АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июля 2020 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе
председательствующего Калиниченко Т.В.,
судей Воробьевой В.С., Дружинина О.В.
при секретаре Семеновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МП «Автоколонна 1275» о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплат
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 28 мая 2020 года.
Заслушав дело по докладу судьи Дружинина О.В., пояснения ФИО1, представителя администрации г. Благовещенска – ФИО2, действующей на основании доверенности от 02.08.2019 года, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к МП «Автоколонна 1275» о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплат.
В обоснование указал, что с 13.11.2017 года состоял с ответчиком в трудовых отношениях в должности ведущего юрисконсульта 11 разряда, начальника юридического отдела 12 разряда, главного юрисконсульта 13 разряда. На основании трудового договора и дополнительных соглашений к нему в период с 13.11.2017 года по 30.09.2018 года истцу рассчитывалась заработная плата исходя из должностного оклада 13 977 рублей, в период с 01.10.2018 года по 31.10.2018 года исходя из должностного оклада 15 377 рублей, в период с 01.11.2018 года по 31.10.2019 года исходя из должного оклада 17 427 рублей, с 01.11.2019 года – 20 564 рублей. Кроме того, в период с 10.08.2018 года по 25.08.2018 года и в период с 27.08.2018 года по 31.08.2018 года на период ежегодного отпуска начальника юридического отдела на истца было возложено выполнение дополнительной работы в порядке совмещения должности начальника юридического отдела, за выполнение которой истцу выплачивалась дополнительная оплата в размере 50 % от должностного оклада начальника юридического отдела. Должностной оклад начальника юридического отдела в период с 10.08.2018 года по 31.08.2018 года составлял 15 841 рубль. На период 2014 - 2016 годы было принято Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту от 28.10.2013 года, срок действия которого продлен до 31.12.2019 года. Согласно данному соглашению, обязательному для исполнения ответчиком, базовая (минимальная) тарифная ставка рабочего 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта с 01.01.2017 года устанавливается в размере 7 500 рублей в месяц. Исходя из положений данного отраслевого соглашения, ответчик обязан рассчитывать оплату труда работников, в том числе истца, исходя из указанной тарифной ставки, что им сделано не было, что привело к незаконному уменьшению заработной платы.
На основания изложенного, ФИО1 просил суд взыскать с МП «Автоколонна 1275» недоначисленную заработную плату за период с ноября 2017 года по ноябрь 2019 года в размере 1 135 198 рублей 27 копеек; денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы по 20.01.2020 года в размере 207 786 рублей 80 копеек, с 20.01.2020 года по день фактической выплаты заработной платы исходя из 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ в день от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки.
Определением Благовещенского городского суда от 27.02.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная инспекция труда в Амурской области.
Представитель ответчика МП «Автоколонна 1275» с иском ФИО1 не согласился, указав, что заработная плата выплачивалась истцу в соответствии с трудовым законодательством, локальными актами предприятия и условиями трудового договора. Заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Представители третьих лиц администрации г. Благовещенска, Комитета по управлению имущества муниципального образования г. Благовещенска возражали против удовлетворения иска.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 28 мая 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда, просит принять по делу новое решение об удовлетворении требований. Считает, что к трудовым отношениям, сложившимся между сторонами, применяются положения Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы от 28 октября 2013 года, в связи с чем при расчете заработной платы истца должна применяться базовая тарифная ставка, установленная указанным Соглашением.
В суде апелляционной инстанции ФИО1 поддержал доводы апелляционной жалобы.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представители МП «Автоколонна 1275», администрации города Благовещенска полагали решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации города Благовещенска поддержал доводы письменных возражений.
Остальные участвующие в деле лица, извещавшиеся надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились. При таких обстоятельствах и на основании правил ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом, подтверждается трудовым договором № 87 от 13.11.2017 года, дополнительными соглашениями к трудовому договору от 28.09.2018 года, от 31.10.2018 года, от 01.11.2019 года, от 10.08.2018 года, от 27.08.2018 года, ФИО1 в период с 13.11.2017 года по 21.01.2020 года состоял в трудовых отношениях с МП «Автоколонна 1275» в должности ведущего юрисконсульта 11 разряда, начальника юридического отдела 12 разряда, главного юрисконсульта 13 разряда.
В соответствии с трудовым договором № 87 от 13.11.2017 года и дополнительными соглашениями к нему работодатель установил ФИО1 заработную плату в виде должностного оклада в период с 13.11.2017 года по 30.09.2019 года в размере 13 977 рублей, в период с 01.10.2018 года по 31.10.2018 года в размере 15 377 рублей, в период с 01.11.2018 года по 31.10.2019 года в размере 17 427 рублей, в период с 01.11.2019 года по 31.12.2019 года в размере 20 654 рублей, а также надбавки за стаж работы в Южных районах Дальнего Востока – 30 % от должностного оклада, районный коэффициент – 30 % от должностного оклада.
В соответствии с трудовым договором № 87 от 13.11.2017 года, Положением об оплате труда работников МП «Автоколонна 1275» заработная плата выплачивается работникам 30 числа каждого месяца (аванс – часть заработной платы) и 15 числа следующего за отчетным месяцем производится выплата основанной части заработной платы.
Полагая, что размер начисленной и выплаченной ему заработной платы не соответствует условиям Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что установленный истцу в трудовом договоре должностной оклад не противоречит положениям трудового законодательства, в том числе, Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту, локальным нормативным актам работодателя.
Суд также пришел к выводу о пропуске истцом срока на обращение в суд с требованием о взыскании задолженности по невыплаченной заработной плате за период с ноября 2017 года по декабрь 2018 года.
В силу ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с чч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с частью 1 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты (часть 2 статьи 143 ТК РФ).
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 143 ТК РФ).
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда (часть 9 статьи 143 ТК РФ).
Отраслевое тарифное соглашение, которое может заключаться на федеральном уровне социального партнерства, устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли и действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение, работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения. Такое соглашение распространяется на работодателя в полном объеме при отсутствии его мотивированного письменного отказа от присоединения к соглашению в порядке и сроки, предусмотренные трудовым законодательством (часть 8 статьи 45, части 3 и 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 - 2016 годы было утверждено Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 24.10.2013 года.
Дополнительным соглашением N 1 от 18.11.2016 года в указанное Федеральное отраслевое соглашение внесены изменения и дополнения, его действие продлено на 2017 - 2019 годы.
Указанное Федеральное отраслевое соглашение и дополнение № 1 к нему прошли уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, официально опубликованы.
В судебном заседании установлено, что МП «Автоколонна 1275» мотивированный письменный отказ от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы, на 2017 - 2019 годы в Минтруд России не направляло, в связи с чем в силу ст. 22 ТК РФ обязано соблюдать условия данного соглашения.
Указанное Федеральное отраслевое соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности (п. 1.1).
В соответствии с п. 3.1 Федерального отраслевого соглашения базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается с 1 января 2017 года в размере 7 500 рублей в месяц.
Пунктом 3.3 Федерального отраслевого соглашения установлено, что пересмотр (увеличение) размера минимальной тарифной ставки рабочих 1-го разряда, указанного в пункте 3.1, размера минимальной гарантированной заработной платы, указанного в пункте 3.2, осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года, в порядке, установленном пунктом 3.4 настоящего Соглашения.
В силу п. 3.5 Федерального отраслевого соглашения указанный в п. 3.1 размер базовой тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре. Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении N 1. Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже чем предусмотрено в пункте 3.1.
Тарификация работ и присвоение (пересмотр) квалификационных разрядов (квалификационных уровней) рабочим, категорий специалистам и служащим, определения соответствия квалификационного уровня работников квалификационным требованиям, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере транспорта, производится Квалификационной комиссией предприятия с участием представителя профкома в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 с последующими дополнениями, а также в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками общеотраслевых профессий рабочих, утвержденными Постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 г. N 31 с дополнениями и изменениями, внесенными последующими Постановлениями Минтруда России, и в соответствии с требованиями "Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих", Постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. N 9 "Об утверждении порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (с изменениями и дополнениями), а также в соответствии с профессиональными стандартами, применяемыми на предприятии, Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 года N 287 "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (п. 3.7).
Из приведенных положений Федерального отраслевого соглашения следует, что организация автомобильного пассажирского транспорта вправе самостоятельно устанавливать тарифные сетки по оплате труда работников, с фиксацией их в локальных актах организации, утверждать конкретные тарифные ставки и оклады, но не менее минимальных тарифных ставок, предусмотренных указанным соглашением.
Положением об оплате труда работников МП «Автоколонна 1275» предусмотрено, что для работников различных специальностей установлены различные формы оплаты труда в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками этих должностей, которые зависят от квалификации и объема выполняемых работ, в связи с чем оплаты труда руководящих работников, специалистов, служащих и оплата труда рабочих отличны. Форма оплаты данных категорий работников установлена различными разделами.
При этом раздел 3 Положения определяет систему оплаты труда водителей автомобилей и кондукторов автобусов, ремонтных рабочих как повременно-премиальную по часовым тарифным ставкам, которая тарифицируется в соответствии с ЕТКС работ и профессий с 1 по 8 разряды, присвоение (пересмотр) квалификационных разрядов производится квалификационной комиссией.
Согласно разделу 2 Положения труд руководящих работников, специалистов и служащих оплачивается по повременно-премиальной системе на основе должностных окладов, надбавок и доплат в соответствии с ТК РФ и других действующих нормативных актов, предусмотренных разделом 4 настоящего положения. Размеры должностных окладов главного инженера, заместителя директора, руководителей отделов, специалистов и служащих устанавливаются руководителем предприятия в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками этих должностей и зависит от квалификации и объема выполняемых работ и утверждается штатным расписанием в пределах средств, предусмотренных сметой расходов на фонд оплаты труда.
Как следует из трудового договора № 87 от 13.11.2017 года, ФИО1 был установлен должностной оклад, а не тарифная ставка, заработная плата начислялась ему исходя из этого должностного оклада с применением доплат и надбавок в соответствии с законом и Положением об оплате труда.
Таким образом, из локальных актов ответчика следует, что на предприятии предусмотрена тарификация работ, выполняемых только работниками рабочих специальностей и присвоение квалификационных разрядов рабочим, локальных же нормативных актов о присвоении квалификационных категорий служащим не имеется.
Кроме того, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих не предусмотрена должность, занимаемая истцом, напротив, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих или учета профессиональных стандартов не содержит сведений о разрядах для должности юрисконсульта. Установление истцу данных разрядов не порождает безусловную обязанность работодателя по применению размера 11, 12, 13 разрядов, установленных Федеральным отраслевым соглашением.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что истцу при принятии на работу и в последующем система оплаты труда с учетом тарифных ставок, тарифной сетки и тарифных коэффициентов установлена не была, заработная плата выплачивалась на основании должностного оклада, предусмотренного штатным расписанием, согласованного сторонами в трудовом договоре, из содержания Положения об оплате труда работников МП «Автоколонна 1275» следует, что на предприятии предусмотрена тарификация работ, выполняемых только работниками рабочих специальностей, а присвоение квалификационных категорий служащим, относящимся к административно-управленческому персоналу, не имеется.
Учитывая изложенное, судебная коллегия оценивает как необоснованный довод апелляционной жалобы о применении к трудовым отношениям, сложившимся между сторонами спора, положений Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы и необходимости применении базовой тарифной ставки при расчете заработной платы истца.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований в части взыскания заработной платы и процентов за ее несвоевременную выплату за период с июня по сентябрь 2013 года, суд первой инстанции в том числе правильно исходил из того обстоятельства, что срок для обращения в суд за защитой трудовых прав истцом пропущен, отсутствуют уважительные причины его пропуска.
Согласно ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Пунктом 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" от 17 марта 2004 года N 2 предусмотрено, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Поскольку в данном случае истцом заявлялись требования о взыскании неначисленной заработной платы, суд пришел к верному выводу о том, что начало течения срока для обращения с иском в суд с данными требованиями должно исчисляться с момента получения заработной платы истцом за каждый месяц его работы, и с учетом даты предъявления в суд настоящего иска срок для обращения в суд по требованию о взыскании заработной платы за период с ноября 2017 года по декабрь 2018 года истцом пропущен.
Таким образом суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, верно применил нормы материального и процессуального права и принял правильное по существу решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 28 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные постановления по настоящему делу могут быть обжалованы в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, <...>) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.
Председательствующий
Судьи
1версия для печатиДело № 33АП-2239/2020 (Определение)