УИД 28RS0004-01-2019-014025-34
Дело № 33АП-2321/2020 судья первой инстанции:
Докладчик Дружинин О.В. Кастрюков Д.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 августа 2020 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе
председательствующего Калиниченко Т.В.,
судей Воробьевой В.С., Дружинина О.В.,
при секретаре Филоненко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Благовещенска в интересах ФИО1, ФИО2, Ф.И.О.33 к администрации г. Благовещенска, ГКУ АО "Благовещенское УСЗН", Министерству социальной защиты населения Амурской области, Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области о признании пострадавшими в связи с чрезвычайной ситуацией, оспаривании актов, возложении обязанности включить в списки на получение единовременной материальной помощи в связи с подтоплением жилья, единовременной материальной помощи из средств резервного фонда Правительства РФ (в связи с нарушением условий жизнедеятельности), материальной помощи в связи с частичной утратой имущества, возложении обязанности произвести социальную выплату на капитальный ремонт жилья, выплатить соответствующие виды материальной помощи,
по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области – ФИО3 на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 28 апреля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Дружинина О.В., пояснения прокурора Сабуцкой Т.С., ФИО1, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Благовещенска, действуя в интересах ФИО1, ФИО4 О.14, обратился в суд с настоящим иском к администрации г. Благовещенска, ГКУ АО "Благовещенское УСЗН", Министерству социальной защиты населения Амурской области, Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведённой прокуратурой г. Благовещенска проверки установлено, что истцы зарегистрированы и постоянно проживают в жилом доме по адресу: Амурская область, <адрес>.
В период с 17.07.2019 года по 19.08.2019 года на территории муниципального образования г. Благовещенска действовал режим чрезвычайной ситуации (ЧС).
В результате ливневых дождей и подтопления было повреждено указанное домовладение истцов и находящееся в нем имущество, условия жизнедеятельности истцов были нарушены, в связи с чем истцы, как пострадавшие от ЧС, имеют право на выплату единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств федерального и регионального бюджетов, а также на получение выплаты на проведение капительного ремонта жилого помещения.
Между тем, в удовлетворении заявлений о получении указанной социальной помощи истцам было отказано со ссылкой на акты обследования поврежденного имущества, которые не отражают действительного его состояния.
На основании изложенного, уточнив заявленные требования, прокурор просил суд:
1) признать недействительными акты от 05.08.2019 года и от 26.08.2019 года обследования жилого помещения адресу: <адрес>; заключение от 27.08.2019 года об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате ЧС; акт от 27.08.2019 года комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате ЧС;
2) признать ФИО1, ФИО2, несовершеннолетнего Ф.И.О.15 пострадавшими в связи с ЧС, возникшей на территории муниципального образования город Благовещенск в июле 2019 года;
3) признать ФИО1 имеющей право на получение: единовременной материальной помощи в сумме 30000 рублей в связи с подтоплением (затоплением) домовладения; помощи в сумме 10000 рублей на несовершеннолетнего члена семьи Ф.И.О.16, фактически проживавшего на день ЧС в подтопленном домовладении;
4) признать ФИО1, ФИО2, несовершеннолетнего Ф.И.О.17 имеющими право на получение единовременной материальной помощи в сумме 10000 рублей на человека за счет средств резервного фонда Правительства РФ, финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС в размере 50000 рублей на человека за счет средств резервного фонда Правительства РФ;
5) обязать администрацию города Благовещенска:
- включить ФИО1 в список на получение единовременной материальной помощи в сумме 30000 рублей в связи с подтоплением жилого помещения (выше уровня пола), согласовать и утвердить список и направить список в Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области; произвести выплату ФИО1 единовременной материальной помощи в связи подтоплением жилого помещения (выше уровня пола) в сумме 30000 рублей за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области;
- включить в список на выплату единовременной материальной помощи в сумме 10000 рублей ФИО1 на несовершеннолетнего члена семьи ФИО5; утвердить список и направить в Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области; произвести выплату единовременной материальной помощи ФИО1 на несовершеннолетнего члена семьи Ф.И.О.18 в размере 10000 рублей за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области;
- включить ФИО1, ФИО2, несовершеннолетнего Ф.И.О.19 в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека за счет средств резервного фонда Правительства РФ;
- включить ФИО1, ФИО2, несовершеннолетнего Ф.И.О.20 в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС в размере 50000 рублей на человека;
6) обязать Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области:
- рассмотреть представленный администрацией города Благовещенска список на получение единовременной материальной помощи ФИО1 в связи с подтоплением жилого помещения (выше уровня пола) в размере 30000 рублей на домовладение; разработать и внести в Правительство Амурской области проект распоряжения Правительства Амурской области о предоставлении субсидии бюджету г. Благовещенска из резервного фонда Правительства Амурской области в размере 30000 рублей на цели выплаты ФИО1 единовременной материальной помощи размере 30000 рублей на домовладение;
- рассмотреть список на получение единовременной материальной помощи ФИО1 в размере 10000 рублей на несовершеннолетнего члена семьи Ф.И.О.21; разработать и внести в Правительство Амурской области проект распоряжения Правительства Амурской области о предоставлении субсидии бюджету г. Благовещенска из резервного фонда Правительства Амурской области в размере 10000 рублей на цели выплаты ФИО1 единовременной материальной помощи;
- обеспечить согласование и утверждение в порядке, определенном постановлением Правительства Амурской области от № 451 «Об организации работы по выплатам гражданам, пострадавшим в результате ЧС, возникшей на территории Амурской области в июле - августе 2019 года», списка на получение единовременной материальной помощи ФИО1, ФИО2, несовершеннолетним Ф.И.О.22 как нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека за счет средств резервного фонда Правительства РФ и его направление в МЧС России для рассмотрения вопроса о выдаче средств из резервного фонда Правительства РФ;
- обеспечить согласование и утверждение в порядке, определенном постановлением Правительства Амурской области от № 451 «Об организации работы по выплатам гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Амурской области в июле - августе 2019 года», списка на получение финансовой помощи ФИО1, ФИО2, несовершеннолетним Ф.И.О.23 в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС в размере 50000 рублей на человека за счет средств резервного фонда Правительства РФ и его направление в МЧС России для рассмотрения вопроса о выдачи средств из резервного фонда Правительства РФ;
7) обязать ГКУ АО «Управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району» после поступления средств резервного фонда Правительства РФ произвести выплату ФИО1, ФИО4 О.24 единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей, финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС в размере 50000 рублей, итого в общей сумме 180000 рублей, за счет средств резервного фонда Правительства РФ;
8) обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области предоставить ФИО1 выплату на капитальный ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Амурской области, утвержденными постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 года № 596.
В суде первой инстанции прокурор, ФИО1 на удовлетворении заявленных требований настаивали.
Представитель администрации г. Благовещенска в судебном заседании и представитель Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в письменном отзыве возражали против удовлетворения иска, полагая недоказанным факт повреждения принадлежащего истцам имущества.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель Министерства социальной защиты населения указал на необоснованность исковых требований по предоставлению выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, ссылаясь на отсутствие заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения подлежащим капитальному ремонту.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 28 апреля 2020 года иск прокурора удовлетворен в части, постановлено: признать незаконными акты комиссии г. Благовещенска от 05.08.2019 года и от 26.08.2019 года обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, заключение комиссии г. Благовещенска об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате чрезвычайной ситуации от 27.08.2019 года, акт комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации от 27.08.2019 года;
признать ФИО1, ФИО2, несовершеннолетнего Ф.И.О.25 пострадавшими в связи с чрезвычайной ситуацией, объявленной на территории муниципального образования города Благовещенска в июле 2019 года;
признать ФИО1 имеющей право на получение: единовременной материальной помощи в размере 30 000 рублей в связи с подтоплением (затоплением) жилого помещения (выше уровня пола), единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на несовершеннолетнего члена семьи Ф.И.О.26;
признать ФИО1, ФИО2, несовершеннолетнего Ф.И.О.27 имеющими право на получение за счет средств резервного фонда Правительства РФ единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации в размере 50 000 рублей на человека;
обязать администрацию города Благовещенска: включить ФИО1 в списки на получение единовременной материальной помощи в размере 30 000 рублей в связи с подтоплением (затоплением) жилого помещения (выше уровня пола), на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на несовершеннолетнего члена семьи Ф.И.О.28; согласовать, утвердить списки и направить в Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области; произвести за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области выплату ФИО1 единовременной материальной помощи в размере 30 000 рублей в связи с подтоплением (затоплением) жилого помещения (выше уровня пола) в размере 30 000 рублей, единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на несовершеннолетнего члена семьи Ф.И.О.29; включить ФИО1, ФИО2, несовершеннолетнего Ф.И.О.30 в списки граждан, нуждающихся в оказании за счет средств резервного фонда Правительства РФ единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации в размере 50 000 рублей на человека;
обязать ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» после поступления средств резервного фонда Правительства Российской Федерации произвести выплату ФИО1, ФИО2, несовершеннолетнему Ф.И.О.31, в лице законного представителя ФИО1, за счет средств резервного фонда Правительства РФ единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации в размере 50 000 рублей на человека, итого в общей сумме 180 000 рублей;
обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области предоставить ФИО1 выплату на капитальный ремонт жилого помещения по адресу: Ф.И.О.34 в соответствии с Правилами предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Амурской области, утв. постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 г. № 596.
В удовлетворении исковых требований к Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области истцу отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Амурской области – ФИО3 просит отменить решение в части возложения на Министерство обязанности по предоставлению выплаты на капитальный ремонт жилого помещения. Ссылается на то, что с заявлением о предоставлении указанной выплаты истцы в ГКУ УСЗН не обращались, решение об отказе в выплате не принималось, заключение межведомственной комиссии о признании жилого дома подлежащим капительному ремонту в материалах дела отсутствует.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор просил решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции прокурор и ФИО1 просили оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Остальные участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства уведомлялись надлежащим образом, однако в заседание судебной коллегии не явились. Руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела, ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежат жилой дом по адресу: Амурская область, <адрес>, в котором ФИО1 постоянно проживает вместе с супругом ФИО2 и несовершеннолетним сыном Ф.И.О.32, <дата> года рождения.
Постановлением администрации города Благовещенска от 17.07.2019 г. № 2269 на территории муниципального образования - город Благовещенск установлен режим чрезвычайной ситуации в связи с опасным природным явлением (очень сильный дождь) и подтоплением дождевыми водами участков проезжей части и улиц г. Благовещенска. Распоряжением Губернатора Амурской области от 25.07.2019 № 136-р на территории Амурской области, в том числе на территории г. Благовещенска, с 25 июля 2019 года введен региональный режим чрезвычайной ситуации в связи с комплексом опасных метеорологических явлений. Постановлением администрации города Благовещенска № 2761 от 19.08.2019 режим чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования города Благовещенска отменен.
Согласно актам от 05.08.2019 года (т. 1, л.д. 85), от 26.08.2019 года (т. 1, л.д. 93), от 27.08.2019 года (т. 1, л.д. 100-101) комиссионного обследования жилого помещения и утраченного имущества первой необходимости по адресу: Амурская область, <адрес>, заключению от 27.08.2019 года (т. 1, л.д. 98-99), факт подтопления указанного жилого дома, утраты имущества первой необходимости и нарушений условий жизнедеятельности семьи истцов не подтвержден.
С учетом указанных актов и заключения в удовлетворении заявлений о получении социальной помощи в связи с повреждением имущества и нарушений условий жизнедеятельности в результате ЧС истцам было отказано, что явилось основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о признании указанных актов незаконными, а ФИО6 пострадавшими в связи с чрезвычайной ситуацией и имеющими право на получение в связи с этим мер единовременной социальной помощи, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», федеральными, региональными и муниципальными правовыми актами, устанавливающими основания и порядок оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества, нарушения условий жизнедеятельности семьи в результате чрезвычайной ситуации, исходил из совокупности представленных сторонами доказательств, в том числе акта обследования УСЗН по г. Благовещенск и Благовещенскому району, справок Управления по делам ГО и ЧС г. Благовещенска, свидетельских показаний, подтверждающих степень и характер повреждения принадлежащего истцам имущества, нарушения условий жизнедеятельности семьи в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В указанной части решение не обжалуется.
Принимая решение о возложении на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанности предоставить ФИО1 выплату на капитальный ремонт жилого помещения, суд руководствовался Правилами предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Амурской области, утвержденными постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 г. № 596 и исходил из того, что необходимость проведения капитального ремонта дома подтверждена актом его визуального обследования Амурского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 22.11.2019 года.
С решением суда о выплате на капитальный ремонт жилого помещения судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" " в нормативном единстве с пунктом 2 данной статьи закрепляют права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и предусматривают, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу п. 15 названных Правил порядок и условия предоставления выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений гражданам, являющимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В рамках предоставленных действующим законодательством полномочий Правительством Амурской области 22 октября 2019 года принято Постановление № 596 «Об утверждении Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле-августе 2019 года на территории Амурской области» (далее - Правила).
На основании п. 3.1. названных Правил для получения выплаты на осуществление капитального ремонта поврежденного жилого помещения гражданин из числа лиц, установленных пунктом 1.3 настоящих Правил, или его представитель подает в ГКУ УСЗН письменное заявление о предоставлении выплаты на осуществление капитального ремонта с приложением соответствующих документов.
ГКУ УСЗН в течение 2 рабочих дней со дня регистрации заявления на капитальный ремонт и документов запрашивает в органе местного самоуправления копию акта обследования жилого помещения и заключения межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления, о признании жилого помещения подлежащим капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации (п. 3.4 Правил).
ГКУ УСЗН в течение 3 рабочих дней со дня получения в полном объеме сведений и документов на запросы, направленные в соответствии с пунктом 3.4 настоящих Правил, за исключением сведений, запрашиваемых министерством социальной защиты населения Амурской области в соответствии с пунктом 3.7 настоящих Правил, направляет пакет документов заявителя в министерство (п. 3.5 Правил).
Согласно пп. 2.10, 3.8 Правил рассмотрение заявлений на капитальный ремонт и документов, поданных заявителями (представителями), осуществляется комиссией, создаваемой министерством социальной защиты населения Амурской области
Комиссия в течение 10 рабочих дней со дня поступления от ГКУ УСЗН в министерство пакета документов заявителя или в течение 5 рабочих дней со дня получения министерством сведений, запрошенных в соответствии с пунктом 3.7 настоящих Правил, рассматривает их и принимает решение:
1) о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения;
2) об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения.
Решения комиссии, предусмотренные настоящим пунктом, оформляются протоколом.
Основаниями для принятия комиссией решения об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения являются:
1) отсутствие у заявителя права на предоставление выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в соответствии с настоящими Правилами;
2) представление документов, содержащих недостоверные и (или) неполные сведения (п. 3.10 Правил).
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47) и применительно к настоящему спору, полномочия по признанию жилого помещения подлежащим капитальному ремонту относятся к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления.
Таким образом, обязательным условием реализации названными категориями граждан права на получение выплаты на осуществление капитального ремонта является решение комиссии министерства социальной защиты населения Амурской области, принятое по результатам рассмотрения поданного гражданином заявления и всех необходимых документов, в число которых входит заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения подлежащим капитальному ремонту.
Между тем, доказательств обращения ФИО1 в ГКУ УСЗН с заявлением о предоставлении ей выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения, наличия заключения межведомственной комиссии о признании указанного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту истцом суду, в порядке ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, не представлено, и из материалов дела таковых доказательств не усматривается.
Акт визуального обследования жилого дома от 22.11.2019 года, составленный Амурским филиалом АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», допустимым доказательством нуждаемости жилого помещения в капитальном ремонте являться не может.
Ввиду изложенного, решение суда о выплате ФИО1 на капитальный ремонт жилого помещения не соответствует требованиям законодательства и обстоятельствам дела, а потому подлежит отмене в этой части с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 28 апреля 2020 года в части удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанности предоставить ФИО1 выплату на капитальный ремонт жилого помещения по адресу: Амурская область, <адрес> в соответствии с Правилами предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Амурской области, утвержденными постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 года № 596 – отменить, приняв в данной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.
В остальной части решение оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
УИД 28RS0004-01-2019-014025-34
Дело № 33АП-2321/2020 судья первой инстанции:
Докладчик Дружинин О.В. Кастрюков Д.В.