УИД 28RS0017-01-2019-000194-45
Дело 33АП-2910/2019 Судья первой инстанции
Докладчик Воробьёва В.С. Василенко О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июля 2019 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Воробьёвой В.С.,
судей коллегии: Бережновой Н.Д., Будковой Т.Н.,
при секретаре: Залевской Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Селемджинского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по приобретению и предоставлению жилого помещения взамен включенного в реестр жилых помещений, подлежащих переселению при реализации муниципальной подпрограммы, обязании приобрести и предоставить жилое помещение по договору социального найма, по апелляционной жалобе представителя ФИО1 ФИО2 на решение Селемджинского районного суда от 19 апреля 2019 года.
Заслушав дело по докладу судьи Воробьёвой В.С., пояснения представителя истца ФИО1 ФИО2, действующего на основании доверенности, пояснения представителя ответчика администрации Селемджинского района ФИО3, действующего на основании доверенности, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 23.11.2017 года признано незаконным бездействие администрации Селемджинского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер по включению жилого помещения по адресу: <адрес> реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания до 01.01.2012 года и подлежащих переселению в рамках реализации муниципальной подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Селемджинского района с учетом необходимости развития малоэтажного строительства», на администрацию Селемджинского района возложена обязанность по включению указанного жилого помещения в реестр жилых помещений, подлежащих переселению в рамках муниципальной подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Селемджинского района с учетом необходимости развития малоэтажного строительства», утвержденной постановлением администрации Селемджинского района от 04.04.2016 № 209 в составе муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Селемджинского района 2016-2018 годы». 22 мая 2018 года жилое помещение по адресу: <адрес> включено в реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания до 01.01.2012 года и подлежащих переселению в рамках реализации вышеуказанной муниципальной подпрограммы, в реестре площадь жилого помещения указана - 45,1 кв.м., при этом используемая ответчиком выписка из реестра муниципальной собственности, содержала недостоверные данные о площади жилого помещения, после ремонта данного жилого помещения изменения в техническую документацию не вносились, технический паспорт был оформлен только после повторного обращения истца с заявлением о заключении договора социального найма. При этом, согласно договору социального найма, заключению межведомственной комиссии администрации пгт. Экимчан от 13.11.2018 года № 11-4, техническому паспорту, общая площадь жилого помещения составляет 66,8 кв.м. На заявление истца от 22.11.2018 года о предоставлении информации и документов, подтверждающих факт принятия мер по выполнению мероприятий муниципальной подпрограммы, 20 декабря 2018 года дан ответ о продлении срока рассмотрения заявления истца на 30 дней в связи с направлением запроса в Министерство ЖКХ о возможности включения жилого помещения в региональную адресную программу. Истец считает, что продление срока его обращения произведено необоснованно и неправомерно, обращение в Министерство направлено только 19 декабря 2018 года в конце срока установленного для дачи ответа. Ответ на обращение истца от 25 января 2019 года не содержал объективных и всесторонних ответов по существу поставленных вопросов. При этом, каких-либо действий, направленных на восстановление жилищных прав истца, с момента принятия судебного решения и до обращения истца в суд, ответчиком не производилось, до настоящего времени предложений о предоставлении жилого помещения не поступало. Тем самым ответчиком допущено бездействие по своевременному решению вопроса о включении в региональную программу и получению финансирования на выполнение программного мероприятия. Согласно акту администрации пгт. Экимчан от 10 сентября 1999 года, дом <адрес> капитальному ремонту не подлежит, семья нуждается в другом жилье, однако администрацией поселения решение о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий и о постановке его на учет не принято. Вместе с тем, в силу положений ст.29 ЖК РСФСР, действовавшего на момент признания указанного дома непригодным для проживания, истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Учитывая изложенное, просит суд признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по приобретению и предоставлению жилого помещения взамен включенного в реестр жилых помещений, подлежащих переселению при реализации муниципальной подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Селемджинского района с учетом необходимости развития малоэтажного строительства», утвержденной постановлением администрации Селемджинского района от 4 апреля 2016 года № 209, обязать приобрести и предоставить по договору социального найма жилое помещение общей площадью 66,8 кв.м. по выбору истца в г.Благовещенске Амурской области за счет средств бюджета муниципального образования Селемджинский район.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании поддержал исковое заявление по доводам, приведённым в иске.
Представитель ответчика администрации Селемджинского района, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом, представил письменные возражения, из содержания которого следует, что ФИО1 вселился в спорное жилое помещение, на основании ордера исполнительного комитета Экимчанского Совета народных депутатов от 22.03.1991 года и выселился из данного жилого помещения добровольно в 1997 году в связи с приобретением жилья, расположенного в <адрес>. Акт по результатам проверки жилищных условий составлен 10.09.1999 г., то есть, через два года с момента выселения ФИО1, доказательств непригодности жилья на момент выезда не было, в период с 1997 по 2017 г. ФИО1 не обращался в органы местного самоуправления о предоставлении иного жилья или с просьбой о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством. При этом ФИО1 в течение всего периода времени не исполнял надлежащим образом обязанности нанимателя, предусмотренные ст.67 ЖК РФ, в том числе не использовал по назначению и не обеспечивал сохранность жилого помещения. По мнению ответчика, истцу жилое помещение взамен аварийного может быть предоставлено только на территории муниципального образования Селемджинский район (п. Экимчан), при этом просит суд учесть, что из жилого помещения по адресу <адрес> истец выселился по собственной воле еще до признания жилого помещения аварийным. В соответствии с постановлением администрации Селемджинского района от 22.05.2018 г № 348 «О внесении изменений в муниципальную программу «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Селемджинского района 2016 - 2018 годы», утвержденную постановлением администрации района от 04.04.2016г. № 209», жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> включено в реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения, с расселяемой площадью 45,1 кв.м. и стоимостью приобретаемого жилого помещения не являющихся застройщиком 1 901 957,2 руб. При этом, согласно ордеру на указанное жилое помещение от 22 марта 1991 года, его жилая площадь составляет 32,8 кв.м., согласно акту проверки жилищных условий от 10.09.1999 года – общая площадь 45,1 кв.м., жилая площадь 32,8 кв.м.; согласно информации с сайта федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии – справочная информация по объектам недвижимости общая площадь указанной квартиры – 45,0 кв.м.. в связи с чем требование истца о предоставлении жилого помещения общей площадью 66,8 кв.м., по мнению ответчика, необоснованно. Кроме того, приобретение жилых помещений в рамках программы по переселению из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии со списком очередников на получение жилья при наличии на эти цели средств в бюджете района с последующим предоставлением жилья гражданам в том же порядке очередности. В настоящий момент администрация Селемджинского района не имеет возможности приобретать жилье в связи с отсутствием финансирования. После поступления денежных средств из бюджета субъекта и федерального бюджета в бюджет муниципального образования Селемджинский район, в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилья покупка жилья будет осуществлена согласно очереди. В связи с чем ответчик просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежаще, ходатайств об отложении судебного заседания не представил, согласно письменному отзыву полагает, что, поскольку истец сообщает, что заключением межведомственной комиссии многоквартирный <адрес> по адресу <адрес> признан аварийным только 13.11.2018 года, а в соответствии с ФЗ от 21.07.2007 г № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется только при условии признания жилья аварийным до 01.01.2017 года, в отношении истца в настоящее время на федеральном уровне отсутствует механизм переселения, при этом граждане, проживающие в аварийном многоквартирном доме, имеют право на жилое помещение маневренного фонда, предоставляемого для временного проживания до момента переселения.
Третье лицо, ФИО4, а также представители третьих лиц, МКУ «Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Селемджинского района», Отдела градостроительства администрации Селемджинского района в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежаще, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Решением Селемджинского районного суда от 19 апреля 2019 года постановлено: исковые требования ФИО1 к администрации Селемджинского района удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации Селемджинского района, выразившееся в непринятии мер по предоставлению жилого помещения взамен жилого помещения, включенного в реестр жилых помещений, подлежащих переселению при реализации муниципальной подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Селемджинского района Амурской области с учетом необходимости развития малоэтажного строительства», утвержденной постановлением администрации Селемджинского района от 4 апреля 2016 года № 209, с учётом изменений, внесённых постановлением администрации от 22.05.2018 года № 348 «О внесении изменений в муниципальную программу «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Селемджинского района 2016-2018 годы». Обязать администрацию Селемджинского района предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма, общей площадью 66,8 кв.м., в границах населенного пункта пгт.Экимчан Селемджинского района Амурской области. В остальной части исковое заявление оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда в неудовлетворённой части иска отменить и принять в указанной части новое решение об удовлетворении иска. Указывает, что поскольку законом установлено право выбора жилого помещения в пределах границы субъекта РФ, на территории которого находится аварийное жилое помещение, а также учитывая, что им неоднократно в администрацию муниципального образования направлялось заявление о согласии на предоставление жилого помещения в г. Благовещенске, оснований для отказа у суда в данной части не имелось.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика администрации Селемджинского района полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились, ходатайств не заявлено.
С учетом мнения представителей сторон, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, судебная коллегия, в соответствии со статьей 167 и частью 1 статьи 327 ГПК РФ, определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность постановленного решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, письменные возражения, выслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу статьи 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателям предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ч. 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 вселён в жилое помещение по адресу <адрес> на основании ордера исполнительного комитета Экимчанского Совета народных депутатов от 22 марта 1991 года, зарегистрирован в указанном жилом помещении с 16 апреля 1991 года по настоящее время.
9 ноября 2018 года между администрацией Селемджинского района и истцом заключен договор № 822 социального найма жилого помещения по адресу <адрес>
Согласно техническому паспорту, изготовленному 5 марта 2018 года МУП «Белогорсктехинвентаризация», площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 66,8 кв.метров.
Согласно акту проверки жилищных условий ФИО1, составленному администрацией пгт. Экимчан от 10 сентября 1999 года, истец нуждается в другом жилье в связи с невозможностью проживания по адресу <адрес>, так как почва под домом заражена грибком, здание капитальному ремонту не подлежит.
Судом установлено и не оспорено ответчиком, что с 1999 года, когда была выявлена невозможность проживания истца в спорной квартире и до 2018 года, когда данное жилое помещение было включено в соответствующий реестр непригодного жилья, каких-либо действий, связанных с реализацией права ФИО1 на предоставление ему соответствующего жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного – не предпринималось.
Из материалов дела также усматривается, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 23.11.2017 года административные исковые требования ФИО1 к администрации Селемджинского района Амурской области были удовлетворены: признано незаконным бездействие администрации Селемджинского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер по включению жилого помещения по адресу <адрес> реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания до 01.01.2012 года и подлежащих переселению в рамках реализации муниципальной подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Селемджинского района с учетом необходимости развития малоэтажного строительства», на администрацию Селемджинского района возложена обязанность по включению указанного жилого помещения в реестр жилых помещений, подлежащих переселению в рамках муниципальной подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Селемджинского района с учетом необходимости развития малоэтажного строительства», утвержденной постановлением администрации Селемджинского района от 04.04.2016 № 209 в составе муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Селемджинского района 2016-2018 годы».
Согласно постановлению администрации Селемджинского района от 22.05.2018 г № 348 «О внесении изменений в муниципальную программу «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Селемджинского района 2016 - 2018 годы», утвержденную постановлением администрации района от 04.04.2016г. № 209» жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, включено в реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения, с расселяемой площадью 45,1 кв.м. и стоимостью приобретаемого жилого помещения не являющихся застройщиком 1.901.957,2 руб.
Суд первой инстанции, установив, что несмотря на включение жилого помещения, предоставленного истцу для проживания в нём на условиях социального найма в реестр аварийных, в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Селемджинского района 2016 - 2018 годы» до настоящего времени равнозначное жилье ФИО1 по договору социального найма предоставлено не было, пришел к выводу о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в не предоставлении ФИО1 жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания, возникновении у ответчика обязанности предоставить истцу благоустроенное равнозначное по площади жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке взамен непригодного для проживания площадью 66,8 кв.м., отвечающее установленным требованиям в пгт.Экимчан Селемджинского района Амурской области.
В этой части решение суда не обжалуется и, в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, у судебной коллегии отсутствуют основания для его проверки.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию истца с решением суда в части отказа в возложении обязанности на ответчика приобрести и предоставить ФИО1 квартиру по договору социального найма в городе Благовещенске за счёт средств бюджета муниципального образования Селемджинский район.
Частью 3 ст. 16 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с данным федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст. 86 - 89 ЖК РФ, согласно которым предоставляемое гражданам другое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Часть 1 ст. 89 ЖК РФ, а также ч. 3 ст. 16 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не возлагают на органы местного самоуправления в связи с признанием дома непригодным для проживания обязанность предоставлять по желанию граждан жилые помещения в избранном ими ином населенном пункте в границах субъекта Российской Федерации.
Хотя законом и предусмотрена возможность предоставления жилого помещения в ином населенном пункте, однако обязанности предоставления жилого помещения в населенном пункте по выбору граждан закон на органы местного самоуправления не возлагает.
В силу изложенных обстоятельств суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину жилое помещение в границах другого населенного пункта, другого муниципального образования.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что другое жилое помещение, предоставляемое в связи с непригодностью ранее занимаемого жилого помещения, должно находиться в границах данного населенного пункта, применительно к настоящему спору в пгт. Экимчан Селемджинского района Амурской области., в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части судебная коллегия признает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное оснований для отмены законного и обоснованного решения по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Селемджинского районного суда Амурской области от 19 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФИО1 ФИО2 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллегии: