АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 сентября 2020 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе: Председательствующего судьи: Кузько Е.В.,
при секретаре: Залевской Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Архаринского района в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к администрации Архаринского райлна Амурской области, МДОКУ «Детский сад «Дюймовочка» с. Аркадьевка о возложении обязанности, по представлению прокурора Архаринского района – Дидик А.А. на определение Архаринского районного суда Амурской области от 07 июля 2020 года, о предоставлении отсрочки исполнения решения, -
УСТАНОВИЛА:
Решением Архаринского районного суда Амурской области от 27 апреля 2020 г. исковые требования прокурора Архаринского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к администрации Архаринского района Амурской области, МДОКУ «Детский сад «Дюймовочка» с. Аркадьевка о возложении обязанностей, удовлетворены.
Администрация Архаринского района Амурской области обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения указанного решения суда на срок до 30 ноября 2020 года.
Определением Архаринского районного суда Амурской области от 07 июля 2020 г. указанное заявление удовлетворено, администрации Архаринского района Амурской области предоставлена отсрочка исполнения решения Архаринского районного суда Амурской области от 27 апреля 2020 г. по иску прокурора Архаринского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних о возложении на администрацию Архаринского района Амурской области обязанностей выделить финансирование МДОКУ «Детский сад «Дюймовочка» с. Аркадьевка для оснащения здания системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на срок до 30 ноября 2020 г..
В представлении прокурор Архаринского района Дидик А.А. настаивает на отмене данного определения. Полагает, что оснований для предоставления отсрочки решения суда не имеется. Указывает, что администрацией Архаринского района Амурской области не представлены конкретные доказательства того, что администрацией предпринимались меры, направленные на исполнение решения суда. Считает, что определение суда принято с нарушением принципа разумности исполнения судебных актов, при учете баланса интересов истца и ответчика. Кроме того, считает, что судом не дана надлежащая оценка представленным доказательствам на предмет наличия исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда. Просит определение суда отменить, отказав в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Возражений на представление прокурора не поступило.
В соответствии с ч.ч. 3-4 ст. 333 ГПК РФ поданное представление прокурора на определение суда первой инстанции рассмотрено судьей единолично, без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов представления, суд апелляционной инстанции оснований к его отмене не находит.
Согласно ст. 434 ГПК РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 203 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерии их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Исходя из содержания ст. ст. 203, 434 ГПК РФ, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Возможная отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
По смыслу приведенных норм отсрочка исполнения решения суда применима лишь в исключительных случаях, когда это связано с имущественным положением должника и другими заслуживающими внимание обстоятельствами. При этом необходимо соблюдение баланса интересов не только должника, но и взыскателя. Отсрочка предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения. Рассрочка исполнения решения суда означает, что исполняются его части с определенным интервалом времени и сроком исполнения каждой части. При этом как отсрочка, так и рассрочка безусловно отдаляют реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, а потому обстоятельства должны носить исключительный характер.
Как разъяснено в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
Вступившие в законную силу судебные постановления, как установлено ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вместе с тем, при предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Таким образом, суд вправе решить вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения решения при наличии установленных законом оснований и исходя из совокупности представленных сторонами доказательств с учетом принципов равноправия и состязательности сторон, а также принципа справедливости судебного разбирательства. Основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. К числу указанных обстоятельств могут быть отнесены в том числе тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, вступившим в законную силу решением Архаринского районного суда Амурской области от 27 апреля 2020 г. На администрацию Архаринского района Амурской области возложена обязанность выделить финансирование МДОКУ «Детский сад «Дюймовочка» с. Аркадьевка для оснащения здания МДОКУ «Детский сад «Дюймовочка» с. Аркадьевка, расположенного по адресу: <адрес>, системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в течение 1 (одного) месяца после вступления решения суда в законную силу.
На МДОКУ «Детский сад «Дюймовочка» с. Аркадьевка возложена обязанность оснастить здание МДОКУ «Детский сад «Дюймовочка» с. Аркадьевка, расположенное по адресу: <адрес>, системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в течение 2 (двух) месяцев с момента осуществления администрацией Архаринского района Амурской области финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности.
Судом установлено, и следует из материалов дела, что в силу сложившейся в марте 2020 г. ситуации, связанной с создавшейся санитарно-эпидемиологической обстановкой в районе и области, вызванной распространением новой короновирусной инфекцией (COVID-2019) в Архаринском районе Амурской области значительно усугубилась экономическая ситуация, что было связано с ограниченной деятельностью организаций и учреждений всех форм собственности, необходимостью в первоочередном порядке высвобождения денежных средств на обеспечение проведения санитарных противоэпидимических обработок помещений и территории муниципальных учреждений, реализации мер поддержки хозяйствующих на территории района субъектов.
Архаринским районным Советом народных Депутатов Амурской области 30 апреля 2020 г. принято решение № 36/296 «О внесении изменения в ст. 3 Положения Архаринского района от 10 сентября 2008 г. № 19 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования Архаринский район» о снижении корректирующего коэффициента К2, применяемого для расчета единого налога на вмененный доход.
Изменения вносились в целях обеспечения устойчивого развития экономики Амурской области и недопущения риска возникновения дестабилизации в отдельных ее отраслях, и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Архаринского района Амурской области в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
В связи с изложенными обстоятельствами, суд первой инстанции принял во внимание отсутствие источников покрытия принимаемых расходных обязательств, свидетельствующих о том, что должник не располагает необходимыми денежными средствами на финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности здания, расположенного по адресу: <адрес>.
Бюджет Архаринского района является высокодотационным, испытывает жесткий дефицит финансовых ресурсов, Архаринский район отнесен к муниципальным образованиям области, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 % дохода местного бюджета.
Большую часть дохода местного бюджета составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы субъекта РФ. Финансовая зависимость Архаринского района от поступлений из областного бюджета составляет 82%.
В соответствии с коммерческим предложением ООО ДВ ЦКБ «Спайдер» от 21 апреля 2020 г. за исходящим номером 45, следует, что стоимость по оснащению объектов образования системами передачи тревожных сообщений с последующей передачей сигналов тревожных кнопок «Полиция» в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» Амурской области составляет 87 500 руб. для одного объекта. С учетом выполнения указанных работ во всех образовательных учреждениях Архаринского района стоимость работ составляет 2 100 000 руб..
Министерством финансов Амурской области муниципальным образованиям области из областного бюджета, была предоставлена финансовая помощь в форме субсидий на проведение мероприятий по противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций, в том числе, в адрес Архаринского района в размере 1 303 800 руб..
Заявкой от 13 марта 2020 г. <номер>, направленной заместителю председателя Правительства Амурской области – министру образования и науки Амурской области, администрация Архаринского района просит предоставить субсидию бюджету Архаринского района на софинансирование расходов, возникающих при реализации мероприятий по противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций из областного бюджета 1 303 800 руб..
За счет средств бюджета Архаринского района должно быть выделено 40 324 руб..
Распределение средств субсидии по противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций в разрезе мероприятий следующее: замена пожарной сигнализации – 553 594 рубля, в том числе:
- МДОАУ «Детский сад № 3 «Дюймовочка» - 323 000 руб..
В связи с вышеизложенным, министерство образования и науки Амурской области согласовало и утвердило указанный перечень мероприятий распределения денежных средств.
Таким образом, довод заявителя о том, что распределение денежных средств, предоставленных субсидией, на иные мероприятия, не указанные в перечне мероприятий, будет, является нецелевым использованием денежных средств, суд признал обоснованным.
Утвердив план мероприятий по противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных организаций, между министерством образования и науки Амурской области и администрацией Архаринского района 27 марта 2020 г. заключено соглашение <номер> о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Архаринского района на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций в рамках государственной программы Амурской области «Развитие образования Амурской области». В рамках предоставленной областью субсидии, в настоящее время заключено 18 договоров с Исполнителями (Подрядчиками) на сумму 1 330 053 руб. 44 коп.. Приложение № 1 к заявлению о проведении мероприятий о противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных организаций подтверждает, заключение указанных договоров.
В протоколе № 1 от 30 марта 2020 г. заседания антитеррористической комиссии Архаринского района пятым вопросом повестки рассмотрен вопрос о согласовании выделенных министерством образования Амурской области субсидий. По указанному вопросу комиссия решила предоставить отделу образования Архаринского района сметную документацию для осуществления замены пожарной сигнализаций, эксплуатируемых более 10 лет в ОУ и приобретения дополнительных технических средств по обеспечению безопасности ОУ.
Начальником отдела образования предоставлены сведения, согласно приложению № 2 к заявлению, из которых следует, что потребность по решению суда по установке тревожных кнопок составляет 2 100 000 руб., сумма субсидии по утвержденному плану: металлодетекторы, система видеонаблюдения, пожарная сигнализация, ограждение в размере 1 344 124 руб., сумма по заключенным договорам (реализация, субсидии) в размере 1 332 053 руб. 44 коп. и экономия субсидии в размере 12 070 руб. 56 коп.. Субсидия направлена на реализацию согласованного и утвержденного с министерством плана мероприятий по противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных организаций.
Разрешая заявленные требования, дав надлежащую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ представленным администрацией Архаринского района Амурской области в обоснование заявленного ходатайства доказательствам, верно руководствуясь нормами процессуального права, регулирующими вопросы предоставления отсрочки исполнения судебных актов, суд первой инстанции исходил из того, что у должника возникли обстоятельства, в силу которых невозможно исполнить полностью судебное решение в сроки, установленные в решении суда и законодательством об исполнительном производстве, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об имеющихся правовых основаниях для предоставления отсрочки исполнения судебного решения на срок до 30 ноября 2020 года.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопреки доводу жалобы об отсутствии исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, учитывая вышеприведенные нормы закона, их правовой смысл, исходя из фактических обстоятельств, на основании которых администрация Архаринского района Амурской области ходатайствует о предоставлении отсрочки, судья приходит к выводу о том, что указанные заявителем доводы к отсрочке исполнения решения суда являются обстоятельствами, которые объективно делают невозможным исполнение судебного акта в установленные законом сроки, так как создают серьезные препятствия к совершению исполнительных действий, а также подтверждают обстоятельства того, что должник не бездействует, принимает возможные меры к исполнению решения суда. С учетом принимаемых должником мер, что подтверждено надлежащими доказательствами, является очевидным, что решение суда будет им исполнено в оптимальные сроки.
Кроме этого, судебная коллегия принимает во внимание, что Указом Президента РФ от 02.04.2020 N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Указом Президента РФ от 28.04.2020 N 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на всей территории Российской Федерации был введен ряд ограничительных мер, которые объективно способствовали, возникновению описанной заявителем ситуации связанной с необходимостью для органов муниципальной власти в первоочередном порядке направлять денежные средства на финансирование мероприятий, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Также во исполнение распоряжения Правительства Амурской области от 26 марта 2020 №45-р, Главой Архаринского района принято Распоряжение от 02 апреля 2020 года № 191 «Об отсрочке арендной платы субъектам малого предпринимательства», что отразилось на снижение объема доходов муниципального образования, в условиях ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции(COVID-19).
При таких обстоятельствах, доводы представления не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении вопроса об отсрочке и, соответственно, повлечь отмену определения суда.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судья -
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Архаринского районного суда Амурской области от 07 июля 2020 года оставить без изменения, представление прокурора Архаринского района – Дидика А.А. – без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
1версия для печатиДело № 33АП-2479/2020 (Определение)