ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-4624/18 от 05.12.2018 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД: 28RS0008-01-2018-001302-48

Дело № 33АП-4624/2018 Судья первой инстанции

Докладчик Щеголева М.Э. Плешков А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 декабря 2018 года город Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Щеголевой М.Э.,

судей коллегии: Грибовой Н.А., Кузько Е.В.,

при секретаре Ткаченко И.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района Амурской области в интересах муниципального образования Береговой сельсовет, неопределенного круга лиц – жителей поселка Береговой Зейского района Амурской области к администрации Берегового сельсовета Зейского района Амурской области, Муниципальному унитарному предприятию Благовещенского района «Жилкомэнерго» о возложении обязанности организовать коммерческий учет тепловой энергии, по апелляционной жалобе представителя МУП «Жилкомэнерго» - ФИО1 на решение Зейского районного суда от 20 сентября 2018 года.

Заслушав дело по докладу судьи Щеголевой М.Э., пояснения прокурора Малевой А.В., представителя ответчика - МУП «Жилкомэнерго» ФИО1, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Зейского района в интересах муниципального образования Береговой сельсовет, неопределенного круга лиц – жителей пос. Береговой Зейского района обратился в суд с иском к администрации Берегового сельсовета <адрес> и МУП «Жилкомэнерго», в котором просит обязать ответчиков организовать коммерческий учет тепловой энергии с использованием приборов учета на котельной, расположенной по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что котельная, расположенная в <адрес>, не оборудована прибором учета вырабатываемой тепловой энергии. 10 августа 2015 года между администрацией Берегового сельсовета и МУП «Жилкомэнерго» заключено концессионное соглашение № 1, в соответствии с которым концессионеру передано муниципальное имущество, в том числе указанная электрокотельная. Из акта проверки готовности Зейского района к отопительному периоду 2017-2018 г.г. № А-Р-А72-313-03А-13 от 13 октября 2017 года следует, что в качестве недостатков по муниципальному образованию Береговой сельсовет указано отсутствие коммерческого учета реализуемой тепловой энергии. Отсутствие приборов учета тепловой энергии на котельных подрывает основы отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, принципы эффективности и рационального использования энергетических ресурсов.

Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены МУП «Жилкомэнерго», администрация Зейского района, Дальневосточное управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Определением суда в качестве соответчика было привлечено МУП «Жилкомэнерго».

В судебном заседании представитель прокуратуры на удовлетворении исковых требований настаивал, сославшись на обстоятельства, указанные в иске.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей администрации Берегового сельсовета Зейского района, МУП «Жилкомэнерго», администрации Зейского района, Дальневосточное управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору надлежаще извещенных о дате и времени рассмотрения дела.

В письменном отзыве администрация Берегового сельсовета Зейского района указала, что коммерческие приборы учета устанавливаются для расчетов между ресурсоснабжающими предприятиями и потребителями тепловой энергии в лице юридических лиц, а именно управляющих компаний или ТСЖ. В п. Береговой таковых компаний и организаций нет, расчет по коммунальным платежам производится непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и потребителями тепловой энергии посредством работы абонентского отдела, выдающего квитанцию на оплату потребителям по адресам. На 2018 год в бюджете Берегового сельсовета не предусмотрены расходы на установку коммерческого прибора учета на котельной п. Береговой, в 2017 году прибор был установлен на здании Дома культуры, стоящего на балансе муниципалитета, с целью учета потреблённой тепловой энергии для расчетов с ресурсоснабжающей организацией.

Решением Зейского районного суда от 20 сентября 2018 года постановлено: обязать муниципальное унитарное предприятие <адрес> «Жилкомэнерго» организовать коммерческий учет тепловой энергии с использованием приборов учета на котельной, расположенной по адресу: <адрес>. В удовлетворении требований прокурора Зейского района к администрации Берегового сельсовета Зейского района Амурской области о возложении обязанности организовать коммерческий учет тепловой энергии отказано.

В апелляционной жалобе представитель МУП «Жилкомэнерго» указывает, что судом не принят во внимание то, что концессионным соглашением не предусмотрены обязанность концессионера проводить мероприятия по организации коммерческого учета тепловой энергии. В этой связи, полагают, что именно сособственник (администрация п. Береговой) несет бремя содержания своего имущества, соответственно, обязан организовать коммерческий учет тепловой энергии. Кроме того, расходы на приобретение приборов учета для котельной в п. Береговой в тариф не заложен. Приводит доводы о том, что ранее по аналогичным делам, исковые заявления прокурора Зейского района о возложении обязанности организовать коммерческий учет тепловой энергии были удовлетворены и именно на собственников (муниципальные образования) возлагалась такая обязанность, в связи, с чем полагает, что настоящее решение не будет соответствовать единству судебной практики.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В суде апелляционной инстанции представитель МУП «Жилкомэнерго» на доводах жалобы настаивал, участвующий в деле прокурор поддержала доводы апелляционной жалобы, полагая её подлежащей удовлетворению. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя ответчика и прокурора, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на неё по правилам статьи 327.1 части 1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 ФЗ "О теплоснабжении" владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

Согласно ч. 4 указанной статьи до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что котельная, общей площадью 995,7 кв.м, инв. , расположенная по адресу: <адрес>, ФИО2 сельсовет, <адрес>, кадастровый (условный) , является муниципальным имуществом и не оборудована приборами учета тепловой энергии.

Как следует из акта № А-Р-А72-313-03А-13 проверки готовности к отопительному периоду 2017/2018 годы от 13 октября 2017 года, муниципальное образование Береговой сельсовет не готово к работе в отопительном периоде, будет готово к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией. В перечне замечаний к названному акту проверки указано, в том числе, замечание – отсутствие коммерческого учета реализуемой тепловой энергии в соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данные обстоятельства ответчиками не оспаривались и подтверждены материалами дела.

Установив, что требования действующего законодательства в части организации учета используемых энергетических ресурсов не соблюдены, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения, заявленного прокурором Зейского района иска.

В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств того, что котельная, расположенная в пос. Береговой Зейского района, не подлежит оснащению прибором учета материалы дела не содержат.

Возлагая обязанность на МУП «Жилкомэнерго» по организации коммерческого учета тепловой энергии с использованием приборов учета на котельной в пос. Береговой, суд исходил из того, что фактически указанная котельная находится во владении МУП Благовещенского района «Жилкомэнерго», которое согласно концессионному соглашению будет владеть указанным объектом до августа 2015 года, а обязанность организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в соответствии с действующим законодательством лежит именно на владельцах источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребителях.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, доводы апелляционной жалобы МУП «Жилкомэнерго» о том, что обязанность организовать коммерческий учет тепловой энергии с использованием приборов учета на котельной должна быть возложена на собственника, т.е. на администрацию Берегового сельсовета Зейского района, заслуживают внимания, а решение суда в этой части подлежит изменению с учетом следующего.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия: обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции, обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, срок действия концессионного соглашения, описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения, срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения.

В статьях 45,46 ФЗ «О концессионных соглашениях» также имеются обязательные требования к концессионному соглашению в отношении объектов теплоснабжения. Решение такого концессионного соглашения должно включать информацию о конкретном задании, предложении концессионеру, а в конкурсной документации должны быть отражены основные характеристики мероприятий, которые должен исполнить концессионер.

Из материалов дела следует, что 10 августа 2015 года между администрацией Берегового сельсовета <адрес> (концедент) и МУП «Жилкомэнерго» (концессионер) было заключено концессионное соглашение № 1 в отношении объектов теплоснабжения <адрес>, в соответствии с п. 1.1. которого концессионер принял на себя обязанность за свой счет модернизировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II настоящего соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии в целях предоставления услуги по теплоснабжению потребителей поселка <адрес> с использованием объекта соглашения, а концедент принял на себя обязанность предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.

Пунктом 2.1 названного концессионного соглашения установлено, что объектами настоящего соглашения являются объекты теплоснабжения, указанные в приложении № 1 к настоящему соглашению и предназначенные для осуществления деятельности, указанной в п. 1.1. настоящего соглашения, подлежащие реконструкции.

В приложении № 1 к концессионному соглашению № 1 от 10 августа 2015 года в качестве объекта соглашения указано, в том числе, здание котельной (часть здания), назначение: не жилое, число этажей – 3, общая площадь 995,7 кв.м. с пристроенными гаражами, электрощитовой, модульной котельной, токарным цехом, расположенное по адресу: <адрес>, Береговой сельсовет, <адрес>.

В соответствии с п. 4.1 концессионного соглашения, «Концессионер» обязан самостоятельно за свой счет провести мероприятия, изложенные в приложении № 3 указанного соглашения.

Вместе с тем, в концессионном соглашении от 10 августа 2015 года и приложений к нему отсутствует соглашения (обязательства) МУП «Жилкомэнерго» произвести мероприятия по организации коммерческого учета тепловой энергии на котельной в пос. Береговой.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

Таким образом, организация коммерческого учета тепловой энергии на котельной в пос. Береговой в соответствии со ст. 210 ГК РФ, ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ должна быть возложена на собственника имущества – администрацию Берегового сельсовета.

При этом отсутствие в бюджете муниципального образования необходимых средств для организации коммерческого учета тепловой энергии на котельной не является предусмотренным законом основанием для не оснащения котельной прибором учета тепловой энергии и не освобождает орган местного самоуправления от выполнения возложенной на него как на собственника обязанности.

С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, как постановленное нарушением норм материального права, с принятием нового решения о возложении обязанности на администрацию Берегового сельсовета Зейского района организовать коммерческий учет тепловой энергии с использованием приборов учета на котельной в п. Береговой, и отказав в удовлетворении этих требований к МУП Благовещенского района «Жилкомэнерго».

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Зейского районного суда от 20 сентября 2018 года отменить, принять по делу новое решение.

Обязать администрацию Берегового сельсовета Зейского района Амурской области организовать коммерческий учет тепловой энергии с использованием приборов учета на котельной, расположенной по адресу: <адрес>

В удовлетворении исковых требований прокурора Зейского района к МУП «Жилкомэнерго» о возложении обязанности организовать коммерческий учет тепловой энергии - отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи коллегии: