Дело № 33АП-4404/17 Судья первой инстанции
Докладчик Грибова Н.А. Лобань Т.Н.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 сентября 2017 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Грибовой Н.А.,
судей коллегии: Исаченко М.В., Палатовой Т.В.,
при секретаре Гибадулиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Архаринского района Амурской области Артюшкевича В.К. на решение Архаринского районного суда Амурской области от 26 июня 2017 года
Заслушав доклад судьи Грибовой Н.А., выслушав пояснения прокурора Дегтяренко А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Архаринского района Амурской области обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Архаринского района, муниципальному образованию рабочий поселок (пгт.) Архара, указав с учетом уточнений предмета иска, что по результатам проведенной проверки законности взимания с населения платы за коммунальную услугу «электроснабжение» в размере, предусмотренном для многоквартирных домов, оборудованных газовыми плитами, установлено, что многоквартирные дома, расположенные по адресам: пгт. Архара, ул. Ленина, 85, 87, 107; ул. Калинина, 16, 28; ул. Первомайская,105, 107, 109; ул. Гребенькова, 11, 14; пер. Красноармейский, 1, 5, 6, 7, 8, 9; ул. Октябрьская, 58; ул. Восточная, ДОС 6, ДОС 9 являются газифицированными. Сведения о наличии в указанных многоквартирных домах централизованного газоснабжения подтверждено техническими паспортами, актами, хранящимися в приватизационных делах, справками БТИ на отдельные жилые помещения. Вместе с тем, поставка газа в указанные многоквартирные дома была прекращена в 1990 году, а 19 мая 1999 года произведена консервация групповой резервуарной установки по адресам: п. Архара, пер. Красноармейский, 1, 5, 7, 9, ул. Гребенькова, 14, ул. Калинина, 16; 20 мая 1999 года - ул. Первомайская, 105, 107, 109; 21 мая 1999 года - ул. Гребенькова, 11, ул. Октябрьская, 58; 25 мая 1999 года - ул. Калинина, 28, пер. Красноармейский, 6, 8, ул. Восточная ДОС 6; 26 мая 1999 года по адресу ул. Восточная, ДОС 9. 27 мая 1999 года по адресу ул. Ленина, 107. Акт консервации резервуаров по адресам: п. Архара, ул. Ленина, 85, отсутствует. В результате выборочной проверки приватизационных дел установлено, все подвергшиеся проверке приватизационные дела содержат сведения о том, что в перечисленные дома оборудованы газовыми плитами либо не оборудованы ни газовыми ни электроплитами, из чего следует, что администрация Архаринского района, начиная с 1992 года передавала в собственность гражданам жилые помещения, оборудованные газовыми плитами, в оборудованных системой централизованного газоснабжения домах, однако меры по поставке газа ни по организации электроснабжения с 1990 года и до настоящего времени администрацией Архаринского района не приняты.
Ввиду того, что указанные многоквартирные дома не являются оборудованными в установленном порядке стационарными электроплитами, при начислении размера платы жителям данных домов за услугу «электроснабжение» применяется тариф в размере 3,40 руб./кВтч, утвержденный приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 16 декабря 2016 года № 169-пр/э, а не 2,38 руб./кВтч как для жителей домов, оборудованных электроплитами, чем нарушаются права граждан, предусмотренные ст. 157 ЖК РФ. Установка электроплит выполнена самовольно потребителями без проектной документации, что угрожает безопасности самих потребителей, ввиду возможного возгорания электропроводки по причине ее перегрузки. Отсутствие централизованного газоснабжения и невозможность его возобновления подтверждается информацией администрации Архаринского района от 03 апреля 2017 года № 05-08-979. Работы по установке бытовых электроплит взамен газовых плит в установленном законом порядке, ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения в вышеуказанных многоквартирных домах за период с 1990 года и до настоящего времени не произведены, изменения в техническую документацию на дома не внесены. Кроме того, на ряд домов отсутствуют и не переданы гражданам технические паспорта на многоквартирные дома.
Истец просил обязать администрацию Архаринского района в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения изготовить технические паспорта многоквартирных жилых домов по адресам: пгт. Архара, ул. Ленина, 85, 107; ул. Калинина, 16, 28; ул. Первомайская, 107, 109; ул. Гребенькова, 11, 14; пер. Красноармейский, 6,8; ул. Октябрьская, 58 с указанием в них об оборудовании домов стационарными электрическими плитами. Обязать администрацию Архаринского района в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения внести изменения в технические паспорта многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: пгт. Архара, ул. Ленина, 87; ул. Первомайская, 105; пер. Красноармейский, 1, 5, 7, 9; ул. Восточная, ДОС 6, ДОС 9 с указанием в них об оборудовании домов стационарными электрическими плитами.
В судебном заседании помощник прокурора Архаринского района Романова О.Е. на уточненных исковых требованиях настаивала по основаниям, приведенным в иске.
Представитель ответчика – администрации Архаринского района Вырикова В.В. с исковыми требованиями не согласилась, указав, что в период с 2011 года по 2014 годы администрацией Архаринского района согласно решениям районного Совета народных депутатов Архаринского района весь жилищный фонд, в том числе жилые многоквартирные дома, расположенные по указанным адресам, были переданы в муниципальную собственность администрации пгт. Архара. Администрация Архаринского района не является собственником перечисленных многоквартирных домов, ранее обустроенных централизованным газоснабжением, и не может вносить изменения в технические паспорта этих домов.
Представитель ответчика – муниципального образования рабочий поселок (пгт) Архара Кашанина Д.А. доводы представителя администрации Архаринского района поддержала, просила в удовлетворении заявленных требований прокурору Архаринского района отказать.
Представитель третьего лица ПАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» Райчихинского отделения, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимал, в представленном письменном отзыве указал, что выполнение условий для переоборудования всего многоквартирного дома или отдельной квартиры является бременем собственника этого помещения.
Представитель третьего лица – ООО «Архаринский заказчик», извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимал, в судебном заседании от 07 июня 2017 года представитель Еремина Т.И. с исковыми требованиями не согласилась, указав, что обязанность по переоборудованию многоквартирного жилого дома или отдельной квартиры лежит на собственнике жилого помещения.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении прокурор Архаринского района Амурской области Артюшкевич В.К., оспаривая решение суда, просит его отменить. Приводит доводы о том, что поскольку в период действия Постановления Правительства РФ от 04 декабря 2000 года № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», устанавливающего, что плановая техническая инвентаризация проводится не реже одного раза в пять лет, администрацией Архаринского района технические паспорта не обновлялись, в связи с чем обязанным лицом – администрацией Архаринского района не исполнена обязанность по актуализации и изготовлению технических паспортов на многоквартирные дома. Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указывает, что администрацией Архаринского района не исполнена обязанность по производству капитального ремонта вышеназванных многоквартирных домов, включающую в себя замену бытовых электроплит взамен газовых, заказ ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и составление технической документации, до настоящего времени не исполнила. Обращает внимание на то, что вопрос о применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в рассматриваемых многоквартирных домах не ставился ввиду того, что жилые помещения не оборудованы в установленном порядке электроплитами. Считает необоснованной ссылку суда на разъяснения Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 21 апреля 2011 года № 01-06/1042 по вопросу оборудования стационарными электрическими плитами в установленном порядке, так как данное письмо не является нормативно-правовым актом и не содержит обязательных для исполнения норм и правил. Кроме того, судом не исследована возможность восстановления газоснабжения, не установлен нормативный срок эксплуатации внутридомового газового оборудования, не установлено наличие в настоящее время внутридомового газового оборудования и возможность его использования, не установлена возможность безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования, не исследован вопрос необходимости его восстановления гражданам, проживающим в рассматриваемых многоквартирных домах, ввиду того, что поставка газа прекращена 27 лет назад и не нарушит ли восстановление газоснабжения сложившийся быт данных граждан.
В письменных возражениях на апелляционное представление представитель администрации Архаринского района Амурской области ФИО1, представитель Администрации рабочего поселка Архара ФИО2, выражая несогласие с доводами апелляционного представления, просят оставить решение суда без изменения.
В суде апелляционной инстанции участвующий в деле прокурор Дегтяренко А.А. настаивала на отмене решения суда по доводам апелляционного представления.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы направлены в их адрес заблаговременно по адресам места нахождения и места жительства. В соответствии со ст.167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционном представлении, принимая во внимание существо письменных возражений, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Архаринского района проведена проверка по обращению депутата ФИО3 о законности взимания с населения платы за коммунальную услугу «электроснабжение» в размере, предусмотренном для многоквартирных домов, оборудованных газовыми плитами, в ходе которой установлено, что многоквартирные дома в пгт. Архара по адресам: ул. Ленина, <...>; ул. Калинина, <...>; ул. Первомайская, д.105, 107, 109; ул. Гребенькова, <...>; пер. Красноармейский, <...>. 6, 7, 8, 9; ул. Октябрьская, <...> ДОС 6, ДОС 9 по данным технических паспортом являются газифицированными.
Вместе с тем поставка газа в данные многоквартирные дома прекращена в 1990 году, консервация групповых резервуарных установок осуществлена в 1999 году, акт о консервации резервуаров в отношении жилого дома по адресу: пгт. Архара ул. Ленина, д. 85, отсутствует.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец полагал, что Администрация Архаринского района, начиная с 1992 года, осуществляя передачу гражданам в собственность жилых помещений, расположенных в домах с системой централизованного газоснабжения, не предприняла мер по поставке газа в данные многоквартирные дома, ни по организации в них электроснабжения с 1990 года, с осуществлением мероприятий по замене газовых плит на электрические, вследствие чего при отсутствии централизованного газоснабжения жители домов используют электроплиты, однако многоквартирные дома не являются оборудованными в установленном порядке стационарными электроплитами, и при начислении размера платы жителям данных домов за услугу «электроснабжение» применяется повышенный тариф в размере 3,40 руб./кВтч, утвержденный приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 16 декабря 2016 года № 169-пр/э, как для жителей домов, оборудованных газовыми плитами, чем нарушаются права граждан, предусмотренные ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции руководствовался нормами ст. 3, 19, 30 ЖК РФ, ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, а также Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04 августа 1998 года № 37, правомерно исходил из того, что выполнение условий для переоборудования многоквартирного жилого дома или отдельной квартиры, предусмотренных жилищным кодексом РФ, является бременем собственника этого жилого помещения, вследствие чего отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на верном толковании и применении норм материального и процессуального права и исследованных в судебном заседании доказательствах.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные вопросы местного значения Архаринского муниципального образования «Архаринский район Амурской области» закреплены в п.4 ст.7 Устава, принятого решением Архаринского районного Совета народных депутатов от 21 июля 2005 года № 9/50.
Согласно ст. 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (ст. 26 настоящего Закона).
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утверждёнными постановлением Госстроя РФ от 27.0-9.2003 года №170, установка бытовых электроплит взамен газовых плит, а также перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение, замена внутриквартирных инженерных сетей, относится к работам по капитальному ремонту.
Как было установлено судом первой инстанции, централизованное газоснабжение жилых домов с 1990 года не осуществляется, В указанный момент времени жилые дома находились в собственности муниципального образования Архаринский район. После передачи объектов недвижимости в собственность граждан обязанность по проведению работ, связанных с капитальным ремонтом (в части замены газовых плит на электрические), должна была перейти, по мнению истца к ответчику в силу ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, объективно свидетельствующие о необходимости осуществления капитального ремонта всех поименованных в иске многоквартирных домов, а именно по установке бытовых электроплит взамен газовых плит на момент начала приватизации квартир в жилых домах.
Так, согласно информации ОАО «Райчихинскгаз», в 1990 году в многоквартирные дома поставка газа была прекращена, в 1999 году осуществлена консервация ГРУ, резервуарные установки состоят на балансе ОАО «Райчихинскгаз», в ближайшее время обсуживаться не будут, и поставка газа возобновлена не будет. В связи с отсутствием персонала и финансовых средств договоры с организациями и частными лицами не заключаются.
С учетом изложенного, сам по себе факт прекращения поставок газа ОАО «Райчихинскгаз» с 1990 года, а также неисполнение органом местного самоуправления обязанностей по обеспечению газоснабжения многоквартирных домов, при отсутствии доказательств непригодности для использования ГРУ, а также инженерных систем многоквартирных домов, не свидетельствует о необходимости проведения капитального ремонта жилых домов Администрацией района с 1990 года и до начала приватизации квартир.
В соответствии с пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный жилой дом.
Кроме того, согласно Положению о государственном учете жилищного фонда РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года № 1301, по результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (пункт 7).
Таким образом, технический паспорт представляет собой документ, содержащий характеристики объекта недвижимости (является технической документацией), предназначен для информационного обеспечения компетентных органов, контроля в сфере градостроительной деятельности, статистического учета, т.е. отражает технические характеристики объекта недвижимости.
Обязанность внесения корректировок в технический паспорт на дома, строения и земельный участок предусмотрена Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, так, согласно пункту 1.6 собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки, повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дом, строение, земельный участок.
Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. (п.1.7.1)
С учетом изложенного, внесение корректировок в технический паспорт законодателем допускается в случаях осуществления собственником жилищного фонда ремонтов, реконструкции и модернизации жилья в соответствии с исполнительной документацией.
То обстоятельство, что в настоящее время жителями данных многоквартирных домов осуществлено переустройство жилых помещений, не влечет возникновения у ответчика обязанности по внесению изменений в техническую документацию жилого дома, либо по изготовлению технического паспорта, отражающего технические характеристики – оборудование дома стационарными электроплитами в безусловном порядке только на том основании, что с 1990 года газоснабжение домов отсутствовало, а органом местного самоуправления меры к его обеспечению не принимались, как и не принимались меры к реконструкции инженерных сетей жилых домов.
Таким образом, требования истца о возложении обязанности на орган местного самоуправления осуществить внесение изменений в технический паспорт, а также о возложении обязанности оформить технический паспорт на жилые дома с указанием об оборудовании домов стационарными электрическими плитами, при том, что капитальный ремонт вышеприведенных домов ответчиком не проводился, не основаны на законе и не подлежали удовлетворению судом.
Согласно разъяснениям Управления Государственного Регулирования цен и тарифов Амурской области, данным в письме от 21 апреля 2011 года № 01-06/1042, дом считается оборудованным стационарными электрическими плитами в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с проектом или если произведена реконструкция электрических сетей дома, для которой необходимо:
обратиться в организацию, эксплуатирующую внутридомовую электрическую сеть, на предмет: изучения возможности использования существующей в доме электрической проводки для обеспечения дополнительной электрической нагрузки; получения технических условий на увеличение пропускной способности электрической проводки, или на устройство отдельного электрического ввода для квартиры или дома в целом;
составить проект на реконструкцию инженерных сетей жилого дома;
выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с проектом.
Документом, отражающим все технические характеристики многоквартирного дома, сданного в эксплуатацию, и устанавливающим, в том числе, тип плит для пищеприготовления, предусмотренный в доме, является технический паспорт на жилой дом, в который необходимо внести изменения в случае оборудования дома стационарными электрическими плитами.
Вопреки доводам апелляционного представления, данное Разъяснение судом было учтено правомерно, поскольку в основание иска приведено, что жилые помещения в многоквартирных домах фактически переоборудованы гражданами, нарушение прав которых истец усматривает в невозможности применения к ним сниженного тарифа за потребленную электроэнергию.
В данной связи, судебной коллегией признаются правомерными выводы суда первой инстанции со ссылкой на нормы ст. 30 ЖК РФ, 201 ГК РФ о том, что выполнение условий для переоборудования многоквартирного дома либо отдельной квартиры, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, является бременем собственника этого жилого помещения.
Доводы апелляционного представления с изложением аналогичных обстоятельств, приведенных в суде первой инстанции, правильность выводов суда не опровергают и отмены решения суда не влекут, в силу того, что данным обстоятельствам и позиции истца судом первой инстанции дана верная оценка, исчерпывающим образом мотивированная в оспариваемом решении.
Согласно статьям 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Таким образом, ссылки апеллянта о том, что судом не выяснены фактические обстоятельства консервации резервуарных установок, не учтено, что поставка газа была прекращена в 1990 году, не исследована возможность восстановления газоснабжения, не установлены нормативный срок эксплуатации внутридомового газового оборудования, наличие в настоящее время внутридомового газового оборудования и возможность его использования, безопасность газового оборудования отнесены судебной коллегией к несостоятельным, поскольку указанные обстоятельства подлежали доказыванию истцом при рассмотрении дела в суде вне зависимости от наличия или отсутствия у ответчика - органа местного самоуправления - возражений против иска. Необходимость установления данных обстоятельств обусловлена предъявлением истцом настоящих требований.
Вопрос о восстановлении газоснабжения в спорных домах к предмету исследования суда не относился, вследствие чего доводы представления о не исследовании судом вопроса о том, не нарушит ли возобновление газоснабжения быт граждан, проживающих в многоквартирных домах, судебной коллегией во внимание не приняты.
Позиция апеллянта, приведенная в представлении, не свидетельствует о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводится к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяет изложенную истцом позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки установленных при рассмотрении дела обстоятельств судебная коллегия не усматривает. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционном представлении не содержится.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых судом доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, в связи, с чем доводы апелляционного представления не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, поскольку не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Архаринского районного суда Амурской области от 26 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Архаринского района Амурской области Артюшкевича В.К.- без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллегии: