Дело № 33АП-4007/2021 судья первой инстанции:
Докладчик Фурсов В.А. Гололобова Т.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 ноября 2021 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе
председательствующего Фурсова В.А.,
судей Абрамовой С.А., Дружинина О.В.,
при секретаре Перепелициной Л.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО2 к администрации г. Благовещенска, Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи из федерального бюджета и список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости из федерального бюджета, возложении обязанности произвести выплаты из федерального бюджета,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 13 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Фурсова В.А., выслушав объяснения ФИО1, судебная коллегия
установила:
ФИО1, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка Л.А.Р., обратился в суд иском, в обоснование указав, что он и его сын являются долевыми собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, <адрес>, в указанном доме постоянно проживают, однако не зарегистрированы по месту жительства в установленном порядке.
С 26 мая 2021 года в Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации. В результате наводнения указанному жилому дому был причинен ущерб.
Для получения единовременной материальной помощи и федеральной выплаты в связи с подтоплением, 9 июля 2021 года ФИО1 обратился в многофункциональный центр г. Благовещенска с соответствующими заявлениями.
Письмом № ЧСФЛ-172, ЧСФР-173 от 15 июля 2021 года ФИО1 и его несовершеннолетнему сыну Л.А.Р. было отказано во включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи из федерального бюджета и в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в связи с тем, что не представлен документ, подтверждающий факт постоянного проживания и регистрации в жилом помещении.
Отсутствие регистрации в жилом помещении препятствует получению единовременной материальной помощи в счет компенсации ущерба причиненного наводнением на территории г. Благовещенска.
На основании изложенного, просил суд признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложить на администрацию города Благовещенска обязанность включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи из федерального бюджета и список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости из федерального бюджета, возложить на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность произвести единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости из федерального бюджета, обратить решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании ФИО1 на удовлетворении требований настаивал, дополнительно пояснил, что дом выставлен на продажу, в связи с чем истец и его сын не стали в нем прописываться, в настоящее время зарегистрированы в с. Чигири Благовещенского района Амурской области.
В судебном заседании представить третьего лица – МЧС России ФИО3 оставила разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Представители администрации г. Благовещенска, Министерства социальной защиты населения Амурской области, а также представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в судебном заседании участия не принимали, дело рассмотрено в их отсутствие.
В письменном отзыве на исковые требования представитель Министерства социальной защиты населения Амурской области просила в их удовлетворении отказать. Указала, что предоставление трансфертов из резервного фонда Правительства Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, проводимых в целях оказания гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи, в связи с утратой ими имущества первой необходимости, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и регистрация в нем по месту жительства. На день введения режима чрезвычайной ситуации ФИО1, ФИО2 не были зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Благовещенск, снт. Восход, стр. 7, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, т.е. совокупность условий, предусмотренных постановлением Правительства области отсутствовала.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 13 августа 2021 года ФИО1, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка Л.А.Р. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит постановленное решение отменить, указывает, что факт постоянного проживания истцов по адресу: г. Благовещенск, <адрес>, подтвержден материалами дела. Кроме того считает, что отсутствие регистрации по указанному адресу не может служить основанием или условием для защиты прав и свобод граждан.
Письменных возражений на апелляционную жалобу в суд не поступало.
В суде апелляционной инстанции истец на доводах апелляционной жалобы настаивал, пояснил, что долгое время проживали и были прописаны на в г. Благовещенске, <адрес>, были прикреплены к поликлинике по указанному адресу. Не видели смысла изменять прописку в пределах одного города. Пострадавший объект недвижимости был выставлен на продажу, что также исключало необходимость прописки. На момент чрезвычайной ситуации, кроме истцов проживали и иные собственники дома, это бывшая супруга Л.С.О. и П.Р.Д.
Иные лица участвующие в деле о времени и месте судебного разбирательства уведомлялись надлежащим образом, однако в заседание судебной коллегии не явились. Руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Из материалов дела установлено, что ФИО1 и Л.А.Р. являются долевыми собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, <адрес> (доля в праве ? в пользу каждого).
Из акта комиссионного обследования и заключения комиссии, утвержденных мэром г. Благовещенска 14 июля 2021 года, следует, что в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение, принадлежащее истцам, получило повреждения, а также полностью утрачено имущество первой необходимости.
Согласно акту обследования жилого помещения от 22 июля 2021 года, утвержденного мэром г. Благовещенска 23 июля 2021 года, комиссия пришла к выводу, что жилое помещение, расположенное по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, <адрес> подтоплено, вода выше уровня пола, условия жизнедеятельности нарушены, факт постоянного проживания в указанном жилом помещении ФИО1 и Л.А.Р. подтвержден.
9 июля 2021 года ФИО1 обратился в ГАУ «МФЦ Амурской области» в городе Благовещенске с заявлением о выплате единовременной материальной помощи из федерального бюджета в связи с подтоплением.
Письмом № ЧСФЛ-172, ЧСФР-173 от 15 июля 2021 года ФИО1 и его несовершеннолетнему сыну Л.А.Р. было отказано во включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи из федерального бюджета и в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в связи с тем, что не представлен документ, подтверждающий факт постоянного проживания и регистрации в жилом помещении.
Полагая свои права нарушенными, истцы обратились в суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь постановлением Правительства Амурской области от 29.06.2021 года № 416 «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайно ситуации» исходил из того, что истцы на день введения режима чрезвычайной ситуации фактически проживали в спорном жилом помещении, но не имели регистрации по месту жительства в жилом помещении расположенном по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, <адрес>, которое попало в зону чрезвычайной ситуации.
Между тем, судебная коллегия не может признать данные выводы суда основанными на доказанных обстоятельствах, имеющих значение для дела, и находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р (ред. от 24.06.2021) «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области» с 26 мая 2021 года на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, зона которой затрагивает территории Архаринского, Благовещенского, Зейского, Константиновского, Магдагачинского, Мазановского, Михайловского, Свободненского, Сковородинского, Серышевского, Тамбовского, Шимановского районов, Белогорского, Завитинского, Ивановского, Тындинского муниципальных округов, города Благовещенск.
В соответствии с Постановлением администрации г. Благовещенска от 22.06.2021 года № 2330 на территории г. Благовещенска был установлен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 02.07.2021 № 123-р утверждены границы зоны чрезвычайной ситуации в разрезе отдельных муниципальных образований Амурской области согласно приложению к настоящему распоряжению (с учетом изменений, внесенных распоряжением Губернатора Амурской области от 30.07.2021 № 145-р). Согласно п. 1 к указанному распоряжению в границах с/т Восход г. Благовещенск (с 24 июня 2021 года).
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пп. «а» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Правительством Амурской области принято постановление от 29.06.2021 № 416 "Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 1 указанного постановления от 29.06.2021 № 416 пострадавшим гражданам за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. № 1928 оказывается:
1) единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей на человека (подпункт "в" пункта 4 Правил № 1928);
2) финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека;
за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека (подпункт "г" пункта 4 Правил № 1928).
Согласно п. 2.1, п. 2.2, п. 2.3 указанного постановления от 29.06.2021 № 416 органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области, территории которых находятся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - ОМСУ), обеспечить:
1) принятие от пострадавших граждан заявлений об оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости по формам согласно приложениям NN 1, 2 к настоящему постановлению (далее - заявления); 2) образование и функционирование на уровне муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области в соответствии с пунктом 7 Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного приказом МЧС России от 29 апреля 2020 г. N 275 (далее - Порядок N 275), комиссий в составе не менее 3 человек в целях: а) установления факта нарушения условий жизнедеятельности пострадавших граждан в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (пункты 18 - 22 Порядка N 275); б) определения степени утраты (полностью или частично) имущества первой необходимости пострадавших граждан (пункт 24 Порядка N 275); 3) в течение 2 календарных дней после поступления от пострадавших граждан заявлений, указанных в подпункте 1 настоящего пункта: а) сверку сведений, указанных в них, с данными паспорта (иного документа, удостоверяющего личность), страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) гражданина, подающего заявление, и членов его семьи; б) обследование и составление комиссиями, указанными в подпункте 2 настоящего пункта, в соответствии с требованиями Правил N 1928 и Порядка N 275: заключений об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан и членов их семей в результате чрезвычайной ситуации по форме согласно приложению N 7 к Порядку N 275) (далее - заключения) (для выплаты единовременной материальной помощи); актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, по форме согласно приложению N 8 к Порядку N 275 (далее - акты обследования) (для выплаты финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости); 4) оперативное формирование и подписание в части подтверждения факта постоянного проживания граждан в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации и в которых они зарегистрированы по месту жительства, а также фактов нарушения условий жизнедеятельности граждан и (или) утраты ими частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации: а) списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, по форме согласно приложению N 5 к Порядку N 275; б) списков граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, по форме согласно приложению N 6 к Порядку N 275 (заполняются раздельно для граждан, утративших имущество первой необходимости частично, и для граждан, утративших имущество первой необходимости полностью); 5) направление списков, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, с приложением копий поданных гражданами заявлений, заверенных специалистами ОМСУ, заключений и актов обследования в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в течение 2 календарных дней со дня их составления.
Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области обеспечить: 1) направление списков, указанных в подпункте 5 подпункта 2.1 пункта 2 настоящего постановления, в течение 2 календарных дней со дня их поступления: а) в УМВД России по Амурской области - в части проверки соответствия адресов регистрации по месту жительства и данных паспортов пострадавших граждан; б) в ГУ МЧС России по Амурской области - в части подтверждения нахождения адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации; 2) возврат списков граждан на доработку в ОМСУ в случае несогласования в течение 2 календарных дней со дня их поступления с указанием причины возврата; 3) представление согласованных в соответствии с подпунктом 1 настоящего подпункта списков граждан в течение 2 календарных дней со дня их согласования на утверждение губернатору области; 4) направление утвержденных губернатором области списков граждан, копий заявлений в течение 2 календарных дней со дня их утверждения в министерство социальной защиты населения Амурской области.
Министерству социальной защиты населения Амурской области на основании утвержденных губернатором области списков граждан осуществлять выплату единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости через государственные казенные учреждения Амурской области - управления социальной защиты населения путем перечисления на счета граждан, открытые в кредитных организациях, указанные в заявлениях, в течение 10 дней со дня принятия распоряжения Правительства Амурской области о выделении средств.
Согласно п. 5.1 Постановления Правительства Амурской области от 29.06.2021 N 416 "Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации" выплата пострадавшим гражданам осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий:
1) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи:
а) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
б) нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
2) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости:
а) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
б) утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации (далее - резервный фонд), бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) в части чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее соответственно - мероприятия, трансферты).
Согласно п. 4 Правил трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются на следующие цели:
оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека;
оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 тыс. рублей на человека).
Пунктом 10 указанных Правил предусмотрено, что предоставление трансфертов из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, проводимых в целях, предусмотренных подпунктами "в" и "г" пункта 4 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
а) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
б) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации. В соответствии с частью 2 статьи 3 данного Закона граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713", сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации его прав и свобод.
С учетом приведенных норм, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие регистрации истцов по месту жительства в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, препятствует возникновению у них права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости из средств федерального бюджета, противоречит целям правового регулирования рассматриваемых правоотношений на федеральном и региональном уровнях.
Социальная поддержка в данном случае направлена на оказание помощи лицам, которые, постоянно проживая в соответствующих районах Амурской области, утратили (полностью или частично) имущество первой необходимости, чьи условия жизнедеятельности были нарушены в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. Регистрация их по месту жительства является лишь подтверждением факта постоянного проживания граждан в жилых домах и квартирах, расположенных в зоне чрезвычайной ситуации. В то же время право лиц на получение мер социальной поддержки, фактически постоянно проживающих, но не имеющих по каким-либо причинам регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации, также может быть подтверждено путем установления факта постоянного проживания в указанных районах как во внесудебном, так и в судебном порядке.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Из материалов дела установлено, что ФИО1 и Л.А.Р. являются долевыми собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, <адрес> (доля в праве ? в пользу каждого).
ФИО1 зарегистрирован по адресу: Амурская область, Благовещенский район, <адрес>; несовершеннолетний Л.А.Р. зарегистрирован по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, <адрес>.
Из пояснений ФИО1 следует, на момент возникновения чрезвычайной ситуации ФИО1 и несовершеннолетний Л.А.Р. постоянно проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, <адрес>.
Кроме того, факт постоянного проживания в указанном жилом помещении ФИО1 и Л.А.Р. подтвержден так же актом обследования жилого помещения от 22 июля 2021 года, утвержденного мэром г. Благовещенска 23 июля 2021 года.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами факт того, что жилое помещение по месту фактического жительства истцов – Амурская область, г. Благовещенск, <адрес>, пострадало в период паводка, имущество утрачено полностью.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции о наличии достаточной совокупности доказательств, подтверждающих факт постоянного проживания ФИО1 и несовершеннолетнего Л.А.Р. по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, <адрес>.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции полагает, что отказом во включении в список на оказание единовременной материальной помощи в связи с затоплением домовладения, расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, <адрес>, и оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества существенно нарушаются права истцов на защиту от чрезвычайных ситуаций.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости признания ФИО1 и Л.А.Р. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области».
Согласно п. 14 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928 Порядок и условия оказания соответствующих видов помощи гражданам и юридическим лицам устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом положений, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно п. 2.1 Постановления Правительства Амурской области от 29.06.2021 N 416 "Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации" формирование списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, по форме согласно приложению N 5 к Порядку N 275; списков граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, по форме согласно приложению N 6 к Порядку N 275 возложено на органы местного самоуправления муниципальных районов.
Таким образом, судебная коллегия считает необходимым возложить на администрацию г. Благовещенска обязанность включить ФИО1 и несовершеннолетнего Л.А.Р. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100000 рублей за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928.
Согласно п. 2.3 Постановления Правительства Амурской области от 29.06.2021 N 416 "Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации" министерство социальной защиты населения Амурской области на основании утвержденных губернатором области списков граждан осуществляет выплату единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости через государственные казенные учреждения Амурской области - управления социальной защиты населения путем перечисления на счета граждан, открытые в кредитных организациях, указанные в заявлениях, в течение 10 дней со дня принятия распоряжения Правительства Амурской области о выделении средств.
На основании изложенного, судебная коллегия считает необходимым возложить на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность произвести ФИО1 и несовершеннолетнему Л.А.Р. выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей каждому и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей каждому за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928.
В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Судебная коллегия считает, что обращение решения к немедленному исполнению поможет истцу своевременно воспользоваться мерами социальной поддержки, предусмотренными для пострадавших от чрезвычайных ситуаций.
Принимая во внимание изложенное, решение суда об отказе в иске не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 13 августа 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
исковые заявления ФИО1, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка Л.А.Р. к администрации г. Благовещенска, Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, произвести выплаты единовременной материальной и финансовой помощи – удовлетворить в полном объеме.
Признать ФИО1 <данные изъяты> года рождения, Л.А.Р.<данные изъяты> года рождения пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области».
Возложить на администрации г. Благовещенска обязанность включить ФИО1 <данные изъяты> года рождения, Л.А.Р.<данные изъяты> года рождения в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10000 (десять тысяч) рублей и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100000 (сто тысяч) рублей за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928.
Возложить на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность произвести ФИО1 <данные изъяты> года рождения, Л.А.Р.<данные изъяты> года рождения выплату единовременной материальной помощи в размере 10000 (десять тысяч) рублей каждому и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100000 (сто тысяч) рублей каждому за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме составлено 03.11. 2021 года.
Дело № 33АП-4007/2021 судья первой инстанции:
Докладчик Фурсов В.А. Гололобова Т.В.