28RS0017-01-2020-002302-95
Дело № 33 АП – 315/2021 судья первой инстанции
Докладчик Шульга И.В. Матвеева Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 февраля 2021 года г. Благовещенск
судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Щеголевой М.Э.,
судей коллегии Кузько Е.В., Шульга И.В.,
при секретаре Мозговой Л.В.,
с участием прокурора Пряхиной И.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Свободненского городского прокурора к ООО Котельный Завод «ПРОМКОТЛОСНАБ» об обязании выполнить работы по апелляционной жалобе ООО Котельный Завод «ПРОМКОТЛОСНАБ» на решение Свободненского городского суда от 9 октября 2020 года.
Заслушав дело по докладу судьи Шульга И.В., а также объяснения прокурора Пряхиной И.О., судебная коллегия
установила :
Свободненский городской прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском, в обоснование указав, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.07.2017 № 1566-р утвержден Долгосрочный план комплексного социально-экономического развития г. Свободного Амурской области. Пунктом 43 Плана предусмотрено мероприятие по строительству и реконструкции общегородской коммунальной инфраструктуры г. Свободного, в том числе реконструкция котельной № 1 г. Свободного (замена парового котла № 4). Между МКУ «Стройсервис» (заказчик) и ООО Котельный завод «ПромКотлоСнаб» 12.03.2020 заключен контракт № 04/20 на выполнение данных работ; начало их исполнения – 15.05.2020 г., окончание – не позднее 01.10.2020 г. Цена контракта 47 711, 954 тыс руб. Приложением № 2 к муниципальному контракту утвержден график выполнения строительно-монтажных работ по реконструкции котельной, приложением № 3 - график оплаты выполненных работ по реконструкции котельной № 1. Вместе с тем по информации МКУ «Стройсервис» г. Свободного остаток неосвоенных денежных средств составляет 32 490 482, 58 руб. Таким образом, в действиях подрядчика усматривается значительное отставание от своевременного освоения денежных средств и отставание от графика производства работ, что может повлечь за собой нарушение сроков исполнения работ по муниципальному контракту. В ходе ранее проведенных проверок в связи с отставанием от графика производства работ на объекте городской прокуратурой генеральному директору ООО Котельный Завод «ПромКотлоСнаб» 28.08.2020 объявлено предостережение. Однако отставание от графика выполнения работ не ликвидировано. Дальнейшее непринятие надлежащих мер по сокращению отставания и выполнения работ по контракту в установленный срок может привести к недостижению целевых программных показателей, невыполнению Плана и Стратегии социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 г. Кроме того, неисполнение работ по реконструкции котельной может повлечь неблагоприятные последствия во время прохождения отопительного периода 2020-2021 г., поскольку сети теплоснабжения эксплуатируются длительное время, являются ветхими, срок их эксплуатации приближен к предельно максимальному. Учитывая заключение дополнительного соглашения о продлении сроков исполнения работ по контракту и уточнив требования, просил суд обязать ООО Котельный Завод «ПромКотлоСнаб» выполнить работы по муниципальному контракту от 12.03.2020 № 04/20 по реконструкции котельной № 1 (замена парового котла № 4) в г. Свободном Амурской области в срок, установленный дополнительным соглашением от 01.10.2020 № 2 - до 01.11.2020.
В письменном отзыве на иск ООО Котельный Завод «ПромКотлоСнаб» с требованиями не согласился, сославшись на заключение дополнительного соглашения, предусматривающего срок исполнения муниципального контракта до 01.11.2020.
В судебном заседании помощник Свободненского городского прокурора иск поддержала.
Представитель третьего лица - администрации города Свободного, полагала требования прокурора подлежащими удовлетворению, поскольку на территории муниципального образования начат отопительный сезон, и невыполнение условий контракта может привести к нарушению температурного режима в помещениях потребителей.
Представитель третьего лица - Муниципального казенного учреждения "Стройсервис", с иском согласился, пояснив, что ответчиком привлечены дополнительные силы и средства для выполнения взятых на себя обязательств, но до настоящего времени контракт в полном объеме не исполнен.
Дело рассмотрено в отсутствие ООО Котельный Завод «ПромКотлоСнаб», извещенного и судебном разбирательстве надлежащим образом.
Оспариваемым решением иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик полагает, что с учетом продления срока выполнения работ дополнительным соглашением основания для удовлетворения иска отсутствовали, поскольку на момент вынесения решения указанный срок не истек. Возражения с доказательством продления срока работ были направлены в суд.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Свободненский городской прокурор с ее доводами не согласился, просил оставить решение без изменения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Пряхина И.О. возражения на апелляционную жалобу поддержала.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились. При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к его рассмотрению.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах указанных доводов, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Амурской области от 13.07.2012 № 380 утверждена Стратегия социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года (далее – Стратегия).
В соответствии с п. 3.2 Стратегии одной из основных задач социально-экономического развития Амурской области является привлечение инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, его модернизация; повышение уровня благоустроенности жилья и благоустройства населенных пунктов, качества жилищно-коммунальных услуг.
Согласно п. 5.1.2 Стратегии для её реализации применяется механизм формирования территорий с особым режимом развития федерального уровня, в том числе «Свободный». Данная территория в значительной мере окажет влияние на формирование газоперерабатывающего комплекса.
С учетом указанных документов постановлением администрации г. Свободного от 26.12.2014 № 2371 утверждена Стратегия социально-экономического развития города Свободного до 2025 г.
Пунктом 2.5 данной Стратегии закреплены плановые показатели по благоустройству объектов ЖКХ и коммунальной инфраструктуры к 2025 г.
Для решения государственных задач с учетом создания ТОСЭР «Свободный», а также с учетом строительства газоперерабатывающего завода распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.07.2017 № 1566-р утвержден Долгосрочный план комплексного социально-экономического развития г. Свободного Амурской области (далее - План).
Пунктом 43 Плана предусмотрено мероприятие по строительству и реконструкции общегородской коммунальной инфраструктуры г. Свободного, в рамках которого запланирована реконструкция котельной № 1 г. Свободного (замена парового котла № 4).
Между МКУ «Стройсервис» и ООО Котельный завод «ПромКотлоСнаб» 12.03.2020 заключен контракт № 04/20 на выполнение работ по реконструкции котельной № 1 (замена парового котла № 4) в г. Свободном Амурской области. Начало выполнения работ – 15.05.2020 г., окончание – не позднее 01.10.2020 г. Цена контракта - 47 711, 954 тыс. руб.
Приложением № 2 к муниципальному контракту утвержден график выполнения строительно-монтажных работ по реконструкции котельной, график оплаты выполненных работ.
28.08.2020 в связи с отставанием от графика производства работ на объекте и в целях принятия мер для своевременного исполнения контракта городской прокуратурой генеральному директору ООО Котельный Завод «ПромКотлоСнаб» объявлено предостережение.
При этом отставание от графика выполнения работ не ликвидировано.
23.09.2020 в адрес главы администрации города Свободного внесено представление об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере по факту значительного отставания от графика выполнения работ по замене парового котла №4. По результатам рассмотрения представления проведена претензионная работа, по указанному муниципальному контракту направлены предписания об устранении нарушений при реконструкции котельной №1.
На момент разрешения спора ООО Котельный Завод «ПромКотлоСнаб» данный муниципальный контракт не исполнило.
Дополнительным соглашением от 01.10.2020 № 2 между МКУ «Стройсервис» г. Свободного и ООО Котельный Завод «ПромКотлоСнаб» срок исполнения обязательств по муниципальному контракту продлен до 01.11.2020.
Разрешая спор, суд исходил из того, что изменения существенных условий контракта может привести к срыву реализации мероприятий, утвержденных Планом, сделать невыполнимой Стратегию социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 г. и не позволить решить приоритетные задачи общегосударственного значения.
Также суд пришел к выводам о том, что неисполнение работ по реконструкции котельной может повлечь неблагоприятные последствия для потребителей в отопительный период 2020-2021 г., что в условиях имеющейся эпидемиологической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции СОVID-19, недопустимо.
При этом суд исследовал все представленные в дело доказательства, дав им оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, в том числе дополнительному соглашению от 01.10.2020 года о продлении срока выполнения работ до 01.11.2020 года.
Суд второй инстанции с указанными выводами соглашается.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
В силу п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
По смыслу данной нормы применительно к спору об обязании совершить действия исковые требования подлежат удовлетворению в случае, если невыполнение этих действий влечет угрозу нарушения прав других лиц.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 5 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, на момент рассмотрения спора имелись значительное отставание от графика работ по реконструкции котельной, остаток неосвоенных денежных средств, нарушение первоначально установленных сроков исполнения работ.
При этом начался отопительный сезон.
Принимая во внимание данные обстоятельства, у суда имелись основания полагать, что реконструкция котельной может быть не завершена к установленному контрактом сроку, и в условиях отопительного сезона это создаст угрозу надежности теплоснабжения и благоприятным условиям проживания неопределенного круга лиц.
Исходя из изложенного и учитывая п. 1 ст. 1065 ГК РФ, выводы суда об обязании ответчика выполнить работы по муниципальному контракту в срок до 01.11.2020 г. являются верными. Доводы жалобы о продлении срока выполнения работ и его неистечении на момент вынесения решения указанной опасности причинения вреда потребителям тепловой энергии не исключают и правильности выводов суда по существу не опровергают.
Вопреки доводам апелляционной жалобы указанные возражения судом были учтены при вынесении решения и получили мотивированную оценку.
Таким образом, решение отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила :
Решение Свободненского городского суда от 9 октября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО Котельный Завод «ПРОМКОТЛОСНАБ» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий :
Судьи коллегии :
28RS0017-01-2020-002302-95
Дело № 33 АП – 315/2021 судья первой инстанции
Докладчик Шульга И.В. Матвеева Т.Н.