ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-4051/17 от 18.09.2017 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 33АП- 4051/17 судья Стрельцова О.В.

Докладчик Будкова Т.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 сентября 2017 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда

в составе:

председательствующего Калиниченко Т.В.,

судей коллегии Будковой Т.Н., Воробьёвой В.С.,

при секретаре Кнут И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Тындинского районного суда Амурской области от 19 мая 2017 года.

Заслушав дело по докладу судьи Будковой Т.Н., пояснения ФИО2 и её представителя ФИО2, представителя ГКУ УСЗН по г. Тында и Тындинского району – ФИО3, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГКУ Амурской области - Управление социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому району, администрации г. Тында о возложении обязанностей, признании решения об отказе в выдаче сертификата на региональный материнский капитал незаконным. В обоснование заявленных требований указала, что 30.10.2015 года обратилась в администрацию г. Тынды с заявлением о признании её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях реализации подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», утв. постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446, в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 10 Закона Амурской области от 01.09.2005 № 38-03 «О жилищной политики в Амурской области». 16.11.2015 года Постановлением администрации г. Тынды №4445 ей отказано в признании её семьи в составе пяти человек нуждающимися в улучшении жилищных условий. Супруг истца, Ф.И.О.5, действующий в своих интересах и интересах детей обратился в суд с иском к администрации г. Тында о признании данного отказа незаконным. Решением Тындинского районного суда от 25.02.2016 года в удовлетворении исковых требований отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 24.06.2016 года указанное решение отменено и принято новое решение, которым Постановление администрации г. Тынды № 4445 от 19.11.2015г. признано незаконным. Постановлено признать семью ФИО4 в составе пяти человек нуждающимися в улучшении жилищных условий. 18.10.2016г. Постановлением администрации г. Тынды № 2749 Постановление администрации г.Тынды № 4445 от 19.11.2015г. отменено. Справка установленного образца не выдана. 28.12.2016 года ГКУ УСЗН по г. Тында и Тындинского району отказало в выдаче сертификата на региональный материнский капитал в соответствии с подпунктом «а» пункта 13 Порядка. Просила суд обязать администрацию г. Тында выдать семье истца в составе Ф.И.О.5, Ф.И.О.6, Ф.И.О.7, Ф.И.О.7 справку о подтверждении нуждаемости в жилых помещениях для предоставления в органы социальной защиты населения для получения регионального материнского капитала в порядке, установленном действующим законодательством, признать решение ГКУ УСЗН по г. Тында и Тындинского району № 1 от 28.12.2016 года об отказе в выдаче сертификата на региональный материнский капитал незаконным и обязать ГКУ УСЗН по г. Тында и Тындинского району предоставить её семье материнский капитал на сумму 291 600 рублей по заявлению, поданному 30.10.2015 года в порядке, установленном действующим законодательством, взыскать с ответчиков в её пользу расходы на оплату услуг представителя 20 000 рублей и 1 200 рублей за оформление доверенности.

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представитель администрации г. Тынды иск не признала, пояснила, что необходимости в выдаче справки о нуждаемости семьи ФИО4 в улучшении жилищных условий не имеется, поскольку нуждаемость в улучшении жилищных условий признана вступившим в законную силу решением суда, которое обязательно для всех органов, в том числе и для ГКУ УСЗН по г. Тында и Тындинского району. Просила в удовлетворении иска отказать.

В письменных возражениях на иск ГКУ АО УСЗН по г.Тында и Тындинскому району не согласилось с исковыми требованиями, указала, что граждане, претендующие на получение регионального материнского капитала, должны состоять на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п. 9 Порядка лицом, претендующим на получение регионального материнского капитала, при подаче заявления по собственной инициативе может быть представлена справка о подтверждении нуждаемости в жилых помещениях. Согласно п.п. «а» п. 13 Порядка отсутствие права на региональный материнский капитал является основанием для отказа в выдаче сертификата на региональный материнский капитал. 21.10.2016г. ФИО1 обратилась с заявлением и пакетом документов на выдачу сертификата, представив постановления администрации г. Тынды № 2749 от 18.10.2016г. и № 4445 от 19.11.2015г., справки предоставлено не было. В адрес Администрации г. Тында 21.10.2016г. направлен запрос о предоставлении справки и получен ответ, из которого следует, что ФИО1 в администрации г. Тында на учете в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит, постановление о постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях администрацией не принималось, следовательно, основания в выдаче справки о подтверждении нуждаемости в улучшении жилищных условий отсутствуют. Администрацией г. Тынды, не смотря на апелляционное определение Амурского областного суда от 24.06.2016г., которым постановление администрации г. Тынды от 19.11.2015г. № 4445 об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий было признано незаконным, мер по постановке на учет семьи ФИО1 в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предпринято не было. Поскольку справки о подтверждении нуждаемости в улучшении жилищных условий представлено не было, принято законное решение об отказе в предоставлении сертификата на региональный материнский капитал. Пунктом 8 Порядка установлено, что лица, указанные в п. 2 Порядка обращаются в ГКУ-УСЗН за получением сертификата после возникновения права на региональный материнский капитал путем подачи заявления о выдаче сертификата. Днем подачи заявления и документов, направленных по почте, считается дата поступления документов в ГКУ-УСЗН (п. 11 Порядка). ГКУ-УСЗН рассматривает заявление о выдаче сертификата либо об отказе в его выдаче в установленные Порядком сроки со дня подачи заявления о выдаче сертификата. С заявлением о выдаче сертификата ФИО1 обратилась 21 октября 2016 года, ранее с соответствующим заявлением в ГКУ УСЗН по г. Тында и Тындинскому району она не обращалась. В виду того, что у ФИО1 отсутствует право на региональный материнский капитал (семья не признана малоимущей, не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях), учитывая, что с заявлением о выдаче сертификата на региональный материнский капитал истец обратилась 21.10.2016г., то у ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району отсутствуют основания для выдачи сертификата в размере 291 600 рублей (по состоянию на 2015 год). Просила в удовлетворении исковых требованиях отказать.

В возражениях на исковые требования представитель Министерства социальной защиты населения Амурской области приводит те же доводы, что и представитель ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району. Дополнительно указав, что раннее обращение ФИО1 в ГКУ УСЗН не является безусловным основанием для выдачи сертификата на получение средств регионального материнского капитала в сумме 291 600 рублей, поскольку размер сертификата будет определяться в соответствии с п. 6 Порядка в редакции, действующей на момент принятия ГКУ УСЗН решения о выдаче сертификата. Просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Решением Тындинского районного суда Амурской области от 19 мая 2017 года исковые требований ФИО1 удовлетворены частично. На администрацию г.Тынды возложена обязанность выдать семье ФИО1 в составе Ф.И.О.5, Ф.И.О.6, Ф.И.О.7, Ф.И.О.7 справку о подтверждении нуждаемости в жилых помещениях для предоставления в органы социальной защиты населения для получения регионального материнского капитала в порядке, установленном действующим законодательством. С администрации г. Тынды в пользу истца взысканы судебные расходы в размере 10 000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 не соглашается с решением суда в части, считает, что решение суда является неполным. Указывает, что просила суд обязать администрацию г. Тынды выдать её семье в составе ФИО5 О.5, Ф.И.О.6, Ф.И.О.7, Ф.И.О.7 справку о нуждаемости в улучшении жилищных условий в связи с рождением третьего ребёнка, необходимой для предоставления в органы социальной защиты населения для получения регионального материнского капитала по заявлению, поданному семьёй ФИО4 30.10.2015 года, в порядке, установленном действующим законодательством. Полагает, что поскольку судом апелляционной инстанции признано незаконным Постановление администрации г. Тынды №4445 от 19.11.2015 года и её семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, суду первой инстанции необходимо было прийти к выводу, что истцу полагается сертификат на региональный материнский капитал на сумму 291 600 рублей, поскольку 19.11.2015 года ей было незаконно отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. Юридически значимым обстоятельством по данному делу является то, что семья ФИО4 в установленный законом срок 30.10.2015 года обращалась в администрацию г. Тынды о признании её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, что не учтено судом. Просит решение суда изменить, разрешить вопрос по существу.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ГКУ УСЗН по г. Тында и Тындинского району не соглашается с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным не подлежащим отмене.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу Министерство социальной защиты населения Амурской области полагает, что не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу администрация г. Тынды просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В суде апелляционной инстанции истец и её представитель настаивали на доводах апелляционной жалобы.

Представитель ГКУ УСЗН по г. Тында и Тындинского району возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, считает их извещение надлежащим.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и поданных относительно неё возражений, судебная коллегия оснований к отмене решения не находит.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 30.10.2015 года ФИО1 в связи с рождением третьего ребенка обратилась в администрацию г.Тынды с заявлением о признании её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения регионального материнского капитала. Постановлением администрации г. Тынды № 4445 от 19.11.2015 года ФИО1 отказано в признании её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решением Тындинского районного суда от 25.02.2016 года Ф.И.О.5 (мужу истца), действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей отказано в удовлетворении заявленных исковых требованиях к администрации г. Тынды о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 24.06.2016 года решение суда от 25.02.2016 года отменено и принято новое решение, которым Постановление администрации г. Тынды № 4445 от 19.11.2015 года признано незаконным. Судом постановлено признать семью ФИО4 в составе пяти человек нуждающейся в улучшении жилищных условий. 18.10.2016 года Постановлением администрации г. Тынды № 2749 Постановление администрации г. Тынды № 4445 от 19.11.2015 года отменено. ФИО1 обращалась в администрацию г. Тынды за выдачей справки о подтверждении нуждаемости в улучшении жилищных условий для предоставления в органы социальной защиты, однако требуемая справка предоставлена не была. 21.10.2016 года ФИО1 обратилась в ГКУ УСЗН по г.Тында и Тындинскому району с заявлением о выдаче сертификата на региональный материнский капитал. Решением ГКУ УСЗН по г.Тында и Тындинскому району от 28.12.2016г. № 1 ФИО1 отказано в выдаче сертификата на региональный материнский капитал в соответствии с п.п. а п. 13 Порядка предоставления регионального материнского капитала на улучшение жилищных условий семьям, родившим (усыновившим) третьего или последующего ребенка. ФИО1, не согласившись с данным решением, обратилась в суд с указанным иском.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, установил, что на основании вступившего в законную силу судебного акта администрация г. Тынды была обязана издать постановление о признании семьи ФИО4 в составе пяти человек нуждающейся в улучшении жилищных условий и выдать справку о подтверждении нуждаемости в жилых помещениях по форме согласно приложению №2 к Порядку предоставления регионального материнского капитала на улучшение жилищных условий семьям, родившим (усыновившим) третьего или последующего ребенка (в редакции от 31.12.2015 года), поскольку действия администрации г. Тынды являются незаконными, пришёл к выводу об удовлетворении требований истца в части возложения обязанности на администрацию г. Тында выдать семье ФИО4 в составе пяти человек справку о подтверждении нуждаемости в жилых помещениях для предоставления в органы социальной защиты населения для получения регионального материнского капитала в порядке, установленном действующим законодательство.

Рассматривая требования истца о признании незаконным решения ГКУ УСЗН по г.Тында и Тындинскому району от 28.12.2016г. № 1 об отказе ФИО1 в выдаче сертификата на региональный материнский капитал в соответствии с п.п. а п. 13 Порядка предоставления регионального материнского капитала на улучшение жилищных условий семьям, родившим (усыновившим) третьего или последующего ребенка, суд установив, что справка о подтверждении нуждаемости в жилых помещениях по форме согласно приложению № 2 к Порядку предоставлена не была, пришёл к выводу о том, ГКУ УСЗН по г. Тында и Тындинского району правомерно и обоснованно отказано в выдаче сертификата на региональный материнский капитал. Также судом установлено, что получение регионального материнского капитала носит заявительный характер, ФИО1 обратилась в ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району с заявлением о выдаче сертификата на региональный материнский капитал 21.10.2016 года, в связи с чем суд пришёл к выводу, что у ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району отсутствовали основания для выдачи сертификата действующего в 2015 года в размере 291 600 рублей, поскольку с 01.01.2016 года его размер составляет 100 000 рублей.

Разрешая требования истца о взыскании судебных расходов, суд первой инстанции исходил из того, что в связи с рассмотрением настоящего дела истцом по договору №3 от 07.03.2017 года понесены расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей, что подтверждается как самим договором и квитанцией от 07.03.2017 года и принимая во внимание, что исковые требования заявлены к двум ответчикам, удовлетворены судом требования только к Администрации г. Тынды, представителем Администрации г. Тынды не заявлено о чрезмерности заявленной к взысканию суммы расходов на оплату услуг представителя, а суд не вправе уменьшать ее размер произвольно, пришёл к выводу, что подлежат взысканию 10 000 рублей. Отказывая во взыскании расходов понесённых на составление доверенности от 07.03.2017 года, суд исходил из того, что из представленной доверенности не следует, что она выдана для участия в конкретном деле или конкретном судебном заседании.

Судебная коллегия находит выводы суда основанными на фактической и правовой стороне дела.

Доводы апелляционной жалобы направлены на оспаривание выводов суда о законности решения ГКУ УСЗН по г.Тында и Тындинскому району от 28.12.2016г. №1 об отказе ФИО1 в выдаче сертификата на региональный материнский капитал, и несогласии с выводом суда о размере регионального материнского капитала и не влекут отмену решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

Для оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий разработана и действует подпрограмма "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории области" государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. №446. В целях реализации мероприятий указанной подпрограммы предусмотрена возможность предоставления регионального материнского капитала на улучшение жилищных условий семьям, родившим (усыновившим) третьего или последующего ребенка.

Механизм предоставления регионального материнского капитала на улучшение жилищных условий семьям, родившим (усыновившим) третьего или последующего ребенка (далее - РМК) устанавливается Порядком предоставления регионального материнского капитала на улучшение жилищных условий семьям, родившим (усыновившим) третьего или последующего ребенка, утверждённым Постановлением Правительства Амурской области от 27.01.2012 N 32 (далее - Порядок).

В силу п.2 Порядка, право на РМК возникает однократно при рождении (усыновлении) в период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2017 года третьего или последующего ребенка, имеющего гражданство РФ, при условии совместного проживания с детьми у женщин, родивших (усыновивших) третьего или последующего ребенка, проживающих на территории Амурской области и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании части 2 статьи 49 Жилищного Кодекса.

Частью 2 статьи 49 ЖК РФ установлено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с п.9 Порядка, лицом, претендующим на получение РМК, при подаче заявления о выдаче сертификата в ГКУ-УСЗН по собственной инициативе может быть представлена справка о подтверждении нуждаемости в жилых помещениях (по форме Приложения № 2 к Порядку), полученная не ранее 30 дней до даты обращения за получением сертификата на РМК. При этом, в случае, если заявителем по собственной инициативе справка о подтверждении нуждаемости в жилых помещениях не представлена, ГКУ - УСЗН запрашивает указанный документ в органе местного самоуправления (п. 11 Порядка).

Таким образом, в соответствии с нормами Порядка, обязательным и необходимым условием для возникновения права на РМК должно быть наличие постановки на учет малоимущей семьи в качестве нуждающейся в жилых помещениях в органе местного самоуправления, что подтверждается справкой о подтверждении нуждаемости в жилых помещениях.

Вступившим в законную силу судебным актом семья ФИО4 в составе пяти человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Суд первой инстанции руководствуясь ч. 2 ст. 61 ГПК РФ пришёл к законному выводу о возложении на администрацию г. Тынды обязанности выдать семье ФИО4 в составе пяти человек справку о подтверждении нуждаемости в жилых помещениях для предоставления в органы социальной защиты населения для получения регионального материнского капитала в порядке, установленном действующим законодательством применительно к оспариваемым событиям.

Пунктом 8 Порядка установлено, что лица, указанные в пункте 2 настоящего Порядка (далее - заявители), обращаются в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по месту их жительства за получением сертификата после возникновения права на РМК путем подачи заявления о выдаче сертификата.

Днем подачи заявления о выдаче сертификата и документов, направленных по почте, считается дата поступления документов в ГКУ УСЗН (п. 11 Порядка).

ГКУ УСЗН рассматривает заявление о выдаче сертификата и документы, принимает решение о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления о выдаче сертификата (п. 12 Порядка).

Пунктом 13 Порядка установлено, что решение об отказе в выдаче сертификата выносится по следующим основаниям, в частности, отсутствие права на РМК, непредставление или представление не всех документов, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 9 настоящего Порядка.

Из материалов дела следует, что истец обратилась в ГКУ УСЗН по г. Тында и Тындинского району с заявлением о выдаче сертификата 21.10.2016 года. Материалы дела не содержат документов, свидетельствующих о постановке семьи ФИО4 на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации г. Тынды, при том, что п. 2 Порядка предусмотрено, что право на РМК возникает у граждан, в частности, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Поскольку решения (постановления) органа местного самоуправления о принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении семьи ФИО4 не имеется, как и не имеется справки о подтверждении нуждаемости в жилых помещениях составленной по форме согласно приложению №2 к Порядку (в редакции 2.08.2016 года), суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что решение ГКУ УСЗН по г. Тында и Тындинского району от 28.12.2016 года №1 об отказе истцу в выдаче сертификата на РМК в соответствии с пп. а п. 13 Порядка является законным и обоснованным.

Судебная коллегия не усматривает правовых оснований для переоценки выводов суда в этой части.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к несогласию истца с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, эти доводы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, на иное толкование закона, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.

Иных доводов, которые могли бы опровергнуть выводы суда и являться основанием к отмене судебного решения, жалоба не содержит. Решение суда, как законное и обоснованное, отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329, ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а.

Решение Тындинского районного суда Амурской области от 19 мая 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи коллегия: