ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-2985/20 от 05.10.2020 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 33АП-2985/2020 Судья первой инстанции

Докладчик Палатова Т.В. Михалевич Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Щеголевой М.Э.,

судей коллегии Палатовой Т.В., Шульга И.В.,

при секретаре Мозговой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Благовещенского гарнизона к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложения обязанности совершить определенные действия, по апелляционному представлению военного прокурора Благовещенского гарнизона Г на решение Белогорского городского суда от 22 июня 2020 года.

Заслушав дело по докладу судьи Палатовой Т.В., пояснения представителя ответчика Б действующей по доверенности № ЖКС7-56 от 24 декабря 2019 года, изучив апелляционное представление, письменные возражения на него, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Военный прокурор Благовещенского гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия.

В обоснование требований указав, что военной прокуратурой Благовещенского гарнизона в октябре-ноябре 2019 года проведена проверка исполнения должностными лицами ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве при размещении в системе информации, предусмотренной законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Проверкой установлено, что 26 сентября 2017 года между Минобороны России и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России заключен договор № 3-УЖФ/ВВО-01 на управление жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации. Для осуществления деятельности по управлению жилыми домами военного городка № 1, расположенными в с. Екатеринославка Амурской области ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России 15 августа 2017 года получена лицензия № 028000205. В ходе проверки выявлено, что отчет об исполнении управляющей организацией ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России вышеназванного договора управления за период с 01 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года и за 2018 год многоквартирного жилого дома <номер> по <адрес> не содержит в себе информации, разделы которой утверждены в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2014 № 882/пр «Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», чем нарушаются права неопределенного круга лиц.

Просил суд, признать незаконным бездействие ответчика в части не размещения на официальном сайте www.reformagkh.ru информации, предусмотренной формой 2.8 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2014 года № 882/пр «Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» по многоквартирному жилому дому <номер> по <адрес> за период с 01 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года и за 2018 год и обязать восполнить на официальном сайте www.reformagkh.ru вышеуказанную информацию в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Представитель истца – помощник военного прокурора Белогорского гарнизона А в судебном заседании суда первой инстанции поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по тем же основаниям и мотивам, которые изложены в иске.

В судебном заседании представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Б исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Решением Белогорского городского суда Амурской области от 22 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований Военного прокурора Благовещенского гарнизона к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия отказано.

В апелляционном представлении военный прокурор Благовещенского гарнизона В не соглашается с принятым судом первой инстанции решением, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование представления приводит доводы, что в ходе проведенной проверки установлено, что отчет об исполнении ответчиком договора № 3-УЖФ/ВВО-01 на управление жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации за период с 01 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года, а также за 2018 год многоквартирного жилого дома <номер> по <адрес> не содержит в себе информацию, разделы которой утверждены в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2014 года № 882/пр «Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». В связи с чем, решение суда незаконно, необоснованно и подлежит отмене.

В письменных возражениях на апелляционное представление ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» не соглашается с приведенными в ней доводами. Указывает, что прокурор ссылается на законодательные акты, которые утратили юридическую силу. Ссылается, что с введением в действие части 10.1 статьи 161 ЖК РФ, раскрытие информации управляющими организациями с 01 июля 2017 года производится через ГИС ЖКХ, кроме городов федерального значения. При этом для некоторых регионов такая обязанность может возникнуть раньше 01 июля 2017 года, если органы власти субъекта федерации заключат соглашение об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ. В Амурской области 16 октября 2015 года принято соответствующее Постановление Правительства. С учетом этого, обязанность у управляющей компании по внесению информации на сайте www.reformagkh.ru в период с 01 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года, 2018 год отсутствовала. Ответчиком была размещена вся информация, предусмотренная законодательством на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем отсутствует нарушение интересов неопределенного круга лиц, так как данная информация доступна каждому нанимателю. Считает, что оснований для удовлетворения апелляционного представления и отмены судебного решения не имеется, так как решение суда является законным и обоснованным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФГБУ Центральное жилищно - коммунальное управление МО РФ в лице Жилищно – коммунальной службы №7 Филиала по Восточному военному округу Б Н.Ю. возражала против доводов, изложенных в апелляционном представлении, считала решение суда законным и обоснованным. Поддержала возражения на апелляционную жалобу. Просила решение суда оставить без изменения, а апелляционное представление без удовлетворения.

Военный прокурор Благовещенского гарнизона, представитель ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, не ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. В силу чего судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, рассмотрела дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ – в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводам об отсутствии оснований для его отмены либо изменения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ осуществляет деятельность по управлению жилым домом <номер>, расположенным по <адрес>, на основании договора № 3-УЖФ/ВВО-01 от 26 сентября 2017 года на управление жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации и лицензии № 028000205.

В ходе проведенной проверки военной прокуратурой было установлено, что отчет об исполнении ответчиком договора № 3-УЖФ/ВВО-01 на управление жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации за период с 01 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года, а также за 2018 год многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> не содержит в себе информации, разделы которой утверждены в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2014 года № 882/пр «Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

Ссылаясь на нарушение жилищного законодательства, постановления Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2014 года № 882/пр «Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 02 апреля 2013 года № 124 «Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями в сфере управления многоквартирными домами», военный прокурор Благовещенского гарнизона обратился в суд с вышеприведенными требованиями в интересах неопределенного круга лиц.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 74/114/пр от 29 февраля 2016 года, ч.ч. 3, 4, 5 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу, что у ответчика отсутствовала обязанность по внесению информации на сайте www.reformagkh.ru за период с 01 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года, 2018 год, при этом в ходе судебного разбирательства по делу представленными распечатками с сайта ГИС ЖКХ ответчиком подтверждено размещение требуемой прокурором информации, с учетом чего суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных военным прокурором требований.

Оснований не соглашаться с данным выводом суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (действовавшего до 01 июля 2019 года) лицензионными требованиями являются: соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч.10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 10 ст. 161 ЖК РФ (применявшейся до 01 января 2018 года, в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе - до 01 июля 2019 года) управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.

Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами был утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Данный документ устанавливал требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со ст. 162 ЖК РФ (п. 1).

В соответствии с п. п. «и» п. 3 Стандарта, управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации: общая информация об управляющей организации, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами; информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; информация об оказываемых коммунальных услугах; информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме; отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год.

Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (п. 2 Стандарта).

Приказом Министерства регионального развития РФ от 02 апреля 2013 года № 124 официальным сайтом в сети Интернет, предназначенным для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет был определен сайт портала «Реформа ЖКХ»: www.reformagkh.ru.

В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства утверждена Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 года «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона субъекты Российской Федерации имеют право заключить соглашения об опытной эксплуатации системы на территории субъекта Российской Федерации с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и оператором системы.

Согласно части 4 указанной статьи, положения ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ применяются до 1 января 2018 года. По истечении четырех месяцев после дня вступления в силу указанного в части 3 настоящей статьи соглашения (об опытной эксплуатации системы ЖКХ на территории субъекта Российской Федерации с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и оператором системы) положения ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ не применяются на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших соответствующие соглашения.

По истечении четырех месяцев после дня вступления в силу указанного в части 3 настоящей статьи соглашения и до 1 июля 2016 года положения части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются только на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших соответствующие соглашения. С 1 июля 2017 года положения части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются для всех субъектов Российской Федерации, за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя. Положения части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) для субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя применяются с 1 июля 2019 года (ч.5 ст. ст. 6 вышеуказанного Федерального закона от 21 июля 2014 года № 263).

Статья 198 ЖК РФ и ч. 3 ст. 7 ФЗ от 21 июля 2016 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» указывают, что управляющие организации, имеющие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, с 1 августа 2015 года обязаны размещать информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Как следует из письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 августа 2017 года № 30838-АЧ/04, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 469-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» скорректированы сроки наступления обязанности поставщиков информации, в частности управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов, ресурсоснабжающих организаций, по размещению информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также сроки наступления для указанных лиц административной ответственности за неразмещение или размещение в неполном объеме информации в ГИС ЖКХ.

Так, обязанность поставщиков информации по размещению информации в ГИС ЖКХ в субъектах Российской Федерации, за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, перенесена на 1 июля 2017 года, а срок наступления административной ответственности для поставщиков информации за неразмещение или размещение не в полном объеме информации в ГИС ЖКХ в субъектах Российской Федерации, за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, перенесен на 1 января 2018 года.

Таким образом, с 1 июля 2017 года в субъектах Российской Федерации, за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, для поставщиков информации наступила обязанность по размещению информации в ГИС ЖКХ.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», соглашением от 25 августа 2015 года об опытной эксплуатации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) Правительство Амурской области приняло постановление от 16 октября 2015 года № 492 «О проведении опытной эксплуатации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства на территории Амурской области».

Правительством Амурской области 13 октября 2015 года подписано распоряжение № 128-р «Об утверждении дорожной карты подготовки и проведения опытной эксплуатации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства на территории Амурской области».

С учетом этого, доводы апелляционного представления относительно того, что отчет об исполнении ответчиком договора № 3-УЖФ/ВВО-01 на управление жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации за период с 01 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года, а также за 2018 год многоквартирного жилого дома <номер> по <адрес> не содержит в себе информации, разделы которой утверждены в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2014 года № 882/пр «Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», судебной коллегией отклоняются.

Как правильно указал суд первой инстанции, с. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области не относится к городам федерального значения, соответственно обязанность ответчика по внесению информации на сайте www.reformagkh.ru за период с 01 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года, 2018 год отсутствовала.

Вся информация о деятельности управляющей компании, в указанный прокурором период, в соответствии с ч.10.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации и Приказами Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 года «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» подлежала размещению в системе ГИС ЖКХ.

ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в подтверждение размещения необходимой информации представлены распечатки с сайта ГИС ЖКХ, согласно которых за период с 01 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года, 2018 год содержатся отметки о размещении истребуемой истцом информации (л.д.111-118).

Приведенная в апелляционном представлении ссылка на Приказ № 882/пр от 22 декабря 2014 года «Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» не заслуживает внимания, поскольку данный документ утратил силу. Состав, сроки и периодичность размещения информации, как указывалось выше, утверждены Приказом Минкомсвязи № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 года.

Поскольку в соответствии с данным приказом информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей компании за 2017 год, 2018 год правомерно была размещена в системе ГИС ЖКХ, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушения действиями ответчика прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а соответственно об отказе в удовлетворении исковых требований военного прокурора.

В целом доводы апелляционного представления военного прокурора Благовещенского гарнизона не опровергают выводов суда, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, содержащем исчерпывающие выводы.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены либо изменения решения суда не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Белогорского городского суда Амурской области от 22 июня 2020 года оставить без изменения, а апелляционное представление военного прокурора Благовещенского гарнизона В– без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Дело № 33АП-2985/2020 Судья первой инстанции

Докладчик Палатова Т.В. Михалевич Т.В.