Дело № 33АП-2308/2019 Судья первой инстанции
Докладчик Палатова Т.В. Кастрюков Д.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Щеголевой М.Э.,
судей коллегии Исаченко М.В., Палатовой Т.В.,
при секретаре Мозговой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Благовещенска о возложении обязанности устранить незаконно установленную контейнерную площадку для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов в квартале 80 г. Благовещенска по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 – ФИО2 на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 14 февраля 2019 года.
Заслушав дело по докладу судьи Палатовой Т.В., пояснения представителя истца ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности от 20 сентября 2017 года; представителя ответчика администрации г. Благовещенска – ФИО3, действующей по доверенности от 04 июня 2019 года; изучив апелляционную жалобу, письменные возражения на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации г. Благовещенска, в обоснование указав, что в судебном порядке признан незаконным акт № 1 от 27 июля 2016 года комиссии по определению мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов о согласовании места размещения контейнерной площадки для многоквартирных жилых домов по <адрес>, и <адрес> городе Благовещенске. 24 июля 2018 года истец обратился к ответчику с требованием демонтировать незаконную контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов и убрать незаконно установленные контейнеры для сбора ТБО указанных домов в количестве семи штук. На обращение истца был дан отказ по мотиву того, что судом на администрацию города Благовещенска не возложена обязанность по демонтажу контейнерной площадки; а поскольку контейнерная площадка входит в состав общего имущества собственников многоквартирных домов по <адрес>, и <адрес>, соответственно у администрации отсутствуют полномочия и обязанность демонтировать контейнерную площадку. Между тем, размещение контейнерной площадки в месте, определенном актом № 1 от 27 июля 2016 года, полагал нарушающим право истца на благоприятную среду обитания, так как в непосредственной близости от размещенной контейнерной площадки находится частный жилой дом истца. Контроль за соблюдением на территории муниципального образования требований санитарно-эпидемиологического законодательства, осуществление организации деятельности в области обращения с отходами, их сбора и вывоза в силу действующего законодательства относится к компетенции администрации города Благовещенска, как органа местного самоуправления. Спорная контейнерная площадка для сбора мусора размещена в границах земельного участка с кадастровым номером №1082, используемого для сетей водоснабжения, сведения о регистрации прав на который отсутствуют, из чего следует, что контейнерная площадка не входит в состав общего имущества собственников многоквартирных жилых домов по <адрес>, и <адрес>.
С учетом уточнения заявленных требований просил возложить на орган местного самоуправления – администрацию города Благовещенска, осуществляющий контроль за соблюдением на территории муниципального образования требований санитарно-эпидемиологического законодательства, несущий ответственность за обустройство площадок с необходимым количеством мусорных контейнеров на них, решающий вопросы по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов и наделенный полномочиями участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, обязанность устранить незаконно размещенную мусорную контейнерную площадку по сбору и временному хранению твердых бытовых отходов для жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>, и <адрес>, в 80 квартале города Благовещенска.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца ФИО1 – ФИО2 поддержала заявленные исковые требования по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в силу чего суд в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в их отсутствие.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 14 февраля 2019 года в удовлетворении искового заявления ФИО1 к администрации г. Благовещенска о возложении обязанности устранить незаконно установленную контейнерную площадку для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов в квартале 80 г. Благовещенска отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 – ФИО2 не соглашается с принятым решением, просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что вопросы организации сбора, установки мусоросборочных контейнеров и транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов относятся к компетенции органов местного самоуправления. Спорная контейнерная площадка расположена на территории, которая не является придомовой территорией и не входит в состав общего имущества собственников многоквартирных жилых домов по <адрес> и <адрес> в г. Благовещенске. Материалы дела не содержат документов, подтверждающих права собственников многоквартирных домов на спорную контейнерную площадку, равно как и документов, подтверждающих передачу площадки, как общего имущества собственников, в управление управляющим организациям. В данной связи считала ошибочным вывод суда об отнесении контейнерной площадки к собственности жильцов вышеуказанных многоквартирных домов. Кроме того, земельный участок под многоквартирными домами также находится в муниципальной собственности. Считает, что приобретение контейнеров для сбора ТКО и оборудование контейнерной площадки не входит в обязанности управляющей организации. Настаивает, что бремя содержания контейнерной площадки несет собственник земельного участка, на котором она расположена.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска в лице представителя ФИО4 не соглашается с доводами апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции принятым в соответствии с нормами материального и процессуального права. Доводы представителя истца аналогичны приводимым в суде первой инстанции, судом в решении им дана надлежащая оценка. Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФИО1 – ФИО2 поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Настаивала, что ввиду неустановления собственника спорной контейнерной площадки и размещения ее в границах муниципального земельного участка, обязанность по ее демонтажу должна быть возложена на администрацию г. Благовещенска.
Представитель ответчика администрации г. Благовещенска ФИО3 возражала относительно доводов апелляционной жалобы, полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Указывала, что администрация г. Благовещенска не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку не является собственником спорной контейнерной площадки, которая была установлена по инициативе собственников многоквартирных домов силами управляющей организации.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в силу чего судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ – в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для его отмены либо изменения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, спор между сторонами возник по поводу размещения контейнерной площадки для многоквартирных жилых домов по <адрес> и <адрес> в г. Благовещенске.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 03 июля 2018 года по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г. Благовещенска Амурской области о признании незаконным решения администрации по устройству контейнерной площадки, было отменено решение Благовещенского городского суда Амурской области от 21 февраля 2018 года, которым отказано в удовлетворении требований ФИО1, по делу принято новое решение. Признан незаконным акт № 1 от 27 июля 2016 года комиссии по определению мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов о согласовании места размещения контейнерной площадки для многоквартирных жилых домов по <адрес> и <адрес> в г. Благовещенске.
Ссылаясь на указанное обстоятельство, а также на нарушение своих прав размещением контейнерной площадки с нарушением санитарных требований, ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации г. Благовещенска Амурской области.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 209, 210 ГК РФ, 36, 39 ЖК РФ, Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2013 года № 170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, пришел к выводам, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов в жилищном фонде (включающая в себя установку контейнерных площадок и мусоросборников в соответствии с требованиями действующего законодательства своими силами или с привлечением специализированных организаций), а равно демонтаж размещенных незаконно контейнерных площадок с контейнерами для сбора отходов, должна возлагаться на организацию, осуществляющую управление многоквартирными домами, а не на орган местного самоуправления, в силу чего отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что вопросы организации сбора, установки мусоросборочных контейнеров и транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов относятся к компетенции органов местного самоуправления, отклоняются судебной коллегией, как основанные на произвольном толковании законодательства в сфере охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены и в статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которой установлено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Так, в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Закона № 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Исходя из анализа указанных норм, орган местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляет именно организацию деятельности по накоплению, транспортировке, утилизации ТКО, при этом определение местоположения площадок накопления ТКО вменяется органам местного самоуправления в обязанность, тогда как непосредственно установка контейнеров и бункеров в такую обязанность не вменяется и может быть осуществлена как органом местного самоуправления, так и собственниками жилых домов (управляющими компаниями в интересах собственников) либо региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Порядок принятия решения о создании или согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования города Благовещенска утвержден постановлением Администрации города Благовещенска от 17 апреля 2019 года № 1231. Пунктом 2 указанного порядка установлено, что места (площадки) накопления ТКО на территории муниципального образования города Благовещенска создаются как администрацией города Благовещенска так и физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которые являются собственниками зданий, строений, сооружений, жилых/нежилых помещений, земельных участков и (или) в результате деятельности (жизнедеятельности) которых образуются ТКО.
Таким образом, установка и демонтаж контейнерных площадок не является исключительной обязанностью органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд правомерно определил в качестве юридически значимого обстоятельства установление лица, осуществившего установку спорной контейнерной площадки.
При этом судом установлено, что монтаж площадки был осуществлен управляющими компаниями ООО «Амурский жилищный стандарт» и ООО «АЖС» Благовещенск» в интересах собственников обслуживаемых данными компаниями домов, на основании акта об определении места размещения контейнерной площадки для сбора ТКО в районах сложившейся застройки города.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что обязанность администрации по демонтажу контейнерной площадки обусловлена расположением таковой на территории земельного участка с кадастровым номером №1082, отнесенного к муниципальной собственности, подлежит отклонению, как несостоятельный.
Стороной истца не представлено надлежащих доказательств размещения спорной контейнерной площадки именно в границах земельного участка с кадастровым номером №1082. При этом из имеющейся в материалах дела выкопировки из публичной кадастровой карты (л.д. 50, т. 2) не усматривается наличие в месте расположения спорной контейнерной площадки земельного участка с кадастровым номером №1082.
Согласно имеющейся в материалах схемы расположения контейнерной площадки с приложением к ней, она находится в границах земельного участка с кадастровым номером 28:1:130080:112, который находится в собственности ООО «КСК «ХУАФУ» (л.д. 91-92, т. 1), при этом под кадастровым номером №1082 учтен не земельный участок, а объект недвижимости – сети водоснабжения, проходящие в границах нескольких земельных участков, в том числе в границах участка с кадастровым номером №112.
То обстоятельство, что контейнерная площадка не расположена в границах придомовой территории не исключает отнесение ее к общему имуществу собственников многоквартирных жилых домов либо к имуществу иных лиц, осуществивших приобретение контейнеров и установку их на спорной территории.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание выводов суда первой инстанции об отнесении спорной контейнерной площадки к собственности жильцов многоквартирных домов, мотивированные отсутствием у управляющих компаний обязанности по приобретению контейнеров для сбора ТКО и оборудованию контейнерной площадки, основаны на неверном толковании правовых норм.
Статьей 1 Закона № 89-ФЗ установлено, что накопление отходов представляет собой складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, которым собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
При этом собственники помещений в многоквартирном доме согласно статье 39 ЖК РФ несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в пределах долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме.
Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290.
Согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции об отсутствии у администрации г. Благовещенска обязанности по демонтажу спорной контейнерной площадки соответствуют обстоятельствам дела и вышеприведенным правовым нормам.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неверном толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не находит. Нарушений норм материального либо процессуального права при принятии решения судом первой инстанции не допущено. Предусмотренные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены либо изменения решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 14 февраля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 – ФИО2 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллегии: