ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-2503/2021 от 14.07.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июля 2021 г. г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе

председательствующего Фурсова В.А.,

судей Абрамовой С.А., Бережновой Н.Д.,

при секретаре Ермолаевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Тындинской городской Думе о признании бездействия незаконным, компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Тындинского районного суда Амурской области от 01 апреля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Бережновой Н.Д., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Тындинской городской Думе, указав, что с 17.10.2018 г. состоит на муниципальной службе должности руководителя аппарата Тындинской городской Думы.

К компетенции руководителя аппарата Думы относится, в частности, проведение правовой и антикоррупционной экспертизы и дача заключений по проектам решений и проектам нормативно-правовых актов, вносимых на рассмотрение Тындинской городской Думы, депутатами, постоянными комиссиями, постановлений и распоряжений Председателя Думы.

Наряду с этим истцу поручается подготовка и редактирование проектов правовых актов в качестве исполнителя.

В нарушение п.п. 2 п.9.2 раздела IХ Приложения № 3 нормативного правового акта города Тынды от 14.12.2017 N 45-НПА "Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе", принятого решением Тындинской городской Думы от 14.12.2017 № 671-Р-ТГД-VI, истцу не установлена надбавка за подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, что является нарушением его трудовых прав.

Истец требовал:

- признать незаконными бездействие Тындинской городской Думы в лице председателя Тындинской городской Думы Ф.И.О.11 выразившиеся в не установлении и невыплате истцу надбавки за подготовку и редактирование проектов правовых актов, их визирование в качестве юриста или исполнителя, в размере не менее 40 процентов с ноября по декабрь 2020 г. и на весь 2021 г.;

-обязать Тындинскую городскую Думу в лице председателя Тындинской городской Думы ФИО2 установить и выплатить ему (ФИО1) надбавку за подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, в размере не менее 40 процентов за период с ноября по декабрь 2020 г. и на весь 2021 год с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;

-взыскать с Тындинской городской Думы в его пользу компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей.

В судебном заседании ФИО1, его представитель ФИО3 на иске настаивали.

В судебном заседании представитель Тындинской городской Думы ФИО4 иск не признала. Поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве на иск.

В отзыве указывалось, что в силу ч.3 ст. 2 Закона Амурской области от 30.06.2008 № 74-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области» муниципальному служащему, замещающему должность в юридической службе, в основные обязанности которого входят проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющему высшее юридическое образование, устанавливается ежемесячная надбавка в размере до 50 процентов должностного оклада.

Условия и порядок выплаты ежемесячной надбавки за правовую экспертизу - в размере до 50% должностного оклада -установлены разделом IХ Положения о дополнительных выплатах муниципальным служащим г. Тынды (Приложение № 3 к нормативному правовому акту г. Тынды от 14.12.2017 № 45-НПА), согласно которому критериями для выплаты надбавки являются: 1). проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов; 2) подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя.

Данная надбавка устанавливается на календарный год распоряжением (приказом) работодателя.

Самостоятельная надбавка за подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя нормативным правовым актом г. Тынды от 14.12.2017 № 45-НПА не предусмотрена.

Распоряжением Председателя городской Думы от 23.12.2019 г. №108 истцу на 2020 г. была установлена ежемесячная надбавка за проведение правовой экспертизы в размере 40%. Распоряжением Председателя городской Думы от 21.12.2020 г. №125 истцу была установлена данная надбавка на 2021 г. в размере 10%.

Заявленный иск подлежит оставлению без рассмотрения, так как истцом заявлен спор, тождественный ранее рассмотренному. Решением суда от 04.02.2021 ФИО1 отказано в иске к Тындинской городской Думе о признании незаконным п. 1 распоряжения Председателя Тындинской городской Думы от 21.12.2020 № 125, внесении изменений в данное распоряжение, перерасчете заработной платы, компенсации морального вреда.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.

Решением Тындинского районного суда Амурской области от 01 апреля 2021 г. в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения с принятием нового решения об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Указывает на отсутствие у Председателя Тындинской городской Думы законных полномочий издавать распоряжения, постановления по вопросам организации работы аппарата Думы, подписывать исковые заявления, отзывы, возражения в судебные органы от имени Тындинской городской Думы, которая является коллегиальным органом, участие ФИО4 в рассмотрении спора в качестве представителя Тындинской городской Думы является незаконным.

Считает, что суд необоснованно применил п.9.4 приложения № 3 (Положение о дополнительных выплатах муниципальным служащим г. Тында) к части 4 ст. 3 Нормативного правового акта г. Тынды от 14.12.2017 № 45-НПА, поскольку указанная норма содержит фактор коррупциогенности, оспаривается истцом в рамках административного производства.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о дне рассмотрения дела извещались надлежащим образом, поэтому на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением Председателя Тындинской городской Думы от 17.10.2018 № 68 ФИО1 принят на главную должность муниципальной службы руководителем аппарата Тындинской городской Думы.

Распоряжением Председателя Тындинской городской Думы от 23.12.2019 № 108 ФИО1 на 2020 г. установлена ежемесячная надбавка за правовую экспертизу в размере 40% должностного оклада.

Распоряжением Председателя Тындинской городской Думы от 21.12.2020 № 125 ФИО1 установлена на 2021 год ежемесячная надбавка за правовую экспертизу в размере 10% должностного оклада.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствовался положениями норм Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Амурской области от 30.06.2008 г. №74-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области», муниципальных правовых актов, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска. При этом суд исходил из того, что истцу за спорный период была установлена ежемесячная надбавка за правовую экспертизу, законные права истца не нарушены.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии не имеется ввиду следующего.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации ( часть 1).

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2).

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Амурской области от 30.06.2008 года N 74-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области» (данный Закон действовал в период спорных правоотношений) денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Пунктом 3 части 1 статьи 1 названного Закона предусмотрено, что муниципальному служащему могут производиться иные выплаты (надбавка за ученую степень, надбавка за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющего высшее юридическое образование), предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области.

Пунктом 3 статьи 2 Закона Амурской области от 30.06.2008 г. N 74-ОЗ предусматривалось установление ежемесячной надбавки в размере до 50% должностного оклада муниципальному служащему, замещающему должность в юридической службе, в основные обязанности которого входят проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющему высшее юридическое образование.

Порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, надбавки за ученую степень, материальной помощи и других выплат устанавливается положениями об этих выплатах, утверждаемыми представительным органом муниципального образования области (пункт 4 статьи 2 Закона Амурской области от 30.06.2008 г. N 74-ОЗ).

Решением Тындинской городской Думы от 14.12.2017 года № 671-Р-ТГД-VI принят нормативный правовой акт города Тынды N45-НПА «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе».

В соответствии с п. 3 ст. 3 нормативного правового акта города Тынды от 14.12.2017 года N 45-НПА муниципальному служащему, в обязанности которого входят проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющему высшее юридическое образование, устанавливается ежемесячная надбавка в размере до 50 процентов должностного оклада.

Порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, надбавки за ученую степень, материальной помощи и других выплат устанавливается согласно приложению №3 к настоящему нормативному правовому акту (пункт 4 ст. 3).

Положением о дополнительных выплатах муниципальным служащим города Тынды (Приложение N 3 к нормативному правовому акту города Тынды от 14 декабря 2017 года N 45-НПА) определен порядок выплаты муниципальным служащим города Тынды дополнительных выплат, в том числе, разделом IX данного приложения установлены условия и порядок установления и выплаты ежемесячной надбавки за правовую экспертизу.

В соответствии с п. 9.1. названного Положения (в ред. нормативного правового акта города Тынды от 09.10.2018 года N 4-НПА) ежемесячная надбавка за правовую экспертизу (далее - надбавка) устанавливается муниципальному служащему, имеющему высшее юридическое образование, в размере до 50 процентов должностного оклада.

Критериями, определяющими право муниципального служащего на установление надбавки, являются определение должностной инструкцией одной из основных обязанностей:

1) проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов;

2) подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя.

Ежемесячная надбавка за правовую экспертизу устанавливается на календарный год распоряжением (приказом) Работодателя (пункт 9.3.)

Руководствуясь вышеприведенными нормами действующего законодательства и нормативно-правовыми актами г. Тынды, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что действующим правовым регулированием денежного вознаграждения муниципальных служащих г. Тында не предусмотрена требуемая истцом надбавка, именуемая надбавкой за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющего высшее юридическое образование. При этом судом обоснованно учтено, что в спорный период истцу в соответствии с положениями действующего законодательства была установлена ежемесячная надбавка за правовую экспертизу.

Несогласие истца с размером установленной надбавки за правовую экспертизу не свидетельствует о нарушении законных прав истца и незаконном бездействии ответчика при обстоятельствах, на которые истец ссылается в обоснование иска. Право определять размер ежемесячной надбавки за правовую экспертизу предоставлено работодателю, а не муниципальному служащему.

Каких-либо противоречий в нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений, влекущих иную оценку значимых для дела обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности заявленных требований, судебная коллегия не усматривает.

Доводы жалобы об отсутствии у Председателя Тындинской городской Думы полномочий на выдачу доверенностей лицам, участвующим в судебном заседании от имени Тындинской городской Думы, судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные.

В соответствии с п.п.1, 13 ч.1 ст. 34 Устава г. Тынды в полномочия председателя Тындинской городской Думы входит, в том числе - представление Тындинской городской Думы в отношениях с населением, в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в общественных объединениях и других организациях, подписание гражданско-правовых и иных договоров, выдача доверенности.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, но не содержат фактов, имеющих юридическое значение, подтвержденных доказательствами, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияющих на обоснованность и законность судебного решения либо опровергающих выводы суда первой инстанции.

Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены, изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

Решение Тындинского районного суда Амурской области от 01 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

1версия для печатиДело № 33АП-2503/2021 (Определение)