ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АП-869/2021 от 14.04.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 апреля 2021 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Грибовой Н.А.,

судей коллегии: Кузько Е.В., Шульга И.В.,

при секретаре: Ермолаевой Е.В.,

с участием прокурора Дегтяренко А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Архаринского района Амурской области в защиту интересов муниципального образования «Архаринский район» Амурской области в лице администрации Архаринского района к ФИО1 о взыскании в доход муниципального образования «Архаринский район» Амурской области убытков, судебных расходов,

по апелляционным жалобам ответчика ФИО1, представителя третьего лица – ООО «Архаринская коммунальная компания» - ФИО2 на решение Архаринского районного суда Амурской области от 23 декабря 2020 года,

Заслушав дело по докладу судьи Ф.И.О.11, пояснения представителя ответчика Ф.И.О.1, - Ф.И.О.9, прокурора Ф.И.О.6, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Истец обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что по результатам проведенной проверки соблюдения требований законодательства при распоряжении муниципальной собственностью, требований антимонопольного законодательства, установлено, что объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории муниципального образования «Архаринский район» Амурской области, а именно, в с. Аркадьевка, с. Антоновка, с. Касаткино, с. Журавлевка, с. Грибовка, с. Ленинское, с. Новоспасск, с. Отважное, с. Северное, с. Урил, с. Иннокентьевка, с. Кундур, с. Ядрино являются муниципальной собственностью МО «Архаринский район».

30 августа 2018 г. между Муниципальным учреждением отделом по управлению муниципальным имуществом Архаринского района в лице начальника отдела Ф.И.О.1 и ООО «Архаринская коммунальная компания» (далее ООО «АКК») заключен договор аренды муниципального имущества № 3 на срок с 02 сентября 2019 г. по 30 сентября 2019 г.. Согласно договору Обществу во временное пользование и владение передаются за плату объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в целях производства тепловой энергии, передачи тепловой энергии, теплоносителя, оказания услуг по поддержанию резервное тепловой мощности, подключения системы теплоснабжения потребителей.

Договором также предусмотрено, что если арендатор продолжает пользоваться арендуемым имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за 1 месяц.

Истец указал, что Решением Арбитражного суда Амурской области от 28 июня 2020 г. указанный договор аренды признан недействительным (ничтожным).

01 октября 2019 г. между муниципальным учреждением отдел по управлению муниципальным имуществом Архаринского района и ООО «АКК» заключено соглашение об осуществлении производственной деятельности на вышеуказанных объектах и о выполнении комплекса мероприятий, обеспечивающих производственную деятельность. По данному соглашению ООО «АКК» переданы вышеуказанные объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения согласно перечню, изложенному в приложении к соглашению.

Полагал, что данное соглашение от 01 октября 2019 г. носит характер притворной сделки, направленной на сокрытие фактически сохранившего силу договора аренды от 30 августа 2019 г. № 3. А кроме того считал, что договор аренды муниципального имущества от 30 августа 2019 г. № 3, а также соглашение от 01 октября 2019 г. о передаче вышеуказанных объектов муниципального имущества в целях осуществления производственной деятельности, являются ничтожными.

Указанные объекты переданы Обществу по концессионным соглашениям № 1 от 17 февраля 2020 г., № 201 апреля 2020 г., № 3 от 30 апреля 2020 г..

Таким образом, с момента заключения указанных концессионных соглашений вышеуказанные объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения находятся в пользовании ООО «Архаринская коммунальная компании» на законных основаниях. В связи с чем, полагал, что в период с 02 сентября 2019 г. до 17 февраля 2020 г. объекты теплоснабжения (за исключением объектов теплоснабжения с. Ядрино Архаринского района) находились в пользовании у ООО «Архаринская коммунальная компания» незаконно.

На основании вышеизложенного, полагал, что незаконная передача муниципального имущества – объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения ООО «АКК» по договору аренды явилась результатом ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей начальником муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом Архаринского района, нарушения им положений законов вопреки требованиям Положения об отделе и должностной инструкции.

В отношении вышеуказанного имущества действовало концессионное соглашение от 07 ноября 2017 № 2, заключенное между МО «Архаринский район», от имени которого выступает муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом Архаринского района, и ООО «Архаринская теплоснабжающая компания № 3», которое расторгнуто 24 июня 2019 г.. Оплату приобретаемой электрической энергии, поставляемой на указанные объекты, за период с 02 сентября 2019 г. по 30 ноября 2019 г. производило муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом за счет средств бюджета Архаринского района. 31 декабря 2019 года между ПАО «ДЭК» и муниципальным учреждением отдел по управлению муниципальным имуществом Архаринского района в лице начальника отдела Ф.И.О.1 заключен муниципальный контракт № РААР1280. Предметом данного контракта является оказание услуг по передаче электрической энергии на объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, указанные выше, цена контракта составляет 726 821 руб. 76 коп. на весь период его исполнения.

Ввиду ненадлежащего исполнения должностных обязанностей начальником муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом Ф.И.О.1 муниципальное образование «Архаринский район» Амурской области понесло убытки.

Указал, что с момента расторжения концессионного соглашения от 07 ноября 2017 г. № 2 начальником отдела Ф.И.О.1 не было принято надлежащих мер по своевременному заключению нового концессионного соглашения в отношении указанного муниципального имущества в установленном законом порядке, конкурс на право заключения данного концессионного соглашения не был проведен, новое концессионное соглашение не было заключено до наступления отопительного периода 2019-2020 годов, в результате чего, в нарушение закона, были заключены договор аренды муниципального имущества от 30 августа 2019 г. № 3, а также соглашение от 01 октября 2019 г. о передаче вышеуказанных объектов муниципального имущества в целях осуществления производственной деятельности.

Поскольку в связи с неправомерными действиями начальника муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом Архаринского района бюджет Архаринского района понес убытки в размере 726 821 руб. 76 коп., эта сумма подлежит возмещению в полном объеме.

Просил взыскать с Ф.И.О.1 в доход муниципального образования Архаринский район Амурской области убытки – стоимость предоставленных услуг по передаче электрической энергии на объекты муниципального имущества Архаринского района за период с 02 сентября 2019 г. по 30 ноября 2019 г. в размере 726 821 руб. 76 коп..

Представитель истца, Администрации Архаринского района Амурской области, представил в суд письменный отзыв, в котором указал, что плата за предоставление услуг по передаче электрической энергии на объекты муниципального имущества Архаринского района за период с 02 сентября 2019 г. по 30 ноября 2019 г. в размере 726 821 руб. 76 коп. была произведена именно собственником имущества. Договором между собственником и арендатором бремя несения данных расходов не может быть перемещено с собственника на арендатора. Процесс заключения концессионного соглашения длительный, срок согласования проекта концессионного соглашения не зависит от воли администрации и отдела по управлению муниципальным имуществом Архаринского района. Считал, что муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом Архаринского района предпринимал все необходимые меры направленные на право заключения концессионного соглашения.

Ответчик Ф.И.О.1 в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, считал, что им были предприняты все необходимые меры для заключения концессионного соглашения. Также указывал, что в настоящее время между администрацией Архаринского района, МУ отделом по управлению муниципальным имуществом Архаринского района и ООО «АКК» заключено соглашение о погашении затрат, понесенных отделом имущества по оплате электроэнергии.

Судом, на основании ст. 167 ГПК РФ, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Решением Архаринского районного суда Амурской области от 23 декабря 2020 г. исковые требования удовлетворены, с Ф.И.О.1 в доход муниципального образования «Архаринский район» Амурской области взысканы убытки – стоимость предоставленных услуг по передаче электрической энергии на объекты муниципального имущества Архаринского района за период с 02 сентября 2019 г. по 30 ноября 2019 г. в размере 726 821 руб. 76 коп.. Также, с Ф.И.О.1 взыскана государственная пошлина в размере 10 468 руб. 22 коп..

В апелляционной жалобе на постановленное решение Ф.И.О.1 указывает, что плата за предоставление услуг по передаче электрической энергии на объекты муниципального имущества Архаринского района за период со 02 сентября 2019 г. по 30 ноября 2019 г. была произведена именно собственником имущества. Полагает, что судом не принято во внимание, что мероприятия по подготовке проекта концессионального соглашения, а также проведение конкурса на его заключение, невозможно было провести до начала отопительного периода. Обращает внимание суда на соглашение, заключенное между администрацией Архаринского района, МУ отдел по управлению муниципальным имуществом Архаринского района и ООО «АКК» о погашении затрат, понесенных отделом имущества по оплате электроэнергии согласно графику внесения платежей, начиная с февраля 2021 г.. Просит решение суда отменить.

В апелляционной жалобе представитель ООО «АКК» - Ф.И.О.7 считает, что судом не приняты во внимание положения ФЗ «О концессионных соглашениях», которым предусмотрены сроки выполнения мероприятий, в связи с чем, выводы суда о том, что ответчиком не предприняты все необходимые меры для заключения концессионального соглашения, являются необоснованными. Полагает, что действия ответчика нельзя признать виновными, в связи с чем, поддерживает позицию ответчика по настоящему делу.

В письменных возражениях на апелляционные жалобу прокурор Архаринского района Ф.И.О.8 полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Иных письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Ф.И.О.1, - Ф.И.О.9, поддержал доводы апелляционный жалобы.

Прокурор Ф.И.О.6, полагала доводы жалобы не обоснованными, а решение суда не подлежащим отмене.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявили. В силу ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при указанной явке.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений, по правилам статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отмене принятого решения, как постановленного с нарушением норм действующего законодательства.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории муниципального образования «Архаринский район» Амурской области, а именно, с. Аркадьевка, с. Антоновка, с. Касаткино, с. Журавлевка, с. Грибовка, с. Ленинское, с. Новоспасск, с. Отважное, с. Северное, с. Урил, с. Иннокентьевка, с. Кундур, с. Ядрино являются муниципальной собственностью МО «Архаринский район».

От имени муниципального образования полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом осуществляет администрация муниципального образования, в данном случае администрация Архаринского района.

Постановлением главы Архаринского района от 24 сентября 2009 г. № 786 «Об организации работы отдела по управлению муниципальным имуществом» утверждено Положение о муниципальном учреждении отдел по управлению муниципальным имуществом Архаринского района (далее-Положение).

Согласно п. 1.1 Положения, муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом Архаринского района (далее Отдел) входит в структуру администрации Архаринского района и является функциональным исполнительно-распорядительным органом в области приватизации, управления и распоряжения муниципальным имуществом, осуществляет в пределах своих функций от имени муниципального образования «Архаринский район» права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности.

На основании п. 1.2 Положения, Отдел имеет статус юридического лица.

Согласно п. 1.8 Положения Отдел в своей деятельности подчинен главе района, непосредственно подчинен первому заместителю главы района.

На основании раздела 2 Положения, Отдел полномочен управлять муниципальной собственностью Архаринского района в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления района (п. 2.1); обеспечивать экономически эффективное использование и распоряжение муниципальным и государственным имуществом в пределах полномочий, определенных законодательством и настоящим Положением (п. 2.2 Положения); контролировать надлежащее использование и сохранность муниципального имущества (п. 2.4); от имени муниципального образования «Архаринский район» в порядке, установленном Советом депутатов Архаринского района, управлять и распоряжаться муниципальным имуществом (п. 2.5); в рамках бюджетного процесса осуществляет мониторинг, анализ и прогнозирование поступлений средств в бюджет от аренды имущества на очередной финансовый год, принимает меры для обеспечения поступлений в бюджет от аренды и приватизации имущества (п. 2.8.1).

В соответствии с п. 4.1 Положения, Отдел возглавляет начальник, замещающий главную должность муниципальной службы категории «Руководители», который назначается и увольняется с должности распоряжением главы района.

На основании Положения начальник Отдела организует подготовку проектов постановлений главы района, решений Совета депутатов района по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом и представляет их на заседание Совета депутатов (п. 4.2.1); визирует и согласовывает проекты постановлений главы района, а также других проектов нормативных документов по вопросам управления муниципальным имуществом (п. 4.2.2); принимает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения решения по вопросам надлежащего использования муниципального имущества лицами, независимо от организационно-правовой формы, обладающими правами пользования и владения муниципальным имуществом (п. 4.2.3); открывает лицевой счет Отдела, распоряжается средствами, находящимися на этом счете (п. 4.2.7); в соответствии с законодательными и нормативными актами направляет запросы и обращения к юридическим и физическим лицам по вопросам, связанным с деятельностью Отдела (п. 4.2.10); осуществляет обработку запросов и обращений от юридических и физических лиц и обеспечивает их разрешение (п. 4.2.11).

Согласно распоряжению о приеме на работу от 15 февраля 2019 г. <номер>Ф.И.О.1 с 18 февраля 2019 г. принят на главную должность муниципальной службы категории «Руководители» – начальника муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом Архаринского района.

Согласно п. 1.3 должностной инструкции основной целью деятельности начальника отдела является организация управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Пунктом 3.2 должностной инструкции установлены обязанности начальника Отдела, в числе которых: вносить предложения по вопросам эффективного управления и распоряжения объектами муниципальной собственности; осуществлять контроль за своевременным внесением платежей от приватизации и использования муниципального имущества, земельных участков, обеспечивать своевременное поступление доходов в районный бюджет; осуществлять контроль, мониторинг, анализ и прогноз поступлений средств в районный бюджет от использования муниципального имущества.

Согласно п. 3.4 должностной инструкции начальник отдела вправе распоряжаться в соответствии с действующим законодательством муниципальным имуществом и средствами, закрепленными за отделом.

В силу п. 4.1 должностной инструкции начальник отдела несет персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение отделом возложенных на него функций, не использование предоставленных отделу прав. Согласно п. 4.2 указанной инструкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей, несоблюдение установленных законодательством Российской Федерации ограничений начальник отдела может привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности на основе действующих законов.

Начальник отдела несет предусмотренную законодательством ответственность за нарушение сроков исполнения или неисполнения распорядительных документов, иных документов, а также указаний и распоряжений главы района, первого заместителя главы района, неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией (п. 4.3 должностной инструкции).

Объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории с. Аркадьевна, с. Антоновка, с. Касаткино, с. Журавлевка, с. Грибовка, с Ленинское, с. Новоспасск, с. Отважное, с. Северное, с. Урил, с. Иннокентьевна, с Кундур, с. Ядрино Архаринского района Амурской области, являющиеся муниципальным имуществом, введены в эксплуатацию более пяти лет назад.

В отношении вышеуказанного имущества действовало концессионное соглашение от 07 ноября 2017 г. № 2, заключенное между МО «Архаринский район», от имени которого выступает муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом Архаринского района, и ООО «Архаринская теплоснабжающая компания № 3».

24 июня 2019 г. между МО «Архаринский район», от имени которого выступает муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом Архаринского района, и конкурсным управляющим ООО «Архаринская теплоснабжающая компания № 3» в лице арбитражного управляющего Ф.И.О.10 заключено соглашение о расторжении концессионного соглашения от 07 ноября 2017 г. № 2.

30 августа 2019 г. между муниципальным учреждением отдел по управлению муниципальным имуществом Архаринского района в лице начальника отдела ФИО1 и обществом с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» (далее ООО «АКК») заключен договор аренды муниципального имущества № 3.

В соответствии с договором аренды муниципального имущества от 30 августа 2019 г. № 3 муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом – арендодатель, предоставляет ООО «АКК» – арендатору за плату во временное пользование и владение имущество, указанное в приложении № 1 к данному договору – объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в целях производства тепловой энергии, передачи тепловой энергии, теплоносителя, оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, подключения системы теплоснабжения потребителей.

Договор аренды муниципального имущества от 30 августа 2019 г. № 3 заключен на срок со 02 сентября 2019 г. до 30 сентября 2019 г..

Решением Арбитражного суда Амурской области от 28 июня 2020 г. по делу № А04-2097/2020 договор аренды муниципального имущества от 30 августа 2019 г. № 3 признан недействительным (ничтожным).

01 октября 2019 г. между муниципальным учреждением отдел по управлению муниципальным имуществом Архаринского района и ООО «АКК» заключено соглашение об осуществлении производственной деятельности на вышеуказанных объектах и о выполнении комплекса мероприятий, обеспечивающих производственную деятельность. По данному соглашению ООО «АКК» переданы вышеуказанные объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения согласно перечню, изложенному в приложении к соглашению.

28 декабря 2019 г. было размещено предложение о заключении концессионного соглашения на сайте torgi.gov.ru на объекты теплоснабжения, находящиеся в собственности муниципального образования Архаринский район, расположенные на территории сельских поселений, входящих в состав Архаринского района: с. Аркадьевка, с. Антоновка, с. Грибовка, с. Журавлевка, с. Иннокентьевка, с. Касаткино, с. Кундур, с. Ленинское, с. Новоспасск, с. Отважное, с. Северное, с. Урил.

13 февраля 2020 г. были подведены итоги конкурса, в связи с чем, на сайте torgi.gov.ru был размещен протокол о том, что не подано ни одной заявки.

08 марта 2020 г. было размещено предложение о заключении концессионного соглашения на сайте torgi.gov.ru на объекты теплоснабжения, находящиеся в собственности муниципального образования Архаринский район, расположенные на территории сельских поселений, входящих в состав Архаринского района: с. Ядрино. Были также подведены итоги данного конкурса, в связи с чем, на сайте torgi.gov.ru был размещен протокол о том, что не подано ни одной заявки.

В настоящее время заключены все концессионные соглашения в установленном законом порядке.

Согласно положениям договора аренды муниципального имущества от 30 августа 2019 г., арендатор – ООО «Архаринская коммунальная компания» обязан нести расходы, связанные с эксплуатацией арендуемого имущества; после подписания договора в десятидневный срок заключить в обязательном порядке договоры на эксплуатационные, коммунальные и хозяйственные услуги (п. 2.2.3 договора); оплачивать коммунальные и прочие целевые услуги по отдельному договору с поставщиками услуг (п. 2.2.4 Договора).

03 октября 2019 г. ПАО «ДЭК» в адрес Отдела направлено письмо № 33-09-06/3166 о том, что договор аренды муниципального имущества от 30 августа 2019 г. № 3 противоречит действующему законодательству. Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, если срок эксплуатации объекта превышает пять лет, осуществляется только по концессионным соглашениям на основании результатов конкурса. До момента подтверждения надлежащей передачи права пользования энергопринимающим имуществом, объем потребления электроэнергии с сентября 2019 г. будет предъявляться собственнику. Вместе с письмом для подписания направлен муниципальный контракт.

31 декабря 2019 г. между ПАО «ДЭК» и Отделом в лице начальника Ф.И.О.1 заключен муниципальный контракт № РААР1280. Предметом данного контракта является оказание услуг по передаче электрической энергии на объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, указанные выше.

В силу условий контракта муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом Архаринского района обязано оплачивать приобретаемую электрическую энергию. В соответствии с п. 9.1 данного контракта, контракт вступает в силу с 01 сентября 2019 г. и действует по 30 ноября 2019 г..

В соответствии с п. 5.1 цена контракта составляет 726 821 руб. 76 коп. на весь период его исполнения.

Согласно ответу ПАО «ДЭК» от 10 ноября 2020 г. № 33-03-06/754 на требование прокурора района, оплату за период со 02 сентября 2019 г. по 30 ноября 2019 г. производило муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом за счет средств бюджета Архаринского района.

В общей сложности за счет средств районного бюджета по муниципальному контракту от 31 декабря 2019 г. № РААР1280 оплачено 726 821 руб. 76 коп., что подтверждается платежными поручениями.

17 декабря 2020 г. между администрацией Архаринского района, МУ отделом по управлению муниципальным имуществом Архаринского района и ООО «АКК» заключено соглашение о погашении затрат в бюджет Архаринского района по оплате электроэнергии, понесенных Отделом в соответствии с договором энергоснабжения № РААР1280 от 01 октября 2019 г., за период со 02 сентября 2019 г. по 30 ноября 2019 г., в сумме 726 821 руб. 76 коп., в установленном порядке (с февраля 2021 г. по июль 2021 г.).

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с ч. 2 ст. 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.

Разрешая по существу заявленные требования, руководствуясь вышеизложенными нормами права, а также положениями Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 07.12.11 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», исследовав материалы дела, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд первой инстанции исходил из того, что права владения и (или) пользования в отношении вышеуказанного муниципального имущества – объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения могли быть предоставлены только на основании концессионного соглашения, заключенного по результатам конкурсных процедур, а также из того, что договор аренды муниципального имущества от 30 августа 2019 года № 3, заключенный между муниципальным учреждением отдел по управлению муниципальным имуществом Архаринского района и ООО «Архаринская коммунальная компания», заключен и действовал с нарушением требований федерального законодательства, соглашение от 01 октября 2019 года носит характер притворной сделки, направленной на сокрытие фактически сохранившего силу договора аренды от 30 августа 2019 года № 3, пришел к выводу, что незаконная передача муниципального имущества ООО «Архаринская коммунальная компания» по договору аренды явилась результатом ненадлежащего исполнения ответчиком своих должностных обязанностей как начальника муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом Архаринского района, нарушения им положений законов вопреки требованиям Положения об отделе и должностной инструкции, в связи с чем удовлетворил заявленные требования в полном объеме и взыскал с ФИО1 в доход МО «Архаринский район» Амурской области убытки – стоимость предоставленных услуг по передаче электрической энергии на объекты муниципального имущества Архаринского района за период со 02 сентября 2019 г. по 30 ноября 2019 г. в размере 726 821 руб. 76 коп..

Между тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.

Обращаясь с исковым заявлением, прокурор Архаринского района Амурской области, наряду с иными нормами гражданского законодательства, сослался на положения ст. 15 ГК РФ, а суд, при вынесении решения, применил также и положения ст. 1064 ГК РФ.

В соответствие со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

По смыслу статей 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязанность возместить причиненный вред как мера гражданско-правовой ответственности применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения(деликта), включающего, наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда, а также его вину. Доказыванию в рамках гражданского дела подлежит каждый элемент состава деликта.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от <дата> N 39-П также отметил, что привлечение физического лица к ответственности за деликт в каждом случае требует установления судом состава гражданского правонарушения, - иное означало бы необоснованное смешение различных видов юридической ответственности, нарушение принципов справедливости, соразмерности и правовой определенности вопреки требованиям ст. 19 (ч. ч. 1 и 2), 34 (ч. 1), 35 (ч. ч. 1 - 3), 49 (ч. 1), 54 (ч. 2) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.

Между тем истцом, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, относимых, допустимых и достаточных доказательств наличия в действиях ответчика состава гражданско-правового деликта, не представил, в связи с чем судебная коллегия находит доводы представителя ответчика об отсутствии причинно-следственной связи между конкретными действиями(или бездействием) ответчика Ф.И.О.1 и его вины в наступлении неблагоприятных последствий для муниципального образования, - заслуживающими внимания.

Установленные судом первой инстанции обстоятельства «незаконной передачи муниципального имущества - объектов тепло и водоснабжения ООО «АКК» по договору аренды», сами по себе, в сложившейся обстановке, когда предыдущее предприятие, являвшееся концессионером, по ранее действовавшему соглашению было признано банкротом, в отсутствии доказательств наличия реальной возможности для заключения в ограниченный срок, - до начала отопительного сезона, нового концессионного соглашения, - о противоправности поведения ответчика не свидетельствуют. Поскольку процесс заключения концессионного соглашения является длительным и трудоемким, зависящим не только от волеизъявления и действий основных участников, так как помимо концессионера и концедента(муниципального образования) в его заключении принимает участие Амурская область( субъект РФ), устанавливающий тарифы, соответствующие как параметрам деятельности концессионера, так и методам их регулирования, и утверждающий инвестиционные программы концессионера. Кроме того, процесс заключения концессионного соглашения происходит с обязательным проведением конкурсных процедур, предусмотренных ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», и обстоятельства дела свидетельствуют о том, что первый открытый конкурс не состоялся по причине отсутствия участников. В данной связи судебная коллегия также соглашается с не опровергнутыми стороной истца доводами представителя ответчика о том, что данные действия ФИО1(по заключению краткосрочного договора аренды) были направлены на необходимость обеспечения полномочий органа местного самоуправления в сфере теплоснабжения(ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении»), и недопущение неблагоприятных последствий для потребителей.

Кроме того, как истец при предъявлении исковых требований, так и суд, при их разрешении, указали на обстоятельства того, что ответчик ФИО1, является начальником муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом Архаринского района, однако оставили без внимания, что как работник, находящийся в трудовых отношениях с органом муниципального образования, он несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей по нормам трудового законодательства.

Таким образом, суд апелляционной инстанции исходя из обстоятельств дела, пришел к выводу о том, что к спорным правоотношениям подлежали применению нормы ТК РФ о материальной ответственности работника.

Статьей 232 ТК РФ предусмотрена обязанность стороны трудового договора (работодатель или работник), причинивший ущерб другой стороне, возместить этот ущерб в соответствие с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Условия и порядок возложения на работника, причинившего работодателю имущественный ущерб, материальной ответственности, пределы такой ответственности определены главой 39 Трудового кодекса Российской Федерации «Материальная ответственность работника».

В случае предъявления соответствующих требований подлежал доказыванию обширный массив фактических и правовых вопросов, касающихся как процедуры привлечения работника к материальной ответственности, включающей в себя создание комиссии, проведение проверки, истребование объяснения работника, так её вида(полная или ограниченная), наличие прямого действительного ущерба у работодателя(понятие которого отличается от убытков по ст. 15 ГК РФ), противоправность поведения (действий или бездействия) работника, причинная связь между действиями или бездействием работника и причиненным работодателю ущербом, вина работника в причинении ущерба, наличие оснований для снижения размера ущерба, подлежащего взысканию с работника.

Между тем наличие оснований для привлечения ответчика к материальной ответственности по нормам трудового законодательства, не являлось предметом заявленных исковых требований, в связи с чем не входило и в предмет доказывания по рассмотренному делу.

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», разъяснено, что судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в соответствии с частью 4 статьи 327.1 ГПК РФ не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции (например, требование о компенсации морального вреда).

С учетом изложенного, и исходя из полномочий суда апелляционной инстанции, судебная коллегия лишена оснований для выводов относительно возможности или невозможности взыскания с ответчика заявленных истцом убытков по нормам трудового законодательства.

Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что положениями ст. 1081 ГК РФ предусмотрена возможность регрессного требования к должностному лицу, в связи с незаконными действиями (бездействиями) которого произведено указанное возмещение.

Согласно ч. 3.1 ст. 1081 ГК РФ Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным статьями 1069 и 1070 настоящего Кодекса, а также по решениям Европейского Суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.

По смыслу положений ч. 3.1 указанной нормы, должностные лица могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности в порядке регресса только в случае деликтной ответственности государственного или муниципального образования.

Должностные лица не несут гражданско-правовую ответственность за иной ущерб, причиненный их действиями государственному или муниципальному образованию. В этом состоит принципиальное отличие ответственности руководителя государственного органа или органа местного самоуправления от ответственности руководителей юридических лиц, которые несут ответственность чаще всего именно за убытки, причиненные юридическому лицу(обществу) в связи с нарушениями норм о заключении договоров.

В силу положений п. 1 ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные и оспариваемые права.

Обращаясь с иском, прокурор указал на убытки причиненные муниципальному образованию Архаринский района в размере 726 821 руб. 76 коп., которые представляют собой оплату электроэнергии за период со 02 сентября 2019 г. по 30 ноября 2019 г. по муниципальному контракту № РААР1280 от 31 декабря 2019 г. между ПАО «ДЭК» и Отделом по управлению муниципальным имуществом на оказание услуг по передаче электрической энергии на объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, т.е. за период когда не было заключено новое концессионное соглашение. Оплату указанных расходов производило муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом за счет средств бюджета Архаринского района.

Между тем из дела видно, что 17 декабря 2020 г. между администрацией Архаринского района, МУ отделом по управлению муниципальным имуществом Архаринского района и ООО «АКК»(новый концессионер) заключено соглашение о погашении затрат в бюджет Архаринского района по оплате электроэнергии, понесенных Отделом в соответствии с договором энергоснабжения № РААР1280 от 01 октября 2019 г., за период со 02 сентября 2019 г. по 30 ноября 2019 г., в сумме 726 821 руб. 76 коп., в установленном порядке, согласно графика (с февраля 2021 г. по июль 2021 г.).(л.д. 254-255 т.2)

Представленными в суд апелляционной инстанции платежными поручениями от 05.03.2021 № 28, а также от 23.03. 2021 № 90, подтверждено, что ООО «АКК» приступило к исполнению условий соглашения от 17 декабря 2020 года, возместило в адрес Администрации Архаринского района(на счет финансового управления) затраты по оплате электроэнергии на общую сумму 363 410, 89 рублей.

Таким образом, новый концессионер, в фактическом пользовании которого находились объекты тепло, водоснабжения и водоотведения с начала отопительного сезона 2019 года, приступил к возмещению собственнику понесенных им расходов, на содержание его имущества, что не дает оснований полагать права неопределенного круга лиц, муниципального образования Архаринского района, в интересах которого предъявлен иск, нарушенными. В связи с чем оснований для удовлетворения иска не усматривается.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что судом, при рассмотрении исковых требований по существу, неверно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, а также существенно нарушены нормы материального права, в связи с чем решение по делу подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Архаринского районного суда Амурской области от 23 декабря 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении прокурора Архаринского района Амурской области в защиту интересов муниципального образования «Архаринский район» Амурской области к ФИО1 о взыскании в доход муниципального образования «Архаринский район» Амурской области убытков, судебных расходов – отказать в полном объеме.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

1версия для печатиДело № 33АП-869/2021 (Определение)