ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-414/2022 от 31.01.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД 28RS0023-01-2020-002097-04

Дело № 33АП-414/2022 судья первой инстанции:

Докладчик Дружинин О.В. Мишкилеева Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 января 2022 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе

председательствующего Дружинина О.В.,

судей Бережновой Н.Д., Фурсова В.А.,

при секретаре Филоненко П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому району о признании незаконным отказа в представлении мер социальной поддержки,

по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Тындинского районного суда Амурской области от 04 марта 2021 года.

Заслушав доклад судьи Дружинина О.В., объяснения представителя ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району – ФИО3, судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратилась в суд с настоящим исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому району (далее также – ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району) о признании незаконным отказа в представлении мер социальной поддержки.

В обоснование указала, что является матерью троих несовершеннолетних детей: Ф.И.О.38, <дата> года рождения, Ф.И.О.19, <дата> года рождения, Ф.И.О.23, <дата> года рождения, и в соответствии с Законом Амурской области «О мерах социальной поддержки многодетных семей» как многодетная мать, является получателем мер социальной поддержки:

на Ф.И.О.39, <дата> года рождения: ежегодная денежная выплата на приобретение одежды с 01 июля 2019 года по 30 июня 2020 года; ЕСВ в размере 30 % платы за коммунальные услуги с 01 октября 2019 года по 30 сентября 2022 года; освобождение от платы за питание с 16 октября 2019 года по 31 мая 2020 года; освобождение от платы за проезд с 01 ноября 2019 года по 31 мая 2020 года;

на Ф.И.О.20, <дата> года рождения: ежегодная денежная выплата на приобретение одежды с 01 июля 2019 года по 30 сентября 2022 года; ЕСВ в размере 30 % платы за коммунальные услуги с 01 октября 2019 года по 30 сентября 2022 года; освобождение от платы за питание с 16 октября 2019 года по 30 сентября 2022 года; освобождение от платы за проезд с 01 ноября 2019 года по 30 сентября 2020 года;

на Ф.И.О.24, <дата> года рождения: ЕСВ в размере 30 % платы за коммунальные услуги с 01 октября 2019 года по 30 сентября 2022 года; освобождение от платы за лекарства с 16 октября 2019 года по 31 октября 2020 года.

Поскольку ее старший сын Ф.И.О.27 в настоящее время обучается в гимназии <адрес>, в связи с чем, по мнению управления социальной защиты населения, она перестала являться многодетной матерью, ей было отказано в предоставлении мер социальной поддержки.

Так, на Ф.И.О.30 в июле 2020 года ей не перечислили ежегодную денежную выплату на приобретение одежды с 01 июля 2019 года по 30 июня 2020 года в сумме 2289 рублей, и отказали в освобождении от платы за питание с 16 октября 2019 года по 30 сентября 2022 года и в освобождении от платы за проезд с 01 сентября 2020 года по 31 мая 2021 года. Также ей отказали в освобождении от платы за проезд с 01 сентября 2020 года по 31 мая 2021 года на Ф.И.О.31. Кроме того, ей не продлено освобождение от платы за лекарства на период с 01 ноября 2020 года по 31 октября 2021 года для младшего сына Ф.И.О.32.

Полагает такой отказ незаконным, поскольку Ф.И.О.28 не находится на государственном обеспечении в школе, где обучается, и она несет расходы на его обеспечение, он остается членом их многодетной семьи, в отношении него она не лишена родительских прав и не ограничена в них.

Просит признать отказ ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому району в предоставлении ей мер социальной поддержки, предусмотренных для многодетной семьи, незаконным; обязать ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому району предоставить:

на Ф.И.О.40, <дата> года рождения, ежегодную денежную выплату на приобретение одежды с 01 июля 2019 года по 30 сентября 2022 года в сумме 2289 рублей, освобождение от платы за питание с 16 октября 2019 года по 30 сентября 2022 года и освобождение оплаты за проезд с 01 сентября 2020 года по 31 мая 2021 года;

на Ф.И.О.21, <дата> года рождения, освобождение от платы за проезд с 01 сентября 2020 года по 31 мая 2021 года;

на Ф.И.О.25, <дата> года рождения, освобождение от платы за лекарства на период с 01 ноября 2020 года по 31 октября 2021 года;

взыскать с ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому району судебные расходы по оплате юридических услуг в сумме 5 000 рублей.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной защиты населения Амурской области.

В суде первой инстанции ФИО2 настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району ФИО3 возражала против удовлетворения иска.

Решением Тындинского районного суда Амурской области от 04 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО2 просит отменить состоявшееся решение. Считает, что факт проживания ее старшего сына в другом населенном пункте не является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району полагал решение суда законным и обоснованным.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 23 июня 2021 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении заявленных ФИО2 исковых требований.

Определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 09 декабря 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 23 июня 2021 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

При новом апелляционном рассмотрении представитель ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району поддержал ранее изложенную в возражениях на апелляционную жалобу правовую позицию, просил решение суда оставить без изменения.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что на момент рассмотрения спора ФИО4 и ФИО2 являлись родителями троих несовершеннолетних детей – Ф.И.О.43, <дата> года рождения, Ф.И.О.44, <дата> года рождения, Ф.И.О.45, <дата> года рождения.

Согласно справке № 881 серии МС-7 от 16.10.2019 года, выданной ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району, семья истца ФИО2 имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Амурской области от 19 января 2005 года № 408-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей» (л.д. 9).

Ф.И.О.29 зарегистрирован по адресу своих родителей: <адрес>. С 1 сентября 2020 года он проходит обучение в 10 классе <адрес>

В связи с его выбытием на учебу в общеобразовательное учреждение в другой регион распоряжением ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району от 18.01.2021 года с 01.09.2020 года ФИО2 прекращена выплата ЕСВ, а также мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Амурской области от 19 января 2005 года № 408-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей».

Разрешая спор, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска, поскольку при выезде несовершеннолетнего Ф.И.О.46 в другой регион семья И-вых утрачивает статус многодетной.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.

Определение категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, отнесено к компетенции субъектов РФ (п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431).

Подпунктами «а», «б» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждающимся в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.

Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки многодетной семьи в Амурской области регулируются Законом Амурской области от 19 января 2005 года № 408-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей».

Часть 2 ст. 1 данного Закона определяет, что многодетной семьей является семья, имеющая в своем составе трёх и более детей в возрасте до 18 лет (рожденных, усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью, пасынков, падчериц), а также лиц из числа указанных детей в возрасте от 18 лет до 23 лет, являющихся инвалидами I и II группы.

При этом в составе многодетной семьи учитывается указанная категория детей, совместно проживающая и ведущая совместное хозяйство с лицами, указанными в пунктах 1, 2 настоящей части; в том числе обучающиеся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, находящихся за пределами места жительства (места пребывания) многодетной семьи.

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона Амурской области от 19 января 2005 года № 408-ОЗ при определении количества детей в семье не учитываются: дети, в отношении которых родители (единственный родитель) лишены либо ограничены в родительских правах; дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, за исключением пребывающих в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей; лица, указанные в п. 3 ч. 2 настоящей статьи, вступившие в брак; дети, объявленные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации полностью дееспособными (эмансипированными).

Указание в Законе Амурской области от 19 января 2005 года № 408-ОЗ на конкретный вид образовательного учреждения (профессиональная образовательная организация, образовательная организация высшего образования, интернат общеобразовательной организации) не может рассматриваться как ограничение на включение в состав многодетной семьи детей, проходящих обучение в иных образовательных учреждениях по очной форме обучения, находящихся за пределами места жительства многодетной семьи, при отсутствии обстоятельств, указанных в ч. 3 ст. 1 данного Закона.

Сам по себе временный выезд ребёнка для прохождения обучения в другой населенный пункт не может свидетельствовать о раздельном проживании данного члена семьи и прекращения ведения им с остальными членами семьи общего хозяйства. Прохождение ребенком обучения в другом населенном пункте не отменяет обязанности родителей по его материальному содержанию и воспитанию, предусмотренной положениями ст. ст. 63, 80 СК РФ.

Кроме того, реализация несовершеннолетним права на получение образования на территории иного населённого пункта не свидетельствует об утрате им семейных связей и права на получение материального содержания со стороны своих законных представителей, прекращении ведения с ним совместного хозяйства и права на пользование жилым помещением, равно как и не подтверждает изменения им места постоянного проживания.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности отказа ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району в предоставлении ФИО2 мер социальной поддержки, предусмотренных для многодетной семьи, и о необходимости удовлетворения ее требований о возложении на ответчика обязанности предоставить указанные меры социальной поддержки в отношении несовершеннолетних Ф.И.О.47 на приобретение одежды, Ф.И.О.48 на освобождение от платы за проезд, Ф.И.О.49 - платы за лекарства.

Соответствующие указания о применении и толковании норм материального права содержатся в определении Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 09 декабря 2021 года и являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело (статья 379.6, часть 4 статьи 390 ГПК РФ).

Вместе с тем, оснований для удовлетворения исковых требований и апелляционной жалобы ФИО2 в части предоставления ФИО5 мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда и освобождения его от платы за питание в общеобразовательных организациях в дни посещения учебных занятий судебная коллегия не усматривает.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона Амурской области от 19 января 2005 года № 408-ОЗ предоставление мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда обучающихся в общеобразовательных организациях по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования предусмотрено только по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, а также по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального района и городского округа данного муниципального района на территории Амурской области.

Предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона меры социальной поддержки в виде бесплатного питания один раз в день для обучающихся по образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования в общеобразовательных организациях в дни посещения учебных занятий в размере, установленном Правительством области, также не содержат условий, предполагающих возможность оплачивать такое питание за пределами Амурской области.

Не предусматривает возможности предоставления мер социальной поддержки детям из многодетных семей в виде бесплатного проезда и освобождения их от платы за питание в общеобразовательных организациях в дни посещения учебных занятий за пределами Амурской области и Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, утвержденный Постановлением Правительства Амурской области от 05.06.2008 N 126.

Так, в соответствии с пунктами 5.1, 5.9, 5.10 указанного Порядка обеспечение бесплатного проезда по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, а также по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального образования осуществляется одним из следующих способов: представление месячного проездного документа; представление единовременных проездных документов; представление микропроцессорной пластиковой карты "Транспортная карта школьника" в случае, если на территории муниципального образования по месту жительства (пребывания) обучающегося в общеобразовательной организации внедрена электронная система платежей при проезде по регулярным маршрутам с применением транспортной карты.

ГКУ-УСЗН осуществляет возмещение затрат в связи с проездом обучающихся в общеобразовательных организациях по регулярным маршрутам с использованием проездных документов, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 5.1 настоящего Порядка, пассажирским транспортным предприятиям, предоставляющим услуги по перевозке пассажиров по соответствующим маршрутам и заключившим договор на обслуживание маршрутов с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Амурской области (органом местного самоуправления), осуществляющим организацию транспортного обслуживания населения.

Возмещение затрат, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется в соответствии с договорами о возмещении затрат, заключенными ГКУ-УСЗН с пассажирскими транспортными предприятиями, на основании выставленных пассажирскими транспортными предприятиями счетов.

Возмещение пассажирским транспортным предприятиям затрат в связи с проездом обучающихся в общеобразовательных организациях по регулярным маршрутам с использованием транспортной карты осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Амурской области.

Бесплатное питание один раз в день для обучающихся по образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования в общеобразовательных организациях (далее - бесплатное питание, обучающиеся) в дни посещения учебных занятий в размере, установленном Правительством Амурской области, осуществляется посредством представления ГКУ-УСЗН списков обучающихся, имеющих право на данную меру социальной поддержки (далее - списки обучающихся), общеобразовательным организациям или предприятиям, обеспечивающим питанием обучающихся в данных организациях (далее - организации) (пункт 6.1. Порядка).

Организации ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в ГКУ-УСЗН следующие документы: 1) заверенные администрацией организации списки обучающихся, получивших бесплатное питание, с указанием дней, в которые осуществлялось бесплатное питание, по форме, установленной министерством; 2) отчет с указанием объема затрат на предоставление бесплатного питания обучающимся и количества обучающихся, получивших бесплатное питание (далее - отчет); 3) счет на оплату оказанных услуг по предоставлению бесплатного питания (далее - счет).

ГКУ-УСЗН в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта, осуществляют проверку достоверности представленных списков обучающихся и отчета и направляют в организации замечания (при их наличии) к спискам обучающихся и отчету. Перечисление средств организациям осуществляется ГКУ-УСЗН на основании представленных счетов в соответствии с заключенными с организациями договорами (пункт 6.2. Порядка).

Таким образом, приведенный Порядок предоставления мер социальной поддержки детям из многодетных семей в виде бесплатного проезда и освобождения их от платы за питание в общеобразовательных организациях в дни посещения учебных занятий не предусматривает ни возможности его применения за пределами Амурской области, ни перевода указанных мер социальной поддержки в денежную форму.

С учетом изложенного, в удовлетворении апелляционной жалобы ФИО2 в данной части следует отказать.

В силу ст. 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.

В силу ч. 1 ст. 98, ст. 100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 4000 рублей, размер которых соответствует объему оказанных представителем услуг, сложности спора, требованиям разумности и справедливости.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Тындинского районного суда от 4 марта 2021 года отменить, принять по делу новое решение.

Признать незаконным отказ ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району от 18 января 2021 года в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных для многодетной семьи.

Обязать ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району предоставить:

на Ф.И.О.41, <дата> года рождения, ежегодную денежную выплату на приобретение одежды с 01 июля 2019 года по 30 сентября 2022 года в сумме 2289 рублей;

на Ф.И.О.22, <дата> года рождения, - освобождение от платы за проезд с 01 сентября 2020 года по 31 мая 2021 года;

на Ф.И.О.26, <дата> года рождения, - освобождение от платы за лекарства на период с 01 ноября 2020 года по 31 октября 2021 года.

Взыскать с ГКУ Амурской области - Управление социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому району в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 4000 рублей.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 о возложении на ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району обязанности предоставить на Ф.И.О.42, <дата> года рождения, меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за питание и освобождения от оплаты за проезд, а также остальной части требований о взыскании судебных расходов – отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение в окончательной форме составлено 01.02.2022 года

УИД 28RS0023-01-2020-002097-04

Дело № 33АП-414/2022 судья первой инстанции:

Докладчик Дружинин О.В. Мишкилеева Е.А.