Дело № 33АП-3860/17 Судья первой инстанции
Докладчик Грибова Н.А. Бережнова Н.Д.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 августа 2017 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Щеголевой М.Э.,
судей коллегии: Грибовой Н.А., Кузько Е.В.,
при секретаре Агафоновой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению и.о. Амурского межрайонного природоохранного прокурора Андронович К.Е. на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 08 июня 2017 года
Заслушав доклад судьи Грибовой Н.А., выслушав пояснения прокурора Дегтяренко А.А., представителя ответчика МУ «Городское управление капитального строительства» Лоскутникова С.Я., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Амурский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к Администрации г. Благовещенска, МУ «Городское управление капитального строительства», указав, что в ходе проверки по факту образования несанкционированных свалок, установлено, что в № квартале, между гаражным комплексом, расположенным за зданиями № Ж, Е и Д по ул. Ленина и ул. Краснофлотской в г. Благовещенске, а также слева от группы указанных гаражей имеются несанкционированные свалки отходов. Данные свалки расположены на земельных участках с кадастровыми номерами А и Б и В, находящихся в собственности муниципального образования. Земельный участок с кадастровым номером В передан в бессрочное пользование МУ «Городское управление капитального строительства». Просил обязать Администрацию г. Благовещенска организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов, находящихся в № квартале г. Благовещенска Амурской области между гаражным комплексом, расположенным за зданиями № Ж, Е и Д по ул. Ленина и улицей Краснофлотской, а также слева от группы указанных гаражей: на территории, на которой земельные участки не сформированы, между земельными участками с кадастровыми номерами А и Г; на земельных участках с кадастровыми номерами В и Б. Обязать МУ «Городское управление капитального строительства» организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, находящейся в № квартале г. Благовещенска Амурской области. Ликвидацию свалок произвести путем уборки отходов, их вывоза в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Романченко С.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика – МУ «Городское управление капитального строительства» иск не признал, указав, что земельный участок с кадастровым номером В передан в пользование учреждения в целях строительства объекта. По договору с подрядчиком, который вел строительство, предусматривалась обязанность подрядчика убирать мусор с участка. В связи с тем, что подрядчик является банкротом, работы на земельном участке не ведутся. Бытовые отходы, указанные прокурором, не являются строительными отходами, они не расположены на строительной площадке. В связи с этим, а также ввиду ограниченного круга обязанностей, предусмотренных уставом, МУ «Городское управление капитального строительства» не должно заниматься ликвидацией несанкционированных свалок.
Представитель ответчика – Администрации города Благовещенска в судебное заседание не явился, в представленном письменном отзыве исковые требования не признал, указав, что Администрация во исполнение требований закона и имеющихся полномочий организовала работы по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов, создав Управление ЖКХ, которое является отраслевым органом Администрации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Решением суда исковые требования удовлетворены в части. Судом постановлено о возложении на Муниципальное учреждение «Городское управление капитального строительства» обязанности в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, находящуюся на земельном участке с кадастровым номером В (между гаражным комплексом, расположенным за зданиями № Ж, Е и Д по ул. Ленина и улицей Краснофлотской) путем сбора, вывоза, утилизации этих отходов. В иске к Администрации г. Благовещенска Амурскому межрайонному природоохранному прокурору отказано.
В апелляционном представлении и.о. Амурского межрайонного природоохранного прокурора Андронович К.Е. выражает несогласие с постановленным решением в части отказа в иске к Администрации г. Благовещенска, в связи с неправильным применением норм материального права. Приводит доводы о том, что к полномочиям Администрации г. Благовещенска Устав г. Благовещенска в п. 45 ч. 1 ст. 33 относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных расходов. Отраслевые (функциональные) органы администрации г. Благовещенска, перечень которых установлен в решении Благовещенской городской Думы от 27 ноября 2014 года № 3/34 «Об утверждении структуры администрации г. Благовещенска», в том числе управление жилищно-коммунального хозяйства, не названы в уставе муниципального образования г. Благовещенск в качестве самостоятельных органов местного самоуправления. Создание Администрацией г. Благовещенска соответствующих отраслевых (функциональных) подразделений, бюджетных учреждений, муниципальных предприятий, наделение их соответствующими полномочиями не освобождает местную администрацию от контроля за их деятельностью и от выполнения ее полномочий в решении вопросов местного значения в соответствии с установленной компетенцией. Считает, что обязанность по организации ликвидации несанкционированных свалок отходов должна быть возложена непосредственно на Администрацию г. Благовещенска, а не на ее структурные подразделения. Полагает Администрацию города Благовещенска надлежащим ответчиком по требованиям о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов на территории общего пользования, на которой земельные участки не сформированы, а также на земельных участках, собственником которых является муниципальное образование г. Благовещенск.
В письменных возражениях на апелляционное представление представитель МУ «Городское управление капитального строительства» ФИО1 считает, что нарушений норм материального права при рассмотрении данного дела судом не допущено, вывод суда не противоречит действующему законодательству.
В письменных возражениях на апелляционное представление представитель администрации г. Благовещенска ФИО2 считает решение законным и обоснованным, указала на отсутствие предмета спора в связи с устранением допущенного неопределенным кругом лиц нарушения в сфере законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Дегтяренко А.А., на доводах апелляционного представления настаивала.
Представитель ответчика МУ «Городское управление капитального строительства» ФИО1 с доводами апелляционного представления не согласился, указав, что обжалуемое решение исполнено.
Иные, участвующие в деле лица, в суд апелляционной инстанции не явились, извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы направлены в их адрес заблаговременно по адресам места нахождения и места жительства. В соответствии со ст.167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционном представлении, принимая во внимание существо письменных возражений на апелляционное представление, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в № квартале, между гаражным комплексом, расположенным за зданиями № Ж, Е и Д по ул. Ленина и ул. Краснофлотской, а также слева от группы указанных гаражей, имеются несанкционированные свалки отходов. Данные свалки находятся на территории несформированного земельного участка, расположенного между земельных участков с кадастровыми номерами А и Г, а также на территориях земельных участков с кадастровыми номерами Б и В, находящихся в собственности муниципального образования.
Земельные участки с кадастровыми номерами Б и В являются муниципальной собственностью. Участок с кадастровым номером В – передан в постоянное (бессрочное) пользование МУ «Городское управление капитального строительства» на основании постановления администрации г. Благовещенска от 04 февраля 2015 года № 315 для строительства сетей инженерно-технического обеспечения по объекту «Берегоукрепление и реконструкция набережной р. Амур г. Благовещенск».
В целях исполнения законодательства в сфере ЖКХ Администрацией г. Благовещенска создано юридическое лицо – Управление жилищно-коммунального хозяйство администрации г. Благовещенска.
Постановлением Администрации г. Благовещенска от 16 апреля 2013 года № 1856 утверждено Положение об Управлении ЖКХ, согласно которому в полномочия Управления входит организация на территории г. Благовещенска государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе – организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
30 декабря 2016 года между Управлением ЖКХ администрации г. Благовещенска и МКУ «Городской сервисно-торговый комплекс» (предприятие) заключен договор, предметом которого является предоставление Предприятию субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением заказа по уборке с территории общего пользования случайного мусора и несанкционированных свалок, оплата по которому производится за счет средств бюджета г. Благовещенска.
Разрешая заявленные исковые требования по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 13, Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88, подп. «б» п. 2.1.8 Правил благоустройства территории муниципального образования г. Благовещенска, утвержденных Решением Благовещенской городской Думы от 25 ноября 2010 года № 19/136, пришел к выводу о том, что Администрацией г. Благовещенска выполнены возложенные на орган местного самоуправления обязанности, связанные с организацией ликвидации несанкционированных свалок отходов, отказав в удовлетворении иска в части требований, предъявленных к Администрации г. Благовещенска.
Решение суда в остальной части сторонами не обжаловано, вследствие чего судебная коллегия не находит правовых оснований для проверки законности и обоснованности судебного акта в полном объеме.
Вместе с тем, доводы апелляционного представления судебная коллегия находит заслуживающими внимания, в силу следующего.
Положениями ст. 42 Конституции РФ, Федерального закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа в числе прочих относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные положения содержатся в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно п. 45 ч. 1 ст. 33 Уставу г. Благовещенска, утвержденному Решением Думы города Благовещенска от 26 мая 2005 года № 62/89, к полномочиям Администрации города Благовещенска, в том числе, относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Администрация города Благовещенска не является хозяйствующим субъектом и не осуществляет хозяйственную деятельность, но в рамках решения вопросов местного значения реализует свои полномочия через свои структурные подразделения.
При этом, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов территорий городского округа относится к вопросам органа местного самоуправления городского округа, в частности - Администрации г. Благовещенска.
Наличие несанкционированных свалок на территории несформированного земельного участка, расположенного между земельных участков с кадастровыми номерами А и Г, а также на территориях земельных участков с кадастровыми номерами Б и В, находящихся в собственности муниципального образования на момент рассмотрения дела, подтверждены актом проверки от 17 мая 2017 года.
Таким образом, отсутствие на территории муниципального образования надлежащей организации сбора и вывоза мусора, в результате чего стали возможны свалки мусора в неустановленных местах, создающие угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, причиняющие ущерб окружающей среде, по мнению коллегии, является основанием для вывода о недостаточности предпринятых Администрацией г. Благовещенска мероприятий в этом направлении и возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения норм закона.
Исходя из приведенных положений закона, обязанность организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования.
При этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования.
Однако в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность, в том числе и касательно ликвидации несанкционированных свалок, несет именно орган местного самоуправления.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения исковых требований прокурора, предъявленные к Администрации города Благовещенска.
Вместе с тем, из представленного в суд апелляционной инстанции акта проверки от 07 августа 2017 года следует, что на территории, на которой не сформированы земельные участки, между земельными участками с кадастровыми номерами А и Г; на земельных участках с кадастровыми номерами Б и В, несанкционированные свалки отсутствуют.
Поскольку требования прокурора о ликвидации данных несанкционированных свалок исполнены во внесудебном порядке, учитывая задачи судопроизводства и принцип правовой определенности, который предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных решений, у судебной коллегии отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого решения в оспариваемой части.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 08 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционное представление и.о. Амурского межрайонного природоохранного прокурора Андронович К.Е. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллегии: