УИД 28RS0007-01-2018-000581-33
Дело № 33АП-2575/19 Судья первой инстанции
Докладчик Абрамова С.А. Никитина А.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 июля 2019 года город Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Абрамовой С.А.,
судей Бережновой Н.Д., Будковой Т.Н.,
при секретаре Залевской Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к администрации Завитинского района о признании незаконными отказов в назначении пенсии за выслугу лет по муниципальной службе, включении в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет иного периода работы и возложении обязанности включить иной период работы в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет и назначить пенсию за выслугу лет по муниципальной службе, по апелляционной жалобе администрации Завитинского района на решение Завитинского районного суда от 9 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Абрамовой С.А., выслушав пояснения ФИО1, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Завитинского района о признании незаконными отказов в назначении пенсии за выслугу лет по муниципальной службе, включении в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет иного периода работы и возложении обязанности включить иной период работы в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет и назначить пенсию за выслугу лет по муниципальной службе.
В обоснование заявленных требований указала, что 9 июня 2018 года он обратился в администрацию Завитинского района Амурской области с заявлением о включении периодов работы, дающих право для назначения и перерасчета пенсии за выслугу лет по муниципальной службе, просил включить период работы с 20 ноября 1984 года по 6 февраля 1989 года в совхозе «Куприяновский» в должности главного экономиста, о чем сделана соответствующая запись в трудовой книжке. Ответом администрации Завитинского района Амурской области от 6 июля 2018 года <номер> ему отказано во включении в стаж периода работы в совхозе «Куприяновский» в должности главного экономиста, по причине того, им не доказано соответствие должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы и главного экономиста совхоза «Куприяновский» и того, что полученные знания и опыт при работе главным экономистом в совхозе «Куприяновский» ему были необходимы для эффективного исполнения полномочий по замещаемой должности муниципальной службы, а также то, что истцом не доказана ценность для района трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности в период замещения должности муниципальной службы района, что установлено комиссией по установлению стажа муниципальной службы администрации Завитинского района Амурской области.
ФИО1 указал, что он занимал муниципальную должность в соответствии со ст. 5 п.3. п.п.2, ст. 6 Закона Амурской области от 31 августа 2007 года №364-ОЗ «О муниципальной службе в Амурской области» на основании диплома об образовании, полученном в СХИ Благовещенского сельхозинститута, факультет экономика и организация сельского хозяйства. В период нахождения в должности главного экономиста совхоза «Куприяновский» он исправно осуществлял свою деятельность, без полученных знаний и навыков замещать должность главного экономиста и вести хозяйственную деятельность предприятия было просто невозможно. После увольнения истца в 1989 году совхоз «Куприяновский» продолжал свою хозяйственную деятельность и лишь только после распада СССР совхоз «Куприяновский» прекратил свою деятельность.
На основании изложенного ФИО1 просил суд: признать отказ администрации Завитинского района Амурской области от 27 февраля 2019 года в назначении муниципальной пенсии за выслугу лет незаконным; признать незаконными отказы администрации Завитинского района Амурской области во включении в стаж муниципальной службы для назначения ему пенсии за выслугу лет периода работы в должности главного экономиста в совхозе «Куприяновский» с 20 ноября 1984 года по 06 февраля 1989 года (04 года 02 месяца 17 дней); обязать администрацию Завитинского района Амурской области включить в его муниципальный стаж период работы в должности главного экономиста в совхозе «Куприяновский» с 20 ноября 1984 года по 06 февраля 1989 года и назначить пенсию за выслугу лет по муниципальной службе с момента обращения.
В судебном заседании ФИО1 доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объёме, на уточненных требованиях настаивал.
Представитель администрация Завитинского района Амурской области – ФИО2 требования ФИО1 не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Решением Завитинского районного суда от 9 апреля 2019 года исковое заявление ФИО1 удовлетворено.
Постановлено признать незаконными отказы администрации Завитинского района Амурской области во включении в стаж муниципальной службы ФИО1 для назначения ему пенсии за выслугу лет периода работы в должности главного экономиста в совхозе «Куприяновский» с 20 ноября 1984 года по 6 февраля 1989 года, отказ администрации Завитинского района Амурской области (от 27 февраля 2019 года) в назначении ФИО1 пенсии за выслугу лет по муниципальной службе; обязать администрацию Завитинского района Амурской области включить ФИО1 в стаж муниципальной службы период работы в должности главного экономиста в совхозе «Куприяновский» Завитинского района с 20 ноября 1984 года по 6 февраля 1989 года; обязать администрацию Завитинского района Амурской области назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет к страховой пенсии по старости с 22 февраля 2019 года.
На решение суда от администрации Завитинского района поступила апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об его отмене, в связи с тем, что спорный период трудовой деятельности истца не может быть включён в специальный стаж муниципальной службы для назначения пенсии, поскольку работа истца в совхозе не является муниципальной службой.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит оставить решение суда без изменения, а жалобу ответчика – без удовлетворения.
Представители администрации Завитинского района в заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи надлежащим образом извещёнными о месте и времени рассмотрения настоящего гражданского дела, ходатайствовали о его рассмотрении своё отсутствие.
В суде апелляционной инстанции ФИО1 настаивал на законности постановленного судебного акта, в связи с чем просил отказать в удовлетворении поданной ответчиком апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к выводу о соответствии обжалуемого решения нормам материального и процессуального права, в связи с чем оснований для его отмены или изменения не имеется.
Как следует из представленных материалов, 8 мая 2018 года ФИО1 обратился в администрацию Завитинского района с заявлением об установлении ему стажа муниципальной службы дающего права для начисления ежемесячной выплаты к пенсии за выслугу лет, просил включить в стаж муниципальной службы периоды работы в должностях: Агропромышленное объединение Завитинского района в порядке перевода в должности ведущего экономиста объединения в период с 6 февраля 1989 года по 19 марта 1990 года; УВД по Амурской области в период с 23 марта 1990 года по 5 ноября 1999 года; Управление сельского хозяйства и продовольствия в должности главного экономиста в период с 9 декабря 2000 года по 24 января 2003 года; совхоз «Куприяновский» Завитинского района в должности главного экономиста в период с 20 ноября 1984 года по 6 января 1989 года; Отдел образования администрации Завитинского района в должности экономиста - старшего экономиста в период с 15 февраля 2006 года по 28 июня 2007 года.
Согласно ответу администрации Завитинского района от 8 июня 2018 года № <номер> заявление ФИО1 от 8 мая 2018 года об установлении ему стажа муниципальной службы было рассмотрено 6 июня 2018 года на заседании комиссии администрации Завитинского района по установлению стажа муниципальной службы и установлению права на социальные выплаты (доплаты), индексацию и перерасчет пенсии за выслугу лет муниципальным служащим. Решением комиссии зачтены в стаж муниципальной службы периоды работы на муниципальной службе общей продолжительностью 13 лет 9 месяцев 18 дней.
При этом, из протокола <номер> от 6 июня 2018 года заседания комиссии администрации Завитинского района по установлению стажа муниципальной службы и установлению права на социальные выплаты (доплаты), индексацию и перерасчет пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, усматривается, что комиссией рассмотрено заявление ФИО1 от 8 мая 2018 года об определении периода работы на муниципальной службе. Согласно копии трудовой книжки ФИО1, его периоды работы на муниципальной службе составляют: Агропромышленное объединение Завитинского района (ведущий экономист) в период с 6 февраля 1989 года по 19 июля 1989 года - 5 месяцев 11 дней, Кооперативно-государственное объединение «Завитинское» (начальник отдела планирования, организации и заработной платы) в период с 20 июля 1989 г. по 29 декабря 1989 года – 5 месяцев 10 дней; Кооперативно-государственное объединение «Завитинское» (переведен ведущим экономистом) в период с 29 декабря 1989 года по 19 марта 1990 года – 2 месяцев 21 день; УВД по Амурской области с 21 марта 1990 года по 5 ноября 1999 года – 9 лет 7 месяцев 14 дней; Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Завитинского района (главным экономистом, старшая муниципальная должность) с 9 декабря 2000 года по 31 мая 2002 года – 2 года 5 месяцев 22 дня; восстановлен на работе в Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Завитинского района (главным экономистом, старшая муниципальная должность) с 24 июня 2002 года по 24 января 2003 года. Комиссия, изучив представленные документы и руководствуясь Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Амурской области от 31 августа 2007 года № 364-ОЗ «О муниципальной службе в Амурской области», Положением «О муниципальной службе в Завитинском районе», решила зачесть в стаж муниципальной службы ФИО1 вышеуказанные периоды работы. Общий стаж муниципальной службы определила - 13 лет 9 месяцев 18 дней. Период работы ФИО1 с 20 ноября 1984 года по 6 февраля 1989 посчитала неподлежащим включению в стаж муниципальной службы, поскольку относится к иному периоду.
Не согласившись с данным протоколом в части отказа во включению ему в стаж муниципальной службы периода работы в должности главного экономиста в совхозе «Куприяновский» с 20 ноября 1984 года по 6 февраля 1989 года, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные исковые требования по существу, суд первой инстанции, применив положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 2 марта 2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Амурской области от 31 августа 2007 года №364-ОЗ «О муниципальной службе в Амурской области», Закона Амурской области от 29 декабря 2008 года №155-ОЗ «О периодах службы (работы), включаемых в стаж государственной гражданской службы Амурской области для назначения пенсии за выслугу лет», Положения «О муниципальной службе в Завитинском районе», утверждённого решением Завитинского районного Совета народных депутатов от 25 апреля 2012 года, оценив представленные сторонами в обоснование своих позиций доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, пришёл к выводу о том, что администрация Завитинского района необоснованно отказала ФИО1 во включении иного периода работы в стаж муниципальной службы и назначении пенсии за выслугу лет, а период работы истца в должности главного экономиста в совхозе «Куприяновский» Завитинского района с 20 ноября 1984 года по 6 февраля 1989 года подлежит включению ФИО1 в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет в качестве иного периода работы, опыт и знание по которой были необходимы в дальнейшем для выполнения обязанностей по замещению им должности муниципальной службы Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Завитинского района.
Судебная коллегия признаёт верными выводы суда и оценку исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе администрация Завитинского района ставит вопрос об отмене постановленного судебного акта, поскольку работа истца в совхозе не является муниципальной службой, однако судебная коллегия не может согласиться данными доводами в виду следующего:
муниципальным правовым актом Завитинского района, положения которого аналогичны Закону Амурской области от 31 августа 2007 года №364-ОЗ «О муниципальной службе в Амурской области», Закону Амурской области от 29.12.2008 года № 155-ОЗ «О периодах службы (работы), включаемых в стаж государственной гражданской службы Амурской области для исчисления пенсии за выслугу лет» определено, что для включения в стаж муниципальной службы иных периодов замещения должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях требуется условие только о том, что опыт и знание работы в указанных должностях был необходим для замещения должности муниципального служащего.
В материалах дела имеется историческая справка Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Завитинского района, архивной справки, предоставленных администрацией Завитинского района от 20 ноября 2002 года, из которой усматривается, что изначально в 1965 году на основании решения Амурского облисполкома было организовано Производственное управление сельского хозяйства Завитинского райисполкома. Управление руководило деятельностью колхозов и совхозов, расположенных на территории района до 25 августа 1986 года. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 ноября 1985 года №1114 Производственное управление сельского хозяйства упразднено и создано РАПО (Районное агропромышленное объединение) (решение Облисполкома от 30 декабря 1985 года № 532 и решение Райисполкома №41 от 3 февраля 1986 года). Районное агропромышленное объединение осуществляло свою деятельность в период с 2 июня 1986 года по 19 июля 1989 года, руководило хозяйствами района. На основании решения уполномоченных предприятий и организаций РАПО ликвидировано и создано КГО «Завитинское» (Кооперативно-государственное объединение) с 18 мая 1989 года (решение Завитинского райисполкома от 2 июня 1989 года согласно Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 декабря 1987 года № 1457). На основании постановления Правительства Российской Федерации №82 от 28 декабря 1991 года и решения конференции уполномоченных от колхозов и совхозов предприятий и организаций от 16.01.1992 года КГО «Завитинское» ликвидировано и стало отделом сельского хозяйства при администрации Завитинского района (постановление № 107 п.3 от 17.03.1992 г.) и осуществляло свою деятельность в период с 16.03.1992 года по 29.07.1994 года. На основании постановления главы администрации Завитинского района № 434 от 29 июля 1994 года отдел сельского хозяйства администрации Завитинского района преобразован в Управление сельского хозяйства и продовольствия.
Кроме того, согласно п.3 решения № 41 от 3 февраля 1986 года Исполнительного комитета Завитинского районного Совета народных депутатов «Вопросы организации районного агропромышленного объединения» Районное агропромышленное объединение, подведомственные им совхозы, колхозы, предприятия и учреждения, строительные и межхозяйственные организации образуют систему агропрома района (л.д.152).
Согласно приказу №88 от 18 мая 1989 года Агропромышленного объединения Завитинского района «О ликвидации Завитинского Агропромышленного объединения» на базе колхозов, совхозов, предприятий и организаций Агропромышленного объединения «Завитинское» вновь создано Кооперативно-государственное объединение с 20 июля 1989 года. При этом, согласно списка работников Завитинского РАПО о предупреждении их об высвобождении в связи с ликвидацией РАПО на основании приказа №88 от 18 мая 1989 года, ФИО1 в указанный период состоял в штате Завитинского районного Агропромышленного объединения в должности ведущего экономиста (л.д.158-159).
Решением исполнительного комитета Завитинского районного Совета народных депутатов № 204 от 2 июня 1989 года на базе колхозов, совхозов, предприятий и организаций Агропромышленного объединения создано Завитинское кооперативно-государственное объединение с 20 июля 1989 года (л.д. 160).
Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статусу муниципального служащего в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определялась уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом. Общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации впервые были определены Федеральным законом от 8 января 1998 года №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», который утратил силу с 1 июня 2007 года в связи с принятием Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Из материалов дела следует, что ФИО1 с 9 декабря 2000 года принят на работу на старшую муниципальную должность - главного экономиста Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Завитинского района, что подтверждается приказом Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Завитинского района № 33-к от 9 декабря 2000 года (л.д. 166).
Таким образом судебная коллегия, принимая во внимание, что ФИО1, замещающий в вышеуказанные периоды муниципальную должность - главного экономиста Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Завитинского района, а ранее в период с 6 февраля 1989 года – 19 марта 1990 года должности: в агропромышленном объединение Завитинского района (ведущий экономист); в Кооперативно-государственном объединении «Завитинское» (начальник отдела планирования, организации и заработной платы); в Кооперативно-государственном объединении «Завитинское» (ведущий экономист), при этом указанные учреждения, по своей сути до введения муниципальной службы, являлись учреждениями, исполняющими фактически равнозначные с Управлением сельского хозяйства и продовольствия администрации Завитинского района функции и наряду с совхозами создавали систему агропрома Завитинского района, а периоды работы в которых были зачтены ФИО1 в стаж муниципальной службы, вместе с тем работе в указанных учреждениях предшествовала также работа в должности главного экономиста в совхозе «Куприяновский» Завитинского района в период с 20 ноября 1984 года по 6 февраля 1989 года (более четырех лет), что обосновано позволило суду прийти к выводу, что названный период работы в совхозе позволил ФИО1 приобрести опыт и знания, которые были необходимы впоследствии для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы.
Предусмотренное п.2.1 Положения о порядке назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим района и лицам, замещавшим муниципальные должности, утвержденного решением Завитинского районного Совета народных депутатов от 23 июня 2010 года № 130/17, требование о том, что опыт и знание работы в учреждениях необходимы для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего, не учитывалось комиссией администрации Завитинского района по установлению стажа муниципальной службы, поскольку в архиве Завитинского района отсутствует должностная инструкция ФИО1 за период замещения им муниципальной должности в Управлении сельского хозяйства и продовольствия Завитинского района (2000-2003г.г.) (сообщение администрации Завитинского района от 2 апреля 2019 года № 1276). Отсутствие соответствующей должностной инструкции, невозможность администрацией Завитинского района представления её судам первой и апелляционной инстанции, не может ставиться в зависимость и являться препятствием в реализации ФИО1 своего права на получение пенсии за выслугу лет по муниципальной службе. Вместе с тем, учитывая специфику работы ФИО1 во всех указанных учреждениях по одному профилю (экономический), суд первой инстанции правильно пришёл к выводу о том, что опыт и получаемые знания, начиная с работы в совхозе «Куприяновский» позволили ему и в дальнейшем выполнять свои обязанности, в том числе, по муниципальной службе в должной мере, в связи с чем оснований для отмены постановленного судебного решения не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют правовые позиции стороны истца, высказанную в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводов суда и не могут служить основаниями для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Завитинского районного суда от 9 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Завитинского района - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: