ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-3072/2022 от 07.09.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД: 28RS0015-01-2022-000571-91 Дело № 33АП-3072/2022 Судья первой инстанции:

Докладчик Кузько Е.В. Кузнецова Ю.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 сентября 2022 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе

Председательствующего: Кузько Е.В.,

судей коллегии: Джуматаевой Н.А., Фурсова В.А.,

при секретаре: Мозговой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Райчихинска, действующего в защиту жилищных прав и интересов несовершеннолетнего гражданина, относящегося к категории детей-сирот Бубович (Миновой) Карины Алексеевны, к Учреждению администрации г. Райчихинска о возложении обязанности по выполнению текущего ремонта жилого помещения,

по апелляционной жалобе представителя администрации г. Райчихинска – Васильковой С.В. на решение Райчихинского городского суда Амурской области от 24 июня 2022 года.

Заслушав доклад судьи Кузько Е.В., выслушав объяснения представителя администрации г. Райчихинска – Васильковой С.В., прокурора Пряхиной И.О., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Райчихинска, действующий в защиту жилищных прав и интересов несовершеннолетнего гражданина, относящегося к категории детей-сирот Миновой (Бубович) Карины Алексеевны, обратился с настоящим иском к Учреждению администрации г. Райчихинска, Шишеловой Н.А. о возложении обязанности по выполнению текущего ремонта жилого помещения, в обоснование которого указал, что Бубович (Минова) К.А., года рождения, осталась без попечения родителей, за ней сохранено муниципальное жилое помещение – квартира дома по г. Райчихинска. Вместе с тем, ответчиками не обеспечена сохранность указанного жилого помещения, состояние квартиры не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, в настоящее время жилому помещению требуется текущий ремонт.

Прокурор г. Райчихинска просил обязать ответчиков Учреждение администрации г. Райчихинска и Шишелову Н.А. выполнить текущий ремонт муниципального жилого помещения – квартиры дома по г. Райчихинска, закрепленной за Бубович К.А., а именно: осуществить побелку стен, выполнить окраску полов, установить стекло в окне комнаты в срок в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением Райчихинского городского суда от 06 июня 2022 г. производство по делу в части требований, предъявляемых к ответчику Шишеловой Н.А., прекращено в связи с отказом истца от иска.

В судебном заседании помощник прокурора г. Райчихинска - Порваткин А.Н. на требованиях об обязании на администрацию г. Райчихинска выполнить текущий ремонт муниципального жилого помещения – квартиры дома по г. Райчихинска настаивал, пояснил об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении. В дополнение указал, что в настоящее время в отношении Миновой К.А. в связи с эмансипацией по причине вступления в брак отменена опека, однако она не имеет возможности проживать в закрепленном за ней жилом помещении, поскольку состояние квартиры не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, до настоящего времени текущий ремонт жилого помещения не произведен. На орган местного с самоуправления возложена обязанность по представлению детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей жилого помещения пригодного для проживания.

Бубович (Минова) К.А. в судебном заседании требования прокурора г. Райчихинска поддержала, пояснила, что постановлением администрации г. Райчихинска от 27 января 2012 г. за ней закреплено жилое помещение - квартира дома по г. Райчихинска. После отмены опеки она не может заключить договор социального найма и вселиться в закрепленное жилое помещение, так как в квартире требуется прове сти текущий ремонт. Вынуждена снимать жилье, доступа в квартиру не имеет, так как ключи находятся у администрации г. Райчихинска.

Представители Учреждения администрации г. Райчихинска – Василькова С.В., Парфенюк Л.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, пояснили, что полномочия по контролю за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, закрепленными за сиротами либо лицами, оставшимися без попечения родителей, осуществляют опекуны или попечители. Однако, опекуном несовершеннолетней Шишеловой Н.А. ненадлежащим образом выполнялась данная обязанность. В 2015 г. администрацией г. Райчихинска по обращению опекуна производился текущий ремонт жилого помещения, а именно: вставлены окна, заменены двери, установлены водосчетчики. До настоящего времени ключи от квартиры ни Миновой К.А., ни ее опекуну не переданы, так как от заключения договора социального найма они уклоняются. Просили в удовлетворении требований отказать.

Дело рассмотрено в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, в отсутствии представителя третьего лица Управления образования городского округа г. Райчихинска, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Решением Райчихинского городского суда Амурской области от 24 июня 2022 года исковые требования прокурора г. Райчихинска удовлетворены. На Учреждение администрации г. Райчихинска возложена обязанность выполнить текущий ремонт муниципального жилого помещения – квартиры дома по г. Райчихинска, закрепленной за Бубович (Миновой) К.А., а именно: осуществить побелку стен, выполнить окраску полов, установить стекло в окне комнаты в срок в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Райчихинска – Василькова С.В. не соглашается с решением суда. Утверждает, что суд не указал норму закона, которой предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по проведению текущего ремонта жилых помещений, право пользования, которыми сохранено за гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что данная обязанность должна быть исполнена опекуном. Указывает на проведение ответчиком необходимых мероприятий для проживания несовершеннолетней в жилом помещении. Полагает, что возложение обязанности по проведению текущего ремонта жилого помещения фактически направлено на освобождение нанимателя от обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора г. Райчихинска – Простокишин В.А. считает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы, не подлежащими удовлетворению. Указывает, что поскольку органом опеки и попечительства г. Райчихинска не производилась опись имущества муниципальной квартиры, закрепленной за несовершеннолетней и не было передано опекуну Шишеловой Н.А. по описи, на орган местного самоуправления должна быть возложена обязанность по выполнению ремонтных работ.

В суде апелляционной инстанции представитель администрации г. Райчихинска – Василькова С.В. настаивала на доводах апелляционной жалобы, просила решение суда отменить.

Прокурор Пряхина И.О. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявили. В силу ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при указанной явке.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, по правилам статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Бубович (Минова) К.А., года рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать Ф.И.О. решением Райчихинского городского суда от 06 декабря 2011 г. лишена родительских прав, сведения об отце в актовой записи о рождении отсутствуют.

30 декабря 2011 г. постановлением администрации г. Райчихинска № 1352 над несовершеннолетней Миновой К.А. установлена опека, опекуном назначена Шишелова Н.А..

Постановлением Администрации г. Райчихинска № 73 от 27 января 2012 г. за несовершеннолетней Миновой К.А. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Райчихинск, . Контроль исполнения настоящего постановления возложен на заместителя главы города по социальным вопросам – начальника управления образования администрации г. Райчихинска.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23 июня 2022 г. квартира по г. Райчихинска является муниципальной собственностью городского округа г. Райчихинска.

Приказом начальника управления образования г. Райчихинска № 73 от 26 мая 2021 г. в связи с отчислением Миновой К.А. из МОАУ СОШ № 15 и регистрацией брака от 17 апреля 2021 г. опекуну Шишеловой Н.А. прекращена выплата опекунского пособия с 01 июня 2021 г..

Из информации управления ЖКХ, градостроительства и дорожной деятельности от 24 июня 2022 г. следует, что договор найма на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: г. Райчихинск, отсутствует (не заключался).

Актом обследования спорного жилого помещения от 03 июня 2015 г., подтверждается, что в квартире зарегистрированы Ф.И.О., Минова Е.В. Зарегистрированные граждане не проживают в квартире в течение длительного времени (около 5 лет).

В соответствии с актами обследования жилого помещения, сохраненного на праве пользования за несовершеннолетней Миновой К.А., проведенными главным специалистом по вопросам опеки и попечительства управления образования администрации г. Райчихинска 24 сентября 2021 г. и 16 февраля 2022 г., благоустроенная трехкомнатная квартира имеет площадь 61,2 кв.м. В квартире длительное время никто не проживает, требуется текущий ремонт: побелка стен, покраска полов, установка стекла в окне комнаты, которое обито пленкой. Входная дверь в удовлетворительном состоянии, межкомнатные двери в наличии, отопительная и канализационная система централизованное, сантехника имеется, имеются счетчики.

Разрешая заявленные требования, оценив представленные в материалы дела доказательства, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, установив ущемление жилищных прав Бубович (Миновой) К.А., суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности по организации и проведению текущего ремонта жилого помещения, в связи с чем удовлетворил иск.

При этом, суд, руководствуясь ст. 206 ГПК РФ установил месячный срок для выполнения соответствующих работ, а именно: осуществить побелку стен, выполнить окраску полов, установить стекло в окне комнаты.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, находит их верными, основанными на нормах права и обстоятельствах дела.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).

В соответствии со ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подсудностью дел, установленной процессуальным законодательством.

На основании п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.

Постановлением Правительства Амурской области от 08 мая 2020 г. № 284 утвержден порядок осуществления контроля за исполнением и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением этими жилыми помещениями, в частности обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений; соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований; принятия мер по признанию в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания, проведению капитального ремонта жилого помещения; обеспечения мер по устранению нарушений, выявленных при осуществлении контроля, в том числе по защите прав и законных интересов детей-сирот в соответствии с законодательством Российской Федерации в судах.

В силу п. 11 ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях и мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий управление в сфере имущественных отношений, в отношении жилых помещений, находящихся в государственной собственности, нанимателями или членами семьи нанимателя которых по договору социального найма являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а органы местного самоуправления в отношении находящихся в муниципальной собственности жилых помещений, нанимателями или членами семьи нанимателя по договору социального найма которых являются указанные лица, осуществляют мероприятия по подготовке жилых помещений к заселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях и мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Правительства Амурской области от 07 июля 2020 г. № 441 утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде проведения текущего или капитального ремонта жилых помещений, в частности дополнительная мера на ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения (при наличии в собственности нескольких жилых помещений - по выбору собственника жилого помещения). Дополнительная мера на ремонт предоставляется при условии, что жилое помещение принадлежит на праве собственности (в том числе на праве общей собственности) исключительно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Письма Минобрнауки России от 08 апреля 2014 г. № ВК-615/07 «О направлении методических рекомендаций» уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении жилых помещений, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, нанимателями или членами семьи нанимателя которых по договору социального найма являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации в отношении находящихся в муниципальной собственности жилых помещений, нанимателями или членами семьи нанимателя по договору социального найма которых являются указанные лица, организуют проведение текущего ремонта указанных жилых помещений, замену в них кухонных плит, сантехнического и иного оборудования, а также проведение других необходимых мероприятий по подготовке жилых помещений к заселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В приложении № 7 к Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (с изм. от 22.06.2022) «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176), к перечню работ, относящихся к текущему ремонту жилых помещений отнесены, в том числе, работы по смене и восстановлению отдельных элементов оконных приборов, полов, внутренней отделке стен, потолков, полов.

При таких обстоятельствах, с учетом законодательно установленных требований, суд первой инстанции обоснованно возложил на Учреждение администрации г. Райчихинска обязанность по выполнению текущего ремонта муниципального жилого помещения, являющегося муниципальной собственностью городского округа г. Райчихинска, в рамках осуществления полномочий органом местного самоуправления при предоставлении лицу из числа детей сирот дополнительной меры социальной поддержки в виде проведения текущего ремонта жилого помещения.

Как видно из обстоятельств дела, в том числе указано в доводах апелляционной жалобы, стороной ответчика наличие у неё соответствующей обязанности в ходе рассмотрения дела не оспаривалось. Напротив, представителем указано, что ответчик в добровольном порядке уже осуществил ряд работ по текущему ремонту спорного жилого помещения, в частности: произведена замена двух окон, замена входной двери, выполнены работы по восстановлению электричества, произведена установка смесителя на кухне и в ванной комнате, установлен сифон на кухне, установлены счетчики холодной и горячей воды.

В связи с указанным, ответчику достоверно известны, и частично исполнены возложенные на него обязанности по проведению текущего ремонта жилого помещения по адресу: г. Райчихинск, .

Между тем, согласно Акта обследования органа местного самоуправления г. Райчихинска от 24 сентября 2021 г., жилое помещение требует текущего ремонта, в частности: побелка стен, окраска пола, установка стекла в окне комнаты.

При таких обстоятельствах, органом местного самоуправления выполнены не все необходимые работы для подготовки жилого помещения по адресу: г. Райчихинск, , для его заселения Бубович К.А., в связи с чем возложение решением суда указанной обязанности на ответчика, является обоснованным, а доводы апелляционной жалобы в данной части не могут быть признаны состоятельными.

Вопреки доводам апеллянта, на опекуна несовершеннолетней обязанность по проведению текущего ремонта в спорном жилом помещении не может быть возложена, поскольку в силу положений ст. 18 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун обязан заботиться лишь о переданном ему имуществе подопечного. Между тем, спорное жилое помещение не является имуществом подопечной Миновой К.А., поскольку находится в муниципальной собственности, в связи с чем не передавалось и не могло быть передано под ответственность опекуна.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены судом верно. Решение суда является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке и по существу направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Райчихинского городского суда Амурской области от 24 июня 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации г. Райчихинска – Васильковой С.В. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 14.09.2022

УИД: 28RS0015-01-2022-000571-91 Дело № 33АП-3072/2022 Судья первой инстанции:

Докладчик Кузько Е.В. Кузнецова Ю.М.