ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-363/2022 от 28.02.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 февраля 2022 года город Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Калиниченко Т.В.,

судей Абрамовой С.А.. Дружинина О.В.,

при секретаре Мозговой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Алиева Эльмана Анвера оглы к администрации г. Тынды о предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе Алиева Эльмана Анвера оглы на решение Тындинского районного суда от 7 октября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Абрамовой С.А., выслушав пояснения Алиева Э.А. оглы, представителя администрации г.Тында – Силаевой Ю.Е., действующей на основании доверенности от 10 января 2022 года, участвующих в судебном заседании путём использования систем видеоконференц-связи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Алиев Э.А. обратился в суд с иском к администрации г. Тынды о предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что на основании решения Тындинского районного суда от 16 августа 2016 года являлся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение было включено в подпрограмму «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмическом районе город Тында» муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Тынды на 2015-2020 годы», утверждённой постановлением администрации г. Тынды от 3 октября 2014 года №3660.

Постановлением администрации города Тынды №2881 от 3 ноября 2016 года ему было предоставлено временно жилое помещение маневренного фонда-комната №235, общей площадью 20.5 кв.м. по <адрес> до предоставления жилого помещения в соответствии с подпрограммой. До настоящего времени жилое помещение взамен жилья, непригодного для проживания в рамках подпрограммы Повышение устойчивости жилых домов ему не предоставлено.

На основании изложенного просил суд обязать администрацию г. Тынды предоставить жилое помещение в соответствии с подпрограммой «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмическом районе город Тында» муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Тынды на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением администрации г. Тынды от 3 октября 2014 года №3660.

В судебном заседании представитель администрации г. Тында - Силаева Ю.Е. возражала против удовлетворения исковых требований.

Решением Тындинского районного суда от 7 октября 2021 года в удовлетворении исковых требований Алиева Э.А. оглы о возложении на администрацию г. Тынды обязанности предоставить Алиеву Э.А.оглы жилое помещение в соответствии с подпрограммой «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмическом районе город Тында» муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Тында на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением администрации г. Тынды от 3 октября 2014 года № 3660 отказано.

На решение суда от Алиева Э.А. оглы поступила апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об его отмене, поскольку выводы суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, являются неверными, выводы суда об очерёдности предоставления жилых помещений, являются предположительными.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу, администрация г.Тында просит оставить решение суда без изменения, а жалобу истца – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции Алиев Э.А. оглы настаивал на доводах, изложенных в апелляционной жалобе.

Представитель администрации г. Тында – Силаева Ю.Е. указала, что оснований для отмены судебного решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе истца не имеется.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из представленных материалов, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является собственностью Алиева Э.А.

В результате пожара многоквартирный жилой по <адрес> от воздействия высокой температуры был уничтожен полностью на общей площади 160 кв.м., причина пожара не установлена.

24 октября 2016 года Алиев Э.А. обратился с заявлением в администрацию г. Тынды о предоставлении ему жилого помещения маневренного фонда в связи с пожаром.

Постановлением администрации г. Тынды №2881 от 3 ноября 2016 года Алиеву Э.А. было предоставлено жилое помещение маневренного жилищного фонда.

3 ноября 2016 года между Алиевым Э.А. и муниципальным образованием г. Тынды, в лице главы муниципального образования мэра города Тынды Ф.И.О.8 заключён договор найма жилого помещения маневренного фонда №10. Алиеву Э.А. за плату во владение и пользование передано жилое помещение, находящиеся в муниципальной собственности, состоящее из комнаты общей площадью 20,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, комната 235 для временного проживания в нем. Настоящий договор прекращается в связи с предоставлением жилого помещения в соответствии с подпрограммой Повышение устойчивости жилых домов.

19 июля 2021 года Алиев Э.А. обратился с заявлением в администрацию г. Тынды о предоставлении ему жилого помещения в собственность, в связи с признанием непригодным жилого помещения дома <адрес>.

Согласно справке администрации №125-с от 30 августа 2021 года, Алиев Э.А. на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в администрации г. Тынды не состоит, малоимущим в установленном законом порядке не признавался.

Из акта, составленного специалистами жилищного сектора Управления муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Тынды 2 сентября 2021 года следует, что в ходе проведения обследования по адресу: <адрес> выявлено, что жилое помещение маневренного фонда было предоставлено Алиеву Э.А. по договору. Алиев Э.А. не проживает в данном помещении около двух лет.

Обращаясь в суд с иском, Алиев Э.А. указал, что до настоящего времени жилое помещение взамен жилья, непригодного для проживания в рамках подпрограммы Повышение устойчивости жилых домов ему не предоставлено, имеются основания для предоставления ему жилого помещения во внеочередном порядке.

Разрешая заявленные требования по существу, применив положения ст.ст.1, 14, 49, 51, 52, 57, 85, 87, 89 ЖК РФ, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, оценив представленные сторонами в обоснование своих позиций доказательства в соответствии с требованиями ст.ст.12, 56, 67 ГПК РФ, пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданином на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения его жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы не противоречат нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Соглашение с органом местного самоуправления о предоставлении истцам другого жилого помещения взамен изымаемого аварийного жилья в порядке ч. 8 ст. 32 ЖК РФ также не заключалось.

Таким образом, необходимые условия для внеочередного предоставления истцу жилого помещения по основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы о, что выводы суда об очерёдности предоставления жилых помещений, являются предположительными, не влекут отмены судебного решения, поскольку постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №446 в рамках государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области» утверждена подпрограмма «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории Амурской области».

С целью реализации указанной государственной программы Амурской области Постановлением Администрации города Тынды от 3 октября 2014 года №3660 утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Тынды на 2015 - 2024 годы» с подпрограммой «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории города Тынды». Срок реализации указанной подпрограммы – до 2024 года.

Подпрограмма «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории города Тынды» предусматривает предоставление жилых помещений экономкласса, приобретенных (построенных) с использованием субсидий областного бюджета, как нанимателям, так и собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, и членам их семей, в первую очередь лицам, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье (раздел 3 подпрограммы).

Постановлением Администрации города Тынды от 14 марта 2017 года № 476а утверждён «Порядок предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории Амурской области» (далее – Порядок предоставления жилых помещений).

Согласно пунктам 2.1.-2.4 Порядка предоставления жилых помещений переселению из аварийного и (или) ветхого жилищного фонда в рамках Подпрограммы подлежат граждане, включенные в список граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного на территории города Тынды (далее - Список).

Список формируется на основании заключения межведомственной комиссии города Тынды о признании жилого помещения непригодным, а также сведений о гражданах, подлежащих переселению из аварийного и (или) ветхого жилищного фонда, представляемых администрацией города Тынды, и утверждается правовым актом администрации города Тынды.

Очередность переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, устанавливается исходя из даты подачи гражданами заявлений в администрацию города Тынды на переселение из аварийного и (или) ветхого жилищного фонда. Приобретение жилых помещений для граждан является адресным.

Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, осуществляется до конца текущего года, в котором было поступление субсидии из бюджета Амурской области для приобретения жилых помещений на вторичном рынке жилья.

При переселении граждан из аварийного и (или) ветхого жилищного фонда в соответствии с настоящим Порядком не устанавливаются какие-либо льготы.

Переселение в благоустроенное жилое помещение происходит по мере поступления в муниципальную собственность города Тынды благоустроенных жилых помещений, приобретенных по программе «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Тынды на 2015 - 2020 годы» и подлежащих передаче гражданам в связи с переселением из аварийного и (или) ветхого жилищного фонда.

Таким образом, предоставление жилых помещений лицам, проживающим в аварийных жилых домах и включенных в Список, осуществляется в зависимости от финансовых возможностей областного и местного бюджета, внеочередной порядок предоставления жилых помещений собственникам аварийного жилья программой не предусмотрен.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации г.Тында от 2 июля 2015 года №2903 сейсмоуселение многоквартирного дома №10 по ул.Магистральная в г.Тында признано экономически нецелесообразным, дом признан подлежащим сносу.

Кроме того, в судебном заседании установлено и не оспаривалось истцом, что администрацией г. Тынды истцу предоставлено для временного проживания жилое помещение маневренного фонда, до предоставления жилого помещения в соответствии с подпрограммой «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмическом районе город Тында» муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Тынды на 2015 - 2020 годы», утверждённой постановлением Администрации г.Тынды от 3 октября 2014 года № 3660 (л.д.12-14).

С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения. При принятии решения суд руководствовался нормами материального права, подлежащими применению при рассмотрении дел данной категории, исследовал все имеющиеся в материалах дела доказательства, дал им надлежащую правовую оценку по правилам ст.67 ГПК РФ, так же отразил в решении мотивы, по которым пришёл к соответствующим выводам. Выводы суда основаны на исследованных материалах дела и соответствуют действующему законодательству.

Руководствуясь ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Тындинского районного суда от 7 октября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Алиева Эльмана Анвера оглы - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 4 марта 2022 года.

1версия для печатиДело № 33АП-363/2022 (Определение)