ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-3403/2021 от 13.09.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД 28RS0008-01-2021-000295-13

Дело № 33АП-3403/2021 Судья первой инстанции

Докладчик Абрамова С.А. Качалова Ю.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 сентября 2021 года город Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

Председательствующего Калиниченко Т.В.,

судей Абрамовой С.А., Бережновой Н.Д.,

при секретаре Семеновой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Шкабарни К.В. к ГКУ АО Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району о взыскании недоначисленной ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка, по апелляционной жалобе Шкабарни К.В. на решение Магдагачинского районного суда от 22 июня 2021 года.

Заслушав доклад судьи Абрамовой С.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шкабарня К.В. обратилась в суд с иском к ГКУ АО Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району о взыскании недоначисленной ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка.

В обоснование заявленных требований указала, что с 2018 года она является получателем ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка Ф.И.О.6, <дата> года рождения, в размере прожиточного минимума на ребёнка установленного в Амурской области. Указывая на то, что её ребёнок зарегистрирован и проживает в г. Зея Амурской области, который относится к северной зоне, полагала, что размер ежемесячной выплаты должен назначаться в размере прожиточного минимума установленного по природно-климатической зоне (по северной зоне). Не соглашалась с письмом Минтруда России от <дата> № 12-1/10/П-1584 «О направлении ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, возникающие в ходе реализации Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», поскольку оно не является законодательным актом, его содержание противоречит имеющимся федеральным законам, законам Амурской области и постановлению Губернатора Амурской области.

На основании изложенного, уточнив заявленные исковые требования, просила суд взыскать с ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району сумму недоначисленной ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка за период с 18 апреля 2018 года по 18 апреля 2021 года в размере 38.354 рублей 26 копеек; возложить на ответчика обязанность производить начисления ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка согласно прожиточного минимума установленного в Амурской области для северной зоны согласно постановления губернатора Амурской области с 1 марта 2021 года и по достижению Ф.И.О.6 возраста 3-х лет (до <дата>).

Определением Магдагачинского районного суда от 05 мая 2021 г. судом принят отказ истца от заявленных требований к ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району о возложении обязанности производить начисления ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка согласно прожиточного минимума установленного в Амурской области для северной зоны согласно постановления губернатора Амурской области с 1 марта 2021 года и по достижению Ф.И.О.6 возраста 3-х лет (до <дата>). Производство по гражданскому делу в указанной части прекращено.

В письменных возражениях ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району просили в удовлетворении требований отказать.

Из письменного отзыва Министерства социальной защиты населения Амурской области следует, что выплаты произведены в полном объёме, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

В судебном заседании Шкабарня К.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований, с учетом их уточнения.

Решением Магдагачинского районного суда от 22 июня 2021 года в удовлетворении исковых требований Шкабарни К.В. к ГКУ АО Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району о взыскании недоначисленной ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка за период с 18 апреля 2018 года по 18 апреля 2021 года в размере 38.354 рубля 26 копеек отказано.

На решение суда от Шкабарни К.В. поступила апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об его отмене, поскольку выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных требований основаны на неверном применении норм материального права, не согласна с применение к рассматриваемому спору положений письма Минтруда России от 7 марта 2018 года № 12-1/10/П-1584 «О направлении ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, возникающие в ходе реализации Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебное заседание не явились Шкабарня К.В., представители Управления социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области, о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом (направлением письменных извещений, которые получены 4 сентября 2021 года, 30 августа 2021 года, 2 сентября 2021 года соответственно), в том числе стороны извещены путём размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Амурского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 16 Постановления от 26 декабря 2017 года №57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»). Управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району Амурской области просило рассмотреть дело в отсутствие представителя. Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание отсутствие ходатайств об отложении судебного заседания и непредставление сведений об уважительных причинах участников процесса, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из представленных материалов дела, Шкабарня К.В. имеет дочь Ф.И.О.10, <дата> года рождения.

В связи с рождением дочери, Шкабарня К.В. обратилась в ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка.

Решением ГКУ АО Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району Амурской области от 13 августа от 2018 года № 22, Шкабарне К.В. назначена выплата на ребенка на период с 18 апреля 2018 года по 18 апреля 2019 года в размере 11.979 рублей ежемесячно. Размер выплаты установлен на основании прожиточного минимума на детей, утверждённого постановлением Губернатора Амурской области от 4 сентября 2017 года № 188 «Об установлении величины прожиточной минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Амурской области за II квартал 2017 года».

Решением ГКУ АО Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району Амурской области от 22 марта 2019 года № 16, Шкабарне К.В. назначена выплата на период с 19 апреля 2018 года по 18 октября 2019 года в размере 11.909 рублей ежемесячно. Размер выплаты установлен на основании прожиточного минимума на детей, утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 1 октября 2018 года № 233 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально демографическим группам населения Амурской области за II квартал 2018 года».

Решением ГКУ АО Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району Амурской области от 6 февраля 2020 года № 35, Шкабарне К.В. назначена выплата на период с 30 января 2020 года по 17 апреля 2020 года в размере 12.727 рублей 00 копеек ежемесячно. Размер выплаты установлен на основании прожиточного минимума на детей, утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 1 августа 2019 года № 245 «О установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Амурской области за II квартал 2019 года».

