ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-268/2022 от 26.01.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе

председательствующего Абрамовой С.А.,

судей Бережновой Н.Д., Фурсова В.А.,

при секретаре Филоненко П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Зеи, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о признании права на получение социальной выплаты (жилищной субсидии) без уменьшения на кадастровую стоимость жилого помещения, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат без уменьшения размера жилищной субсидии на кадастровую стоимость жилого помещения,

по апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области на решение Зейского районного суда Амурской области от 01 ноября 2021 г.

Заслушав доклад судьи Бережновой Н.Д., пояснения представителя истца ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации г. Зеи, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, указав, что является участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», с 2010 г. состоит на учете в Администрации г. Зеи для получения социальной выплаты на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «Инвалиды I,II групп, инвалиды детства» с составом семьи 5 человек.

06 октября 2021 г. истцу был выдан государственный жилищный сертификат (ГЖС) серии ПС <номер> на сумму 3 923 187 рублей для приобретения жилого помещения на территории Амурской области. При этом размер причитающейся субсидии был уменьшен на размер кадастровой стоимости <адрес> в <адрес> (983 758,72 руб.), которая, по мнению ответчика, была отчуждена истцом в течение последних 5 лет.

Между тем, истец не производила отчуждение данной квартиры.

Решением суда от 30.07.2019 договор купли-продажи от 11.09.2018, на основании которого за истцом было зарегистрировано право собственности на эту квартиру, был признан недействительным, а регистрационная запись в ЕГРН о государственной регистрации права собственности ФИО3 на квартиру – погашенной.

Этим же решением право собственности на указанную квартиру было признано за Ф.И.О.8

Истец требовала:

-признать за ней право на получение социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей без уменьшения на кадастровую стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: Зейский р-он, <адрес> размере 983 758,72 руб.;

-возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области обязанности выдать ей как участнику ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», через Администрацию г. Зеи Амурской области государственный жилищный сертификат на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения, без уменьшения размера жилищной субсидии на кадастровую стоимость жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> размере 983 758,72 руб.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца –ФИО2 на иске настаивала.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела были извещены.

Решением Зейского районного суда Амурской области от 01 ноября 2021 г. ФИО3 отказано в иске к Администрации г. Зеи.

В остальной части иск удовлетворен полностью.

В апелляционной жалобе представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области ставит вопрос об отмене решения как незаконного, принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Считает, что уменьшение размера субсидии на кадастровую стоимость жилого помещения, находившегося в собственности ФИО3 -983 758,72 руб. произведено правомерно, с учетом сведений ЕГРН о государственной регистрации права собственности ФИО3 на жилое помещение и государственной регистрации прекращения права собственности ФИО3 на жилое помещение. Сведений об основаниях прекращения права собственности на жилое помещение в ЕГРН не имеется. Решение суда от 30.07.2019 истец в министерство не представляла, министерство и орган местного самоуправления не наделены полномочиями на самостоятельный запрос судебных актов.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФИО2 поддержала ранее заявленные возражения на апелляционную жалобу.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о дне рассмотрения дела уведомлялись в соответствии с требованиями ГПК РФ, поэтому на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 с 17 февраля 2010 г. состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «Инвалиды» в Администрации г. Зеи.

15 сентября 2021 г. Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области ФИО1 выдан государственный жилищный сертификат серии ПС <номер> для приобретения жилого помещения на территории Амурской области.

Ответчик не оспаривал, что размер социальной выплаты по данному сертификату был определен за вычетом кадастровой стоимости жилого помещения – <адрес> в <адрес> - 983 758,72 руб.

Разрешая спор, суд первой инстанции, применив положения Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, ст. 167 ГК РФ, установив, что решением суда от 30 июля 2019 г. сделка от 11 сентября 2018 г., по которой ФИО1 приобретала в собственность жилое помещение, признана недействительной, пришел к выводу о правомерности заявленных истцом требований и отсутствии у Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области оснований к уменьшению суммы субсидии.

Оснований не согласиться с такими выводами у судебной коллегии не имеется.

Абзацем 4 ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ установлено, что в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила выпуска и реализации ГЖС).

Пунктом 15(1) этих Правил определено, что в случае если после постановки гражданина, относящегося к категории граждан, указанной в подпункте "з" пункта 5 названных Правил, на учет в качестве имеющего права на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение 5 лет, предшествующих дате выдачи ему сертификата, размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой социальной выплаты учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.

В случае совершения гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а", "б" или "е" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи либо членами семьи гражданина, относящегося к категории граждан, указанной в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, на которую в результате указанных действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер общей площади занимаемого указанными гражданами жилого помещения (размером отчужденной общей площадью жилого помещения). Указанные действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в целях учета действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет (п. 16(1) Правил).

Судом первой инстанции верно принято во внимание, что сделка купли-продажи от 11 сентября 2018, заключенная между Ф.И.О.8 и ФИО1, по которой ФИО1 приобретала в собственность <адрес>, признана недействительной вступившим в законную силу решением суда от 30 июля 2019.

В силу ч.1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Согласно ч.2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу илу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, правовых последствий в виде приобретения ФИО1 права собственности на указанное жилое помещение сделка от 18 сентября 2018 г. не имела. Соответственно, удаление из ЕГРН сведений о зарегистрированном праве собственности ФИО1 на данное жилое помещение не свидетельствует о совершении ФИО1 каких- либо действий по отчуждению квартиры и наличии оснований для уменьшения размера субсидии на сумму кадастровой стоимости квартиры.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, но не содержат ссылок на обстоятельства, имеющие юридическое значение, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, опровергающих выводы суда и влияющих на обоснованность и законность судебного решения.

Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены оспариваемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Зейского районного суда Амурской области от 01 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

В мотивированной форме апелляционное определение принято 28.01.2022

1версия для печатиДело № 33АП-268/2022 (33АП-4965/2021;) (Определение)