ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-2146/2021 от 16.06.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 июня 2021 г. г. Благовещенск

Амурский областной суд в составе председательствующего

судьи Бережновой Н.Д.,

при секретаре Филоненко П.А.,

рассмотрев гражданское дело по иску Думановского Олега Константиновича к администрации г. Зеи Амурской области, Правительству Амурской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включении в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с ЧС,

по частной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на определение Зейского районного суда Амурской области от 19 апреля 2021 г.

УСТАНОВИЛ:

Думановский О.К. обратился в суд с заявлением об изменении способа исполнения решения, указав, что решением Зейского районного суда Амурской области от 25 марта 2014 г., с учетом изменений, внесенных апелляционным определением от 10 июня 2014 г., за ним (Думановским О.К.) признано право на получение государственного жилищного сертификата (ГЖС), как лица, лишившегося единственного жилья в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 г., из расчета 18 кв.м. общей площади. Указанным решением на Правительство Амурской области возложена обязанность включить Думановского О.К. в список граждан, имеющих право на получение ГЖС, направить указанный список в министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для подготовки проекта решения Правительства Российской Федерации о выдаче Правительству Амурской области бланка сертификата.

Выдача ГЖС на момент принятия указанного решения предусматривалась постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». В настоящее время данный нормативный акт утратил силу, действующее законодательство не предусматривает выдачу сертификатов, что препятствует исполнению судебного решения.

Заявитель требовал изменить способ и порядок исполнения решения в части признания за ним права на получение ГЖС - на право на получение выплаты за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного помещения, расположенного по адресу Амурская область, г. Зея пер. Портовый, 5 в результате ЧС - наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 года, способом и в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2019. № 1327.

Представители министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области и министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в письменных отзывах полагали заявление подлежащим удовлетворению.

Заявление рассмотрено судом первой инстанции без извещения лиц, участвующих в деле, в порядке ст. 203.1 ГПК РФ.

Определением Зейского районного суда Амурской области от 19 апреля 2021 г. заявление удовлетворено.

В частной жалобе Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ставит вопрос об отмене определения суда, отказе в удовлетворении заявления. Приводит доводы о нарушении судом норм материального права. Указывает, что Правилами, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 и от 16.10.2019 № 1327, регулируются различные правоотношения, предусматриваются различные источники финансирования, Правила № 1327 не подлежат применению к спорным правоотношениям.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Думановский О.К. и представитель МЧС России, представитель Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области считают оспариваемое определение законным и обоснованным, частную жалобу неподлежащей удовлетворению.

Частная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции на основании ч.ч.3,4 ст. 333, ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ без извещения лиц, участвующих в деле, в пределах заявленных доводов жалобы.

Изучив доводы частной жалобы, заявленных возражений, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.

Удовлетворяя заявление об изменении порядка и способа исполнения решения, суд первой инстанции исходил из того, что постановление Правительства РФ от 15.012014 № 110., предусматривающее выдачу ГЖС гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, утратило силу, ГЖС с 01 января 2020 г. не выдаются, что свидетельствует о неисполнимости судебного акта, обоснованности заявления об исполнении порядка и способа исполнения решения.

Оснований не согласиться с такими выводами у суда апелляционной инстанции не имеется.

Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Аналогичные положения содержатся в ч.1 ст.37 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающей право взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя обратиться с заявлением об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 23 ноября 2017 г. N 2664-О, установление в каждом конкретном случае того, может ли быть изменен способ и порядок исполнения решения суда с учетом содержания решения и фактических обстоятельств дела, - исключительная прерогатива суда, вынесшего решение, которая вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является проявлением его дискреционных полномочий.

Из приведенных правовых норм, разъяснений по их применению следует, что основания для изменения способа исполнения судебного постановления должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий, при этом должен быть обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможное изменение способа исполнения судебного постановления должно отвечать требованиям справедливости, быть адекватным и не затрагивать существа конституционных прав участников исполнительного производства.

Как следует из материалов дела, решением Зейского районного суда Амурской области от 25.03.2014, с учетом апелляционного определения определением Амурского областного суда от 10.06.2014, за Думановским О.К., лишившимся единственного жилья в результате чрезвычайной ситуации –наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 г., было признано право на получение государственного жилищного сертификата, из расчета не менее 18 кв.м. общей площади.

На дату вступления в законную силу судебных актов, в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110, источником финансирования расходов, необходимых для погашения ГЖС, выданных гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайных ситуацией, являлись средства федерального бюджета, предусмотренные в составе резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Порядок и условия выпуска и погашения ГЖС определялись постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 982 "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 № 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями"

С 01.01.2020 постановление Правительства РФ от 15.02.2014 № 110, определяющее порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на погашение ГЖС, утратило силу на основании постановления Правительства РФ от 28.12.2019 № 1928.

Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В соответствии с данными Правилами регулируется условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на компенсацию понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий.

Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327, действуют на момент обращения Думановского О.К. с заявлением об изменения способа и порядка исполнения решения, они предусматривают предоставление трансфертов для предоставления выплат гражданам, указанным в п.п. «а»-«в» п.6 настоящих Правил, утратившим жилые помещения; на предоставление бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации на приобретение и (или) строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 6 настоящих Правил; на предоставление бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности; на компенсацию понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации затрат, направленных на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" настоящего пункта.

Финансирование мероприятий по выдаче ГЖС гражданам, лишившимся единственного жилья в результате ЧС, данные Правила не предусматривают.

В соответствии с п.15 указанных Правил порядок и условия предоставления выплат гражданам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Данные Правила не исключают их применения при реализации жилищных прав граждан, пострадавших в результате ЧС до вступления в силу постановления № 1327.

Во исполнение постановления № 1327 Правительством Амурской области издано постановление от 22.10.2019 № 596, которым утверждены Правила предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Амурской области".

Правила, утвержденные постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596, определяют порядок и условия предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Амурской области (далее - чрезвычайная ситуация), выплат на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, предоставленные в виде иного межбюджетного трансферта, а также средства областного бюджета.

Других нормативных правовых актов Амурской области, регулирующих порядок выплаты компенсаций на приобретение, строительство жилых помещений, гражданам, утратившим жилые помещения в результате ЧС в порядке постановления Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не имеется.

В сложившейся ситуации суд апелляционной инстанции считает, что постановление Правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596 подлежит применению к спорным правоотношениям по аналогии закона в силу ч.3 ст. 11 ГПК РФ, поскольку регулирует сходные правоотношения и является необходимым элементом системы предоставления средств федерального бюджета для обеспечения Думановского О.К. мерами социальной поддержки в связи с утратой им единственного жилья в результате чрезвычайной ситуации.

Рассматривая доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что по состоянию на момент признания утратившим силу постановления Правительства РФ от 15.02.2014 № 110, определяющего источник финансирования мероприятий по выдаче государственных жилищных сертификатов лицам, утратившим единственное жилье в результате ЧС, государственный жилищный сертификат Думановскому О.К. не был выдан по независящим от Думановского О.К. обстоятельствам. Решение Правительства РФ о выдаче бланка ГЖС для Думановского О.К. в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110, не было принято.

Суждение, изложенное в апелляционной жалобе об изменении судом существа принятого решения, суд апелляционной инстанции отклоняет.

Судебным решением определены меры социальной защиты гражданина, пострадавшего от чрезвычайной ситуации, защищено право гражданина, утратившего в результате ЧС единственное жилье, способом и в порядке, установленным законодательством, действующим на момент принятия судебного постановления. В настоящее время защита признанного судом права Думановского О.К. на жилое помещение способом и в порядке, предусмотренном судебным решением, не представляется возможным в результате изменения законодательства, что верно было установлено судом первой инстанции. При этом судом не было изменено существо принятого судебного акта, поскольку в результате изменения порядка и способа исполнения решения источником восстановления нарушенного права гражданина по- прежнему является федеральный бюджет.

Данные обстоятельства доводами частной жалобы не опровергаются, эти доводы не свидетельствуют о возможности исполнения решения без изменения порядка и способа его исполнения.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии препятствий к исполнению судебного акта, изменив порядок и способ его исполнения.

Оснований для отмены оспариваемого постановления по доводам частной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение Зейского районного суда Амурской области от 19 апреля 2021 г. оставить без изменения, частную апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации –без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья

1версия для печатиДело № 33АП-2146/2021 (Определение)