Решением ГКУ АО Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району Амурской области от 10 апреля 2020 года б/н, Шкабарня К.В. назначена выплата на период с 18 апреля 2020 года по 18 апреля 2021 года в размере 12.727 рублей ежемесячно. Размер выплаты установлен на основании прожиточного минимума на детей, утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 1 августа 2019 года № 245 «Об установлении величин прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Амурской области за II квартал 2019 года».

Обращаясь в суд с иском, Шкабарня К.В. указала, что поскольку они с ребёнком проживают в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, то размер ежемесячного пособия должен был назначен в размере прожиточного минимума, утверждённого постановлениями Губернатора Амурской области от 4 сентября 2017 года № 188, от 1 октября 2018 года № 233, от 1 августа 2019 года № 245, не в размере в целом по Амурской области для детей, а по северной зоне области.

Разрешая заявленные исковые требования по существу, суд первой инстанции, применив положения ст.1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», ст.4 Федерального закона от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», разъяснения, изложенные в письме Минтруда России от 7 марта 2018 года №12-1/10/П-1584 « О направлении ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, возникающие в ходе реализации Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», оценив представленные сторонами в обоснование своих позиций доказательства в соответствии с требованиями ст.ст.12, 56, 67 ГПК РФ, пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска, поскольку при принятии решений о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка правомерно установлен размер ежемесячной выплаты на основании прожиточного минимума на детей в целом по субъекту Амурской области, утверждённого постановлениями Губернатора Амурской области от 4 сентября 2017 года № 188, от 1 октября 2018 года № 233, от 1 августа 2019 года № 245 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально демографическим группам населения Амурской области за II квартал 2017, 2018, 2019 года».

Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы не противоречат нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (ст.38, ч.1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (ст.39, ч.1).

Относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов (ст.72, п. «ж» ч.1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объёмы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, как отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, при определении гарантий реализации прав, закреплённых ст.ст.38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; соответствующее правовое регулирование должно осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе конституционных принципов справедливости, равенства, гарантированности государством социальных прав.

Основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка установлены Федеральным законом от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (п.2 ст.1 Федерального закона 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»).

Согласно п.5 ст.1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 24 октября1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на очередной год, в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений исходя из величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на тот же год одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

Из постановлений Губернатора Амурской области от 4 сентября 2017 года №188, 1 октября 2018 года №233, 1 октября 2019 года №245 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Амурской области» следует, что прожиточный минимум устанавливается по области и по северной зоне области.

В соответствии с полномочиями, определёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года №610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации», к числу полномочий данного государственного органа относится разъяснение по единообразному применению Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (п.5.2.103 (2)).

Из письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 марта 2018 года №12-1/10/П-1584 об ответах на наиболее часто встречающихся вопросов, возникающих в ходе реализации Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», на вопрос: в каком размере должна быть назначена ежемесячная выплата, если в регионе установлена величина прожиточного минимума по природно-климатическим зонам и в целом по субъекту Российской Федерации, дано разъяснение, что в случае наличия в субъекте Российской Федерации величины прожиточного минимума по природно-климатическим зонам ежемесячная выплата назначается в размере прожиточного минимума на детей в целом по субъекту Российской Федерации.

На запрос суда от 29 апреля 2021 года №27-1/В-143, заместитель директора Департамента демографической и семейной политики Минтруда России Е.А. Семенова ответила, что Федеральный закон от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ направлен на улучшение демографической ситуации в Российской Федерации путём увеличения численности первых и вторых рождений, поддержала разъяснения, изложенные в письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 марта 2018 года №12-1/10/П-1584.

При рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции обоснованно установлено, что ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району при принятии решений о назначении истцу ежемесячной выплаты в связи с рождением дочери правомерно установлен размер ежемесячной выплаты на основании прожиточного минимума на детей в целом по субъекту Амурской области, утвержденного постановлениями Губернатора Амурской области от 4 сентября 2017 года № 188, от 1 октября 2018 года № 233, от 1 августа 2019 года № 245 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально демографическим группам населения Амурской области за II квартал 2017, 2018, 2019 года», в связи с чем доводы Шкабарни К.В. о несогласии с указанными выводами суда в связи с неверным применением норм материального права, не влекут отмены судебного решения.

Доводы истца о том, что к рассматриваемому спору не могут быть применены положения письма Минтруда России от 7 марта 2018 года № 12-1/10/П-1584 «О направлении ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, возникающие в ходе реализации Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», не свидетельствуют о незаконности принятого решения, поскольку, действительно, указанное письмо не является нормативным правовым актом, однако оно носит информационно-разъяснительный характер и изложенные в нём разъяснения позволяют применять положения Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ, не противоречат смыслу и содержанию указанного закона.

С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения. При принятии решения суд руководствовался нормами материального права, подлежащими применению при рассмотрении дел данной категории, исследовал все имеющиеся в материалах дела доказательства, дал им надлежащую правовую оценку по правилам ст.67 ГПК РФ, так же отразил в решении мотивы, по которым пришёл к соответствующим выводам. Выводы суда основаны на исследованных материалах дела и соответствуют действующему законодательству.

Руководствуясь ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Зейского районного суда от 22 июня 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шкабарни Ксении Викторовны– без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 16 сентября 2021 года.

УИД 28RS0008-01-2021-000295-13

Дело № 33АП-3403/2021 Судья первой инстанции

Докладчик Абрамова С.А. Качалова Ю.В.