ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-2587/2022 от 20.07.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

28RS0001-01-2022-000272-81

Дело № 33АП-2587/2022 Судья первой инстанции

Докладчик Шульга И.В. Багина В.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июля 2022 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего судьи Щеголевой М.Э.,

судей Шульга И.В., Исаченко М.В.,

при секретаре Владарской Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и. о. прокурора Архаринского района в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей с. Кундур к администрации Архаринского района, ООО «Архаринская коммунальная компания» о возложении обязанности обеспечить финансирование расходов на выполнение работ, а также выполнить ремонтные работы по замене котла КВр 0,63 № 21 котельной с. Кундур по апелляционной жалобе ООО «Архаринская коммунальная компания» на решение Архаринского районного суда Амурской области от 20 мая 2022 года.

Заслушав дело по докладу судьи Шульга И.В., объяснение прокурора Ф.И.О.1 изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

установила:

И. о. прокурора Архаринского района в интересах неопределенного круга лиц – жителей с. Кундур обратился в суд с настоящим иском, указав, что проверкой, проведенной прокуратурой Архаринского района в рамках надзора в сфере жилищного коммунального хозяйства в ходе отопительного периода, установлено, что в период со 02 марта 2022 года по 09 марта 2022 года на котельной с. Кундур зафиксирован технологический сбой, выявлена течь котла КВр 0,63 № 21. По результатам технических освидетельствований установлено, что котел КВр 0,63 № 21 находится в аварийном состоянии, физический износ составил 100 %, ремонту не подлежит. Требуется замена котла. Котельная с. Кундур находится в муниципальной собственности администрации Архаринского района, по результатам открытого конкурса передано по договору концессии ресурсоснабжающей организации ООО «АКК» с целью предоставления услуг теплоснабжения населению с. Кундур. Потребителями котельной в с. Кундур являются социально значимые учреждения, такие как МОБУ СОШ с. Кундур, МАУК Архаринский РДК с. Кундур, а также четыре многоквартирных жилых дома. Непринятие администрацией Кундурского сельсовета и ресурсоснабжающей организацией мер по проведению работ по замене котла КВр 0,63 № 21 котельной с. Кундур создает угрозу нарушения бесперебойного теплоснабжения потребителей – жильцов многоквартирных домов, учащихся образовательных учреждений с. Кундур.

С учетом уточнений просил обязать администрацию Архаринского района и ООО «Архаринская коммунальная компания» выполнить ремонтные работы по замене котла КВр 0,63 № 21 котельной с. Кундур в срок до 1 сентября 2022 года.

В судебном заседании первой инстанции прокурор Архаринского района поддерживал требования по доводам, изложенным в иске. Пояснил, что заключение муниципального контракта на ремонт котла котельной с. Кундур не может полностью гарантировать выполнение указанных работ до начала отопительного сезона.

Представитель администрации Архаринского района с требованиями не соглашался, просил отказать в их удовлетворении. Пояснил, что между Министерством ЖКХ Амурской области и администрацией Архаринского района заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования, в рамках освоения которой проведен аукцион на проведения ремонтных работ по замене котла КВр 0,63 № 21 котельной с. Кундур. По результатам аукциона заключен муниципальный контракт с », установлен срок выполнения работ до 01 сентября 2022 года. Администрацией Архаринского района проведены все необходимые мероприятия по финансированию и организации ремонтных работ по замене аварийного котла КВр 0,63 № 21 котельной с. Кундур. При подготовке аукционной документации допущена техническая ошибка, замене подлежит аварийный котёл КВр 0,63 № 21, являющийся предметом судебного спора. Согласно приложению 1 Концессионного соглашения от 17 февраля 2020 года в котельной с. Кундур имеется три котла: котел КВР - 0,54Б, котел КВР - 0,54Б, котел КВр-0,63 с дутьевым вентилятором с эл. двигателем ВР 280-46. Аварийным является только котёл КВр 0,63. Котел КВр 0,8 в котельной с. Кундур отсутствует.

Представитель ООО «Архаринская коммунальная компания» пояснил, что исковые требования не содержат конкретный перечень действий, которые обязан выполнить каждый из ответчиков. На сегодняшний день администрацией Архаринского района заключен муниципальный контракт на проведение ремонтных работ по замене котла КВр 0,63 № 21 котельной с. Кундур. ООО «Архаринская коммунальная компания» не является стороной контракта, соответственно, ООО «Архаринская коммунальная компания» ненадлежащий ответчик по данному иску.

Дело рассмотрено в отсутствие иных участвующих в нем лиц, извещенных о судебном разбирательстве.

Оспариваемым решением иск удовлетворен, постановлено обязать администрацию Архаринского района ИНН <***>, ОГРН <***> и ООО «Архаринская коммунальная компания» ИНН <***>, ОГРН <***> выполнить работы по замене котла КВр 0,63 № 21 котельной с. Кундур в срок до 01 сентября 2022 года.

В апелляционной жалобе ООО «Архаринская коммунальная компания» просит решение отменить, прекратить производство по делу. Полагает, что решение суда не соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Решение суда не содержит перечень действий, который должен совершить каждый из ответчиков. На момент вынесения решения администрацией Архаринского района заключен муниципальный контракт на проведение ремонтных работ по замене котла КВр 0,63 № 21 котельной с. Кундур с ). ООО «Архаринская коммунальная компания» не должна выполнять работы по замене спорного котла, в связи с чем суд неправомерно отклонил их доводы о том, что ООО «Архаринская коммунальная компания» является ненадлежащим ответчиком. Обязанности п. 6.2 и приложение № 3 концессионного соглашения по замене спорного котла не содержит.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Ф.И.О.2. просил отказать в удовлетворении жалобы и оставить решение первой инстанции без изменения. Полагал, что решение суда первой инстанции вынесено законно и обосновано. Суд правильно удовлетворил заявленные требования: возложил обязанность и на Архаринские администрацию и компанию: произвести ремонт котла. В настоящее время проводиться конкурс и решение суда исполняется.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Руководствуясь ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) установлено, что решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

Согласно п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в ст. 1 Закона Амурской области от 3 октября 2014 года № 413-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области».

В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

В силу п. 1, 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

Ст. 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ч. 1 ст. 1).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения является, в том числе обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно под. 3, 11 п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций, в том числе, соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами; обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно: готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи; соблюдение водно-химического режима; отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации, и др.

В силе п. 1.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24 марта 2003 года № 115 (далее - Правила), ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, прокуратурой Архаринского района проведена проверка в рамках надзорной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства в ходе отопительного периода, которой установлено, что в период со 02 марта 2022 года по 09 марта 2022 года на котельной с. Кундур зафиксирован технологический сбой, выявлена течь котла КВр 0,63 № 21. По результатам технических освидетельствований установлено, что котел КВр 0,63 № 21 находится в аварийном состоянии, физический износ составил 100 %, ремонту не подлежит, требуется замена котла.

Котельная с. Кундур находится в муниципальной собственности администрации Архаринского района.

17 февраля 2020 года между отделом по управлению муниципальным имуществом Архаринского района и ООО «Архаринская коммунальная компания» заключено концессионного соглашения № 1 (далее - Соглашение) с целью предоставления услуг теплоснабжения населению с. Кундур.

Согласно п. 1.1 Соглашения концессионер обязуется за свой счет выполнить работы по созданию объектов, модернизации (реконструкции) и замене морально устаревшего и физически изношенного имущества, описание которого приведено в разделе 2 настоящего соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять бесперебойное производство, передачу, распределение и сбыт тепловой энергии с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствии с п. 1.2 Соглашения проведение работ по созданию объектов, модернизации (реконструкции) и замене в рамках настоящего Соглашения предусматривает проведение работ в соответствии с техническим заданием согласно Приложению № 3 к настоящему Соглашению.

Согласно п. 4.1 Соглашения концессионер обязан за свой счет произвести работы по созданию, модернизации (реконструкции) объектов соглашения в соответствии с техническим заданием и в сроки согласно Приложению 3.

В соответствии с п. 4.8 Соглашения концедент при наличии финансовых средств направляет концессионеру средства на финансирование расходов на создание, модернизацию и реконструкцию объекта соглашения.

Согласно п. 6.2 Концессионер обязан поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, надлежащем санитарном состоянии, соблюдать требования санитарно-эпидемиологических норм и правил и норм пожарной безопасности, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности Концессионера и назначения объектов настоящего Соглашения; производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта Соглашения; в случае необходимости, оборудовать объекты настоящего Соглашения установкой пожарной сигнализации; нести расходы по природоохранным мероприятиям, связанные с содержанием и эксплуатацией имущества, требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическими и иными требованиями, установленными действующим законодательством РФ; обеспечивать содержание в исправном состоянии инженерных систем для обеспечения нормального функционирования объектов Соглашения; содержать прилегающую к объектам Соглашения территорию в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии; обеспечить сохранность объектов настоящего Соглашения; немедленно извещать Концедента о всяком повреждении, аварии и ином событии, нанесшем (или грозящем нанести) объектам Соглашения ущерб, и своевременно принимать меры по предотвращению угрозы повреждения и разрушения объектов; устранять своими силами повреждения, аварии, технические неполадки на концессионного Соглашения.

Согласно материалам дела, в отношении ряда объектов, в том числе котельной с. Кундур № 15 20 сентября 2021 года комиссией, назначенной распоряжением главы района от 09 июля 2021 года, была проведена проверка готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов, в ходе которой установлено, что котельная подготовлена к отопительному сезону удовлетворительно, в связи с чем ООО «Архаринская коммунальная компания» главой Архаринского района выдан паспорт готовности к работе в осенне-зимний период 2021-2022 годов от 29 сентября 2021 года.

Между тем комиссией в составе начальника отдела ЖКХ администрации Архаринского района Ф.И.О.5., начальника ПТО ООО «АКК» Ф.И.О.3. и мастера ООО «АКК» Ф.И.О.4 15 декабря 2021 года, 21 декабря 2021 года, 27 декабря 2021 года, 06 января 2022 года, 25 января 2022 года, 27 января 2022 года и 03 марта 2022 года проводились внеочередные технические освидетельствования водогрейного котла КВр 0,63 № 21 котельной с. Кундур, по итогам которых 15 декабря 2021 года, 21 декабря 2021 года, 27 декабря 2021 года, 06 января 2022 года, 25 января 2022 года сделано заключение о работе котла в аварийном режиме в связи с износом труб, снижении теплопроизводительности котла и необходимости его замены; при освидетельствованиях, проведенных 27 января 2022 года и 03 марта 2022 года, комиссия пришла к выводу о том, что котел КВр 0,63 № 21 находится в аварийном состоянии, ремонту не подлежит, требуется замена котла.

Указанные выше сведения подтверждены соответствующими актами от 15 декабря 2021 года, 21 декабря 2021 года, 27 декабря 2021 года, 06 января 2022 года, 25 января 2022 года, 27 января 2022 года и 03 марта 2022 года.

Кроме того, согласно техническим характеристикам источников тепловой энергии котельной с. Кундур на 14 марта 2022 года, котел КВр 0,63 № 21 мощностью 0,55 Гкал/ч, установленный в 2018 году, изношен на 100 % и находится в нерабочем состоянии.

Потребителями котельной с. Кундур являются МОБУ СОШ с. Кундур, МАУК «Архаринский РДК» с. Кундур, Ф.И.О.6 и жилой фонд: дома, расположенные следовательно, непринятие мер по проведению работ по замене котла КВр 0,63 № 21 котельной с. Кундур создает угрозу наступления неблагоприятных последствий в виде нарушения бесперебойного теплоснабжения указанных лиц.

В соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования на расходы, направленные на модернизацию коммунальной инфраструктуры от 07.04.2022 № 01-39-4107, заключенным между министерством ЖКХ Амурской области и администрацией Архаринского района, из областного бюджета в 2022 году бюджету Архаринского района предоставлена субсидия на модернизацию коммунальной инфраструктуры на замену аварийного котла в котельной с. Кундур, выделено 677 302,50 рублей, за счет местного бюджета выделяется 20 947,50 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0123300037022000039 от 19.04.2022 проведен электронный аукцион на замену аварийного котла КВр 0,8 на котёл КВр 0,8 в котельной с. Кундур.

04 мая 2022 года между администрацией Архаринского района и заключен муниципальный контракт № 130454 согласно которому подрядчик обязуется за свой счет, своими силами и средствами выполнить работы по замене спорного котла в котельной с.Кундур в срок до 01 сентября 2022 года.

В связи с необходимостю проведения ремонтных работ по замене котла КВр 0,63 № 21 котельной с. Кундур прокурор Архаринского района обратился с настоящим иском в суд.

Разрешая настоящее требование, суд удовлетворил требования прокурора Архаринского района к администрации Архаринского района установив, что администрацией Архаринского района ведется работа по замене аварийного котла в котельной с. Кундур. Также суд удовлетворил требования прокурора Архаринского района к ООО «Архаринская коммунальная компания», указав, что ООО «Архаринская коммунальная компания» как сторона Концессионного соглашения от 17 февраля 2020 года обязана содержать переданное ей во владение и пользование спорное имущество, в том числе выполнять работы по замене физически изношенного имущества, а также осуществлять бесперебойное производство, передачу, распределение и сбыт тепловой энергии с использованием объекта соглашения, а заключение муниципального контракта администрацией Архаринского района на выполнение работ по замене аварийного котла в котельной с. Кундур не освобождает ООО «Архаринская коммунальная компания» от обязанностей Концессионера гарантировать бесперебойное теплоснабжение потребителей с. Кундур, в том числе, в случае неисполнения муниципального контракта по различным причинам.

Решение суда первой инстанции в части возложения обязанности по выполнению работ по замене котла КВр 0,63 № 21 котельной с. Кундур на администрацию Архаринского района по доводам апелляционной жалобы не обжалуется, в связи с чем не являться предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Проверяя выводы суда первой инстанции о возложении обязанности по выполнению работ по замене котла КВр 0,63 № 21 котельной с. Кундур на ООО «Архаринская коммунальная компания», суд апелляционной инстанции считает их ошибочными в связи со следующим.

Согласно условиям концессионного соглашения № 1 от 17 февраля 2020 года ООО «Архаринская коммунальная компания» обязуется за свой счет выполнить работы по созданию объектов, модернизации (реконструкции) и замене морально устаревшего и физически изношенного имущества, описание которого приведено в разделе 2 настоящего соглашения; проведение работ по созданию объектов, модернизации (реконструкции) и замене в рамках настоящего Соглашения предусматривает проведение работ в соответствии с техническим заданием согласно Приложению № 3 к настоящему Соглашению (п. 1.1 и п. 1.2).

Из указанных положений следует, что реконструкция и замена оборудования должны осуществляться концессионером в отношении имущества, оборудования, указанных в техническом задании согласно Приложению 3. Однако, обязанности по замене оборудования (котла КВр 0,63 № 21 котельной с. Кундур) данные положения концессионного соглашения № 1 от 17 февраля 2020 года не содержат, в перечень Приложения 3 не входят.

В обоснование принятого решения суд сослался на п. 6.2 соглашения, по условиям которого концессионер обязан поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт. Данный пункт обязанности менять котел не содержит.

Материалами дела установлено и подтверждено доказательствами, что на котельной с. Кундур необходима замена котла КВр 0,63 № 21 в связи с его 100 % износом, данный котел находится в аварийном состоянии и ремонту не подлежит.

Таким образом, вопреки выводам суда в данном случае, п. 6.2 концессионного соглашения № 1 от 17 февраля 2020 года не применим, поскольку данное концессионное соглашение не возлагает на ООО «Архаринская коммунальная компания» обязанности по замене спорного котла в связи с его износом, также закон такой обязанности не предусматривает.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение подлежит отмене в части возложения обязанности на ООО «Архаринская коммунальная компания» по выполнению работ по замене котла КВр 0,63 № 21 котельной с. Кундур в срок до 01 сентября 2022 года, с вынесением нового решения в данной части об отказе в удовлетворении данных требований.

Поскольку решение суда в отношении ответчика администрации Архаринского района не обжаловано, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Архаринского районного суда Амурской области от 20 мая 2022 года в части возложения обязанности на ООО «Архаринская коммунальная компания» по выполнению работ по замене котла КВр 0,63 № 21 котельной с. Кундур в срок до 01 сентября 2022 года отменить.

Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Архаринского района в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей с. Кундур к ООО «Архаринская коммунальная компания» о возложении обязанности выполнить ремонтные работы по замене котла КВр 0,63 № 21 котельной с. Кундур Архаринского района Амурской области отказать.

В остальной части решение Архаринского районного суда Амурской области от 20 мая 2022 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу ООО «Архаринская коммунальная компания» удовлетворить.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 27.07.2022 года.

28RS0001-01-2022-000272-81

Дело № 33АП-2587/2022 Судья первой инстанции

Докладчик Шульга И.В. Багина В.Г.