновой Н.Д., Фурсова В.А.,

при секретаре Мозговой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Шимановска о признании действий администрации г. Шимановска в части нарушения жилищных и социальных прав незаконными, признании незаконными постановлений администрации г. Шимановска об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о возложении обязанности поставить на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение,

по апелляционным жалобам ФИО1 на решение Шимановского районного суда Амурской области от 25 ноября 2019 года и на дополнительное решение Шимановского районного суда Амурской области от 17 апреля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Дружинина О.В., выслушав пояснения ФИО1, представителя администрации г. Шимановска – ФИО2, действующей на основании доверенности от 09.01.2020 года, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г. Шимановска о признании действий администрации г. Шимановска в части нарушения жилищных и социальных прав незаконными, признании незаконными постановлений администрации г. Шимановска об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о возложении обязанности поставить на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение.

В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого дома по адресу: Амурская область, <адрес>, который в результате чрезвычайной ситуации в августе 2013 года стал непригодным для проживания. Истица проживает в данном жилом доме вместе с несовершеннолетней дочерью Ф.И.О.13, иного жилья не имеет.

В 2019 году она дважды обращалась к ответчику с вопросом о постановке своей семьи на учёт как нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, однако постановлениями № 591 от 06.06.2019 года и № 1082 от 25.10.2019 года в том ей было необоснованно отказано.

Кроме того, ответчик в течение нескольких лет нарушает ее жилищные права, отказываясь признать жилой дом по адресу: Амурская область, <адрес> непригодным для проживания, несмотря на вступившее в законную силу судебное постановление о признании его таковым, издав постановление № 1186 от 17.10.2018 года о признании указанного жилого дома пригодным для проживания.

Указывает, что она как педагог, и как лицо, утратившее жилое помещение в результате ЧС, имеет право на внеочередное обеспечение жильем.

На основании изложенного, уточнив исковые требования, просила суд признать действия администрации г. Шимановска в части многолетнего нарушения ее жилищных и социальных прав незаконными; признать постановления № 591 от 06.05.2019 года и № 1182 от 25.10.2019 года об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконными; обязать ответчика поставить её и её дочь Ф.И.О.14 на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда и предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям и нормам, находящееся в пределах г. Шимановска, площадью не менее 34,1 квадратных метров.

Представитель администрации г. Шимановска возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что в признании истца малоимущей в целях принятия на учет и предоставления жилого помещения по договорам социального найма было отказано правомерно, поскольку стоимость имущества и доходов истца превышает величину порогового значения, истцом не были представлены все необходимые документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя. Нарушений жилищных прав истца допущено не было.

Решением Шимановского районного суда Амурской области от 25 ноября 2019 года ФИО1 в удовлетворении исковых требований к администрации г. Шимановска Амурской области о признании незаконными постановлений администрации г. Шимановска Амурской области № 591 от 06 мая 2019 года и № 1182 от 25 октября 2019 года об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о возложении обязанности поставить истца и ее дочь на данный учет, о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение отказано.

Дополнительным решением Шимановского районного суда Амурской области от 17 апреля 2020 года постановление администрации г. Шимановска Амурской области № 1186 от 17 октября 2018 года «О признании жилого дома пригодным для проживания» признано незаконным.

В апелляционной жалобе на решение Шимановского районного суда Амурской области от 25 ноября 2019 года ФИО1 просит отменить указанный судебный акт. Настаивает на доводах о том, что уровень дохода её семьи, состоящей из трёх человек, включая ФИО3, ниже величины порогового значения, что дает основания для признания их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Считает, что расчет уровня дохода и стоимости имущества ее семьи в целях признания малоимущими произведен ответчиком неверно.

В апелляционной жалобе на дополнительное решение Шимановского районного суда Амурской области от 17 апреля 2020 года ФИО1 просит его изменить и полностью удовлетворить заявленное ею требование, признав незаконными действия мэра г. Шимановска относительно многолетнего нарушения ее жилищных и социальных прав в части вынесения постановления № 1186 от 17 октября 2018 года «О признании жилого дома пригодным для проживания». Указывает, что суд необоснованно принял дополнительное решение в ее отсутствие.

В письменных возражениях на апелляционные жалобы администрация г. Шимановска просит оставить их без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции ФИО1 и представитель администрации г. Шимановска поддержали доводы своих апелляционных жалоб и возражений.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников судебного разбирательства, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалоб по правилам статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из приобщенных к материалам настоящего гражданского дела многочисленных судебных актов по спорам между собственниками жилого помещения и органом местного самоуправления, с 1999 года собственником жилого дома <номер> по <адрес> являлся ФИО3. 23 декабря 2013 года право собственности на жилой дом и земельный участок по данному адресу зарегистрировано за дочерью ФИО3 - ФИО1, приобретшей данное имущество у ФИО3 по договору купли-продажи от 17 декабря 2013 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 11 декабря 2017 года по гражданскому делу № 33АП-5716/17 признано незаконным постановление администрации г. Шимановска от 04.05.2017 года об отказе в принятии ФИО3 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, на орган местного самоуправления возложена обязанность принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Этим же апелляционным определением жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания (т. 1 л.д. 91-93).

В настоящее время по указанному адресу зарегистрированы по месту жительства ФИО1, ее несовершеннолетняя дочь Ф.И.О.15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ее отец ФИО3, который, согласно материалам дела, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении под № 920 от 26.01.2017 года.

30.04.2019 года ФИО1 обратилась в администрацию г. Шимановска Амурской области с заявлением, в котором просила принять её и членов её семьи Ф.И.О.16, ФИО3, на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении (т. 2, л.д. 14, 72).

Из протокола № 2 заседания жилищной комиссии при администрации г. Шимановска от 04 июня 2019 года следует, что при рассмотрении вопроса о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ФИО1 и членов ее семьи - отца ФИО4, дочери Ф.И.О.17 жилищной комиссией было установлено, что ФИО3 уже принят на соответствующий учет под № 920 от 26.01.2017 года; среднемесячный совокупный доход, приходящийся на каждого члена семьи на двух человек (ФИО5 О.18) составляет 13408,7 рублей (общий доход 321809,42 рублей); площадь, приходящаяся на одного члена семьи на двух человек (ФИО5 О.19), составляет 17,05 кв. м, общая площадь занимаемого жилого помещения - 34,1 кв. м.. Учитывая, что ФИО1 не предоставлены документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а именно: справка с ГБУ «Центр ГКО Амурской области», содержащая сведения о наличии (отсутствии) права собственности на объекты недвижимости (один правообладатель), оценка транспортного средства марки <данные изъяты>, 2002 года выпуска, находящегося в собственности, и поскольку размер совокупного среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, превышает пороговое значение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, жилищной комиссией принято решение отказать гражданке ФИО1 и членам ее семьи в принятии на соответствующий учет (т. 2, л.д. 227-234).

На основании данного протокола постановлением администрации города Шимановска № 591 от 06.06.2019 года ФИО1 отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с не предоставлением документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя (т. 1 л.д. 19).

14 августа 2019 года ФИО1 вновь обратилась к ответчику с аналогичным заявлением о принятии на соответствующий учёт её семьи, состоящей из самого заявителя и дочери Ф.И.О.20 (т. 1 л.д. 9-10, т. 2, л.д. 186).

На основании протокола № 6 заседания жилищной комиссии при администрации г. Шимановска от 09 сентября 2019 года было вынесено постановление администрации г. Шимановска № 966 от 10.09.2019 года об отказе ФИО1 в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (т. 1, л.д. 20).

В связи с протестом прокурора на указанное постановление заявление ФИО1 было повторно рассмотрено жилищной комиссией при администрации г. Шимановска.

Согласно протоколу № 8 заседания жилищной комиссии при администрации г. Шимановска от 25 октября 2019 года вынесено решение об отказе в принятии на учет ФИО1 и ее дочери Ф.И.О.21 в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с непредоставлением справки о доходах физического лица с августа 2018 года по декабрь 2018 года, превышением размера совокупного среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порогового значения размера дохода, а также превышением учетной нормы площади жилого помещения для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (т. 2 л.д. 198, 223-226).

Постановлением администрации города Шимановска № 1182 от 25.10.2019 года отменено постановление администрации г. Шимановска № 966 от 10.09.2019 года, ФИО1 отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с не предоставлением документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, превышением размера совокупного среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порогового значения размера дохода (т. 2 л.д. 44).

Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 требований о признании незаконными обжалуемых постановлений, возложении обязанности поставить на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 49, 51, 52, 54 ЖК РФ, положениями Закона Амурской области от 23 ноября 2012 года № 119-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и о порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», решения Шимановского городского Совета народных депутатов от 24 января 2013 г. № 51/2 "Об установлении пороговых значений размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" и исходил из того, что поскольку истцом не были предоставлены документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя (оценка транспортного средства и справка по форме 2-НДФЛ за период с августа по декабрь 2018 года), и доход семьи истца превышает величину порогового значения, указанные постановления являются законными и обоснованными, оснований для предоставления семье истца жилого помещения по договору социального найма не имеется.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Жилищным кодексом Российской Федерации установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 13 Жилищного кодекса РФ).

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 2 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ).

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Законом Амурской области от 23 ноября 2012 г. № 119-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и о порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» установлен порядок признания граждан малоимущими в целях применения Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Амурской области.

В целях настоящего Закона под малоимущими гражданами понимаются граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Под расчетным периодом понимается двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о принятии на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма (статья 1 Закона).

Согласно части 1 статьи 6 указанного Закона граждане признаются малоимущими в случае, если их доход, приходящийся на каждого члена семьи, или доход одиноко проживающего гражданина не превышает величины порогового значения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, а стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов семьи и подлежащего налогообложению, не превышает величины порогового значения стоимости имущества.

Величина порогового значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или дохода одиноко проживающего гражданина и величина порогового значения стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина или членов семьи и подлежащего налогообложению, устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления с учетом социально-экономического положения муниципального образования, бюджетных возможностей, состояния жилищного фонда (абз. второй части 1 статьи 6 Закона Амурской области от 23 ноября 2012 г. № 119-ОЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона признание гражданина малоимущим осуществляется органом местного самоуправления путем соотнесения размера дохода и стоимости имущества гражданина с величиной порогового значения размера дохода и стоимости имущества.

Согласно части 4 той же статьи отказ в признании гражданина малоимущим в целях принятия на учет и предоставления ему жилых помещений по договорам социального найма допускается в случаях, если:

гражданином не представлены документы, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона Амурской области "О жилищной политике в Амурской области" (пункт 1);

представлены документы, которые не подтверждают, что размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов семьи и подлежащего налогообложению, ниже величины пороговых значений, установленных соответствующим органом местного самоуправления (пункт 2).

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 3 части 1 статьи 10 Закона Амурской области от 01.09.2005 N 38-ОЗ "О жилищной политике в Амурской области" перечень документов для принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, включает в себя, в том числе, документы о рыночной стоимости транспортного средства, находящегося в собственности у заявителя и членов его семьи, выдаваемые организациями и специалистами, осуществляющими оценку транспортных средств.

Указанные документы о рыночной стоимости транспортного средства представляются заявителем самостоятельно (часть 2 статьи 10).

Согласно части 6 статьи 10 Закона Амурской области "О жилищной политике в Амурской области" отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случае не предоставления данных документов.

Согласно материалам дела, на основании договора купли-продажи от 09.08.2018 года в собственности ФИО1 находился автомобиль <данные изъяты>, 2002 года выпуска, который был продан ею по договору купли-продажи от 02.11.2019 года (т. 1 л.д. 116-117, т. 2 л.д. 45).

Как следует из расписки отделения ГАУ «МФЦ Амурской области в г. Шимановске» № 6/33987 от 30.04.2019 года о принятии у ФИО1 в лице ее представителя ФИО6 заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, документы о рыночной стоимости транспортного средства, находящегося в собственности у ФИО1, заявителем представлены не были.

В связи с изложенным, вывод суда о правомерности оспариваемого постановления администрации города Шимановска № 591 от 06.06.2019 года об отказе ФИО1 в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствует приведенным нормам права и обстоятельствам дела.

Рассматривая законность и обоснованность постановления администрации города Шимановска № 1182 от 25.10.2019 года, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 3 Закона Амурской области от 23 ноября 2012 г. № 119-ОЗ расчет размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или дохода одиноко проживающего гражданина производится органом местного самоуправления на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или о доходе одиноко проживающего гражданина, указанных в представляемых гражданином документах и документах, полученных в рамках межведомственного взаимодействия.

Среднемесячный доход каждого члена семьи или доход одиноко проживающего гражданина в целях признания их малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда исчисляется путем деления суммы доходов, полученных в течение расчетного периода, на число месяцев, в течение которых они имели эти доходы.

Сумма среднемесячных доходов каждого члена семьи составляет среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде.

Среднедушевой доход семьи исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи за расчетный период на количество членов семьи заявителя (часть 9 статьи 3 Закона).

Как установлено частью 3 статьи 3, приложением N 1 к настоящему Закону, при расчете дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или дохода одиноко проживающего гражданина в целях признания граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма учитываются следующие виды доходов, полученных гражданином и каждым членом его семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме: все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка; социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся:

пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;

пособие на ребенка;

ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста;

суммы ежемесячных денежных выплат различным категориям граждан, выплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и области;

суммы предоставленной государственной социальной помощи.

Частью 1 статьи 4, приложением N 2 к настоящему Закону установлено, что в целях признания граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма уполномоченным органом местного самоуправления учитывается стоимость следующего имущества, находящегося в собственности гражданина и членов семьи и подлежащего налогообложению: жилого дома, автомобилей, земельных участков, расположенных в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Стоимость недвижимого имущества определяется на основании представленных гражданином сведений о кадастровой стоимости этого имущества, выдаваемых органом, осуществляющим государственный кадастровый учет (часть 3 статьи 4). Стоимость транспортного средства определяется на основании представленных гражданином сведений о рыночной стоимости транспортного средства, определяемой организациями и специалистами, осуществляющими оценку транспортных средств (часть 5 статьи 4).

Решением Шимановского городского Совета народных депутатов от 24.01.2013 N 51/2 (далее – Решение) установлены пороговые значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина или членов его семьи и подлежащего налогообложению, в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 1 Приложения к Решению пороговое значение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), определяется как:

ПД = ПМ / РС, где:

ПД - пороговое значение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), руб.;

ПМ - суммарная величина прожиточного минимума для семьи гражданина, исчисленная как сумма прожиточных минимумов для каждого члена семьи (величина прожиточного минимума одиноко проживающего гражданина) соответствующей социально-демографической группы, установленных постановлением губернатора Амурской области на момент обращения гражданина, руб.;

РС - количество членов семьи, человек.

Согласно пункту 2 Приложения расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма определяется как:

СЖ = НП x РС x РЦ, где:

СЖ - расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма, руб.;

НП - норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на одного человека, кв. м;

РС - количество членов семьи гражданина, человек;

РЦ - средняя рыночная цена 1 кв. м общей площади жилья по городу Шимановску, определяемая постановлением администрации города Шимановска на календарный год.

Пунктом 3 Приложения установлены следующие условия признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений:

а) СД < ПД, где:

СД - размер совокупного среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), руб.;

ПД - пороговое значение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), руб.;

б) СИ < СЖ, где:

СИ - стоимость налогооблагаемого имущества, находящегося в собственности семьи (одиноко проживающего гражданина), согласно пункту 4 настоящего решения, руб.;

СЖ - расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма, руб.

В соответствии с Постановлением Губернатора Амурской области от 26.12.2019 N 415 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Амурской области за III квартал 2019 года", величина прожиточного минимума за III квартал 2019 года по Амурской области для трудоспособного населения составляет 13079 рублей, детей - 12775 рублей.

Таким образом, пороговое значение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи ФИО1, составляет: (13079 + 12775)/2 = 12927 рублей.

Согласно справке МБОУ «Петрушинская СОШ» от 31.07.2019 года, в которой ФИО1 работает учителем, она находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,6 лет с 18.01.2019 года по 18.07.2020 года (т. 2 л.д. 182).

Как следует из справки ГУ-АРО Фонда социального страхования РФ от 02.09.2019 года общая сумма произведенных ФИО1 выплат (пособие по беременности и родам, единовременное пособие по рождению ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности) за период с 01.08.2018 года по 31.08.2019 года составила 273761,63 рублей (т. 2, л.д. 132, 133).

