ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-4742/2021 от 12.01.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 января 2022 года город Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

Председательствующего Абрамовой С.А.,

судей Бережновой Н.Д., Фурсова В.А.,

при секретаре Филоненко П.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области к Клюеву Сергею Станиславовичу о взыскании материального ущерба, по апелляционной жалобе Клюева Сергея Станиславовича на решение Свободненского городского суда от 4 октября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Абрамовой С.А., выслушав пояснения Клюева С.С., представителя ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области – Кутузова В.А., действующего на основании доверенности от 11 февраля 2021 года, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области обратились в суд с иском к Клюеву С.С. о взыскании материального ущерба.

В обоснование заявленных требований указали, что 5 сентября 2016 года Клюев С.С. был назначен на должность заместителя начальника колонии ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области, ответчик под роспись был ознакомлен с должностной инструкцией заместителя начальника колонии ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области.

26 марта 2017 года с Клюевым С.С. был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе, который был расторгнут 4 июля 2019 года, ответчик был уволен с занимаемой должности по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

В период с 3 февраля 2020 года по 14 февраля 2020 года, после увольнения ответчика, во всех учреждениях УФСИН России по Амурской области проводилась проверка за период с 1 декабря 2018 года по 1 января 2020 года, в ходе которой было установлено, что в нарушение «Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», утвержденного приказом ФСИН России от 2 сентября 2016 года № 696, при организации питания осужденных, содержащихся в ФКУ КП-4, допускались нарушения.

В ходе проверки норм списания продуктов, положенных по нормам довольствия, при проверке раскладок продуктов, рапортов о производимых заменах, приказов о замене продуктов питания, количества продуктов фактически списанных по меню-требованиям, установлено, что в питание спецконтингенту выдано продуктов за 2018 год сверх установленных норм на сумму 9.829 рублей 97 копеек. За 2019 год сверх установленных норм на сумму 23.059 рублей 50 копеек. Общая сумма выданных продуктов сверх установленных норм составила 32.889 рублей 47 копеек.

14 февраля 2020 года акт проверки был подписан должностными лицами УФСИН России по Амурской области, но виновные лица в нём не указывались.

В заключительном разделе акта предлагалось провести анализ допущенных нарушений, разработать план мероприятий по устранению нарушений, принять меры к устранению нарушений, возмещению сумм ущерба, отраженных в акте. Суммы выявленных финансовых нарушений устранить в полном размере в срок до 14 марта 2020 года.

20 февраля 2020 года был составлен акт по результатам документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности всех учреждений УФСИН по Амурской области.

20 апреля 2020 года начальник УФСИН России по Амурской области утвердил заключение о результатах служебной проверки, в котором по пункту 2.4.4 акта ревизии указал следующее:

- в ходе проверки установлено, что в ФКУ КП-4 выдача продуктов питания сверх норм положенности на общую сумму 32.900 рублей была осуществлена, в том числе и в периоды ответственности Клюева С.С.:

- в 2018 году на сумму 9.860 рублей (период ответственности заместителя начальника ФКУ КП-4 Клюева С.С.),

- январь-июнь 2019 г. на сумму 19.500 рублей (период ответственности заместителя начальника ФКУ КП-4 Клюева С.С.).

- общая сумма выдачи продуктов питания сверх норм положенности в период службы Клюева С.С. составила 29.360 рублей.

В разделе «выводы и предложения по результатам проверки», в пункте 2, абзац 18 указано: «в судебном порядке принять меры по возмещению ущерба с виновного лица (бывшего заместителя начальника ФКУ КП-4 майора внутренней службы Клюева С.С.), выразившегося в выдаче осужденным продуктов питания сверх установленных норм на сумму 29 360 руб. 00 коп.».

Заключение по результатам проверки было утверждено должностными лицами УФСИН России по Амурской области.

19 января 2021 года приказом № 21 начальника УФСИН России по Амурской области была назначена служебная проверка по факту сверхнормативной выдачи продуктов питания на довольствие осужденных, по факту установления непроизводительных расходов в ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области, а также по непринятию мер в отношении виновных лиц.

26 января 2021 года УФСИН России по Амурской области направил Клюеву С.С. письмо с просьбой в срок до 10 февраля 2021 года дать пояснения по изложенным вопросам. Клюеву С.С. также предлагалось ответить на вопрос, что привело к сверхнормативной выдаче продуктов питания на довольствие осужденных, выявленной в ходе документальной ревизии УФСИН России по Амурской области? Какие действия он предпринимал для устранения сверхнормативной выдачи продуктов питания? Признаёт ли свою вину в выдаче на довольствие осужденных продуктов питания сверх норм положенности?

12 февраля 2021 года Клюев С.С. получил указанное письмо, что подтверждается распиской в почтовом уведомлении. Каких-либо пояснений на письмо не предоставил.

18 февраля 2021 года было составлено заключение о результатах служебной проверки, назначенной 19 января 2021 года приказом № 21 начальника УФСИН России по Амурской области по факту непринятия мер в отношении виновных лиц.

На основании изложенного просили суд взыскать с Клюева С.С. в пользу ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области в возмещение материального вреда, причиненного сверхнормативной выдачей продуктов питания осужденным, в сумме 29.149 рублей 27 копеек.

В судебном заседании представитель ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области – Кутузов В.А., представитель УФСИН России по Амурской области - Кидяев Р.Л. настаивали на доводах, изложенных в иске.

Клюев С.С. возражал против удовлетворения заявленных требований.

Решением Свободненского городского суда от 4 октября 2021 года исковые требования ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области к Клюеву С.С. о возмещении ущерба удовлетворены.

Постановлено взыскать с Клюева С.С. в пользу ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области в возмещение материального ущерба 29.149 рублей 27 копеек.

Разрешён вопрос о государственной пошлине.

На решение суда от Клюева С.С. поступила апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об его отмене, поскольку истцом был нарушен порядок проведения служебной проверки, при составлении меню раскладок ответчиком производились замены продуктов с учётом их наличия либо отсутствия, а также с учётом количества лиц, содержащихся в учреждении, в связи с чем вины ответчика в причинённом ущербе не имеется, истцом пропущен срок исковой давности.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В суде апелляционной инстанции Клюев С.С. настаивал на доводах, изложенных в апелляционной жалобе.

Представитель ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области – Кутузов В.А. указал на законность судебного решения и на отсутствие правовых оснований для его отмены.

В судебное заседание не явились представители ФСИН России, УФСИН России по Амурской области, Министерства финансов Амурской области в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, Министерства финансов РФ о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом путём направления письменных извещений 7 декабря 2021 года, в том числе стороны извещены путём размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Амурского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 16 Постановления от 26 декабря 2017 года №57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»).

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание отсутствие ходатайств об отложении судебного заседания и непредставление сведений об уважительных причинах неявки участников процесса, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из представленных материалов, 5 сентября 2016 года Клюев С.С. был назначен на должность заместителя начальника колонии ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области, под роспись был ознакомлен с должностной инструкцией заместителя начальника колонии ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области.

26 марта 2017 года с Клюевым С.С. был заключён контракт о службе в уголовно-исполнительной системе.

4 июля 2019 года контракт с Клюевым С.С. был расторгнут, он уволен с занимаемой должности по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

В период с 3 по 14 февраля 2020 года, после увольнения ответчика, во всех учреждениях УФСИН России по Амурской области проводилась проверка за период с 1 декабря 2018 года по 1 января 2020 года.

В ходе проверки должностные лица установили, что в нарушение «Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», утвержденного приказом ФСИН России от 2 сентября 2016 года № 696, при организации питания осужденных, содержащихся в ФКУ КП-4, допускались нарушения. Допускалась выдача мяса на ужин. Неверно распределялись продукты по блюдам и приемам пищи по всем нормам питания. В меню-раскладке не указывался расчетный выход готовых блюд, в том числе мясных и рыбных порций. Рапорта на замену блюд отсутствовали. При планировании выдачи сельди солёной фактически выдавалось мясо. Продукты со склада выписывались на основании меню-требований, а не накладных. Поверка весов не проводилась. Выявлено несоответствие фактической численности спецконтингента числу обеспеченных питанием.

В ходе проверки норм списания продуктов, положенных по нормам довольствия, при проверке раскладок продуктов, рапортов о производимых заменах, приказов о замене продуктов питания, количества продуктов фактически списанных по меню-требованиям, установлено, что в питание спецконтингенту выдано продуктов за 2018 год сверх установленных норм на сумму 9.829 рублей 97 копеек. За 2019 год сверх установленных норм на сумму 23.059 рублей 50 копеек. Общая сумма выданных продуктов сверх установленных норм составила 32.889 рублей 47 копеек.

Клюев С.С., как лицо, виновное в допущенных нарушениях, в акте проверки не упоминался.

14 февраля 2020 года акт проверки был составлен и подписан должностными лицами ФСИН России по Амурской области. Акт не оспаривался, незаконным не признавался.

В заключительном разделе акта от 14 февраля 2020 года предлагалось провести анализ допущенных нарушений, разработать план мероприятий по устранению нарушений, принять меры к устранению нарушений, возмещению сумм ущерба, отраженных в акте. Суммы выявленных финансовых нарушений устранить в полном размере в срок до 14 марта 2020 года.

20 февраля 2020 года составлен акт по результатам документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности всех учреждений УФСИН по Амурской области. В пункте 2.4.4 акта было указано, что в ходе проверки норм списания продуктов, положенных по нормам довольствия, при проверке раскладок продуктов, рапортов о производимых заменах, приказов о замене продуктов питания, количества продуктов, фактически списанных по меню-требованиям, установлено, что в питание спецконтингенту сверх установленных норм выдано продуктов на сумму 86.800 рублей, в том числе в ФКУ ИК-4 на сумму 32.899 рублей 47 копеек.

В заключительном разделе акта предлагалось провести анализ допущенных нарушений, разработать план мероприятий по устранению нарушений, принять меры к устранению нарушений, возмещению сумм ущерба, отраженных в акте. Суммы выявленных финансовых нарушений устранить в полном размере в срок до 15 мая 2020 года.

В данном документе Клюев С.С., как лицо, виновное в допущенных нарушениях, также не упоминался.

20 апреля 2020 года начальник УФСИН России по Амурской области утвердил заключение о результатах служебной проверки, в котором по пункту 2.4.4 акта ревизии указал следующее:

- на основании пункта 3.45 и 3.46 должностной инструкции бывшего заместителя начальника ФКУ КП-4 майора внутренней службы Клюева С.С., им должен был осуществляться контроль за правильностью расчётов обеспеченности осужденных продуктами питания и составлением меню-раскладок в столовой.

Майор внутренней службы Клюев С.С. проходил службы в должности заместителя начальника ФКУ КУ-4 УФСИН России по Амурской области в период с 5 сентября 2016 года по 2 сентября 2019 года. Уволен из УИС:

- в ходе проверки установлено, что в ФКУ КП-4 выдача продуктов питания сверх норм положенности на общую сумму 32.900 рублей была осуществлена, в том числе и в периоды ответственности Клюева С.С.:

в 2018 году на сумму 9 860 руб. (период ответственности заместителя начальника ФКУ КП-4 Клюева С.С.),

- январь-июнь 2019 г. на сумму 19.500 рублей (период ответственности заместителя начальника ФКУ КП-4 Клюева С.С.).

- общая сумма выдачи продуктов питания сверх норм положенности в период службы Клюева С.С. составила 29.360 рублей.

Таким образом, только в указанном документе была указана вина Клюева С.С., как лица, виновного в допущенных нарушениях, определён период возникновения выдачи продуктов сверх установленных норм, размер причиненного ущерба и определена вина конкретного должностного лица.

18 февраля 2021 года было составлено заключение о результатах служебной проверки, назначенной 19 января 2021 года приказом № 21 начальника УФСИН России по Амурской области по факту непринятия мер в отношении виновных лиц.

Поскольку в добровольном порядке ответчиком возникший ущерб не возмещён, в связи с чем ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области обратились в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования по существу, пришёл к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку по результатам служебной проверки, проведённой должностными лицами УФСИН России по Амурской области, было составлено заключение, согласованное и утверждённое начальником УФСИН России по Амурской области о том, что в период службы, должностным лицом ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области майором внутренней службы Клюевым С.С. в связи с отсутствием должного контроля, а также выполнения должностных обязанностей не в полном объёме, произошла сверхнормативная выдача продуктов питания.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда виду следующего:

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», за ущерб, причиненный учреждению и (или) органу уголовно-исполнительной систему, сотрудник несет материальную ответственность в порядке и случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Частью 1 ст.238 ТК РФ предусмотрено, что работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Согласно ст.241 ТК РФ, за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Статьей 243 ТК РФ предусмотрены случаи полной материальной ответственности работников. Так, материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу (пп. 2 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

В соответствии со ст. 247 ТК РФ, до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Из разъяснений, содержащихся в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 года №52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» следует, что к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

Из приведённых правовых норм трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что необходимыми условиями для наступления материальной ответственности работника за причиненный работодателю ущерб являются: наличие прямого действительного ущерба, противоправность поведения (действия или бездействия) работника, причинно-следственная связь между действиями или бездействием работника и причиненным ущербом, вина работника в причинении ущерба.

При этом бремя доказывания наличия совокупности указанных обстоятельств законом возложено на работодателя, который до принятия решения о возмещении ущерба конкретным работником обязан провести проверку с обязательным истребованием от работника письменного объяснения для установления размера причиненного ущерба, причин его возникновения и вины работника в причинении ущерба.

Согласно п.3.45 должностной инструкции была установлена обязанность Клюева С.С. контролировать правильность расчётов обеспеченности осужденных продуктами питания.

Пунктом 3.46 должностной инструкции была установлена обязанность Клюева С.С. контролировать правильность составления меню-раскладок в столовой (т.1 л.д.10).

Из материалов дела следует, что Клюев С.С. прекратил трудовые отношения с истцом 2 сентября 2019 года и указанный факт сторонами по делу не оспаривается.

В обоснование своей позиции о причинении ответчиком истцу материального ущерба, ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области представили в суд заключение о результатах служебной проверки от 18 февраля 2021 года, расчёт сверхнормативной выдачи продуктов питания, инвентаризационные описи, в частности за июнь 2019, сличительные ведомости и котловые ордера за 2018-2019 года, накопительные ведомости и отчеты о стоимости питания и иные документы, однако из них не усматривается, что Клюев С.С. привлекался к проведению проверки.

26 января 2021 года истцом в адрес Клюева С.С. было направлено заказное письмо с уведомлением с просьбой дать пояснения причин возникновения сверхнормативной выдачи продуктов питания (т.1 л.д.18), однако ответчиком не были даны пояснения, поскольку указанное письмо было получено Клюевым С.С. по окончании установленного срока их представления.

Согласно п.17 Порядка проведения служебных проверок в учреждении и органах уголовно-исполнительной системы РФ, утверждённого Министерством юстиции РФ 31 декабря 2020 года №341, служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о её проведении должностным лицом.

Однако из материалов дела следует, что после увольнения Клюева С.С. инвентаризация не проводилась, актов о передаче товарно-материальных ценностей, находившихся в подотчете у ответчика, вновь назначенному материально-ответственному лицу не составлялись, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о нарушении истцом порядка проведения проверки, связанной с инвентаризацией товарно-материальных ценностей, проверка была проведена в отсутствие Клюева С.С., объяснение у него в ходе проверки не отбиралось, причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступлением материального ущерба не усматривается.

Поскольку в ходе рассмотрения настоящего спора было установлено нарушение порядка проведения проверки, судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного решения с принятием нового об отказе в удовлетворении заявленных требований в виду неверного применения норм материального права и определения обстоятельств, имеющих значение для настоящего спора.

Руководствуясь ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Свободненского городского суда от 4 октября 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области к Клюеву Сергею Станиславовичу о взыскании материального ущерба, причинённого сверхнормативной выдачей продуктов питания осужденным, в сумме 29.149 рублей 27 копеек отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 14 января 2022 года.

1версия для печатиДело № 33АП-89/2022 (33АП-4742/2021;) (Определение)