Дело № 33АП-2155/19 Судья первой инстанции
Докладчик Васильев О.Д. Кастрюков Д.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 мая 2019 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе
председательствующего Васильева О.Д.,
судей коллегии Губановой Т.В., Пасютиной Т.В.,
при секретаре Залевской Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Благовещенска о возложении обязанности предоставить жилое помещение на территории г. Благовещенска по договору найма специализированного жилого помещения по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 24 января 2019 года.
Заслушав доклад судьи Васильева О.Д., пояснения представителя истца ФИО1 – ФИО2, изучив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, в обоснование указав, что является лицом, оставшемся без попечения родителей, поскольку ее мать – Ф.И.О.7 лишена родительских прав, умерла ДД.ММ.ГГГГ, а сведения об отце внесены на основании заявления матери. Постановлением администрации пгт. Прогресс от 03 декабря 2013 года № ФИО1 включена в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории пгт. Прогресс. В июне 2010 года окончила МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» пгт. Прогресс, в июне 2013 года окончила обучение в ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации» по специальности финансист, в июне 2014 года окончила обучение в ГПОАУ «Амурский колледж сервиса и торговли» по профессии продавец непродовольственных товаров, контролер-кассир, в июле 2018 года окончила обучение в ВГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет». В период обучения с 2010 года временно проживала в общежитии в г. Благовещенске. После окончания учебы с 01 августа 2018 года жить ФИО1 негде, какого-либо жилья в собственности или по договорам социального, специализированного найма не имеется. В ноябре 2017 года обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда в черте г. Благовещенска, на что получила отказ по мотивам того, что истец достигла возраста 23 лет. Отказ считает незаконным, поскольку на протяжении 8 лет истец проживает в г. Благовещенске, который стал местом ее постоянного жительства, сформировался круг друзей и знакомых, приобретен первый опыт трудоустройства. На основании изложенного, просила обязать ответчика предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, соответствующее санитарно-техническим нормам, площадью не ниже установленной социальной нормы, в черте г. Благовещенска, на основании договора найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца – ФИО2 поддержала заявленные требованиям по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика – ФИО3 в суде первой инстанции возражала против удовлетворения требований, указав на то, что жилое помещение лицу, которое не подавало заявление о постановке на учет, предоставлено быть не может. Для принятия на учет следует предоставить пакет документов, в заявительном порядке. Факт постоянного проживания истца в г. Благовещенске не подтвержден.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 24 января 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования. В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции не учтены все обстоятельства дела. Не дана оценка тому, что истец на протяжении 10 лет проживает в г. Благовещенске, заявление главе администрации г. Благовещенска о предоставлении жилого помещения было направлено 15 ноября 2017 года. Достижение возраста 23 лет не может быть основанием лишением права на получение соответствующего жилья, гарантированного Конституцией РФ.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В суде апелляционной инстанции представитель истца ФИО2 настаивала на доводах апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Руководствуясь ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке пункта 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта, постановленного по делу, в силу следующего.
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При этом право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8).
Аналогичные требования предусмотрены и Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Из анализа указанных правовых норм следует, что для постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений лицам указанной категории предусмотрен заявительный характер. В целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением из специализированного жилого фонда дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, должны до достижения возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные приведенным Федеральным законом N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. При этом предоставление жилых помещений вне очереди по договору социального найма действующим в настоящее время законодательством не предусмотрено.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Райчихинского городского суда Амурской области от 15 июля 2002 года Ф.И.О.7 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО1, а сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
21 июня 2013 года ФИО1 закончила Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г. Москва», ей присвоена специальность финансист.
26 июня 2014 года ФИО1 закончила Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский колледж сервиса и торговли», ей присвоена квалификация «продавец непродовольственных товаров, контролер-кассир».
03 июля 2018 года ФИО1 закончила Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Дальневосточный государственный аграрный университет», ей присвоена квалификация бакалавра по направлению подготовки «Лесное дело».
Постановлением администрации пгт. Прогресс от 03 декабря 2013 года № ФИО1 включена в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории пгт. Прогресс.
Из анализа представленных сторонами доказательств, суд установил, что с заявлением о постановке на учет в качестве лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, ФИО1 в г. Благовещенске не обращалась, однако 03 декабря 2013 года была поставлена на такой учет в пгт. Прогресс.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции дал системное толкование нормам права, регулирующим вопросы обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, и пришел к выводу, что истец никогда не обращалась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о включении в списки граждан, подлежащих обеспечению жильем по договору найма специализированного жилого помещения, как лицо проживающее в г. Благовещенске, на соответствующем регистрационном учете истец состоит в пгт. Прогресс, где подлежит обеспечению жильем.
Выводы суда судебная коллегия находит правильными, они в решении подробно мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств и полностью соответствуют положениям материального права, обоснованно примененного судом.
Доводы апелляционной жалобы о сохранении за истцом права на обеспечение жилым помещением после достижения 23 летнего возраста до фактического обеспечения жильем, не могут служить основанием для отмены судебного акта, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Так, действовавшим до 1 января 2013 года законодательством в отношении детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, при достижении им 18 лет и наличии определенных условий.
Ранее в соответствии с пунктом 2 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставлялись жилые помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в прежней редакции) предусматривалось обеспечение жильем в таком порядке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены существенные изменения в порядок предоставления жилья лицам указанной категории, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признан утратившим силу, внесены изменения в часть 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, глава 9 настоящего Кодекса дополнена статьями 98.1 и 109.1, статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции, в частности гарантии на обеспечение жилой площадью распространены на лиц, не достигших возраста 23 лет.
Изложенное обусловлено следующим.
Правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (в том числе, по кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц. Из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.
В силу вытекающей из статей 7, 38, 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определенных статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной адаптации в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию приведенного выше Закона граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Изложенное не противоречит положениям пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 года), поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.
Действительно, пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на который ссылается сторона в апелляционной жалобе, предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, в силу норм приведенного Закона право на приобретение жилья сохраняется по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, ранее наступления данного возраста путем подачи заявления о поставке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья. Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
В силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилья по договору специализированного найма.
По смыслу и содержанию упомянутого Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан. В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Так, по достижению 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. В противном случае достижение 23-летнего возраста влечет утрату указанного права, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет.
Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет. В соответствии с нормами жилищного законодательства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, истец состоит и ранее состояла на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей в пгт. Прогресс. Между тем, с учета в качестве нуждающейся в пгт. Прогресс не снималась, в уполномоченный орган по заявленному месту жительства – в г. Благовещенске не обращалась. В суд обратилась в возрасте 26 лет, когда утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей. Иных доказательств материалы дела не содержат, не представлены они и в суд апелляционной инстанции.
Кроме того, судом обоснованно указанно на отсутствие достоверных и допустимых доказательств постоянного проживания ФИО1 на территории муниципального образования г. Благовещенска. Так, судом в соответствии со статьей 67 ГПК РФ дана мотивированная оценка показаниям свидетеля Ф.И.О.9, к указанным показаниям суд отнесся критически, поскольку свидетель пояснил о непостоянном проживании истца на территории г. Благовещенска в соответствии с ее работой. При таких обстоятельствах, суд обоснованно установил, что заявленное в качестве постоянного место жительства ФИО1 жилое помещения по <адрес>, таковым не является.
С учетом приведенных выше норм права, регулирующих спорные правоотношения, а также фактических обстоятельств, установленных по делу, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, и по мотивам, изложенным в решении, суд обоснованно с ними не согласился.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что поскольку ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в пгт. Прогресс, в настоящее время ее возраст превышает 23 года, то есть отсутствуют основания для постановки на учет в качестве нуждающейся в г. Благовещенске, она вправе претендовать на получение жилого помещения в пгт. Прогресс Амурской области.
С учетом изложенного, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными. Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ для отмены решения суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 24 января 2019 года оставить без изменений, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллегии: