УИД 28RS0023-01-2021-000569-45
Дело № 33АП-2155/2021 судья первой инстанции:
Докладчик Дружинин О.В. Кувшинов Г.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июня 2021 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе
председательствующего Дружинина О.В.,
судей Абрамовой С.А., Бережновой Н.Д.,
при секретаре Филоненко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Тындинской городской Думе о признании незаконными действий Тындинской городской Думы в лице председателя Тындинской городской Думы ФИО2 по неустановленною и невыплате дополнительной материальной помощи
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Тындинского районного суда Амурской области от 14 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Дружинина О.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Тындинской городской Думе о признании незаконными действий Тындинской городской Думы в лице председателя Тындинской городской Думы ФИО2 по неустановленною и невыплате дополнительной материальной помощи.
В обоснование исковых требований указал, что с 17.10.2018 года является муниципальным служащим Тындинской городской Думы в должности руководителя аппарата.
Решением Тындинской городской Думы от 14.12.2017 года № 671-Р-ТГД-VI был принят нормативный правой акт города Тынды от 14.12.2017 года № 45-НПА «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих полномочия на постоянной основе».
Главой ХI Положения о дополнительных выплатах муниципальным служащим города Тынды (Приложение № 3 к НПА № 45) предусмотрены случаи выплаты дополнительной материальной помощи при наличии экономии по фонду оплаты труда, в частности, компенсационные выплаты в связи с удорожанием цен на основные продукты питания и предметы первой необходимости, удорожанием коммунальных платежей и услуг сферы обслуживания населения ежеквартально и (или) по итогам года (дифференцировано на основании письменного распоряжения (приказа) работодателя) (подпункт 6 пункта 11.1).
Несмотря на то, что экономия по фонду оплаты труда по окончанию 2020 года в Тындинской городской Думе составляла более 200000 рублей, указанная дополнительная материальная помощь ему не была выплачена по причине негативного отношения к нему со стороны председателя Тындинской городской Думы.
На основании изложенного, просил суд:
признать незаконными действия Тындинской городской Думы в лице председателя Тындинской городской Думы ФИО2, выразившиеся в не установлении и невыплате ему дополнительной материальной помощи на компенсационные выплаты в связи с удорожанием цен на основные продукты питания и предметы первой необходимости, удорожанием коммунальных платежей и услуг сферы обслуживания населения в размере, равном размеру выплаченной дополнительной материальной помощи в декабре 2018 и 2019 годов;
обязать Тындинскую городскую Думу в лице председателя Тындинской городской Думы ФИО2 восстановить его право на дополнительную материальную помощь на компенсационные выплаты в связи с удорожанием цен на основные продукты питания и предметы первой необходимости, удорожанием коммунальных платежей и услуг сферы обслуживания населения в размере, равному размеру выплаченной дополнительной материальной помощи в декабре 2018 и 2019 годов;
взыскать с Тындинской городской Думы в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 100000 рублей.
В судебном заседании ФИО1 на удовлетворении иска настаивал.
Представитель Тындинской городской Думы возражала против удовлетворения иска, пояснив, что дополнительная материальная помощь является единовременной выплатой, к обязательным дополнительным выплатам не отнесена, может быть выплачена в случае образования экономии по фонду оплаты труда. В Тындинской городской Думе в 2020 году фонд экономии заработной платы не распределялся, следовательно оснований для выплаты истцу дополнительной материальной помощи не имеется.
Остальные участвующие в деле лица в суд первой инстанции не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Решением Тындинского районного суда Амурской области от 14 апреля 2021 года в удовлетворении иска ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить. Указывает на незаконный характер действий мэра г. Тында и председателя Тындинской городской Думы, направивших экономию фонда оплаты труда Тындинской городской Думы за 2020 год на иные цели.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Участвующие в деле лица в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлялись надлежащим образом. Руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу постановления.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения председателя Тындинской городской Думы № 68 от 17.10.2018 года ФИО1 принят на главную должность муниципальной службы руководителя аппарата Тындинской городской Думы (л.д. 7).
В соответствии с заключенным с ФИО1 трудовым договором № 15 от 17.10.2018 года, его заработная плата состоит из оклада и надбавок, размер которых устанавливается распоряжением Председателя Тындинской городской Думы согласно нормативному правовому акту от 14.12.2017 года № 45-НПА «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих полномочия на постоянной основе» (л.д. 71-78).
Согласно информационному письму от 01.12.2020 года администрацией г. Тында Амурской области дано указание производить начисление заработной платы за декабрь месяц 2020 года без распределения фонда экономии заработной платы за год; заявки и потребности на выплату заработной платы за декабрь без фонда экономии предоставить в финансовое управление предоставить не позднее 21.12.2020 года (л.д. 61).
Из справки, выданной Тындинской городской Думой от 03.04.2021 года, следует, что за декабрь 2020 года Председателем Тындинской городской Думы распоряжения о назначении и выплате работникам Тындинской городской Думы дополнительной материальной помощи по экономии фонда оплаты труда по итогам года не создавались, соответственно начисления и выплаты не производились (л.д. 79).
Отказывая в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", нормативного правового акта города Тынды от 14.12.2017 года № 45-НПА «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих полномочия на постоянной основе», исходил из того, что дополнительная материальная помощь на компенсационные выплаты в связи с удорожанием цен на основные продукты питания и предметы первой необходимости, удорожанием коммунальных платежей и услуг сферы обслуживания населения не входит в систему оплаты труда муниципальных служащих, носит разовый характер, решение вопроса о ее выплате муниципальному служащему относится к исключительной компетенции руководителя.
Судебная коллегия соглашается с указанными суда первой инстанции.
В соответствии с частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии с частью 1 статьи 74 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Согласно статье 3 указанного Закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1).
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (часть 2).
Согласно статье 22 указанного Закона оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1).
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2).
В соответствии со ст. 19 Закона Амурской области от 31 августа 2007 г. N 364-ОЗ "О муниципальной службе в Амурской области" денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных настоящей статьей (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; 7) материальная помощь; 8) ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин.
За счет экономии фонда оплаты труда муниципальному служащему могут осуществляться иные дополнительные выплаты (премии, дополнительное поощрение, материальная помощь, а также иные выплаты, предусмотренные федеральным законодательством).
Решением Тындинской городской Думы от 14.12.2017 года № 671-Р-ТГД-VI принят нормативный правой акт города Тынды от 14.12.2017 года № 45-НПА «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих полномочия на постоянной основе» (далее также - НПА № 45).
Указанный нормативный правовой акт определяет условия, размеры оплаты труда муниципальных служащих в г. Тында Амурской области, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.
В соответствии со ст. 2 НПА № 45 оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты), предусмотренных ст. 19 Закона Амурской области от 31 августа 2007 г. N 364-ОЗ "О муниципальной службе в Амурской области".
Согласно п. 5 ст. 4 НПА № 45 экономия по фонду оплаты труда остается в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления и используется в соответствии с настоящим нормативным правовым актом, другими муниципальными правовыми актами на выплату премий, поощрений, на оказание материальной помощи и на другие выплаты, носящие единовременный характер.
Главой ХI Положения о дополнительных выплатах муниципальным служащим г. Тында Амурской области (Приложение № 3 к НПА № 45) установлены условия и порядок осуществления выплат за счёт экономии по оплате труда.
В соответствии с п. 11.1. данного Положения муниципальному служащему может быть выплачена дополнительная материальная помощь при наличии экономии по фонду оплаты труда, в том числе, в связи с удорожанием цен на основные продукты питания и предметы первой необходимости, удорожанием коммунальных платежей и услуг сферы обслуживания населения ежеквартально и (или) по итогам года (дифференцированно на основании письменного распоряжения (приказа) Работодателя).
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд пришел к обоснованному выводу о том, что указанная дополнительная материальная помощь в состав заработной платы истца не входит, ее выплата муниципальному служащему является правом, а не обязанностью работодателя.
Наличие экономии фонда оплаты труда само по себе не возлагает на работодателя обязанности по выплате муниципальному служащему данной дополнительной материальной помощи.
Таким образом оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению правовой позиции истца в суде первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм права и не могут являться основанием для отмены решения суда.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тындинского районного суда Амурской области от 14 апреля 2021 года оставить без изменений, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
УИД 28RS0023-01-2021-000569-45
Дело № 33АП-2155/2021 судья первой инстанции:
Докладчик Дружинин О.В. Кувшинов Г.В.