Согласно справке МБОУ «Петрушинская СОШ» от 01.08.2019 года, общая сумма совокупного дохода ФИО1 за период с августа 2018 года по август 2019 год включительно составляет 23100,04 рублей (т. 1 л.д. 185).

Согласно письму ГКУ АО УСЗН по г. Шимановску и Шимановскому району в адрес администрации г. Шимановска от 29.08.2019 года, ФИО1 пользуется ежемесячной социальной выплатой (ЕСВ) на приобретение твердого топлива, за период с августа 2018 года по август 2019 года получила ЕСВ на сумму 28605,48 рублей (т. 2 л.д. 185).

Таким образом, с учетом приведенных положений Закона Амурской области от 23 ноября 2012 г. № 119-ОЗ, среднедушевой среднемесячный доход семьи ФИО1 составляет: (273761,63 + 23100,04 + 28605,48)/12/2 = 325467,11/12/2 = 13561,13 рублей, что превышает пороговое значение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи ФИО1.

Данное обстоятельство в силу положений части 1 статьи 6 Закона Амурской области от 23 ноября 2012 г. № 119-ОЗ, решения Шимановского городского Совета народных депутатов от 24.01.2013 N 51/2 является самостоятельным основанием для отказа в признании ФИО1 и членов ее семьи малоимущими и принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Таким образом, оснований для признания постановления администрации города Шимановска № 1182 от 25.10.2019 года об отказе ФИО1 и членов ее семьи в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма незаконным, возложении на ответчика обязанности принять их на соответствующий учет не имеется.

Не могут быть признаны обоснованными доводы апелляционной жалобы ФИО1 о том, что расчет дохода её семьи в целях признания малоимущими и нуждающимися в жилом помещении должен быть произведен исходя из трёх человек, включая ФИО3, поскольку в своем заявлении от 14 августа 2019 года о принятии на учёт ФИО1 его в качестве члена своей семьи не указывала, при этом ФИО3 уже состоит на данном учете.

Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции, что по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

С учетом изложенного, правовых оснований для предоставления истцу и членам его семьи вне очереди благоустроенного жилого помещения не имеется.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 на дополнительное решение Шимановского районного суда Амурской области от 17 апреля 2020 года судебная коллегия находит также не состоятельными.

Как следует из материалов дела, постановлением мэра г. Шимановска № 1186 от 17 октября 2018 года жилой дом <номер> по <адрес> признан пригодным для проживания (т. 2 л.д. 43).

Вынося дополнительное решение об удовлетворении исковых требований заявителя о признании указанного постановления незаконным, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указанный акт органа местного самоуправления вынесен вопреки судебному решению Амурского областного суда от 11.12.2017 года, признавшему жилой дом непригодным для проживания, и именно на данное постановление истцом указывалось как на обстоятельство нарушения ее жилищных прав.

Каких-либо иных конкретных требований о защите своих жилищных прав способом, предусмотренным ст. 11 ЖК РФ, истцом в просительной части искового заявления не заявлялось.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о нарушении ее права на участие в судебном заседании 17 апреля 2020 года судебная коллегия находит несостоятельными.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей.

Согласно материалам дела, о времени и месте судебного заседания 17 апреля 2020 года сторона истца извещалась надлежащим образом.

Представителем ФИО1 - ФИО6 посредством телефонограммы 16.04.2020 года было заявлено суду ходатайство об отложении судебного заседания в связи с нахождением в лечебном учреждении (т. 3 л.д. 133), которое было отклонено судом в связи с отсутствием доказательств уважительности не явки.

При этом, как следует из материалов дела, о времени и месте судебного заседания истица ФИО1 была извещена судебной корреспонденцией 08.04.2020 года (т. 3 л.д. 132), ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляла, услугами другого представителя в порядке ч. 1 ст. 48 ГПК РФ не воспользовалась.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, судебная коллегия не усматривает.

Таким образом, обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шимановского районного суда Амурской области от 25 ноября 2019 года и дополнительное решение Шимановского районного суда Амурской области от 17 апреля 2020 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы ФИО1 – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные постановления по настоящему делу могут быть обжалованы в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, <...>) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Председательствующий

Судьи

1версия для печатиДело № 33АП-2051/2020 (Определение)