Дело № 33АП-3384/2019 Судья первой инстанции
Докладчик Палатова Т.В. Демяненко Н.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Палатовой Т.В.,
судей коллегии Грибовой Н.А., Исаченко М.В.,
при секретаре Филоненко П.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Серышевского района к министерству социальной защиты населения Амурской области, ГБУ АО «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие» о возложении обязанности установить ограждение территории Государственного бюджетного учреждения Амурской области «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие» по апелляционной жалобе ответчика министерства социальной защиты населения Амурской области в лице представителя ФИО1 на решение Серышевского районного суда Амурской области от 14 мая 2019 года.
Заслушав дело по докладу судьи Палатовой Т.В., пояснения представителя ответчика министерства социальной защиты населения Амурской области ФИО2, действующей на основании доверенности от 25 июня 2019 года; представителя ответчика – ГБУ Амурской области «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие» ФИО3, действующей на основании прав по должности; прокурора Дашадондокова Р.Г.; изучив апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Серышевского района в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к министерству социальной защиты населения Амурской области, ГБУ АО «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие», в обоснование указав, что прокуратурой Серышевского района проведена проверка исполнения ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» на предмет антитеррористической защищенности социального объекта, в ходе которой установлено, что ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» является объектом (территорией) Министерства социальной защиты Российской Федерации и в отношении Учреждения принимаются положения постановления Правительства РФ от 13 мая 2016 года №410, которым определены требования к антитеррористической защищенности данных объектов (территорий). В соответствии с Уставом, ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» создано для достижения следующих целей: для постоянного проживания одиноких граждан пенсионного возраста, а также супружеских пар из их числа, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании условий для самореализации основных жизненных потребностей (п.3.1). Собственником имущества Учреждения является Амурская область (п. 1.4). В ходе проведения проверки установлено, что ограждение территории ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» отсутствует, имеется свободный въезд на территорию Учреждения с ул. Некрасова, что способствует неправомерному проникновению на объект (территорию), бесконтрольному пребыванию на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории). Отсутствие ограждения по периметру территории Учреждения, отнесенного к социально значимым объектам создает условия для свободного доступа посторонних лиц к Учреждению, что свидетельствует о ненадлежащем уровне его антитеррористической защищенности. По факту выявленных нарушений прокурором района 12 сентября 2018 года на имя директора ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» внесено представление, которое рассмотрено, однако конкретные меры к устранению выявленных нарушений не приняты. Согласно информации ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» от 14 марта 2019 года, учреждением разработана строительная документация по объекту «Ограждение территории ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие», направлено ходатайство в Министерство социальной защиты населения Амурской области о финансировании данных работ, после поступления средств работы по ограждению будут выполнены.
Ссылаясь на то, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической безопасности является обязанностью ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» и Министерства социальной защиты населения Амурской области, с учетом уточнения заявленных требований, просил обязать Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие», Министерство социальной защиты населения Амурской области в срок до 01 февраля 2020 года установить ограждение территории Государственного бюджетного учреждения Амурской области «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие», расположенного по адресу: ул. Пионерская, 38, пгт. Серышево, Серышевский район, Амурская область.
Ответчик Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие» в лице директора ФИО3 с заявленными требованиями согласилась и не возражала против их удовлетворения, пояснив, что в случае поступления финансирования для проведения мероприятий по ограждению территории ГБУ АО «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие» требования прокурора будут удовлетворены. Смета расходов для выполнения требований прокурора уже подготовлена, заявка на необходимые денежные средства в Министерство социальной защиты направлена. Из Министерства социальной защиты населения Амурской области доведена информация, о том, что заявка о необходимости выделения дополнительных объемов лимитов бюджетных обязательств включена в сводную потребность, сформированную министерством исходя из общей потребности учреждений подведомственной сети и будет учтена при формировании проекта областного бюджета на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в силу чего суд в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в их отсутствие, с учетом представленных письменных возражений.
Решением Серышевского районного суда Амурской области от 14 мая 2019 года исковые требования прокурора Серышевского района удовлетворены. На Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие», Министерство социальной защиты населения Амурской области в срок до 01 февраля 2020 года установить ограждение территории Государственного бюджетного учреждения Амурской области «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие», расположенного по адресу: ул. Пионерская, 38, пгт Серышево, Серышевский район, Амурская область.
В апелляционной жалобе представитель ответчика министерства социальной защиты населения Амурской области ФИО1 не соглашается с принятым решением, просит его отменить в части возложения обязанности по установлению ограждения на министерство, принять в указанной части по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований к министерству, а также изменить срок исполнения решения до 01 августа 2020 года. В обоснование жалобы приводит доводы о несоответствии федеральному законодательству выводов суда относительно того, что министерство является надлежащим государственным органом, на который возлагается обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий). Считает установленный судом срок исполнения решения – до 01 февраля 2020 года неисполнимым, поскольку выделение бюджетных ассигнований на финансирование расходов, связанных с установкой ограждения, будет осуществлено не ранее следующего финансового года, а выполнение работ по установке ограждения само по себе требует временных затрат в связи с необходимостью соблюдения положений Федерального закона № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Выполнение указанных работ в установленный решением срок не представляется возможным, в том числе по причине промерзания земли в осенне-зимний период.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель министерства социальной защиты населения Амурской области ФИО2 поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, заявленных к министерству.
Представитель ответчика ГБУ Амурской области «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие» ФИО3 поддержала доводы апелляционной жалобы. Полагала, что установку ограждения должно осуществлять ГБУ Амурской области «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие», однако у последнего отсутствует финансирование на данные цели. Также не соглашалась со сроком исполнения решения суда, полагая его недостаточным. Просила отменить решение Серышевского районного суда Амурской области от 14 мая 2019 года, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Прокурор Дашадондоков Р.Г. возражал относительно доводов апелляционной жалобы, полагал решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив решение суда первой инстанции в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ – в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для его отмены либо изменения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проведенной прокуратурой Серышевского района проверки исполнения ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» требований антитеррористической защищенности социального объекта было установлено отсутствие ограждения территории ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие».
По факту выявленных нарушений прокурором района 12 сентября 2018 года на имя директора ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» было внесено представление, по итогам рассмотрения которого каких-либо мер к устранению выявленных нарушений не принято.
Согласно информации ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» от 14 марта 2019 года, учреждением разработана строительная документация по объекту «Ограждение территории ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие», направлено ходатайство в Министерство социальной защиты населения Амурской области о финансировании данных работ, после поступления средств работы по ограждению будут выполнены.
Из акта обследования и категорирования ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» проведенного 02 июля 2018 года межведомственной комиссией, председателем которой являлась директор учреждения ФИО3, усматривается, что согласно постановлению Правительства РФ от 13 мая 2016 года №410 объекту присвоена 1 категория, выявлены первоочередные, неотложные мероприятия, направленные на обеспечение террористической защищенности в том числе дооборудовать периметр наружными видеокамерами с видеофиксацией не менее 30 суток, проведение ограждения по периметру учреждения, проведение демонтажа старой пожарной сигнализации.
22-квартирный жилой дом для ветеранов, расположенный по ул. Пионерская, 38 в пгт. Серышево, находится в оперативном управлении государственного бюджетного учреждения Амурской области АО «Серышевский специальный дом для одиноких престарелых «Милосердие».
ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) министерства социальной защиты населения Амурской области, которое осуществляет функции и полномочия его учредителя.
Ссылаясь на отсутствие ограждения территории ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие», наличие свободного въезда на территорию Учреждения с ул. Некрасова, что способствует неправомерному проникновению на объект (территорию), бесконтрольному пребыванию на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории), создает угрозу террористической защищенности, прокурор Серышевского района обратился в суд с вышеприведенными требованиями.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» является объектом (территорией) Министерства социальной защиты Российской Федерации и в отношении Учреждения принимаются положения постановления Правительства РФ от 13 мая 2016 года №410; отсутствие ограждения по периметру территории учреждения и свободный доступ посторонних лиц на его территорию, свидетельствует о недостаточной деятельности по обеспечению безопасности учреждения, в том числе на предмет антитеррористической защищенности.
Оснований не соглашаться с принятым судом решением у судебной коллегии не имеется.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в РФ является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина; профилактика терроризма, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу п. 3.1. ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» юридические лица выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для эксплуатации принадлежащего им имущества в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти, а также юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); антитегзрористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, препятствующее совершению террористического акта.
При этом, согласно п. 1, 13 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» поставщики социальных услуг обязаны в числе прочего осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, а также исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2016 года № 410 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» является объектом (территорией) Министерства социальной защиты Российской Федерации и в отношении Учреждения принимаются положения постановления Правительства РФ от 13 мая 2016 года № 410.
Пунктом 15 Требований закреплено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях, в том числе, а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объект (территорию), что достигается посредством: организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроля их функционирования; б) выявления потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения, что достигается посредством: организации санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию); исключения бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
Согласно п. 3 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Исходя из вышеуказанных положений законодательства, ограждение территорий организаций социального обслуживания, предназначенных для проживания лиц пожилого возраста и инвалидов отвечает целям безопасности данной категории лиц и обслуживающего персонала и является одной из мер, направленных на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения на территорию организации.
Отсутствие ограждения по периметру территории учреждения и свободный доступ посторонних лиц на его территорию свидетельствует о недостаточной организации обеспечения безопасности учреждения, в том числе на предмет антитеррористической защищенности, поскольку создает условия для беспрепятственного доступа на территорию и в учреждение посторонних лиц с целью совершения антиобщественных действий, в том числе террористического характера, что создает реальную угрозу безопасности неопределенного круга лиц, проживающих в ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие».
Отсутствие на территории учреждения надлежащего ограждения, соответствующего требованиям действующего законодательства, является следствием непринятия администрацией учреждения и министерства социальной защиты населения Амурской области необходимых мер по устройству такого ограждения, в том числе своевременного финансирования из средств бюджета расходов, связанных с его возведением.
При таких обстоятельствах выводы суда о возложении на ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» и министерство социальной защиты населения Амурской области обязанности установить ограждение территории ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» являются верными.
Доводы апелляционной жалобы относительно ошибочности выводов суда о том, что министерство является надлежащим органом, на который возлагается обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также о том, что министерство не является надлежащим ответчиком по делу, подлежат отклонению.
Однако в мотивировочной части решения суда отсутствуют выводы о том, что министерство является надлежащим органом, на который в соответствии с законом возлагается обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий). При этом судом верно указано, что в силу п. 3 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Выводы суда о возложении обязанности на министерство наряду с ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» установить ограждение территории обусловлены тем, что отсутствие на территории учреждения надлежащего ограждения, соответствующего требованиям действующего законодательства, является следствием непринятия администрацией учреждения и министерством социальной защиты населения Амурской области необходимых мер по устройству такого ограждения, в том числе своевременного финансирования из средств бюджета расходов, связанных с его возведением.
ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) министерства социальной защиты населения Амурской области, которое осуществляет функции и полномочия его учредителя (п. 1.3 Устава ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие»).
В соответствии с п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Главным распорядителем бюджетных средств учреждения является его учредитель. Учредитель утверждает смету доходов и расходов учреждения и осуществляет финансирование его деятельности.
С учетом изложенного, принятие мер антитеррористической направленности в виде ограждения территории ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» не представляется возможным в отсутствие финансирования из средств областного бюджета, а учитывая обязательность выполнения таких мер в силу закона, министерство, как учредитель ГБУ АО «Серышевский СДОП «Милосердие» должно обеспечить соответствующее финансирование расходов на принятие данных мер.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о недостаточности установленного судом срока для исполнения решения суда не свидетельствуют о наличии оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Установление судом срока исполнения решения суда соответствует положениям части 2 статьи 206 ГПК РФ. При этом, определенный судом срок исполнения решения установлен с соблюдением баланса прав и интересов сторон, в том числе с учетом того, что судом постановлено принять меры к антитеррористической защищенности объекта, предназначенного для проживания пожилых лиц, чья безопасность ставится в зависимость от исполнения судебного акта.
Следует отметить, что при наличии объективных препятствий к исполнению судебного акта ответчики не лишены права обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки в соответствии с положениями ст. 203 ГПК РФ.
Иных доводов, свидетельствующих о наличии оснований для отмены либо изменения решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая иск прокурора, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно определил и применил нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорным отношениям сторон, исходя из характера возникших отношений, исследовал и оценил представленные сторонами доказательства, изложив в решении выводы, которые не противоречат материалам дела.
Выводы суда, изложенные в решении, и установленные судом обстоятельства дела основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда в силу требований ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией по данному делу не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Серышевского районного суда Амурской области от 14 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика министерства социальной защиты населения Амурской области в лице представителя ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллегии: