УИД 28RS0004-01-2019-012611-08
Дело № 33АП-823/2020 Судья первой инстанции
Докладчик Воробьёва В.С. Фирсова Е.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 апреля 2020 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Калиниченко Т.В.,
судей коллегии: Воробьёвой В.С., Фурсова В.А.,
при секретаре: Мозговой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Законодательному собранию Амурской области о признании незаконным прекращения полномочий председателя комитета, возобновлении полномочий председателя комитета, обязании внести изменения в запись в трудовой книжке, взыскании денежного содержания, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Благовещенского городского суда от 04 декабря 2019 года.
Заслушав дело по докладу судьи Воробьёвой В.С., пояснения истицы ФИО1, представителя ответчика Законодательного собрания Амурской области ФИО2, действующей на основании доверенности, заключение прокурора Дегтяренко А.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Законодательному собранию Амурской области о признании незаконным прекращения полномочий председателя комитета, возобновлении полномочий председателя комитета, обязании внести изменения в запись в трудовой книжке, взыскании денежного содержания, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что с 27 сентября 2016 года замещала государственную должность председателя комитета Законодательного Собрания Амурской области по вопросам предпринимательства, межрегиональным и внешнеэкономическим связям. 26 сентября 2019 года Постановлением Законодательного Собрания Амурской области № 41/425 установлена структура Законодательного Собрания Амурской области, в которой отсутствует комитет по вопросам предпринимательства, межрегиональным и внешнеэкономическим связям. 26.09.2019 года Постановлением Законодательного Собрания Амурской области № 41/426 ст. 14 Положения о комитетах Законодательного Собрания Амурской области признана утратившей силу. В этот же день 26.09.2019 года деятельность ФИО1 на должности председателя комитета Законодательного Собрания прекращена на основании Постановления Законодательного Собрания Амурской области № 41/425, о чем сделана запись в трудовой книжке, и произведен расчет. Полагает, что процедура прекращения ее полномочий в должности председателя комитета Законодательного Собрания Амурской области незаконна, нарушает ее конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию. Трудо-правовой статус лиц, занимающих государственные должности, в значительной мере не урегулирован действующим законодательством, как федеральным, так и нормативно-правовыми актами субъектов РФ, в связи с чем подлежат применению нормы трудового законодательства. 26.09.2019 года Законодательное Собрание Амурской области изменило свою структуру, наименования и численный состав комитетов Законодательного Собрания. Прекращены полномочия лица, занимающего государственную должность председателя комитета. О прекращении ее полномочий как лица, замещающего государственную должность, ФИО1 узнала в конце дня 26 сентября 2019 года. Процедура прекращения полномочий лица, занимающего государственную должность Амурской области, не урегулирована действующим законодательством Амурской области. Социальные гарантии также не предусмотрены. Истец полагала, что ее положение после прекращения полномочий, как лица, замещающего государственную должность, ухудшено относительно гарантий, предоставляемых положениями Трудового кодекса РФ любому гражданину РФ, а именно ФИО1 не была заблаговременно предупреждена о прекращении полномочий, что лишило ее возможности своевременно найти работу.
На основании изложенного, уточнив исковые требования, ФИО1 просила суд признать незаконным прекращение полномочий председателя комитета Законодательного Собрания Амурской области с 26.09.2019 года; возобновить полномочия председателя комитета Законодательного Собрания Амурской области с 27.09.2019 года; обязать Законодательное Собрание Амурской области внести изменения в запись в трудовой книжке, изменив дату прекращения полномочий; взыскать с Законодательного Собрания Амурской области денежное содержание за период с 27.09.2019 года по дату вынесения решения суда в размере 272 537 рублей 64 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей.
В судебном заседании истец на требованиях искового заявления настаивала, подробно указала на обстоятельства, изложенные в иске, дополнительно пояснила, что 26 сентября 2019 года Законодательное Собрание Амурской области изменило свою структуру, исключив (сократив) один из комитетов. Прекращение полномочий истца, как лица, замещающего государственную должность, не связано с истечением срока ее полномочий как депутата или с каким-то виновным деянием. Истец была избрана на должность председателя комитета без ограничения срока полномочий. Прекращение полномочий истца произошло в этот же день – 26.09.2019 года, без предоставления каких-либо гарантий и компенсаций. Истец оказалась лишена не только дополнительной социальной защиты, но и стартового набора гарантий и компенсаций, связанных с расторжением трудового договора. В соответствии с нормами Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия), при этом, о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Однако данные действия ответчиком выполнены не были. Деятельность истца была прекращена не в соответствии с нормами трудового законодательства. Фактически между сторонами сложились трудовые отношения, истцу выплачивалась заработная плата дважды в месяц, предоставлялись отпуска. Поскольку возникшие между сторонами отношения не были оформлены надлежащим образом, полагала, что следует применять нормы трудового законодательства. Вопрос о прекращении полномочий ФИО1 должен был быть поставлен на рассмотрение в комитете заранее, о чем истец должна была быть уведомлена. Регламент прекращения полномочий истца ответчиком был нарушен. Фактически ответчиком было произведено сокращение должности истца. Незаконными действиями ответчика ФИО1 были причинены нравственные страдания, пострадала ее деловая репутация. В связи с изложенным, ФИО1 просила исковые требования удовлетворить в полном объеме, применив положения трудового законодательства.
Представитель ответчика с исковыми требованиями ФИО1 не согласилась, в обоснование своей позиции, также изложенной в письменном виде, указала, что трудовой договор с ФИО1 в силу норм федерального законодательства и законодательства Амурской области, регламентирующих правовой статус лиц, замещающих государственные должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта, не заключался, и, соответственно, не расторгался. Депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющие депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, в силу принципа независимости парламентария не являются наемными работниками, - их правовой статус обусловлен самим актом избрания на выборах, а также решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об осуществлении конкретным депутатом полномочий на профессиональной постоянной основе и (или) иным предусмотренным законодательством о статусе депутатов региональных парламентов обстоятельствами. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливается конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ. В рассматриваемом случае нельзя применять нормы трудового законодательства, поскольку с истцом трудовой договором не заключался. Субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют правовой статус лиц, замещающих государственные должности субъекта, в том числе вправе устанавливать гарантии при прекращении ими полномочий (в том числе досрочно). Во время досрочного прекращения полномочий ФИО1 и в настоящее время нормативного правового акта Амурской области, который бы предусматривал какие-либо выплаты, иные гарантии при прекращении (в том числе досрочно) полномочий лица, замещающего государственную должность в Законодательном Собрании Амурской области на постоянной оплачиваемой основе, не имеется. Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» четко определены категории лиц, которым указанные гарантии могут представиться. К ним относятся лица, замещающие государственные должности субъекта РФ на профессиональной постоянной основе, достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта РФ, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия который были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных федеральными законами. ФИО1 к указанным категориям лиц не относится. Комитеты Законодательного Собрания входят в структуру Законодательного Собрания Амурской области, порядок их формирования, полномочия и организация работы определяются Регламентом и Положением о комитетах Законодательного Собрания Амурской области, утвержденным Постановлением Законодательного Собрания Амурской области от 18.04.2008 года № 2/128. На первом заседании законодательного Собрания Амурской области седьмого созыва 26.09.2016 года было принято Постановление № 1/8, устанавливающее структуру, наименование и численный состав комитетов Законодательного Собрания, комитет по вопросам предпринимательства, межрегиональным и внешнеэкономическим связям вошел в структуру Законодательного собрания с численным составом 5 человек (председатель комитета и 4 члена комитета). Формирование персонального состава комитетов осуществляется после процедуры избрания депутатами из своего состава председателей комитетов. Председателем комитета по вопросам предпринимательства, межрегиональным и внешнеэкономическим связям была избрана ФИО1 Постановление Законодательного Собрания Амурской области от 26.09.2016 года является правовым актом, который свидетельствует о том, что истец являлась лицом, замещающим государственную должность области. Распоряжение председателя Законодательного Собрания от 14.10.2016 года таким актом не является, его принятие связано исключительно с установлением и выплатой ФИО1 ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности. Законодательное Собрание в течение срока полномочий вправе образовывать новые комитеты, упразднять и реорганизовывать ранее созданные, вносить изменения в их состав. Законодательное Собрание Амурской области 26.09.2019 года установило новую структуру комитетов, входящих в Законодательное Собрание, и в ней отсутствует комитет по вопросам предпринимательства, межрегиональным и внешнеэкономическим связям. Депутатами Законодательного Собрания 26 сентября 2019 года комитет по вопросам предпринимательства, межрегиональным и внешнеэкономическим связям упразднен, а полномочия ФИО1 прекращены досрочно. Процедуры избрания на должность и прекращения полномочий председателя комитета Законодательного Собрания Амурской области по вопросам предпринимательства, межрегиональным и внешнеэкономическим связям произведены в соответствии с Уставом Амурской области, Законом Амурской области «О Законодательном Собрании Амурской области», Регламентом Законодательного собрания, процедура и порядок прекращения полномочий ФИО1 не нарушены. Оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется, поскольку каких-либо доказательств несения истцом нравственных страданий не представлено. На основании изложенного, представитель ответчика просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
В заключении прокурор полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Решением Благовещенского городского суда от 04 декабря 2019 года постановлено: ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Законодательному Собранию Амурской области - отказать.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение Благовещенского городского суда от 04 декабря 2019 года отменить и принять новое решение, ссылаясь на нарушение материального и процессуального права. Считает, что судом неверно определен предмет иска, ссылаясь на то, что судом не рассмотрено ее требование о признании незаконным прекращение полномочий председателя комитета Законодательного Собрания Амурской области ФИО1 с 26 сентября 2019 года. В этой связи полагает, что в ходе судебного разбирательства судом не были установлены имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства, в том числе, поверхностно исследована процедура оформления и прекращения деятельности лица, замещающего государственную должность, в Законодательном органе Амурской области. Также приводит довод о том, что судом были применены нормы материального права, не подлежащие применению. Судом не была дана оценка доводам истца о том, что полномочия истца в качестве лица, замещающего должность, не было связано с течением срока ее полномочий или с каким-то виновным деянием.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Благовещенска просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, полагая, что доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Законодательного собрания Амурской области ФИО2 не соглашается с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Истица ФИО1 в судебном заседании суда апелляционной инстанции на доводах апелляционной жалобы настаивает.
Представитель ответчика Законодательного собрания Амурской области ФИО2 с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.
В заключении прокурор Дегтяренко А.А. полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Проверив законность постановленного решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив письменные возражения, выслушав пояснения истицы, представителя ответчика, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 26 сентября 2016 года ФИО1 является депутатом Законодательного Собрания Амурской области.
Согласно Постановлению Законодательного Собрания Амурской области (седьмого созыва) <номер> от 26 сентября 2016 года ФИО1 была избрана председателем комитета по вопросам предпринимательства, межрегиональным и внешнеэкономическим связям.
Распоряжением председателя Законодательного Собрания Амурской области (седьмого созыва) <номер>-л от 14 октября 2016 года ФИО1 –председатель комитета Законодательного Собрания по вопросам предпринимательства, межрегиональным и внешнеэкономическим связям оформлена на работу в Законодательное Собрание с 27 сентября 2016 года. В соответствии со ст. 10 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 года № 260-ОЗ «О государственных должностях Амурской области» истице установлено ежемесячное денежное вознаграждение с 27 сентября 2016 года.
Как следует из содержания записи <номер> трудовой книжки ФИО1, истица 27 сентября 2016 года избрана председателем комитета Законодательного Закона Амурской области по вопросам предпринимательства, межрегиональным и внешнеэкономическим связям.
26 сентября 2019 года Постановлением Законодательного Собрания Амурской области № 41/425 установлена структура Законодательного Собрания Амурской области, в которой отсутствует комитет по вопросам предпринимательства, межрегиональным и внешнеэкономическим связям.
26 сентября 2019 года Постановлением Законодательного Собрания Амурской области № 41/426 ст. 14 Положения о комитетах Законодательного Собрания Амурской области признана утратившей силу.
В этот же день 26 сентября 2019 года деятельность ФИО1 в должности председателя комитета Законодательного Собрания прекращена на основании Постановления Законодательного Собрания Амурской области № 41/425.
В трудовую книжку истицы внесена запись № 46, согласно которой ее полномочия председателя комитета по вопросам предпринимательства, межрегиональным и внешнеэкономическим связям прекращены в связи с изменением структуры Законодательного собрания Амурской области с 26 сентября 2019 года.
Распоряжением Законодательного Собрания № 161-л от 26 сентября 2019 года указано на выплату ФИО1 окончательного расчета, компенсации за неиспользованный отпуск.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, ФИО1 ссылалась, что поскольку в перечне лиц, на которых трудовое законодательство не распространяется, отсутствует указание на лиц, замещающих государственные должности, при прекращении полномочий истицы ответчиком должны были быть по аналогии применены нормы трудового законодательства, регламентирующие процедуру увольнения работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. Поскольку истице не были предоставлены соответствующие льготы и гарантии, предусмотренные работникам при увольнении по вышеуказанным основаниям, истица полагала, что прекращение ее полномочий председателя комитета по вопросам предпринимательства, межрегиональным и внешнеэкономическим связям Законодательного Собрания Амурской области с 26 сентября 2019 года произведено с нарушением закона.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводам, что прекращение полномочий ФИО1, как председателя комитета по вопросам предпринимательства, межрегиональным и внешнеэкономическим связям Законодательного Собрания Амурской области 26 сентября 2019 года произведено в соответствии с нормами действующего законодательства, к спорным правоотношениям не подлежат применению по аналогии нормы трудового законодательства, в связи с чем не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается в связи со следующим.
Особенности правового статуса депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации как лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации, закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), иных нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (п. 2 ст. 11). Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами (ч. 1 ст. 77).
Подпунктом "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Статьями 10 и 11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ определено, что депутаты избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации. Статус депутата, срок его полномочий регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 статьи 2.1 названного Федерального закона и пункта 6 Перечня типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1381), депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации относятся к лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 29.10.2010 года № 19-П федеральным законодателем созданы правовые предпосылки самостоятельного решения субъектами Российской Федерации вопроса об условиях осуществления депутатами региональных парламентов своей деятельности - в пределах, предусмотренных федеральным законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 05.04.2013 года № 7-П, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющий депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, в силу принципа независимости парламентария не является наемным работником, так как его правовой статус обусловлен самим актом избрания на выборах, а также решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об осуществлении конкретным депутатом полномочий на профессиональной постоянной основе.
В соответствии со ст. 33 Устава (основного Закона) Амурской области в структуру Законодательного Собрания, в числе прочего, входят комитеты Законодательного Собрания.
Статьей 42 Устава установлено, что Законодательное Собрание избирает из числа депутатов Законодательного Собрания на срок своих полномочий комитеты и другие органы для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Законодательного Собрания, а также для содействия проведению в жизнь его решений. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы комитетов и других органов, равно как их наименование и численность, устанавливаются постановлением Законодательного Собрания в соответствии с настоящим Уставом и законами области.
Аналогичные положения также содержатся в ст.ст. 6, 13 Закона Амурской области от 03.12.2007 года № 428-ОЗ «О Законодательном Собрании Амурской области», ст. 19 Регламента Законодательного Собрания Амурской области, утвержденного Постановлением Законодательного Собрания Амурской области от 18.04.2008 года N 2/136.
Постановлением Законодательного Собрания Амурской области от 18.04.2008 года № 2/128 утверждено Положение о комитетах Законодательного Собрания Амурской области.
В силу ст. 1 Положения Законодательное Собрание Амурской области избирает из числа депутатов на срок своих полномочий комитеты для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Законодательного Собрания, а также для содействия проведению в жизнь его решений. Правовую основу деятельности комитетов Законодательного Собрания (далее - комитеты) составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав (основной Закон) Амурской области, законы области, иные нормативные правовые акты, а также настоящее Положение. Порядок формирования, полномочия и организация работы комитетов определяются Регламентом Законодательного Собрания Амурской области и настоящим Положением.
Частью 3 ст. 1 Положения установлено, что комитеты являются постоянно действующими органами Законодательного Собрания, подотчетны и подконтрольны ему.
Статья 2 Положения устанавливает, что количество комитетов, их наименования, структура и численный состав устанавливаются Законодательным Собранием на первом или втором заседаниях Законодательного Собрания. Комитеты избираются Законодательным Собранием в составе председателя и членов комитета. Персональный состав комитетов формируется Законодательным Собранием на основании заявлений депутатов и оформляется постановлением Законодательного Собрания. На основании решения Законодательного Собрания депутат по его личному заявлению может быть выведен из состава одного комитета и включен в состав иного комитета.
Согласно ч. 2 ст. 4 Положения организационное, правовое, материально-техническое и информационное обеспечение деятельности комитетов осуществляется аппаратом Законодательного Собрания в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания Амурской области, Положением об аппарате Законодательного Собрания Амурской области (административным регламентом Законодательного Собрания) и распоряжениями председателя Законодательного Собрания.
В соответствии со ст. 22 Регламента Законодательного Собрания Амурской области председатель комитета избирается на заседании Законодательного Собрания в порядке, предусмотренном для избрания председателя Законодательного Собрания, или открытым голосованием, если за такую процедуру проголосовало более половины от числа избранных депутатов (ч. 1).
Председатель комитета считается избранным, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов. Избрание председателя комитета оформляется постановлением Законодательного Собрания без дополнительного голосования. Депутат, избранный председателем комитета, входит в состав комитета с правом решающего голоса (ч. 3).
Председатель комитета подотчетен Законодательному Собранию и может быть освобожден от должности досрочно в порядке, установленном для освобождения от должности председателя Законодательного Собрания (ч. 4).
Частями 5, 6 указанной статьи установлено, что инициатива освобождения от должности председателя комитета принадлежит комитету, председателю Законодательного Собрания, депутатским фракциям, а также группе депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов; вопрос об освобождении от должности председателя комитета может быть поставлен и решен в порядке, предусмотренном для освобождения от должности председателя Законодательного Собрания. Решение о досрочном прекращении полномочий председателя комитета по основаниям, предусмотренным настоящей частью, принимается путем открытого голосования и оформляется постановлением Законодательного Собрания. Такое решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины от числа избранных депутатов.
Статус депутата Законодательного Собрания Амурской области регламентирован Законом Амурской области от 27.02.1995 года № 3-ОЗ «О статусе депутата Законодательного Собрания Амурской области». Настоящий Закон определяет права, обязанности депутата Законодательного Собрания Амурской области, предусматривает основные гарантии при осуществлении ими депутатской деятельности.
В частности, обязанность участвовать в заседаниях Законодательного Собрания, в работе комитетов, временных комиссий Законодательного Собрания, создаваемых в соответствии с Уставом (основным Законом) области, законами области и Регламентом Законодательного Собрания, депутатских фракций Законодательного Собрания, создаваемых в соответствии с законами области и Регламентом Законодательного Собрания, в выполнении поручений Законодательного Собрания и его комитетов, в официальных мероприятиях, проводимых Законодательным Собранием или с участием депутатов Законодательного Собрания; в депутатских слушаниях; вносить в Законодательное Собрание законопроекты и проекты постановлений Законодательного Собрания, депутатского запроса; проводить работу с избирателями и жителями области; и иные формы, предусмотренные федеральным законодательством, законами области и Регламентом Законодательного Собрания.
Статьей 7 Законом Амурской области от 27.02.1995 года № 3-ОЗ установлено, что ограничения, обязанности и запреты, связанные с депутатской деятельностью депутата Законодательного Собрания, устанавливаются федеральным законодательством, настоящим Законом и иными законами области.
В силу ст. 1 Закона Амурской области от 27.02.1995 года № 3-ОЗ депутат Законодательного Собрания призван осуществлять в Законодательном Собрании Амурской области законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (основным Законом) Амурской области и законами области.
Закон Амурской области № 260-ОЗ от 13 декабря 2006 года «О государственных должностях Амурской области» устанавливает перечень лиц, замещающих государственные должности области, основы их правового статуса, определяет виды и объем предоставляемых им государственных гарантий, регулирует иные вопросы обеспечения их деятельности.
Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 1 указанного Закона Амурской области № 260-ОЗ от 13 декабря 2006 года «О государственных должностях Амурской области», государственная должность области - должность, устанавливаемая федеральными законами, Уставом (основным Законом) Амурской области, законами области для непосредственного исполнения полномочий государственных органов области.
Лицо избирается, утверждается или назначается на государственную должность области в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, Уставом (основным Законом) Амурской области, иными законами области, и является лицом, замещающим государственную должность области.
Основания и порядок прекращения полномочий лица, замещающего государственную должность области, устанавливаются федеральными законами, Уставом (основным Законом) Амурской области, настоящим Законом и иными законами области.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 1 Закона Амурской области № 260-ОЗ от 13 декабря 2006 года «О государственных должностях Амурской области», к государственным должностям области относятся должности председателя Законодательного Собрания, заместителя председателя Законодательного Собрания, работающего на постоянной профессиональной основе, председателя комитета Законодательного Собрания, работающего на постоянной профессиональной основе, заместителя председателя комитета Законодательного Собрания, работающего на постоянной профессиональной основе, депутата Законодательного Собрания, работающего на постоянной профессиональной основе.
Статья 8 Закона Амурской области № 260-ОЗ от 13 декабря 2006 года «О государственных должностях Амурской области» предусматривает государственные гарантии лицу, замещающему (замещавшему) государственную должность области, в число которых входит своевременная выплата ежемесячного денежного вознаграждения, сохранение денежного вознаграждения при направлении в служебные командировки; предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 55 календарных дней. Отпуск может предоставляться по частям; период замещения государственной должности области засчитывается в общий трудовой стаж, а также в стаж государственной гражданской службы области.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что депутат Законодательного Собрания Амурской области, замещающий государственную должность Амурской области – председателя комитета Законодательного Собрания, работающего на постоянной профессиональной основе, не обладает статусом работника, является специальным субъектом и к отношениям, относительно которых возник спор, вопреки доводам апелляционной жалобы, не подлежат применению правила о заключении и прекращении трудового договора, поскольку спорные правоотношения регулируются вышеуказанным законодательством.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 12.12.2012 года № 47-АПГ12-6.
Факт выплаты в период исполнения ФИО1 обязанностей председателя комитета по вопросам предпринимательства, межрегиональным и внешнеэкономическим связям ежемесячного денежного содержания, предоставление отпуска, внесение соответствующих записей в трудовую книжку истицы, не является обстоятельствами, подтверждающими наличие между сторонами трудовых отношений, поскольку данные гарантии предусмотрены для лиц, замещающих государственные должности Амурской области в соответствии с п.п. 1,2 ч. 1 ст. 8 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. № 260-ОЗ.
При таких обстоятельствах разрешая требования ФИО1 о признании незаконным прекращение ее полномочий в качестве председателя комитета Законодательного Собрания Амурской области с 26.09.2019 года, суд первой инстанции правильно исходил из того, что к данным правоотношениям нормы трудового законодательства применению не подлежат.
Все предусмотренные действующим законодательством гарантии при прекращении полномочий председателя комитета по вопросам предпринимательства, межрегиональным и внешнеэкономическим связям ФИО1 были предоставлены согласно Распоряжению Законодательного Собрания № 161-л от 26.09.2019 года.
Принимая во внимание, что из положений Устава (основного закона) Амурской области, Закона Амурской области «О Законодательном Собрании Амурской области», Положения о комитетах Законодательного Собрания Амурской области правом образовывать, а также реорганизовывать, упразднять как ранее созданные комитеты, так и вновь созданные, наделано Законодательное Собрание Амурской области, учитывая, что процедура возложения на истца обязанностей председателя комитета аналогична процедуре прекращения данных полномочий, Постановление Законодательного Собрания № 41/425 от 26.09.2019 года в установленном законом порядке не оспорено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что прекращение полномочий ФИО1, как председателя комитета Законодательного Собрания, 26.09.2019 года носило законный и обоснованный характер, а потому в данной части в удовлетворении требований истцу надлежит отказать.
Не установив оснований для признания незаконным прекращения полномочий ФИО1 как председателя комитета Законодательного Собрания Амурской области по вопросам предпринимательства, межрегиональным и внешнеэкономическим связям, суд также не нашел оснований для удовлетворения производного требования о возобновлении полномочий председателя комитета Законодательного Собрания Амурской области, обязании внести изменения в запись в трудовой книжке, изменив дату прекращения полномочий, взыскании денежного содержания.
Судом первой инстанции также правомерно было отказано во взыскании с Законодательного Собрания Амурской области в пользу истца компенсации морального вреда, поскольку в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено надлежащих доказательств нарушения ответчиком прав и законных интересов истицы, причинения ответчиком истице физических и нравственных страданий в результате прекращения полномочий ФИО1 как председателя комитета Законодательного Собрания Амурской области по вопросам предпринимательства, межрегиональным и внешнеэкономическим связям.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что судом не были разрешены заявленные истцом требования о признании незаконным прекращение полномочий председателя комитета Законодательного Собрания Амурской области ФИО1 с 26 сентября 2019 года, является ошибочной и подлежит отклонению.
Указанные требования судом первой инстанции были разрешены в порядке ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, что следует из содержания решения суда. Оценка доводам искового заявления о необходимости применения к спорным правоотношениям положений трудового законодательства, регламентирующих процедуру увольнения работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, на чем настаивала ФИО1, судом первой инстанции дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании закона, при этом являлись предметом судебного разбирательства, судом тщательно исследовались и в решении им дана надлежащая оценка. По существу доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется, каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, в жалобе не приведено, в связи с чем, они не могут явиться основанием для отмены решения.
Вопреки доводам жалобы, при рассмотрении дела суд первой инстанции оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, не нарушив требования ст. 59, 60, 67 ГПК РФ.
Обжалуемое судебное постановление имеет правильное правовое и фактическое обоснование. Предусмотренные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены либо изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 04 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные постановления по настоящему делу могут быть обжалованы в кассационном порядке в Девятый кассационной суд общей юрисдикции (690090 <...>) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий:
Судьи коллегии: