АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 августа 2020 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Калиниченко Т.В.,
судей коллегии: Воробьёвой В.С., Дружинина О.В.,
при секретаре: Филоненко П.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Амурской области о возложении обязанности по постановке на учет для обеспечения жильем, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 27 мая 2020 года.
Заслушав дело по докладу судьи Воробьёвой В.С., пояснения истца ФИО1, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, указав в обоснование, что является участником – ветераном боевых действий в района острова Даманский в марте 1969 года, ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом <номер> группы, имеет выданное военным комиссариатом удостоверение «Участник-ветеран Великой Отечественной войны» ВВ <номер> от <дата>. В данном удостоверении указана статья 15 по льготам для ветеранов ВОВ согласно пп. «а-ж» и «и» пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах». Удостоверение выдано на основании архивной справки из Центрального архива Министерства обороны РФ № 8/14080 от 26 февраля 2007 года и Директивы Генерального штаба Министерства обороны ВС РФ № 328/2351 от 13 ноября 1995 года, в которых указано, что войсковая часть 73430 с 15 по 28 марта 1969 года принимала участие в боевых действиях по пресечению военных провокаций китайских войск на о. Даманский. Полагает, что в связи с участием в боевых операциях по пресечению провокаций китайских войск на о. Даманский в 1969 году в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» ему должны предоставляться льготы по обеспечению жильем, тождественные льготам для ветеранов Великой Отечественной войны, он должен быть поставлен на учет для обеспечения жильем из средств федерального бюджета как ветеран Великой Отечественной войны. Он обратился в Министерство социальной защиты населения по Амурской области с заявлением о включении в очередь на обеспечение жильем как ветерана Великой Отечественной войны нуждающегося в улучшении жилищных условий из средств федерального бюджета. Им были представлены все необходимые документы, подтверждающие его право на постановку в очередь для улучшения жилищных условий. Письмом Министерства социальной защиты населения от 22 ноября 2019 года № 06-31/1799 ему было отказано, поскольку он не попадает под действие Указа Президента № 714 от 7 мая 2008 года. С данным отказом не согласен, поскольку имеет категорию ветерана ВОВ, на основании пп. «а» пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», согласно которому на него распространяется действие ст. 15 по льготам и социальному обеспечению, в том числе пункт 3 - обеспечение жильем из средств федерального бюджета, как ветерана ВОВ 1941-1945 гг. Полагает, что Указ Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года не распространяется на ветеранов ВОВ, указанных в разделе 1 Приложения к Федеральному закону, на которых распространяется действие ст.ст. 2 и 4, льготы и социальная поддержка которым определены пп. «a-ж» и «и», установленными ст. 15 по льготам и социальной поддержке для данной категории лиц. Указ Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года обращен к ветеранам Великой Отечественной войны, проходившим военную службу в 1941-1945 гг. в составе недействующей армии, а также к лицам, лиц, отнесенных к пп. 2, 3, 4, которым в советское время, до Постановления Правительства РФ № 427 от 1 июня 2000 годы льготы предоставлялись. Министерство социальной защиты населения по Амурской области не вправе толковать правовой акт иным образом, вносить в него изменения, ограничения, умаляющие права граждан, которых Федеральный закон «О ветеранах», не содержит. Данным законом определен состав лиц, участвующих в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., гражданской войне 1918-1922 гг. и участников других боевых операций по защите отечества, предоставляя им тем самым тот же объем мер оказываемой социальной поддержки и льгот в обеспечении жильем, в том числе и участникам боевых действий на о. Даманский.
Уточнив в ходе судебного разбирательства заявленные требования, просит суд возложить на Министерство социальной зашиты населения Амурской области обязанность по постановке в очередь для обеспечения жильем из средств федерального бюджета как ветерана Великой Отечественной войны согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В судебном заседании суда первой инстанции истец на требованиях настаивал в полном объеме, указал, что на него распространяются льготы, установленные ст. 15 Федерального закона № 5-ФЗ от 15 января 1995 года «О ветеранах», поскольку он является нуждающимся в улучшении жилищных условий, он подлежит постановке на учет для обеспечения жильем как ветеран Великой Отечественной войны. Просил требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика не согласившись с иском, указала, что ФИО1 является ветераном участником Великой Отечественной войны, участвовавшим в боевых действиях на о. Даманский в 1969 году и имеющим группу инвалидности. Согласно имеющемуся в материалах дела удостоверению меры социальной поддержки ФИО1 предоставляются в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах». Статьей 15 Федерального закона «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки участникам Великой Отечественной войны, в том числе и по обеспечению жильем. Реализация права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета закреплена за категорией граждан: вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов». Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». Данным нормативно-правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лица, принимавшие участие в боевых действиях на о. Даманский, не включены. Поскольку граждане, принимавшие участие в боевых операциях по защите Отечества в иные периоды, кроме 1941-1945 годов, отнесенные к категории участников Великой Отечественной войны, не имеют право на обеспечение жильем в рамках Указа, субвенции на обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны, из числа лиц, принимавших участие в боевых операциях по защите Отечества в другие временные периоды, кроме 1941-1945 годов, в федеральном бюджете, не предусматриваются, соответственно субъектам Российской Федерации не направляются. Правительством области принято решение о предоставлении меры социальной поддержки таким гражданам за счет средств областного бюджета в рамках государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной Правительством Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446. Постановлением Правительства Амурской области от 17 февраля 2012 года № 71 утвержден Порядок предоставления социальной выплаты на улучшение жилищных условий отдельным категориям ветеранов и членам их семей. В рамках указанного Порядка военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях на о. Даманский имеют право на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий. В соответствии с пунктом 8 Порядка министерство формирует сводный список граждан по области (по дате постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления). Сводный список формируется на основании официальных списков, представленных органами местного самоуправления, которые несут ответственность за полноту и достоверность представленных сведений. ФИО1, в соответствии с датой постановки на учет (9 декабря 2014 года), включен в сводный список отдельных категорий ветеранов и членов их семей, сформированный министерством, с целью получения социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств областного бюджета. Просят в иске отказать.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц Министерства финансов Амурской области, Правительства Амурской области, Министерства строительства и жилищного хозяйства Российской Федерации, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили, заявлений об отложении рассмотрения дела не поступало.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 27 мая 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Амурской области о возложении обязанности по постановке на учет для обеспечения жильем из средств Федерального бюджета как ветерана Великой Отечественной войны согласно Федеральному закону «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12 января 1995 года, было отказано.
В апелляционной жалобе истец ФИО1, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, с решением суда не соглашается, ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Суд не принял во внимание определение Верховного суда РФ от 19.02.2018 года №18КГ17-231 по аналогичному делу, в определении которого дано разъяснение в каких случаях, кому, на основании каких документов предоставляются льготы в обеспечении жильем по Указу Президента РФ от 07.05.2008 года №714, и кому из средств федерального бюджета согласно закону «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5-ФЗ. Полагает ошибочным отнесение его судом первой инстанции к категории участники боевых действий в локальных войнах с участием граждан РФ. Обращает внимание, что участники вооруженного конфликта на о. Даманский являются участниками – ветеранами Великой Отечественной войны.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области ФИО2 с доводами апелляционной жалобы не соглашается. Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено.
С учетом мнения истца, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 167 и частью 1 статьи 327 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность постановленного решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив письменные возражения, выслушав пояснения истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Статьей 2 Федерального закона "О ветеранах" определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).
В силу подпункта "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 427 во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны в период с 1941 по 1945 год.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона "О ветеранах".
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах").
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ФИО1, является участником боевых действий на о. Даманском в марте 1969 года, имеет удостоверение ветерана Великой Отечественной войны.
30 марта 2007 года ФИО1 военным комиссариатом г. Благовещенска и Благовещенского района выдано удостоверение как ветерану участнику Великой Отечественной войны (серия ВВ <номер>), как имеющему право на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах».
Статьей 3 Федерального закона «О ветеранах» установлены категории ветеранов боевых действий, в частности военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3 закона «О ветеранах»).
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе I Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесены, в том числе, боевые действия в районе острова Даманского в марте 1969 г.
Между тем боевые действия в районе острова Даманского, имевшие место в марте 1969 г., не отнесены положениями статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 апреля 2006 г. N 89-О указал, что Федеральный закон «О ветеранах» с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах «а» - «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2.
При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 390-О и N 398-О, от 12 ноября 2008 г. N 1051-О-О и другие).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».
Данным нормативно-правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лица, принимавшие участие в вооруженном конфликте на о. Даманский, не включены.
Указанная позиция также изложена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2018 года <номер>-КГ17-231.
Поскольку лица, принимавшие участие в боевых действиях на о. Даманский, в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» не поименованы, реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Право лиц, принимавшие участие в боевых действиях на о. Даманский, на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона «О ветеранах» и требованиями жилищного законодательства. Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названной категории граждан закреплен в абзаце первом пункта 3 Правил от 15 октября 2005 г. N 614.
Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 5-ФЗ ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 5-ФЗ установлено, что ветераны боевых действий, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что в случае постановки на учет после 1 января 2005 года ветераны боевых действий имеют право на улучшение жилищных условий в соответствии с нормами жилищного законодательства Российской Федерации путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Правительством Амурской области категории лиц, в том числе принимавшим участие в боевых операциях по защите Отечества в другие временные периоды, кроме 1941-1945 годов, мера социальной поддержки за счет средств областного бюджета обеспечивается в рамках государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной Правительством Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446.
В целях реализации указанной государственной программы постановлением Правительства Амурской области от 17 февраля 2012 года № 71 утвержден Порядок предоставления социальной выплаты на улучшение жилищных условий отдельным категориям ветеранов и членам их семей.
В рамках указанного Порядка военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях на о. Даманский имеют право на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий.
В соответствии с пунктом 8 Порядка министерство формирует сводный список граждан по области (по дате постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления). Сводный список формируется на основании официальных списков, представленных органами местного самоуправления, которые несут ответственность за полноту и достоверность представленных сведений.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось сторонами, что ФИО1, в соответствии с датой постановки на учет 9 декабря 2014 года, включен в сводный список отдельных категорий ветеранов и членов их семей, сформированный министерством, с целью получения социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств областного бюджета.
Таким образом, ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», в соответствии с которыми в порядке, предусмотренном Правилами от 15 октября 2005 г. N 614, бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субвенции из федерального бюджета на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, не поименованы лица, принимавшие участие в вооруженном конфликте на о. Даманский, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований ФИО1 судебная коллегия признает основанным на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства и надлежащей оценке представленных по делу доказательств.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически выражают несогласие истца с выводами суда, однако по существу не опровергают тот факт, что истец не является непосредственным участником Великой Отечественной войны по смыслу пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», основаны на неправильном толковании данного Закона, соответственно оснований к отмене или изменению решения не содержат, в связи с этим, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли бы привести к неправильному рассмотрению дела, а также влекущих безусловную отмену решения суда в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено. Оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 27 мая 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
1версия для печатиДело № 33АП-2325/2020 (Определение)