ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-4663/17 от 29.09.2017 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 33АП- 4663/17 Судья первой инстанции:

Докладчик Калиниченко Т.В. Фирсова Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 сентября 2017 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Калиниченко Т.В.,

судей коллегии Будковой Т.Н., Воробьевой В.С.,

при секретаре Перепелициной Л.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика МВД России ФИО1 на решение Благовещенского городского суда от 14 июля 2017 года.

Заслушав дело по докладу судьи Калиниченко Т.В., пояснения представителя МВД России и УМВД России по Амурской области ФИО2, действующей на основании доверенностей от 16 января 2017 года и 26 декабря 2016 года соответственно, истицы ФИО3 и ее представителя ФИО4, действующей на основании доверенности от 11 мая 2017 года, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО3 обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области о взыскании денежного содержания, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований истица указала, что с 01 января 2006 года она проходила государственную гражданскую службу в УФМС России по Амурской области, замещала должность консультанта отдела финансового и ресурсного обеспечения, заместителя начальника отдела финансового обеспечения, главного специалиста-эксперта отдела финансового обеспечения территориального органа. В соответствии с Указом Президента РФ от 05 апреля 2016 г. № 156 Федеральная миграционная служба упразднена. ФМС России принято решение об упразднении ФМС России, включая ее территориальные органы до 31 декабря 2016 года включительно. Приказом ФМС России от 01 июня 2016 года № 288 предписано ликвидировать УФМС России по Амурской области. Распоряжением ФМС России от 01 июня 2016 г. №НС-1/9-233 утвержден состав ликвидационной комиссии УФМС России по Амурской области, в который вошла истица. Приказом ФМС России №409 л/с от 15 декабря 2016 г. истица освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы 26 декабря 2016 г. В целях завершения ликвидации УФМС России по Амурской области в вышеназванный приказ ФМС России внесены изменения, абзац в части увольнения истицы с государственной гражданской службы в соответствии с п.8.3. ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» отменен. Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. № 2896-р сроки завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлены до 01 июля 2017 года. В соответствии с вышеназванным распоряжением МВД России определено федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России. При этом финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными настоящим распоряжением, предписано произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете. 13 марта 2017 года приказом ФМС России от 06 марта 2017 г. №3 л/с, с истицей расторгнут служебный контракт. С 01 января 2017 года по дату увольнения 13 марта 2017 года, истице не выплачивалось денежное содержание, задолженность составила 168 580 рублей 52 копейки. Просила взыскать с МВД России задолженность по денежному содержанию в сумме 168 580 рублей 52 копейки, денежную компенсацию за задержку выплаты денежного содержания в размере 2 402 рубля 27 копеек, компенсацию морального вреда 15 000 рублей.

Представитель ответчика МВД России ФИО2, действуя, в том числе, как представитель ответчика УМВД России по Амурской области, иск не признала, в обоснование возражений пояснила, что ФИО3 проходила службу в УФМС России по Амурской области. В связи с упразднением ФМС России ФИО3 была включена в состав ликвидационной комиссии УФМС России по Амурской области. В соответствии с приказом председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 15 декабря 2016 года № 409 л/с ФИО3 была уволена с государственной гражданской службы в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, в связи с упразднением государственного органа. В соответствии с указанным приказом ФИО3 было выплачено денежное довольствие по 26 декабря 2016 года. Согласно приказу председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Амурской области от 29 декабря 2016 г. № 414 л/с, приказ № 409 л/с от 15 декабря 2016 г. об увольнении ФИО3 отменен. Срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01 июля 2017 года на основании распоряжения Правительства РФ. Председатель ликвидационной комиссии ФМС России Ф.И.О.14 поручил председателям ликвидационных комиссий ФМС России отменить приказы об увольнении либо переводе председателей ликвидационных комиссий, лиц, имеющих право второй подписи, а также иных членов ликвидационных комиссий, чье присутствие необходимо для завершения ликвидационных мероприятий. Председатель ликвидационной комиссии УФМС России по Амурской области Ф.И.О.1 определив круг лиц, входящих в состав ликвидационной комиссии, не обратился в УМВД России по Амурской области, МВД России с вопросом о незавершенной процедуре ликвидационных мероприятий и необходимости ее продолжения, а также о заключении трудовых договоров с необходимыми членами ликвидационной комиссии. До марта 2017 года УМВД России по Амурской области не было известно о продолжении деятельности ликвидационной комиссии, ее составе, в связи с чем, УМВД России по Амурской области не была произведена оплата денежного довольствия членам ликвидационной комиссии УФМС. В соответствии с разъяснением ФЭД МВД России от 20 апреля 2017 года до решения вопроса о выделении дополнительного финансирования ликвидационные мероприятия необходимо осуществлять в пределах выделенных бюджетных ассигнований. Выплаты членам ликвидационных комиссии возможны только при оформлении с ними правоотношений либо путем заключения гражданско-правовых договоров, либо путем заключения срочных трудовых договоров. Расчеты, произведенные ФИО3 и заявленные в исковых требованиях, как подлежащие выплате, основаны на приказах УФМС России по Амурской области, ФМС России, которые фактически в 2017 году после ликвидации государственного органа утратили свое действие и не имеют юридической силы. Кроме того, указала, что МВД России является ненадлежащим ответчиком, поскольку трудовые отношения существуют между истицей и ФМС России, которое до настоящего времени не ликвидировано и фактически осуществляет деятельность. У МВД России отсутствуют законные основания для выплаты истцу, являющейся членом ликвидационной комиссии УФМС России по Амурской области, денежного содержания за период с января 2017 года по 13 марта 2017 года, поскольку трудовым законодательством обязанность по выплате заработной платы возложена на работодателя. Кроме того, в декабре 2016 года ФИО3 было выплачено четырехмесячное денежное содержание, предусмотренное ст. 37 Федерального закона №79-ФЗ, которое не было возвращено.

Представитель Министерства финансов РФ посчитал исковые требования ФИО3 обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку Постановлением Правительства РФ от 29 года 2016 г. № 2816 на МВД РФ возложена ответственность за проведение ликвидационных мероприятий ФМС России. На официальном сайте МВД РФ размещена информация о том, что бюджет МВД РФ на период с 2017 года по 2019 год сформирован с учетом бюджетных ассигнований ФМС России и ФСКН России.

Решением Благовещенского городского суда от 14 июля 2017 года иск ФИО3 удовлетворен в части. С МВД России в пользу ФИО3 взыскана задолженность по денежному содержанию за период с января 2017 года по 13 марта 2017 года в сумме 146 665 рублей 13 копеек, денежная компенсация за задержку выплаты денежного содержания в сумме 2 144 рубля 04 копейки, компенсация морального вреда – 5 000 рублей. В остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель МВД России ставит вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска. Приводит доводы о том, что принимая решение, суд не дал оценку тому обстоятельству, что МВД России не является работодателем истицы, в связи с чем, у него отсутствует обязанность по установлению и выплате заработной платы. Суд не учел, что оплата МВД России труда членов ликвидационной комиссии УФМС России по Амурской области будет противоречить принципу адресного и целевого характера бюджетных средств. Кроме того суд, не принял во внимание, что в декабре 2016 года ФИО3 было выплачено четырехмесячное денежное содержание, предусмотренное ст. 37 Федерального закона №79-ФЗ, которое не было возвращено, в связи с чем, задолженность перед истцом отсутствует.

В письменных возражениях истица ФИО3 указывает на несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагает, что обжалуемое решение соответствует требованиям законности и обоснованности, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседании судебной коллегии представитель МВД России и УМВД России по Амурской области ФИО2 на доводах апелляционной жалобы настаивала, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Истица ФИО3 и ее представитель в суде апелляционной инстанции возражали против доводов апелляционной жалобы, указали на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда, просили оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы и возражений на нее по правилам статьи 327.1 части 1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО3 проходила службу в УФМС России по Амурской области, в должности консультанта отдела финансового и ресурсного обеспечения, заместителя начальника отдела финансового обеспечения, главного специалиста-эксперта отдела финансового обеспечения.

Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» и Распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2016 № 1025-р «Об отнесении к ведению МВД России организаций, находившихся в ведении ФМС России» Федеральная миграционная служба упразднена.

Приказом УФМС России по Амурской области от 15.12.2016 года № 409 л/с в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» ФИО3 освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы 26 декабря 2016 года в связи с упразднением государственного органа.

Приказом УФМС России по Амурской области от 29.12.2016 года №414-л/с отменен приказ УФМС России по Амурской области от 15.12.2016 года №409 л/с в части расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с гражданской службы ФИО3

Приказом УФМС России по Амурской области от 06.03.2017 года №3 л/с ФИО3 освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы с 13 марта 2017 года в соответствии с п. 8.3. ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г.№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» в связи с упразднением государственного органа.

За период с 27.12.2017 года по 13.03.2017 года истице не выплачивалось денежное содержание, в связи с чем она обратился в суд с иском.

Разрешая заявленные требования, и удовлетворяя требования истицы в части, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 62 ГК РФ, Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2016 года №1025-р, Федеральным законом от 27.07.2004г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 30.11.2011г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исходил из того, что истица имеет право на сохранение денежного содержания по ранее занимаемой ею должности, в том размере, в котором оно выплачивалось ей на дату упразднения ФМС России с учетом должности и присвоенного классного чина гражданской службы. Определяя размер задолженности денежного содержания за период с 27.12.2016 года по 13.03.2017 года, суд произвёл расчёт взыскиваемой задолженности самостоятельно с учётом положений п. 1 ст. 210 НК РФ и определил к взысканию 146 665 рублей 13 копеек. При определении размера денежной компенсации за задержку выплат, судом проверен расчет истца, произведён самостоятельный расчёт денежной компенсации, размер компенсации за задержку выплат установлен 2 144 рубля 04 копейки. Поскольку ответчиком нарушены права истца на своевременное получение причитающихся денежных средств в полном размере, суд пришёл к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права. Доводы апелляционной жалобы направлены на оспаривание выводов суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании закона.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. №156 «О совершенствовании государственного управления за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее - Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156) упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба (пункт 1 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156).

Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы, штатная численность упраздняемой Федеральной миграционной службы (пункт 2 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156).

Согласно пункту «а» статьи 4 Указа Президента РФ № 156 сотрудники, Федеральной миграционной службы продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом. Согласно статье 5 срок завершения проведения организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, установлен до 1 июня 2016 года.

Во исполнение Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 Правительством Российской Федерации издано Распоряжение от 26 мая 2016 г. №1025-р, пунктом 1 которого к ведению МВД России отнесены организации, находившиеся в ведении ФМС России. Предписано завершить ликвидационные мероприятия по упразднению ФМС России, включая ее территориальные органы и загранаппарат (далее - ликвидационные мероприятия), по 31 декабря 2016 г. включительно (п.3 Распоряжения). МВД России предписано осуществить материально-техническое и информационное обеспечение деятельности ликвидационных комиссий с учетом ранее установленного порядка обеспечения деятельности ФМС России (п.6 Распоряжения).

Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. № 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01 июля 2017 года.

Поскольку Правительством РФ определено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с ликвидационными мероприятиями ФМС России возложено на МВД России, суд пришёл к правильному выводу, что МВД России является надлежащим ответчиком по данному делу.

Распоряжением ФМС России от 01.06.2016 года №НС-1/9-233 утверждён состав ликвидационной комиссии УФМС по Амурской области.

Согласно приложению к указанному распоряжению в состав ликвидационной комиссии вошла, в том числе, ФИО3

В соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию. С момента назначения ликвидационной комиссии, согласно п. 4 ст. 62 ГК РФ, к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия юридического лица – это особый орган ликвидируемого юридического лица, который с момента назначения в установленном порядке осуществляет полномочия по управлению его делами.

Ввиду того, что при создании ликвидационной комиссии не предусмотрено утверждение её штата, и тарификация не представляется возможной, включаемые в её состав члены продолжают оставаться числящимися по ранее замещаемым (занимаемым) должностям в целях обеспечения их денежным довольствием (денежным содержанием, заработной платой) и предоставления социальных гарантий. При этом перечень исполняемых ими в качестве членов ликвидационных комиссий должностных обязанностей определяется не в соответствии с должностью, по которой осуществляется его денежное содержание, а исходя из поставленных перед ликвидационной комиссией задач и реализуемых ими в этой связи функций.

Правительством РФ определено, что сотрудники упраздняемой ФМС России, включенные в состав ликвидационных комиссий ФМС России и её территориальных органов, имеют право на сохранение денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) по ранее занимаемым ими должностям, то есть на обеспечение их денежным содержанием в том размере, в котором оно выплачивалось им на дату упразднения ФМС России с учетом должности и присвоенного звания.

Табелями учёта рабочего времени подтверждается, что в спорный период истица исполняла возложенные на нее, как на члена ликвидационной комиссии обязанности, однако денежное содержание выплачено не было.

Поскольку истец занимала в территориальном органе УФМС должность гражданского служащего, на состав причитающегося истцу денежного содержания распространяются положения ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 ст. 50 названного закона).

Согласно разъяснениям МВД России от 16.02.2017 года № 1/1824 о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на содержание ликвидационных комиссий ФМС России и ФСКН России, федеральный бюджет Министерства на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов сформирован с учетом подходов по оптимизации бюджетных средств. Объемы ассигнований, выделенные Министерству на содержание личного состава органов внутренних дел с учетом проведенных мероприятий по реорганизации в рамках исполнения Указа Президента РФ от 05.04.2016 года № 156 и №157, не обеспечивают в полной мере расчеты по установленным социальным гарантиям и компенсациям списочной численности органов внутренних дел. Реализация распоряжения Правительства РФ от 29.12.2016 года № 2896-р требует дополнительных финансовых затрат. В условиях ограниченного бюджетного финансирования изыскать средства не представляется возможным.

Истица не является участником бюджетных правоотношений, ее трудовые права должны быть защищены, следовательно, то обстоятельство, что финансовое обеспечение расходов, связанных с ликвидационными мероприятиями, производится в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, объемы которых не обеспечивают в полной мере расчеты по установленным социальным гарантиям и компенсациям списочной численности органов внутренних дел, а также правовая неопределенность в данном вопросе, не должно нарушать права истицы.

В связи с изложенным, суд пришёл к правильному выводу о том, что отсутствие финансирования с правовой точки зрения само по себе не может означать фактического лишения сотрудников ликвидационной комиссии УФМС России по Амурской области права на получение вознаграждения за труд (денежного довольствия либо денежного содержания), гарантированного Конституцией РФ, трудовым законодательством РФ и иными федеральными законами, регулирующими данные правоотношения, а также рассматриваться в качестве отлагательного условия для исполнения вступившего в силу закона.

Несвоевременная выплата денежного довольствия в соответствии со ст. 236 и ст. 237 ТК РФ является основанием для удовлетворения иска о взыскании в пользу истца соответствующей компенсации за период с 27.12.2016 года по 13.03.2017 года и компенсации морального вреда за счёт бюджетных средств правопреемника миграционной службы – МВД РФ. Расчёт задолженности по денежному довольствию стороной ответчика не оспаривался. Апелляционная жалоба не содержит доводов несогласия с правильностью расчетов взысканных судом денежных сумм.

Доводы жалобы о произведенных истцу выплатах денежной компенсации в связи с увольнением на выводы суда не влияют, поскольку освобождение истца от занимаемой ранее должности гражданской службы произведено по одному и тому же основанию - в соответствии с п. 8.3. ч.1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - в связи с упразднением государственного органа, соответственно у истца возникло право на получение такой компенсации в силу названного закона как дополнительной гарантии в связи с увольнением.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, и установленные судом обстоятельства, не содержат оснований, с которыми ст. 330 ГПК РФ связывает отмену (изменение) решения суда в апелляционном порядке.

Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Благовещенского городского суда от 14 июля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика МВД России ФИО1 – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи коллегии: