АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 марта 2021 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Исаченко М.В.,
судей коллегии: Кузько Е.В., Шульга И.В.,
при секретаре: Филоненко П.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО «Городские энергетические сети» об обязании принять в эксплуатацию приборы учета тепловой энергии, о возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,
по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Белогорского городского суда Амурской области от 22 декабря 2020 г..
Заслушав дело по докладу судьи Кузько Е.В., пояснения ФИО1, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что ФИО1 и ФИО2 являются собственниками нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>., каждому принадлежит по ? доли в праве. Ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей снабжение тепловой энергией и ее передачу в сети инженерно-технического обеспечения дома, является ООО «Городские энергетические сети». 11 декабря 2019 г. ФИО2 обратилась с заявлением в РСО ООО «Городские энергетические сети» о принятии в эксплуатацию приборов учета, измерителей тепловой энергии «Индивид-1» установленных в количестве четырех штук, № 15ЕСС, №15ЕЕ9, Е 15ЕСF, № 15ЕСЬ, в указанном нежилом помещении и просила в установленный законом срок начать осуществлять расчеты с использованием показаний установленных в помещении устройств «Индивид-1» для вычисления тепловой энергии, в удовлетворении которого было отказано. Истец, полагая отказ ресурсоснабжающей организации незаконным, поскольку техническая возможность установки приборов учета тепловой энергии имеется, приборы учета являются приборами утвержденного типа, прошли поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, просил обязать ООО «Городские энергетические сети» г. Белогорск принять в эксплуатацию приборы учета тепловой энергии «Индивид-1» № 15ЕСС, №15ЕЕ9, Е 15ЕСF, № 15ЕСЬ, установленные в помещении истца; обязать ответчика осуществлять расчет платы за отопление в отношении указанного помещения с даты начала отопительного сезона 2019-2020 года исходя из показания данных приборов учета тепловой энергии «Индивид»; взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 60 000 руб., штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя, судебные расходы в сумме 300 руб..
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Городские энергетические сети» - ФИО3 исковые требования не признал, суду пояснил, что по результатам проведенного обследования помещения на предмет технической возможности установки индивидуального прибора учета тепловой энергии, установлено, что устройства, установленные истцом в вышеуказанном помещении, не обеспечивают измерения ни массы (объема) теплоносителя, ни температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах, следовательно приборами учета тепла не являются. Просил суд в исковых требованиях отказать в полном объеме.
Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд рассмотрел дело в их отсутствие в соответственные со ст. 167 ГПК РФ.
Решением Белогорского городского суда Амурской области от 22 декабря 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 полагает, что судом неправильно определены обстоятельства дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а кроме того, судом неправильно применены нормы материального права. В обоснование своей позиции указывает, что приобретенные им приборы учета сертифицированы в Российской Федерации и включены в Государственный реестр средств измерений. Полагает, что система разводки отопления в жилом доме не влечет отсутствие технической возможности установки в отдельном помещении данного прибора учета тепловой энергии, что подтверждается актом обследования. Считает, что при отказе в установке приборов, РСО не учтены изменения и дополнения, внесенные в Правила предоставления коммунальных услуг в 2018-2020 годах. Обращает внимание суда на то, что при монтаже спорных приборов учета никакие переустройства внутридомовых инженерных сетей не производились. Также ссылается на то обстоятельство, что действиями ответчика ему причинены моральные страдания, что выразилось в ощущении безразличия к нему, как потребителю, а также чувстве несправедливости. Просит решение суда отменить, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
В письменном отзыве представитель ООО «Городские энергетические сети» - ФИО3 полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а доводы апелляционной жалобы – без удовлетворения.
Иных письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции ФИО1 поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявили. В силу ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при указанной явке.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, по правилам статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, и следует из материалов дела, что ФИО1 и ФИО2 являются собственниками(по ? доли), нежилого помещения расположенного по адресу: <адрес>..
Договор теплоснабжения с ФИО1 и ИП ФИО2 в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> не заключен.
11.12.2019 в адрес ООО «Городские энергетические сети» от ИП ФИО2 поступило заявление о введении в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета тепловой энергии «Измерители тепловой энергии Индивид-1» с целью расчетов с ООО «Городские энергетические сети» по показаниям данных приборов.
25.12.2019 представителями ООО «Городские энергетические сети» составлен акт обследования помещения № 5 по ул. <адрес> на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомовой) прибора учета, в котором отражено, что техническая возможность установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета отсутствует, поскольку многоквартирный дом по <адрес>, по проектным характеристикам имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления; многоквартирном доме отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии и/или горячего водоснабжения.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 539, 544 ГК РФ, положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (Правила N 354), ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказом Минстроя РФ от 28.08.2020 N 485/пр, и исходил из того, что принадлежащее истцу нежилое помещение находится в многоквартирном жилом доме 1959 года постройки, который имеет вертикальную разводку системы отопления, в связи с чем указал на отсутствие технической возможности установки в помещениях такого многоквартирного дома индивидуального прибора учета тепловой энергии. В связи с отказом в удовлетворении основного требования, суд также отказал в производных от него требованиях о возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, и взыскании понесенных судебных расходов.
Соглашаясь с правомерностью принятого судом решения об отказе в иске, судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.
Нормами Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена необходимость оборудования зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», раскрывающему содержание используемых в нем основных понятий, индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении (абзац шестой); распределитель - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители (абзац шестнадцатый).
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», включающего СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха», предусматривающие установку счетчика расхода теплоты для каждой квартиры при устройстве поквартирных систем отопления с горизонтальной (лучевой) разводкой труб; устройство поквартирного учета теплоты индикаторами расхода теплоты на каждом отопительном приборе в системе отопления с общими стояками для нескольких квартир, в том числе в системе поквартирного отопления; установку общего счетчика расхода теплоты для здания в целом с организацией поквартирного учета теплоты пропорционально отапливаемой площади квартир или другим показателям (пункт 6.1.3).
Действующее как в настоящее время, так и на момент возникновения правоотношений сторон, правовое регулирование предусматривает необходимость оборудования многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию, индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а после капитального ремонта, такое оборудование предусмотрено при наличии технической возможности. В случае, если по проектным характеристикам отсутствует такая возможность, то при вертикальной разводке внутридомовой инженерной системы отопления для учета теплоты могут использоваться индикаторы расхода теплоты (распределители).
Из вышеизложенного следует, что индивидуальные приборы учета тепловой энергии и распределители затрат на отопление являются различными техническими устройствами как по принципу их действия, так и по способу установки.
В данном случае, как следует из доводов сторон, и видно из представленной истцом технической документации на приобретенные им устройства «Индивид-1», - указанные средства измерения, - являются распределителями(измерителями) тепловой энергии, установка которых в жилых и нежилых помещениях жилого дома для цели учета потребляемой тепловой энергии, по смыслу действующего правового регулирования, допускается при устройстве поквартирных систем отопления с горизонтальной (лучевой) разводкой труб только при условии если указанный многоквартирный дом, оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, что позволяет определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение.
Поскольку многоквартирный дом по <адрес> общедомовым прибором учета электроэнергии не оборудован, техническая возможность установки и использования для целей учета доли объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на нежилое помещение истца, приобретенного им распределителя (измерителя) тепловой энергии «Индивид-1», - отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что приобретенные им приборы учета сертифицированы в Российской Федерации и включены в Государственный реестр средств измерений, не опровергают правильность выводов об отсутствии в конкретном многоквартирном доме по <адрес>, технической возможности для их использования.
Довод апеллянта о том, что система разводки отопления в жилом доме не влечет отсутствие технической возможности установки в отдельном помещении данного прибора учета тепловой энергии, основан на неверном толковании действующего законодательства, которое допускает использование на вертикальной разводке средств измерения потребляемой тепловой энергии, являющихся распределителями, только в случае, если такой дом оборудован общедомовым прибором учета тепла.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, высказанную заявителем в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с ними. По своей сути доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться в пределах действия ст. 330 ГПК РФ основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белогорского городского суда Амурской области от 22 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
1версия для печатиДело № 33АП-842/2021 (Определение)