Дело № 33АП-2557/2016
Докладчик Шандаринская Т.А. Судья
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
04 мая 2016 года город Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Шандаринской Т.А.,
судей Дружинина О.В., Щеголевой М.Э.
при секретаре Красникове П.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области на решение Белогорского городского суда от 01.02.2016.
Заслушав доклад судьи Шандаринской Т.А., объяснения представителя ТУ Росимущества в Амурской области Гончаровой О.А., представителя Белогорского линейного отдела Министерства внутренних дел РФ на транспорте Дьяченко Е.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области обратилось в суд с заявлением, указав, что 09.01.2011 на перроне железнодорожного вокзала станции Белогорск у Николенко В.Н. в ходе личного досмотра сотрудники линейной милиции обнаружили и изъяли фрагменты радиоэлектронных деталей, непригодных для использования по назначению, являющиеся ломом изделий производственного назначения, содержащим серебро, золото, платину и палладий. Изъятые фрагменты радиодеталей сданы в камеру хранения отдела милиции. До настоящего времени за указанными вещами никто не обращался, собственник вещей не установлен, вещи не востребованы. Просит суд признать бесхозяйным и обратить в собственность Российской Федерации движимое имущество в составе - лом электронных компонентов (радиодеталей), содержащих химически чистое серебро <данные изъяты> грамм, золото - <данные изъяты> грамм, платину <данные изъяты> грамм, палладиум <данные изъяты> грамм; передать указанное имущество Министерству финансов Российской Федерации в порядке, утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 71н от 26.08.2004.
Представители Белогорского линейного отдела Министерства внутренних дел РФ на транспорте, ФКУ «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ при Министерстве финансов РФ» в судебное заседание не явились.
Решением Белогорского городского суда от 01.02.2016 движимое имущество - лом электронных компонентов (радиодеталей) б/у, марок: <данные изъяты>, содержащих химически чистое серебро <данные изъяты> грамм, золото - <данные изъяты> грамм, платину <данные изъяты> грамм, палладиум <данные изъяты> грамм признано бесхозяйным и обращено в собственность Российской Федерации. В удовлетворении требования передать указанное имущество Министерству финансов Российской Федерации в порядке, утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 71н от 26.08.2004, отказано.
В апелляционной жалобе представитель ТУ Росимущества в Амурской области ФИО1 не согласна с решением суда в части отказа в передаче бесхозяйного имущества Министерству финансов РФ в порядке, утвержденном приказом Министерства финансов РФ № 71н от 26.08.2004, просит его отменить. Указывает, что для драгоценных металлов и драгоценных камней, обращенных в собственность государства, Правительством Российской Федерации установлен особый порядок учета, оценки и распоряжения. Органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие, хранение и распоряжение драгоценных металлов и драгоценных камней, является Министерство финансов Российской Федерации. У территориального управления Росимущества отсутствуют полномочия по принятию указанного движимого имущества и его дальнейшему распоряжению.
В письменном отзыве первый заместитель руководителя Гохрана России Ф.И.О.8 указал, что признанное бесхозяйным и обращенное в собственность Российской Федерации имущество подлежит передаче в Гохран России для зачисления в Госфонд России при условии содержания в своем составе не менее 10% драгоценных металлов.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ТУ Росимущества в Амурской области ФИО2 и представитель Белогорского линейного отдела Министерства внутренних дел РФ на транспорте ФИО3 на доводах апелляционной жалобы настаивали, просили решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить.
Остальные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились. Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о их извещении, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, оснований к его отмене не находит.
Как следует из материалов дела, 09.01.2011 на перроне железнодорожного вокзала станции Белогорск Забайкальской железной дороги задержан ФИО4 у которого в ходе личного досмотра сотрудниками ОБЭП Амурского ЛУВДЖВВТ обнаружены и изъяты фрагменты радиоэлектронных деталей: <данные изъяты>. Согласно заключению эксперта ГУ Читинская лаборатория судебной экспертизы № от 28.01.2011 представленные детали являются ломом электронных компонентов (радиодеталей), непригодных для использования по назначению и относятся к лому изделий производственного (электротехнического) назначения, не относящиеся к лому ювелирных и бытовых изделий. Представленный лом содержит серебро, золото, платину и палладий, относящиеся к драгоценным металлам. Общая масса химически чистого серебра в ломе составляет <данные изъяты> г, золота – <данные изъяты>, платины – <данные изъяты> г, палладия – <данные изъяты> г (л.д.103-105). На основании постановления от 10.02.2011 в возбуждении уголовного дела, по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 191 УК РФ, отказано по основаниям пункта 2 части 1 статьи 24 УК РФ за отсутствием в деянии состава преступления. Пакет с фрагментами радиодеталей сдан в камеру хранения ЛОМ на станции Белогорск, до настоящего времени собственник вещей не установлен, вещи не истребованы. Ссылаясь на указанные обстоятельства, ТУ Росимущества в Амурской области обратилось в суд с настоящими требованиями.
Разрешая требования, суд первой инстанции учел обстоятельства изъятия радиоэлектронных деталей, длительность периода их нахождения в камере хранения, принял во внимание, что собственник имущества длительное время не интересуется его судьбой, с заявлением о возврате изъятого имущества никто не обращался, требований в отношении данного имущества не предъявлял, и пришел к выводу о фактическом отказе собственника от данного движимого имущества и наличии оснований для признания его бесхозяйным с обращением в собственность государства. Коллегия соглашается с указанными суждениями суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
Разрешая требования о передаче указанного имущества Министерству финансов РФ в порядке, утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 71н от 26.08.2004, суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в указанной части. Коллегия соглашается с решением суда в данной части и считает необходимым отметить следующее.
Согласно подпункту «в» пункту 2 Положения о порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 N 311 (в редакции на момент подачи территориальным управлением заявления и принятия судом решения), имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения, за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, которые передаются Министерству финансов Российской Федерации в установленном им порядке.
Согласно Порядку передачи драгоценных металлов и драгоценных камней, обращенных в собственность государства, Минфину России, утвержденному Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 71н, Министерству финансов Российской Федерации передаются, в частности, конфискованные (изъятые) и бесхозяйные ценности, обращенные в собственность государства (пункт 2).
Для передачи Министерству финансов Российской Федерации ценностей государственный орган (организация), владеющий ценностями, либо судебный пристав-исполнитель после поступления к ним соответствующего решения об обращении ценностей в собственность государства уведомляют Министерство финансов Российской Федерации и федеральное казенное учреждение "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации" о наличии и месте нахождения ценностей (пункт 3 указанного выше Порядка).
Государственный орган (организация), владеющий ценностями, либо судебный пристав-исполнитель пересылают ценности в Гохран России по адресу: 121170, Москва, ул. 1812 года, д. 14 для учета, оценки и зачисления в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (далее - Госфонд России) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо передают ценности непосредственно в Гохран России (пункт 4 Порядка).
Полученные Гохраном России ценности в течение 30 дней со дня их поступления должны быть зачислены в Госфонд России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 12 Порядка).
Из приведенных норм Порядка передачи драгоценных металлов и драгоценных камней, обращенных в собственность государства, Минфину России следует, что конфискованные (изъятые) и бесхозяйные ценности, обращенные в собственность государства должны быть переданы в Гохран России, который, в свою очередь, должен передать их в Госфонд России.
Согласно пункту 3.1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (пункт введен в действие до подачи территориальным управлением заявления) принудительно изъятые в установленном порядке, бесхозяйные, переданные государству по праву наследования или на основании договора дарения либо поступившие по иным установленным законодательством Российской Федерации основаниям сырье, сплавы, полуфабрикаты, изделия (продукция), химические соединения, лом и отходы производства и потребления зачисляются в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации при условии содержания в своем составе не менее десяти процентов драгоценных металлов.
Согласно пункту 17(1) Положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.2003 N 127 (данный пункт также действовал на момент подачи заявления) принудительно изъятые в установленном порядке, бесхозяйные, переданные государству по праву наследования или на основании договора дарения либо поступившие по иным установленным законодательством Российской Федерации основаниям сырье, сплавы, полуфабрикаты, изделия (продукция), химические соединения, лом и отходы производства и потребления зачисляются в Госфонд России при условии содержания в своем составе не менее 10 процентов драгоценных металлов.
Таким образом, из системного толкования приведенных норм права следует, что лом, содержащий драгоценные металлы, подлежит передаче Министерству финансов РФ в порядке, утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 71н от 26.08.2004, только при условии содержания в своем составе не менее 10 процентов драгоценных металлов.
Согласно заключению эксперта ГУ Читинская лаборатория судебной экспертизы № от 28.01.2011 при вскрытии пакета в нем обнаружены детали общей массой <данные изъяты> г, при этом общая масса химически чистого серебра в ломе составляет <данные изъяты> г, золота – <данные изъяты> г, платины – <данные изъяты> г, палладия – <данные изъяты> г. Из изложенного следует, что признанный судебным решением бесхозяйным лом содержит в своем составе менее десяти процентов драгоценных металлов. Следовательно, требование передать указанное имущество Министерству финансов РФ в порядке, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации № 71н от 26.08.2004, удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного коллегия расценивает доводы апелляционной жалобы как несостоятельные и не находит оснований для отмены решения суда. В апелляционной жалобе не содержится доводов, которые свидетельствовали бы о незаконности решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Белогорского городского суда от 01.02.2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии