ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-3001/19 от 17.07.2019 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД: 28RS0004-01-2019-002169-03

Дело № 33АП-3001/2019 Судья первой инстанции

Докладчик Щеголева М.Э. Фандеева Г.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июля 2019 года город Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Щеголевой М.Э.,

судей коллегии: Кузько Е.В., Будковой Т.Н.,

при секретаре Филоненко П.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Благовещенска в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Благовещенска о возложении обязанности произвести действия по постановке на учет бесхозяйного имущества, по апелляционной жалобе представителя администрации г. Благовещенска – Арефьевой Е.Г. на решение Благовещенского городского суда от 24 апреля 2019 года.

Заслушав дело по докладу судьи Щеголевой М.Э., пояснения прокурора Артемьевой Е.Е., представителя администрации города Благовещенска Коротаевой И.А., представителя АО «Амурские коммунальные системы» Виноградовой Н.Н., представителя Управления ЖКХ администрации г. Благовещенска Малых К.Н., судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Прокурор г. Благовещенска, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Благовещенска о возложении обязанности произвести действия по постановке на учет бесхозяйного имущества, понуждению к обращению в суд для признания права муниципальной собственности, в обоснование указав, что по результатам проверки прокуратурой г. Благовещенска установлено наличие сети теплоснабжения по адресу: г. Благовещенск, ул. Забурхановская, 100 от ТК – 707 линия А-А до наружной стенки административного здания Управления Росреестра по Амурской области, которая в реестре муниципальной собственности не значится, но находится на территории городского округ и в силу закона, при отсутствии собственника, относится к собственности муниципального образования г. Благовещенска. Ввиду отсутствия собственника не осуществляется содержание, обслуживание спорной сети теплоснабжения, не отслеживается её техническое состояние, что приведет к нарушению прав граждан на бесперебойное теплоснабжение.

Просил обязать администрацию г. Благовещенска в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Росреестра по Амурской области с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйной недвижимую вещь – сеть теплоснабжения, расположенную по адресу: г. Благовещенск, ул. Забурхановская, 100 от ТК – 707 линия А-А до наружной стенки административного здания Управления Росреестра по Амурской области; обязать администрацию г. Благовещенска по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи (сети теплоснабжения, расположенной по адресу: г. Благовещенск, ул. Забурхановская, 100 от ТК – 707 линия А-А до наружной стенки административного здания Управления Росреестра по Амурской области) на учет в Управлении Росреестра по Амурской области обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на сеть теплоснабжения, расположенную по адресу: г. Благовещенск, ул. Забурхановская, 100 от ТК – 707 линия А-А до наружной стенки административного здания Управления Росреестра по Амурской области.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал в полном объеме, пояснил по обстоятельствам иска.

Представитель ответчика возражал против заявленных требований, указал, что отсутствуют какие-либо правовые основания для принятия в муниципальную собственность спорную сеть теплоснабжения. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица АО «Амурские коммунальные системы» поддержал позицию администрации г. Благовещенска, указал, что спорная сеть теплоснабжения обслуживает нежилые здания, которые находятся в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Со всеми собственниками подписан акт разграничения эксплуатационной ответственности тепловых сетей. С Управлением Росреестра по Амурской области заключен договор теплоснабжения, по которому Управление приняло на себя обязательство по обслуживанию данного участка сети. Следовательно, какие-либо последствия ненадлежащего содержания сети будут нести они.

Представитель третьего лица Управления ЖКХ администрации г. Благовещенска также поддержала позицию представителя администрации г. Благовещенска, указал, что к полномочиям городского округа относится организация электро-, водо-, газо-, теплоснабжения населения. Спорная сеть теплоснабжения обслуживает нежилые здания.

Дело рассмотрено в отсутствии надлежаще извещенных о дате и времени рассмотрения дела, представителей Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска, Управления Росреестра по Амурской области.

Из письменного отзыва представителя третьего лица КУМИ г. Благовещенска следует, что требования не подлежат удовлетворению собственник (Управление Росреестра по Амурской области) основного объекта административного здания по ул. Зубурхановская, 100 по отношению к которому участок сети теплоснабжения является объектом вспомогательного назначения, злоупотребляет своим правом, отказываясь от бремени содержания инженерной инфраструктуры. В связи с тем, что участок тепловой сети ТК-707 до здания по ул. Забурхановская, 100 изначально строился для нужд нежилых объектов, предназначен исключительно для осуществления деятельности только нежилых помещений, в том числе Управления Росреестра по Амурской области, данное имущество не подлежит принятию в муниципальную собственность.

Решением Благовещенского городского суда от 24 апреля 2019 года постановлено: обязать администрацию г. Благовещенска обратиться в управление Росреестра по Амурской области с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – сеть теплоснабжения, расположенную по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Забурхановская, 100 от ТК-707 линия А-А до наружной стенки административного здания управления Росреестра по Амурской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части требований прокурору отказано.

Оспаривая указанное решение суда, представитель ответчика приводит доводы о том, что спорная сеть теплоснабжения проходит по зданиям, которые находятся в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с чем указанная сеть является функциональной частью нежилых помещений и не является бесхозяйной. Считает, что суд не разрешил вопрос о принадлежности сети, при этом документально подтверждено, что эксплуатационная ответственность делится между несколькими хозяйствующими субъектами. Настаивает на доводах об отсутствии у тепловой сети признаков бесхозяйного объекта. Не соглашается с выводами суда о том, что бездействие ответчика приводит к отсутствию контроля за их состоянием, соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и правил при эксплуатации. Эксплуатация указанных сетей теплоснабжения безопасна для людей, поскольку имеются договорные обязательства между третьими лицами, что исключает бесконтрольное состояние и угрозу бесперебойного теплоснабжения.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель АО «АКС» ставит вопрос об отмене решения суда.

От иных лиц письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В суде апелляционной инстанции представитель администрации г. Благовещенска на доводах апелляционной жалобы настаивала.

Участвующий в деле прокурор с доводами апелляционной жалобы не согласился.

Представитель Управления ЖКХ администрации г. Благовещенска и представитель АО «Амурские коммунальные системы» доводы апелляционной жалобы поддержали.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на неё по правилам статьи 327.1 части 1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В силу ч. 6 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 года за N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.

Действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности теплоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципальных образований, в том числе учет объектов теплоснабжения, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с п. 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимаются на учет органами Федеральной регистрационной службы (в настоящее время - органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Пунктом 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.

В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Положениями пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что право собственности на указанное имущество подлежит государственной регистрации.

Судом установлено, что прокуратурой г. Благовещенска по обращению Управлению Росреестра по Амурской области проведена проверка по факту отсутствия теплоснабжения в здании, расположенном по адресу: г. Благовещенск, ул. Забурхановская, 100, в ходе которой выявлено наличие по указанному адресу сети теплоснабжения ТК-707 линия А-А до наружной стенки административного здания Управления Росреестра по Амурской области.

Из материалов дела следует, что 01.12. 2017 года между АО «Амурские коммунальные системы» и Управлением Росреестра по Амурской области подписан акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон тепловых сетей по объекту: административное здание по адресу: ул. Забурхановская, 100.

17.01.2018 года между теми же сторонами заключен договор теплоснабжения № 583/180 на подачу тепловой энергии в здание по адресу: г. Благовещенск, ул. Забурхановская, д. 100.

Согласно ответу Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска № 7152 от 24.10.2018 года, сведения об участке тепловой сети к административному зданию по ул. Забурхановская, д. 100, в реестре муниципальной собственности отсутствуют.

Оценивая установленные обстоятельства, руководствуясь ст. ст. 16, 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 2, 6, 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 225 Гражданского кодекса РФ, суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие со стороны администрации города Благовещенска, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - сеть теплоснабжения ТК-707 линия до наружной стенки административного здания по ул. Забурхановская, д. 100 и возложил на ответчика обязанности представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке указанного имущества на учет в качестве бесхозяйного.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции следует признать правильными, основанными на верном применении вышеизложенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный участок тепловой сети не является бесхозяйным имуществом, основаны на ошибочном толковании апеллянтом норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда.

Доводы о том, что сеть теплоснабжения проходит по зданиям, которые находятся в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с чем указанная сеть не является бесхозяйным объекты, являются несостоятельными, поскольку наличие акта разграничения эксплуатационной ответственности и договора теплоснабжения, заключенных с Управлением Росреестра по Амурской области, с учетом изложенных обстоятельств, не возлагает на Управление бесспорную обязанность по поддержанию спорного участка сети в исправном состоянии, поскольку на каком-либо праве данный участок Управлению Росреестра по Амурской области не принадлежит, не передан ему в эксплуатацию в установленном порядке, как бесхозяйный. Также Управление Россреестра по Амурской области не владеет на каком-либо праве земельным участком, на котором располагается спорный участок теплосети, обслуживающий не только здание Управления, но и иные строения, принадлежащие различным лицам.

Ссылка на то, что администрация г.Благовещенска обязана организовать теплоснабжения для населения МО, тогда кА к спорное теплосеть обслуживает нежилые помещения, была предметом обсуждения суда первой инстанции. Отклоняя данные возражения, суд верно указал, что в ведение муниципального образования входит вопросы по теплоснабжению не только социально значимых объектов и объектов жилого фонда.

Кроме того, Управление Росреестра по Амурской области является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Таким образом, указанный федеральный орган оказывает ряд государственных услуг, в том числе населению г.Благовещенска, в связи с чем организация теплоснабжения здания, в котором размещается указанный орган, также попадает под категории организация теплоснабжения для населения муниципального образования.

Фактически доводы жалобы являлись предметом разбирательства суда первой инстанции при рассмотрении дела по существу, им дана правильная юридическая оценка, с которой судебная коллегия согласна.

При рассмотрении спора судом установлены и исследованы все необходимые обстоятельства, имеющие значение для дела, не допущено нарушений норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия считает, что судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, представленные доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Благовещенского городского суда от 24 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика – Арефьевой Е.Г. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи коллегии: